Публикация материала во 2 Международной заочной научно-практической конференции «Педагогика XXI века: теория, практика, перспективы»
статья на тему

Алёхина Марина Васильевна

"Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством детского экспериментирования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл murashova_m.v.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

Мурашова Марина Васильевна,

Воспитатель,

МБДОУ «Детский сад №73-ЦРР», г. Бийск

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

Дошкольное образование по ФГОС ДО призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н. Н. Подьяков, А. Н. Поддьяков, О. В. Дыбина, О. Л. Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения. Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе.

Экспериментальная деятельность имеет следующие цели:

  1. развивать познавательную активность детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования;
  2. создавать условий для формирования основного целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами элементарного экспериментирования;
  3. развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
  4. развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;
  5. создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.
  6. учить самостоятельно, проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.

Развитие творческой и познавательной активности детей  дошкольного возраста посредством детского экспериментирования способствует развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях, стремления к самостоятельному познанию и размышлению для успешной социализации.

Содержание опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста построено исходя из трех блоков педагогического процесса, это: специально-организованное обучение в форме занятий, совместная деятельность взрослого с детьми, свободная самостоятельная деятельность детей.

В опытно-экспериментальной деятельности используются следующие формы работы: непосредственно-образовательная деятельность, плановые эксперименты, дидактические игры, беседы, наблюдение и труд, работа в лаборатории.

Форма организации детей может быть как индивидуальная, так и  групповая (с подгруппой, фронтальная (со всей группой). Предпочтение отдается подгрупповой форме организации экспериментальной работы. Наблюдения и эксперименты могут быть случайными и плановыми.

В каждом эксперименте можно выделить следующую структуру:

  1. Осознание того, что хочешь узнать;
  2. Формирование задачи исследования, продумывание методики эксперимента, выслушивание инструкций, прогнозирование результатов;
  3. Выполнение работы, соблюдение правил безопасности, наблюдение результатов;
  4. Фиксирование результатов, анализ полученных данных;
  5. Словесный отчет об увиденном, формулирование выводов.

Условия проведения экспериментирования:

  1. учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения, т. к. именно в старшем дошкольном возрасте наглядно-образное мышление начинает заменяться словесно-логическим и когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух.
  2. учитывать также индивидуальные различия, имеющиеся у детей,
  3. не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов,
  4. необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу.
  5. в любом возрасте роль педагога остаётся ведущей, без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности.
  6. педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно.
  7. в работе с детьми надо стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты - это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить.

Ожидаемые результаты.

Вся экспериментальная работа приводит к тому, что дети дошкольного возраста:

  1. самостоятельно выделяют и ставят проблему, которую необходимо решить. Предлагают возможные решения.
  2. доказывают возможные решения, исходя из данных, делают выводы.
  3. применяют выводы к новым данным, делают обобщение.
  4. формируют уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и, как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.

Результативность, эффективность и существенные изменения работы можно проследить по диагностическому обследованию детей, которое следует проводить по тем стандартным методикам, соответствующим образовательной программе ДОУ, подобранные с учетом возрастных особенностей детей.

Список литературы:

1. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.

2. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения.: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.

3. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры /сост. Н. В. Нищева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО -ПРЕСС», 2015. - 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра- радость движения ( сборник материалов Международной заочной научно- практической конференции «Перспективные формы, методы и приемы организации учебно- воспитательного процесса: из опыта работы»)

Методическая разработка «Игра - радость движения»»  предусматривает приобщение детей к традициям чувашского народа через чувашские подвижные игры. В содержание игрового занятия ...

Статья с Международной заочной научно - практической конеренции

"Проблемы и перспективы равития дошкольного образования в современной ситуации"...

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ Материалы I Международной заочной научно-практической конференции 30 сентября

Принела учасие в коференции "А К Т У А Л Ь Н Ы Е В О П Р О С Ы П Е Д А Г О Г И К И И П С И Х О Л О Г И И" . Предложила для печати игровую программу «В гостях у водяного». Выписка из книги....

Публикация материала в 1 Международной заочной научно-практической конференции "Актуальные вопросы педагогики и психологии"

quot;Экологическое воспитание детей посредством реализации экологических проектов"....