Главные вкладки

    «Ладушки – ладушки!» (Программа развивающих игр-занятий для детей раннего возраста)
    рабочая программа (младшая группа) на тему

    Агирова Любовь Ивановна

      Программа  развивающих  занятий «Ладушки-ладушки»  направлена на активизацию развития речи  и всестороннее развитие детей раннего возраста (от 1,5  до 3 лет) на основе современных методов организации игровой деятельности, социализацию в обществе сверстников  и психолого-педагогическое просвещение родителей.

        Содержание  программы  учитывает  возрастные  и  индивидуальные особенности  воспитанников  групп  раннего  возраста  дошкольного учреждения и обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,5   до 3 лет по основным направлениям:  речевое развитие , социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_razv.z._15-3goda.docx43.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 124»   комбинированного вида

    адрес: Нижегородская обл., г. Дзержинск, ул. Терешковой, д.42

    тел. 8 /8313 / 34 19 67   E-mail: ds124@uddudzr.ru

    Согласовано                                                                                           Утверждаю:                                                              

    методическим советом                                                     /Заведующий МБДОУ «Детский сад № 124»                                

    МБУ ДО ППМС-Центр                                                     комбинированного  вида  Шорохова Н.А./

    «____»________2018г.                                                «____»_________2018г.

    «Ладушки – ладушки!»

    (Программа развивающих игр-занятий

    для   детей  раннего  возраста)

                                                     

                                                                           Программа составлена

                                                                           педагогом – психологом

                                                                           Агировой Л.И.

                                                                   Срок  освоения: 2 года

    2018 г.

    СОДЕРЖАНИЕ:

    1. Пояснительная записка……………………………………………          3

    1. Возрастные особенности                                       ……………….         5

    1. Тематическое  планирование…………………………………               6

    1. Общая структура  занятий                         ………………………….      7                                

          5.План развивающих занятий                                       ………………         9

    6. Методическое  обеспечение    …………………………………………..… 10

    7. Приложение…………………………………………………………...    11

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Программа  развивающих  занятий «Ладушки-ладушки!»  для  детей раннего возраста  составлена в соответствии нормативно - правовым документам:

    - Закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ

    «Об образовании в Российской Федерации».

    - Письмо Департамента образования и науки Администрации Нижегородской области  № 01-24/ 1262 от 23.05.2001г. «Об организации деятельности  службы практической психологии в системе образования Нижегородской области».

    - методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся  в учебно-воспитательном процессе в условиях модернризации образования (Приложение к Письму МинОбр РФ от 27.06.2003г. № 28-51-513/16

    - Письмо Министерства образования Нижегородской области «Методические  рекомендации по  разработке  образовательной  программы» № 316-01-100-1674/14 от 30.05.2014г.

         - Требования СанПин 2.4.1.3049-13 ("Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций").

    - Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного  учреждения «Детского сада № 124» комбинированного вида;

    - Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сада № 124» комбинированного вида .

      Программа  развивающих  занятий «Ладушки-ладушки»  направлена на активизацию развития речи  и всестороннее развитие детей раннего возраста (от 1,5  до 3 лет) на основе современных методов организации игровой деятельности, социализацию в обществе сверстников  и психолого-педагогическое просвещение родителей.

        Содержание  программы  учитывает  возрастные  и  индивидуальные особенности  воспитанников  групп  раннего  возраста  дошкольного учреждения и обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,5   до 3 лет по основным направлениям:  речевое развитие , социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,.

        Особенность программы  заключается в том, что родители  становятся непосредственными участниками образовательного процесса:   родители детей групп раннего возраста  приглашаются на встречи «Клуба  Молодых родителей», где предлагаются мастер-классы с  видео-просмотрами занятий педагога-психолога с детьми  что позволяет лучше понять своего ребенка, следить за его развитием и быть полноценным участником его воспитания и образования. Родители получают определённые знания в различных видах совместной деятельности с детьми: в игре, наблюдении, экспериментировании, решении проблемных ситуаций.

      Актуальность  программы  развивающих занятий обусловлена  запросом  родителей :  по результатам анкетирования  70% процентов родителей  тревожит  развитие  речи  их малышей.

         Известно, что ранний возраст – сензитивный период  для сенсорного  и речевого  развития, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка.

        Очень важно так построить жизнь ребёнка, что – бы он смог максимально использовать возможности этого возраста.  Именно поэтому в развитии ребёнка так велика роль людей, которые должны помочь ребёнку гармонично развиваться.

    Целью  программы  развивающих  занятий «Ладушки-ладушки»  является активизация    речевых, познавательных  процессов  детей групп раннего возраста.

     Задачи :  способствовать развитию  общей и мелкой моторики, снятию эмоционального и мышечного напряжения, способности  ребёнка удерживать зрительное и слуховое внимание и  целенаправленное восприятие на основе пальчиковых игр; совершенствовать эмоциональную активность.

     Категория детей, возраст:

      Программа  развивающих  занятий «Ладушки-ладушки!»  рассчитана  для детей групп раннего возраста ( от 1,5 - 3 лет).

      Возрастные ограничения не являются жёсткими:  ориентир  на актуальный уровень развития детей.  

    Срок  реализации:  2 года.

    Возрастные  особенности детей  раннего возраста

    Показатели

    Характеристика

    Ведущая потребность

    Потребность в любви.

    Ведущая функция

    Восприятие

    Игровая деятельность

    Партнерская со взрослыми; индивидуальная с игрушками, игровое действие

    Отношение со взрослыми

    . Ситуативно-деловое: взрослый – источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству.

    Отношения со сверстниками

    Эмоционально-практическое: сверстник малоинтересен.

    Эмоции

    Восприимчивость к эмоциональным состояниям окружающих, «эффект заражения». Проявления положительных и отрицательных эмоций зависит от физического комфорта.

    Способ познания

    Предметно-манипулятивная деятельность, метод проб и ошибок.

    Объект познания

    Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначения.

    Восприятие

    Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма)

    Внимание

    Непроизвольное; быстро переключается с одной деятельности на другую. Удерживает внимание 5-10 мин. Объем внимания 3-4 предмета.

    Память

    Непроизвольная (эмоционально окрашенная информация), преобладает узнавание, а не запоминание; кратковременная. Объем памяти 3-4 предмета из 5.

    Мышление

    Наглядно-действенное: возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами

    Воображение

    Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа)

    Условия успешности

    Разнообразие окружающей среды; физический комфорт..

    Новообразования возраста

    Формирование Я-концепции

    Тематический план

    (для детей от 1,5 до 2-х лет)

    Тема

    Количество часов

    1

    «Зайка  в гости к нам пришел»

    4

    2

    « Мы споём и станцуем для  Зайки»

    4

    3

    « Вместе  поиграем!»

    4

    12

    Тематический план

    (для детей  от 2-х до 3-х лет)

    Тема

    Количество часов

    1

    « В гостях у Колобка» (в Игровой комнате)

    4

    2

    « Играем с Колобком »  

    3

    3

    « Разноцветные игры Колобка»  

    3

    4

    « Любимые игры Колобка» (диагностические  игры для малышей0

    2

    12

    Общая  структура  занятий

    Структура  занятия

    Продолжительность

    Цели

    1.

    Вводная  (организационная)  часть

    1  мин.

    - создание положительного эмоционального настроя малышей на встречу с психологом;

    2.

      Основная  часть.

    - массаж  пальчиков рук;

    - обыгрывание потешки/ игра – забава;

    -  рисование пальчиками / действия с бумагой, другими предметами.

     

    5 - 6мин.

    - активизация речевого развития через тренировку мелких движений пальцев рук;

    - развивать сенсорное восприятие детей;

    - вызвать положительный эмоциональный отклик (интерес, удивление, восторг) детей на увиденное;

    3.

      Заключительная  часть.

    - игра малой подвижности. 

    2 мин.

    - закрепление  положительного эмоционального настроя  малышей : радость общения со взрослыми.

    Количество занятий: 24

    Продолжительность   занятий  :  9 – 10 минут.

    Регулярность  проведения :  1 раз  в  неделю.

    Форма  проведения : групповая ( 5 -7 детей), индивидуальная.

    Условия  проведения: групповое помещение, Игровая комната.

    План  развивающих  занятий

     1-ый год  ( 1,5 – 2 года)

    Краткое  содержание  занятия

    Материалы, обеспечение

    дата

    1-4

    1

    2

    3

    5-8

    1

    2

    3

    9-12

    1

    2

    3

    1-4

    1

    2

    3

    5-7

    1

    2

    3

    8 -

    10

    1

    2

    3

    11-12

     (в группе)

    «Зайка в гости к нам пришел»

    Вводная  часть.

      Встреча  с  малышами.

    - игровое упр. «Здравствуй, Зайчик!»;

    Основная часть.

    - массаж  пальцев рук:

    игровое упр. «Пальчики здороваются»;

    - обыгрывание потешки «Сорока-белобока».

    Заключительная   часть.

    - игра - танец малой  подвижности «Прятки».

    « Мы споём и станцуем для  Зайки»

    Вводная  часть.

    Встреча  с малышами.

    - игровое упр. «Здравствуй, Котик!»;

    Основная  часть.

    - «пальчиковые» игры  с  мячиком;

    - игровое упр. «Ладушки- ладошки»;

    Заключительная  часть.

    - игра – танец «Ай - да!» (из репертуара  муз.занятий)

    «Вместе  поиграем»

    Вводная  часть.

    Встреча с малышами.

    - игровое упр. «Здравствуй, Зайка!»;

    Основная  часть.

    - упр. «Где мячик?»

    - массаж  кистей  рук  с  использованием  массажных  мячиков;

    Заключительная  часть.

    - игра малой подвижности « Мы хлопаем, мы топаем».

    2-ой год    (2-3 года)

    « В гостях у Колобка»  (в Игровой)

    Вводная  часть.

    Встреча  с  малышами.

    - игровое упр. «Здравствуй, Колобок!»;

    Основная  часть.

    - «пальчиковые»  игры: «Здравствуй, пальчик!», «Пальчики здороваются»;               - обыгрывание потешки «Петушок».

    Заключительная  часть.

    - игра малой подвижности «Прятки».

    « Играем с Колобком»  

    Вводная  часть.

    Встреча с малышами.

    - игровое упр. «Здравствуй, Колобок!»

    Основная  часть.

    - «пальчиковые» игры:

     «Пальчики здороваются»; массаж  кистей  рук  с  использованием  массажных  мячиков;

    - игровое упражнение «Покажи пальчики!»

    Заключительная  часть.

    - игра – танец «Ай - да!» (из репертуара  муз. занятий)

    « Разноцветные игры Колобка»  

    .Вводная  часть.

     Встреча  с  малышами.

    - игровое упр. «Здравствуй, Колобок!»

    Основная  часть.

    - игровое упражнение «Развяжи бантик»;

    - массаж  пальцев рук с использованием массажных  мячиков;

    Заключительная часть.

    -  коллективное  рисование  пальчиками «Разноцветные мячики»

    Диагностические  игры и упражнения.

    - мягкая  игрушка Зайка;

    - «волшебный» мешочек с игрушкой:

    Сорока - белобока;

    - муз. сопровождение .

    - мягкая  игрушка  Зайка;

    - «Волшебный» мешочек с тряпичным мячиком;

    - муз.сопровождение

    - мягкая  игрушка Зайка;

    - «Волшебный» мешочек  с

      массажными  мячиками д. 2см. по количеству детей;

    - мягкий игровой модуль Колобок;

    - «волшебный» мешочек с игрушками: Петушком и цыплятами по количеству детей;

    - мягкий игровой модуль Колобок;

    - массажные  мячики  д. 2см. по количеству детей;

    - «Волшебный мешочек»  

     ( пластмассовые бигуди-липучки по количеству детей);

    - муз. сопровождение;

    - мягкий игровой модуль Колобок;

    - сенсорный Куб с разноцветными мягкими мячиками;

    - краски для «пальчиков»;

    - муз. сопровождение

     Диагностический комплект игр.                  

    Методы и средства оценки эффективности (результативности) программы.

    - наблюдение НПР детей ( анализ НПР ребенка на МППС, 1 раз в квартал)

    - анализ адаптации малышей к условиям ДОУ

     - анкетирование  родителей «Мой малыш» в рамках работы «КМС»;

            Развивающий эффект данного курса занятий проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений. Дети становятся более активными и уверенными в своих возможностях, также происходит развитие психофизиологических процессов, навыков общения и речевой деятельности. Занятие стимулирует развитие коммуникативных навыков, что способствуют развитию активного и пассивного словаря.

    Программное и методическое обеспечение

    Перечень методических, дидактических  пособий

    - Алямовская В. Ясли - это серьезно – М, 2009

    - Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду - М, 2003

    - Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ - М., 2004

    - Галкина Г.Пальцы помогают говорить.М.,2006г.

    - Евдокимова Е., ДодокинН.Детский сад и семья.- М.2007г (пед.кабинет).

    - Рузина М.С. Страна пальчиковых игр - М.,2000г.

    Теплюк С.Н. Лямина Г.М. Дети раннего возраста в детском саду.-М,2007г(пед.кабинет)

    - Чиркова Т.И., Зимина Н.А. Проблемы в поведении ребенка раннего возраста  – Н-Н- 2001г.

    Диагностический комплекс

    - Развиваем детей раннего возраста (диагностика психического развития детей раннего возраста.К.Л.Печора, М., Сфера,2011г.

    ПРИЛОЖЕНИЕ


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию речи тема: "Ладушки, ладушки" 2 младшая группа

    конспект занятия по развитию речи тема: "Ладушки, ладушки" по сказкам 2 младшая группа...

    Конспект занятия "Ладушки, ладушки"

    Конспект занятия по развитию речи "Ладушки, ладушки" 1младшая группа...

    Конспект интегрированного занятия «ЛАДУШКИ, ЛАДУШКИ…» для детей 1 младшей группы

    Знакомство детей  с произведениями русского фольклора ....

    конспект занятия в младшей группе"Ладушки-ладушки"

    Цель: Сформировать элементарные представления о русских народных традициях, посредством изучения народной песни ,рисования народной утвариЗадачи:1. Закрепить  содержание русской народной песни ; ...

    Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе Тема занятия: «Ладушки – ладушки»

    Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группеТема занятия: «Ладушки – ладушки»...

    Кружковая работа программа «Ладушки-Ладушки» в 1-ой группе раннего возраста

    Кружковая работа программа «Ладушки-Ладушки»  в 1-ой группе раннего возраста...