Мастер – класс на тему: «Использование дидактических кукол для формирования интегративных качеств ребёнка».
материал по теме

Зайкова Жанна Львовна

 Мастер – класс  на тему: «Использование дидактических кукол для формирования интегративных качеств ребёнка». Цель мастер - класса: знакомство с педагогическими возможностями использования в образовательном процессе интерактивных кукол - Алёнушка, Матрёна, Сластёна, Клоун.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №26 «Теремок»

662200 г. Назарово Красноярского края

Мастер – класс

на тему: «Использование дидактических кукол для формирования интегративных качеств ребёнка».

Разработала: Зайкова Жанна Львовна

                                                             воспитатель первой  квалификационной        

                                                             категории

                                                             

         

Назарово 2016 г.

 Ход мастер – класса:

  1. Подготовительно – организационный этап

1. 1.  Вступительное слово

Здравствуйте, уважаемые гости! Меня зовут Зайкова Жанна Львовна. Я воспитатель первой квалификационной категории, работаю с малышами.

 Рада видеть вас на моём мастер – классе.

Сегодня я хочу представить вашему вниманию мастер – класс на тему: «Использование дидактических кукол для формирования интегративных качеств ребёнка».

Есть иголка у меня, ножницы, напёрсток,

 Куклу сделаю сейчас, из лоскутьев пёстрых,

 Я лицо ей разошью нитками цветными,

И волшебное сама выдумаю имя.

Цель мастер - класса: знакомство с педагогическими возможностями использования в образовательном процессе интерактивных кукол - Алёнушка, Матрёна, Сластёна, Клоун.

Вы верите в чудеса? Конечно, верите! Мы ведь работаем с самым великим чудом – с ребёнком! Не верите? Ну что же, попробую за время, отведённое на мой мастер – класс показать вам, что чудеса могут быть.

1.2.  Недавно на одном из форумов  прочла афоризм, который мне очень понравился:

«Всюду, где селится и живёт человек, кукла неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка».

 В подтверждение того, что любая кукла может творить чудеса, хочу рассказать вам  легенду.

 Во время междоусобной воины в одной стране, в которой люди потеряли надежду на победу и собирались сдаться, к императору пришёл мудрец и сказал: "Сделайте кукол в виде красивых девушек и выставьте их на крепостной стене". Император приказал сделать так, как сказал мудрец. И произошло чудо! Через день враги отступили. Император спросил мудреца, как он додумался до этого. Он ответил, что послал разведчика, который узнал, что жена вражеского императора очень ревнива, и когда она увидела красивых девушек, приказала мужу, чтобы он отступил. Так куклы спасли город.

Вот какие великие чудеса может совершить простая кукла!

1.3. На мастер – класс я пришла не одна, со мной пришли куклы: Алёнушка, Матрёна, Сластёна и  Клоун.

                 Подробнее остановлюсь на одной из них - Алёнушке. Кукла Алёнушка - тёзка названия шоколадки для дтей. В ней тоже таится загадка и сюрпризы. Алёнушка - не простая кукла, она интерактивная, так как позволяет включить детей в процесс «оживления». При этом дети взаимодействуют в режиме диалога в позиции  «педагог - ребёнок», «ребёнок - ребёнок». К тому же она предоставляет возможность ребёнку дополнять её до полного образа, включая при этом фантазию, что позволяет использовать куклу в игре многофункционально.

 

Мой мастер – класс будет посвящён куклам и тем возможностям, которые они дают для решения педагогических целей и задач.

  1. Актуализация.

2.1. Почему кукла стала темой моего выступления? Выбор темы актуализирован следующими основаниями.

 Во – первых. ФГОС ДО определяет педагогическую проблему:

 - решить задачу освоения детьми первоначальных представлений социального характера;

 - приобщить к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

 Во - вторых. Актуальность выбора темы определяется и моей собственной – материнской и профессиональной позицией. По – моему мнению, нашим детям сегодня не хватает таких кукол, которые несут доброту, материнство, семейные и национальные ценности.

2.2. Рассмотрим некоторые принципы, лежащие в основе данной работы.

1. Принцип гуманности воплощается в бережном отношении к куклам, как к «одушевлённому» в детском восприятии существу. Этот принцип обеспечивает социальную направленность дидактической игрушки, условие для живого общения.

 2. Принцип возрастных психологических особенностей. Исходя из того, что для дошкольника характерно эмоционально – образное восприятие предметов окружающего мира, кукла должна быть визуально привлекательной, расцветки – яркими, но не агрессивными.

 3. Принцип наличия развивающего эффекта реализуется педагогом путём постановки вопросов, заданий ребёнку, направленных на стимулирование памяти, внимания и мышления.

3 Использование дидактических кукол в педагогической деятельности позволили мне:

 - организовывать обучение через игру;

 - осуществлять плавный переход детей от одного вида деятельности к другой;

 - стимулировать речевую активность детей и обогащать речь за счет общения в процессе игры.

2.3. Считаю, что содействовать развитию ребенка может игрушка, наполненная добрым смыслом, побуждающая к положительным действиям. Напротив же, сегодня много кукол, которые отображают насилие, жестокость, оружие, стимулируют агрессивное, разрушительное поведение  - это травмирует психику ребенка. Экспертизы, которые проводятся в разных странах, показывают, что примитивная, дешевая «штамповка» из пластика, которая заполонила игрушечный рынок, зачастую угрожает здоровью и жизни детей. Выход вижу в том, что нужно заняться изготовлением игрушек, а именно кукол вместе с детьми и родителями.

 В своей работе не претендую на «изобретение велосипеда». Идея изготовить самодельную куклу не нова. Цель мастер – класса показать новые возможности, иные грани применения дидактической куклы.

2.4.Представляю вашему вниманию необычную куклу, сделанную руками нашего дружного коллектива. Посмотрите, разве не чудо, кукла оживает! Алёнушка ,  сделанная нами, хранит тепло наших рук, а также любовь к ребенку, которую мы в нее вложили. Она не идеальна в своём исполнении, но это и хорошо. На первый взгляд ничего необычного нет, возможно, вы даже видели что – то подобное, но если внимательно к ней присмотреться, то она нас удивит… Она «модница» в её гардеробе имеются четыре наряда. Не простые, а сезонные. Каждый ансамбль представляет время года: весна, лето, осень, зима. Кукла эстетически привлекательна, мгновенно притягивает к себе взгляд. Хочется подойти и подробно рассмотреть каждую деталь ее наряда, и вы увидите, что это не просто украшение в виде «снеговика», «шишки», «ёлочки», а самые настоящие кармашки! Зачем, спросите вы? А это сюрприз, поэтому эту куклу можно назвать сюрпризной. Наличие карманов позволяет «спрятать» в них сюрпризы: мелкие игрушки, оборудование для непосредственно образовательной деятельности  (магнит, цифры, увеличительное стекло, буквы, мелки и другое), а также сладкое угощение. А тот факт, что карманы застёгнуты разными способами (пуговицы, липучки, молнии, кнопки и др.) «усложняет», в хорошем смысле, ребёнку задачу, развивает мелкую моторику рук. Развитию сенсорики способствует угадывание ребёнком на ощупь через ткань кармашка спрятанного в нём предмета.

 2.5. На слайде представлено 10 причин сделать такую куклу.

 1. Интерактивная (даёт возможность взаимодействовать в режиме диалога в системах «педагог - ребёнок», «ребёнок - ребёнок»);

 2. Яркая (разноцветье красок радует глаз ребенка, повышает эмоциональный тонус);

3. Оригинальная (необычность привлекает внимание детей, второй такой куклы нет);

4. Экологически безопасная (изготовлена в основном из натуральных материалов);

 5. Многофункциональная (используется в непосредственно образовательной деятельности, развлечениях, в интерьере);

6. Управляемая (наличие потайных карманов на голове сзади и на руках, в которые воспитатель вставляет руки, дает возможность работать с куклой по принципу "бибабо" и создает впечатление "ожившей" куклы);

 7. Гигиеничная (переодевание куклы позволяет выстирать одежду или обновить наряд);

8. Образная (внешний вид куклы формирует соответствующее образное восприятие. Ярко выраженные человеческие качества - наивность, озорство несут в себе некую заданность, что определяет направление диалога);

 9. Неуклюжая (общение с неуклюжей куклой помогает ребенку легче переживать собственные недостатки);

10. Сюрпризная (наличие карманов на одежде куклы дает возможность прятать в них сюрпризы - подарки, игрушки, конфеты).

 2.6.После всего сказанного, я надеюсь, что у вас появилось желание сделать себе такую же куклу. Сшить куклу своими руками можно даже не имея каких-то специальных навыков. Для изготовления куклы нам понадобится ткань и набивочный материал. Ткань- бязь, лен, рекомендую использовать старые трикотажные футболки, простыни, в общем, все, что есть под рукой и не жалко. В качестве наполнителя обычно использую синтепон.

 Переносим выкройку сначала на бумагу, потом на ткань.

 Вырезаем.

 Прошиваем все детали.

Делаем небольшие надсечки ножницами, немного не доходя до шва, в округлых местах, чтобы при выворачивании ткань лежала ровно. Выворачиваем детали, проглаживаем и начинаем набивать с головы. Когда головка и тело туго набиты, берем шнурок и перетягиваем место, где должна быть шея. Низ пока скрепим иголочками. Набиваем руки и ноги. Ноги вставляем в отверстие в тельце и прошиваем. Руки пришиваем потайным швом к тельцу. Глазки и ротик - можно нарисовать, вышить, приклеить готовые или самодельные. Носик - по желанию.

 Теперь осталось самое интересное, но я умышлено решила дальше не рассказывать, чтобы не навязывать какой-то конкретный образ.

 Включите свою фантазию и попробуйте создать свою куклу, неповторимую и в единственном экземпляре.

  1. Основная часть

3.1. Куклу сшили, можно и поиграть. Предлагаю вашему вниманию несколько примеров из практики использования куклы в решении педагогических задач:

 ФГОС ДО  рекомендует реализовывать воспитательно - образовательный процесс через игру. И здесь нашим помощником станет кукла. Представьте ситуацию, дети заняты свободной игровой деятельностью, мне необходимо осуществить переход из одного вида деятельности в другой. Внеся куклу в группу, усаживаю её на стул. Она красивая, яркая, необычная, что сразу же привлекает внимание детей. Они сами подходят к ней, рассматривают её. Когда я вижу, что дети заинтересовались куклой, то начинаю диалог:

 - Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла Алёнушка.

 - Здравствуйте, ребята.

- Я пришла к вам в гости и принесла что - то интересное, оно у меня в кармане. Хотите, узнать, что у меня там лежит? Тогда попробуйте угадать - на ощупь (ребёнок ощупывает через ткань кармана предмет, и пытается угадать его).

- Как ты думаешь, что это? (Буква «А»)

 - Доставай, посмотрим.

 - Правильно, это буква «А», она обозначает звук [А].

 - У нас в группе есть предметы, игрушки, в названиях которых спрятался звук [А]. Давайте их найдём. (Вместе с детьми ходим по группе и находим предметы и игрушки). Таким образом, Алёнушка помогает в решении образовательной задачи: переключить внимание детей от одного вида деятельности к другой, организовать обучение через игру.

3.2. Другая ситуация. Вследствие непредвиденных обстоятельств коллега попросила меня поработать у неё на группе. Вначале рабочего дня ко мне подошёл мальчик и рассказал о том, что у него сегодня день рождения. Кукла опять меня выручила! Алёнушка «обращается» к детям.

 - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Алёнушка, а мальчик Илья в вашу группу ходит?

- Я узнала, что у него сегодня день рождения.

 - Илья, поздравляю с днём рождения, и дарю тебе…, а вот что – секрет, хочешь узнать, какой подарок я тебе приготовила? Отгадай мои загадки. Чёрный Ивашка, Деревянная рубашка. Где носом проведёт, Там и след кладёт. (Карандаш).  Если сломан карандаш – Я помощник верный ваш. Я как врач, его лечу – Быстро, остро заточу. (Точилка)

- Молодец, все загадки отгадал, возьми свои подарки. Достаю из карманов карандаш и точилку. А раскраску подарили ему дети.

 - Ребята, давайте в честь именинника поводим хоровод. (Кукла вместе с детьми водит хоровод). Ещё в карманах нашлись вкусные конфеты, которыми Алёнушка угостила детей. Так кукла «устроила» праздник Илье и всем детям, почти экспромтом.

3.3. Ещё одна ситуация.

 - Представьте себе ребёнка, который плачет в первые дни посещения детского сада. Внеся куклу в группу, привлекаю внимание детей, подхожу к плачущему ребёнку.

- Какой красивый мальчик (девочка).

- Как тебя зовут?

 - А меня зовут Алёнушка.

- Посмотри, какой красивый у меня сарафан, он тебе нравится?

 - Ты тоже сегодня нарядно одет. Мне нравится твоя рубашка.

 - Хочешь, я тебе покажу что - то очень интересное? Пойдём со мной. (Идём, садимся за стол, расправляю на столе юбку сарафана с кармашками).

 - Посмотри, сколько у меня много карманов на сарафане и в каждом кармашке у меня что – то есть. Расстегни кармашек и достань то, что там лежит. (Достаёт из кармана мелкие игрушки).

 - Давай вместе с ними поиграем. (Берем игрушки и идём играть). Вот так легко, с помощью куклы Алёнушки можно успокоить плачущего ребёнка, наладить с ним контакт и увлечь его игрой.

 Одним словом, самодельная кукла «Алёнушка»  у творческого педагога найдет широкое применение в воспитательно-образовательной работе с детьми. Итак, я познакомила вас с интерактивной куклой «Алёнушкой».

3.4. А сейчас прошу вас принять участие в разработке новых приёмов использования дидактических кукол в режиме представленной технологии. Для этой работы мы разделимся на группы. Каждой группе будет предложена кукла и творческое задание к ней. На обсуждение в группах отводится 10 минут, на защиту творческого материала 5 минут. Презентация наработанного материала может быть в любой интегрированной форме, приветствуется использование: сценария, плаката, рекламы, обыгрывание ситуаций, художественное слово и другое на ваше усмотрение. Но главное условие – должна быть задействована кукла. Прошу вас разделиться на четыре группы. (Участники делятся на группы). Первая группа работает с куклой «Сластёной». Ваше задание. Придумать содержание беседы и вопросы детям о пользе и вреде конфет. Второй группе посчастливится поработать с куклой клоуном. Вам нужно предложить физические упражнения, которые можно выполнить с помощью предметов, спрятанных в карманах куклы. Участники третьей группы поиграют с куклой «Матрёной». Разработайте, пожалуйста, фрагменты НОД с использованием предметов, которые вы найдёте в карманах «Матрёны». Четвёртой группе досталась «Алёнушка». Применяя картинки, которые находятся в кармашках куклы, составьте, пожалуйста, конспект прогулки с использованием различных образовательных областей.

  1. Выступления от групп.

 Спасибо за предложенные приёмы в работе с дидактическими куклами. Я обязательно возьму их на заметку и применю на практике.

  1. Рефлексия.

  5.1.Дальнейшее обсуждение, проведём с использованием метода «Шести думающих шляп» (Эдвард де Боно). Для его проведения приглашаю шесть помощников. Выйдите, пожалуйста, возьмите какую-нибудь из шляп.  Каждая шляпа своим цветом символизирует её функцию или задание. Задания написаны сзади шляп, и на слайде. В течение 5 минут, подумайте над этими заданиями, посовещайтесь с теми, кто сидит рядом с Вами. И затем предложите, пожалуйста, свой вариант ответа.

 Красная – шляпа эмоции.

- Подумайте, пожалуйста, какие у вас лично чувства и эмоции вызывают данные куклы?

 Белая – шляпа информации.

 -Скажите, пожалуйста, какая дополнительная информация вам понадобится для того чтобы оценить эти куклы?

 Жёлтая – шляпа оптимизма.

 - Найдите, пожалуйста, положительные стороны. Что хорошего в этих игрушках?

 Зелёная – шляпа прибыли.

 - Подумайте, пожалуйста, как можно использовать куклы для получения прибыли, для зарабатывания денег?

 Чёрная – шляпа пессимизма.

 - Найдите, пожалуйста, недостатки, тайные угрозы, негатив, критику.

 Синяя – шляпа творчества.

 - Предложите, пожалуйста, свои варианты использования данной куклы.

5.2.Выступления

Пять минут прошли, приглашаю приступить к обсуждению. Отвечать можно с места.

1. Итак, очаровательная красная шляпа, скажите, пожалуйста, какие у вас лично чувства и эмоции вызывают данные куклы?

 2. Обладательница белой шляпы, скажите, пожалуйста, какая дополнительная информация вам понадобится для того чтобы оценить эти куклы?

3. Милая дама в жёлтой шляпе,  будем рады услышать положительные отзывы. Скажите, пожалуйста, что хорошего в этих игрушках?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Использование дидактических игр в формировании фонематических процессов у старших дошкольников с нарушениями речи"

Для того, чтобы занятия по формированию фонематических процессов у дошкольников стали привлекательными и интересными мы используем дидактические игры....

ДОКЛАД На тему: «Использование дидактических игр при формировании связной речи».

Актуальность проблеммы текстового сообщения у детей с общим недоразвитием речи....

План самообразования Тема: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

     Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойч...

Выступленипе на медико-педагогическом совещании на тему "Использование дидактических игр для формирования культурно-гигиениченских навыков"

В качестве средства формирования культурно-гигиенических навыков могут быть использованы специальные дидактические игры и мини-занятия в игровой форме. Примеры игр и упражнений, которые могут быть исп...

План по самообразованию на тему «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников (с использованием технологий ТРИЗ)»

   Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает ...

Инновационный педагогический опыт на тему: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

МДОУ «Старошайговский детский сад №1 комбинированного вида»Старошайговского муниципального района Республики Мордовия          Инновационн...

«Использование ИКТ с целью формирования интегративных качеств ребёнка в рамках проектной деятельности»

laquo;Каждый участник образовательного процессасам решает, идти в ногу с будущимили вышагивать пятками назад»Анатолий Гин...