Педагогический проект по самообразованию 2017 – 2018 учебный год
проект (младшая группа) на тему

Галина Трапезникова

Педагогический проект по самообразованию 2017 – 2018 учебный год

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie1.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект по самообразованию 2017 – 2018 учебный год

«Роль устного народного творчества в обучении и воспитании детей младшего дошкольного возраста»

Выполнила: воспитатель Трапезникова  Г.Г.

Тип проекта: социально — педагогический.

Участники проекта: дети, воспитатель, родители, музыкальный руководитель.

По времени проведения: долгосрочный.

Актуальность:

Русская народная сказка – явление в мировой культуре уникальное. В сказочном мире все необычно: животные, наделенные человеческими качествами, предметы, имеющие волшебные свойства и помогающие человеку и многое другое. Такое сюжетное многообразие в мировом фольклоре встречается далеко не часто. В течение многих столетий сказка учила добру, справедливости, героизму, любви, давала знания об окружающем мире, воспитывала нравственно, «наставляла» уму – разуму. Основная задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге, развивать  речь детей. Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. Дети, повторяя их, улавливают созвучность стиха. Детям  этого возраста нравятся русские народные сказки: несложное содержание, знакомые герои, вызывающие чувство симпатии, простая, доступная форма изложения. Сказки являются для ребенка и учителем и толкователем нравственных заповедей.

Цель проекта:

Знакомить детей  младшего  дошкольного  возраста с русской народной культурой  посредством  устного народного творчества.

Задачи образовательные:

1.Знакомство детей с фольклором  русского народа. Воспитывать интерес к устному народному творчеству чтением детской литературой.

2.В разных видах деятельности  применять народное слово.

3.Использовать в процессе театрализованную деятельность.

4.Приобщать детей к русской культуре в игровой деятельности.  

Задачи развивающие:

1.Активизировать словарный запас, через употребления детьми слов в речи.

2. Повышение речевой активности, развитие зрительного восприятия и внимания, моторики тела и мелкой моторики, творческого воображения.

3. Развитие коммуникативных навыков при овладении детьми родным языком.

4. Формирование умения слушать, отвечать на вопросы воспитателя.

Участие родителей в проекте:

Помощь в подборе наглядно-дидактических пособий.

Подбор аудио фонотеки по детскому устному народному творчеству (сказки, песенки, русские мелодии).

Участие в оформлении книжной выставки по теме «Русский фольклор»

Просвещение: консультации, беседы, родительский уголок, фотографии.

Этапы проекта:

I подготовительный – создание условий необходимых для реализации проекта;

II основной – реализация основных видов деятельности по направлениям проекта;

III заключительный – оформление материалов проекта, итоги, выводы.

Подготовительный этап:

1.Создание библиотеки русского народного творчества

2.Создание  развивающей среды  и  уголка развивающих игр

3.Подбор наглядных пособий, иллюстраций

4.Подбор методической педагогической литературы;

5.Подбор детской фонотеки: музыка, сказки, песни русского народа

6.Подбор настольно-печатных, дидактических, словесных игр

Формы совместной деятельности:

1. Ежедневное чтение (русские сказки, потешки, пестушки, песенки).

2. Народные подвижные и  словесные игры   на прогулках  и в группе.

3. Совместное рассматривание книг и иллюстраций.

4. Дидактические игры на занятиях и в свободной деятельности.

5. Театрализация  русских народных сказок  куклами би-ба-бо, на фланелегафе,  настольным и пальчиковым театром, театром игрушки и картинок.

6. Пение  народных песенок, потешек, игра на русских народных инструментах  

7. Пальчиковые игры.

8.  Слушание детских песенок и русских народных сказок из фонотеки.

  Основной этап:

Создание предметно-развивающей  среды.

1. Иллюстрированный  материал по сказкам;

2.Театральный уголок - герои  русских народных сказок;

3.Уголок развивающих игр.

Совместная деятельность воспитателя и детей

Мероприятия

Цель

1

    Рассматривание книг и иллюстраций по устному народному творчеству.

Развивать у детей интерес к книгам. Воспитание у детей любви к русской народной культуре.

2

Чтение русских сказок «Репка», «Теремок», «Волк и козлята», «Лиса и заяц», «Колобок», «Кот и лиса».

Поддерживать интерес к русским  народным сказкам. Учить чувствовать образный язык сказок. В беседах поощрять высказывания детей по содержанию сказок.

3

Подвижные русские игры  «Жмурки», «Петушок», «Гуси-гуси», «У медведя во бору»

Способствовать потребности детей в двигательной активности. Соотносить слова и действия по ходу игры.

4

Знакомство детей с потешками «Котик», «Водичка»,  «Расти, коса, до пояса», «Зайчик»

Познакомить с жанром потешки, помочь запомнить, интонационно выразительно исполнять знакомые потешки.

5

Дидактические игры  по русским народным  сказкам

«Разрезные картинки по сказкам», «Матрешки»,  «Пазлы сказок», «Кубики по сказкам», «Чудесный мешочек», «Конструирование сказки», «Пальчиковый театр»

6

Музыкальная деятельность

Разучивание детских песенок по устному народному творчеству, игра на русских народных инструментах.

7

Игра–драматизация  «Репка»

Помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки. Обогащать и активизировать  их словарный запас.

8

Хороводные народные игры: «Каравай», «Заинька попляши»,  «У бабушки Маланьи», «Жили у бабуси»,  «Серенький козлик»

Воспитывать в детях способность наслаждаться словесным словом русского народа. Формировать интонационную выразительность в речи, имитацию движений.

9

Рассказывание сказок  «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «Лиса и волк» куклами би-ба-бо  и  театром игрушки.

Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками. Учить отвечать на вопросы. Обогащать и активизировать словарный запас.

10

    Логоритмика   «Неваляшки», «Потешки», «Играем на народных инструментах»

Учить детей сочетать слова текста с ритмичными движениями  по потешкам, по песенкам, по загадкам.

11

Пальчиковый театр «Теремок»

 Помочь детям эмоционально  воспринимать образный язык сказки. Активизировать словарь.

12

Слушание       аудиосказок

«Маша и медведь»,«Заюшкина избушка» и др.

Способствовать эмоционально воспринимать сюжет сказки. Учить внимательно слушать.

13

Игра-драматизация  «Репка»

Учить детей эмоционально представлять образы персонажей, выражать впечатления в словах, мимике, жестах. Обогащать и активизировать  речь детей.

14

Знакомство детей с колыбельными.

Помочь заучить текст.

Итог проекта:

Таким  образом, целенаправленная работа по ознакомлению детей младшего возраста с устным народным творчеством развивает у  детей   познавательный  интерес  к познанию  русской культуры. Фольклор помогает воспитывать  у детей любовь к народному творчеству и ознакомлению с русской народной культурой. Особая атмосфера, эмоциональный  отклик  и  живая  реакция  детей во время интегрированных занятий и в свободной деятельности.   Игры, потешки, считалки, песенки, сказки, театрализованная деятельность, веселые досуги – это форма работы интегрирует знания и умения, которые дети получили на различных занятиях, создает условия для их творческого применения.  У детей  совершенствуется  речь (словарный запас, связность, звуковая культура, образность). Речь обогащается запомнившимися словами и выражениями. В итоге, речь детей постепенно становится образной, а это является важной составной частью воспитания у дошкольников  культуры  речи  в широком смысле   слова. Через фольклор дети учатся играть, выполнять правила игры, соблюдать нормы поведения. В целом фольклор создает у ребенка образ поведенческой стратегии, выстроенной на основе правил, которые несут ценность каждого действия, их смысл и значение.

Вывод:  детей с малого возраста следует учить восприятию фольклорных текстов, воспитывать интерес  к языковому богатству, формировать у них умение слушать и слышать устное народное творчество. Тогда постепенно перед детьми откроется сила народного слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный план реализации педагогического проекта 2017-2018 учебный год

Тема инновационного педагогического проекта "Использование типовых приемов фантазирования в изобразительной деятельности"....

План взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса ДОУ на 2017 – 2018 учебный год.

План взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса ДОУна 2017 – 2018 учебный год....

Тема самообразования 2017-2018 учебный год

Предлагаю вашему вниманию мой план самообразования на 2017-2018 учебный год...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ 2017 – 2018 учебный год

laquo;Использование интерактивных технологий в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога»...

План реализации инновационного педагогического проекта на 2017-2018 учебный год

План реализации инновационного педагогического проекта на 2017-2018 учебный год                                ...

План по самообразованию 2017-2018 учебный год

Создать необходимые условия для развития и установления доверительных, ответственных отношений между воспитателем и семьями воспитанников, объединяя их в команду; при развитии потребности делиться дру...

Отчет по самообразованию воспитателя Гасратовой Зинфиры Абдуллаховны 1 квалификационная категория за 2017 -2018 учебный год Тема: экологический проект «Покормим птиц зимой»

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, форм...