картотека общих игр для старшей группы
картотека (старшая группа) на тему

Лобанова Марина Михайловна

в данной картотеке разработаны игры с целями и описанием

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perechen_obshchih_igr_v_starshey_gruppe.docx62.05 КБ

Предварительный просмотр:

Перечень общих игр в старшей группе

  1. «Шагают ребята»
  2. «Пальчик о пальчик»
  3. «Колпачок»
  4. «Ровным кругом»
  5. «Ладушки, ладошки, звонкие хлопошки»
  6. «Стираем»
  7.  «Зайка беленький сидит»
  8. «Копаем, копаем целый день»
  9. «По малину в сад пойдем»
  10. «Медвежата в чаще жили»
  11.  «Ладушки, ладушки испекла нам бабушка»
  12. «Рано утром по порядку, зайка делает зарядку»
  13.  «Теремок»
  14.  «Жил был у бабушки серенький козлик»
  15.  «Зайка пойдем в лес»
  16. «Мы лепим, лепим, лепим целый день»
  17. «Магазин»
  18. «Мы пойдем.. пойдем, пойдем, подосиновик найдем»
  19.  «Мы топаем ногами, мы хлопаем руками»
  20.  «Снег кружится»
  21. «Мы пойдем, пойдем, пойдем земляничку найдем»
  22.  «Подними ладошки выше»
  23. «В лесу родилась елочка»
  24. «Мы на луг ходили»
  25.  «У оленя дом большой»
  26.  «Что нам осень принесла»
  27.  «В сыром бору тропина»
  28.  «Однажды хозяйка с базара пришла»
  29.  «Уж я сеяла ленок»
  30.  «Ай, ребята тара – ра»
  31.  «Водяной»
  32.  «Море волнуется»
  33.  «На горе – то калина»
  34.  «Мы охотимся на льва»
  35.  «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем»
  36.  «Биир ордук» (якутская игра)
  37.  «Веснянка»
  38.  «Во поле береза стояла»

«Шагают ребята»

Цель игры: Учить выполнять движения по тексту

Шагают ребята,

Раз, два, три,

Шагают ребята,

Раз, два, три,

И вот мы снова

Построили кружок,

И вот мы снова

Построили кружок.

Мы правою ногою (топаете одной ногой)

Раз, два, три

Мы левою ногою (топаете другой ногой)

Раз, два, три

Мы правою и левою

Раз, два, три

Мы правою и левою

Раз, два, три.

Мы правою рукою

Раз, два, три

Мы левою рукою

Раз, два, три

(поднимаем руки вверх по очередно)

Мы правою и левою,

Раз, два, три

(хлопают в ладоши два раза)

«Пальчик о пальчик»

Цель игры: учить детей выполнять действия в соответствии с произносимым текстом, развивать мелкую моторику рук, развивать внимание, речь.

Пальчик о пальчик тук-тук-тук

(дети стучат пальчиками).

Пальчик о пальчик тук-тук-тук

(повторяют).

Дружно вместе хлопаем в ладошки

Дружно вместе хлопаем в ладошки

(дети хлопают в ладоши)

Об пол носочком тук, тук, тук

Об пол носочком тук, тук, тук

(дети выставляют носок вперед и стучат 2 раза. Повторяется каждая следующая фраза).

Зашагали ножки дружно вместе

(движения марша)

Как пружинки мы попляшем

 ( дети приседают)

А потом как мячики попляшем

(подпрыгивают)

Пляшут ручки, пляшут красиво

( движения «фонарики» руками)

Завертелись, закружились, а потом остановились

(кружатся на месте)

«Колпачок»

 Цель игры: учить детей браться за руки, выполнять движения , согласно тексту игры.

Колпачок, колпачок,

Тоненькие ножки,

Красные сапожки,

Мы тебя поили,

Мы тебя кормили,

На ноги поставили,

(дети подходят к сидящему ребенку, будто поднимают его),

Танцевать заставили.

(хлопают в ладоши).

Танцуй сколько хочешь,

Выбирай кого захочешь.

(ребенок танцует)

«Ровным кругом»

Цель игры:  Учить детей согласовывать свои действия с действиями своих товарищей, развивать находчивость, фантазию.

Дети становятся в круг. Одного из играющих воспитатель назначает затейником. Он находится в середине круга. Дети идут по указанию воспитателя вправо или влево под следующий текст:

Ровным кругом,

Друг за другом,

 Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте.

Дружно вместе.

Сделаем вот так.

По окончании текста круг расширяется, дети становятся на расстоянии вытянутых рук.

После слова «так» все останавливаются, затейник показывает какое-нибудь движение, и все стоящие по кругу повторяют его. Затем воспитатель сменяет затейника или затейник выбирает кого-нибудь вместо себя, и игра продолжается.

Играющие должны делать те движения, которые показывает стоящий в середине круга.

Каждый затейник сам должен придумывать движения и не повторять тех, которые уже показывали до него.

« Ладушки ладошки, звонкие хлопошки»

Цель игры: формировать у ребенка положительный эмоциональный настрой на совместную с воспитателем работу, развивать ощущение собственных движений.

Ладушки – ладошки, звонкие хлопошки.

(хлопают в ладошки)

Где вы бывали? Много ли работали?

Кубики сложили, домик смастерили,

Стук – стук (имитируют) кулачком о кулачок.

Вот какой высокий дом! (Поднимают руки вверх, тянутся)

 «Стираем»

Цель игры: учить детей выполнять упражнения, сопровождать показом и четким произношением текста.

Стираем, стираем, стираем целый день (движения стирки как бы в реке, наклоны по стиральной доске).

Смотрите, ручки, ножки, устали ли они (демонстрируются театрально руки и ноги).

И снова на работу готовы ли идти (руки на поясе, шагают поворачиваясь на своем месте).

Готовы!

Полощем, полощем, полощем целый день (и далее также вторая и третья фразы).

Отжимаем, отжимаем, отжимаем целый день (движения).

Смотрите...

Готовы!

Вешаем, вешаем, вешаем целый день (движения).

Смотрите...

Готовы!

Снимаем, снимаем, снимаем целый день..

Смотрите...

Готовы!

Мы гладим, мы гладим, мы гладим целый день.

Смотрите…

Готовы!

Надеваем, надеваем, надеваем целый день!

Смотрите…

Готовы!

«Зайка беленький сидит»

Цель игры:  развивать у детей умение согласовывать движения со словами, бегать, подпрыгивать на двух ногах; развивать  речь.

На одной стороне площадки отмечаются места «зайцев». Каждый из детей становится на свое место. По сигналу воспитателя «Бегите в круг» все дети собираются в круг, а один из зайцев становится в середину.

Дети вместе с воспитателем произносят стихи и делают движения, иллюстрирующие текст.

Зайка беленький сидит,

Он ушами шевелит,

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть,

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать,

Скок-скок, скок-скок,

Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку испугал,

Зайка прыг... и убежал.

Дети стоят в кругу.

Начиная со слов «вот так» и до конца, шевелят кистями рук, подняв их к голове.

Со слова «хлоп» и до конца хлопают в ладоши.

Со слова «скок» и до конца прыгают на двух ногах на месте.

Воспитатель хлопает в ладоши, и дети разбегаются по своим домам.

Затем игра возобновляется с новым зайцем.

До начала игры воспитатель вместе с детьми должен приготовить места для зайцев. Если игра проводится зимой, на площадке хорошо начертить кружочки краской по снегу; если она проводится в комнате, местами для зайцев могут быть стулья.

В середину круга можно поставить несколько зайцев.

«Копаем, копаем, копаем целый день»

Цель игры: учить детей выполнять упражнения, сопровождать показом и четким произношением текста.

Копаем, копаем, копаем целый день (движения копания как бы в огороде, наклоны вперед и вниз).

Смотрите, ручки, ножки, устали ли они (демонстрируются театрально руки и ноги).

И снова на работу готовы ли идти (руки на поясе, шагают поворачиваясь на своем месте).

Готовы!

Рыхлим, рыхлим мы целый день (и далее также вторая и третья фразы).

Мы садим, садим, садим целый день (движения).

Смотрите...

Готовы!

Поливаем, поливаем целый день (движения).

Смотрите...

Готовы!

Мы полим, полим целый день..

Смотрите...

Готовы!

Собираем, собираем целый день.

Смотрите…    Готовы!

«По малинку в сад пойдем»

Цель игры: Формировать у детей потребность в двигательной активности.

По малинку в сад пойдем, в сад пойдем, в сад пойдем

Дети идут по кругу, взявшись за руки.

 Мы малинку наберем, наберем, наберем

Изображают, что срывают ягоды, кладут в корзину.

Солнышко на дворе,

Показывают рукой на небо

А в саду тропинка,

Показывают рукой на землю

Сладкая ты моя,

Ягода малинка

Хлопают в ладошки

Ты малинка не в роток, не в роток, не в роток.

Грозят пальчиком

Насыпайся в кузовок, в кузовок, в кузовок.

Изображают, что срывают ягоды, кладут в корзинку

Солнышко на дворе,

Показывают рукой на небо

А в саду тропинка,

Показывают рукой на землю

Сладкая ты моя,

Ягода малинка

Хлопают в ладоши

Мы малины наберем, наберем, наберем,

Показывают сбор ягод

Пирогов мы напечем, напечем, напечем.

Изображают, как из песка пекут пирожки

Всех гостей мы позовем, позовем, позовем.

Жест приглашения с поклоном головы в разные стороны

Плясовую заведем, заведем, заведем

Девочки кружатся, а мальчики выставляют ножку поочередно вперед. Могут приседать

Солнышко на дворе,

Показывают на небо

А в саду тропинка,

Показывают на землю

Сладкая ты моя,

Ягода малинка

Хлопают в ладоши..

  «Медвежата в чаще жили»

Цель игры: Учить детей выполнять имитационные движения, подражать движениям животных.

Медвежата в чаще жили,

(Дети изображают медвежат)

Нежно, радостно дружили,

Нежно, радостно дружили,

(Дети приветствуют друг друга)

Вот так, вот так,

Медвежата те дружили.

(пожимают друг другу руки, обнимаются)

Мишки фрукты собирали,

Дружно яблоньку качали.

Вот так, вот так,

Дружно яблоньку качали

( Дети делают наклоны вперед с вытянутыми вперед руками).

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили

( Дети ходят вперевалку на внешней стороне стопы).

Вот так, вот так,

И из речки воду пили.

(наклоны вперед, руки при этом сложены за спиной).

А потом они плясали,

К солнцу лапы поднимали.

Вот так, вот так,

К солнцу лапы поднимали.

(Дети делают прыжки с высоким подниманием колен).

«Ладушки, ладушки испекла нам бабушка»

Цель игры: формировать эмоциональный контакт ребенка со взрослым и познакомить его со своими руками, их функциональным назначением.

Ладушки, ладушки,

Испекла нам бабушка

Сладкие оладушки.

Маслом поливала,

Деток угощала:

Тане — две

(взрослый в протянутые руки ребенка как бы кладет оладушки),

Коле—две,

Жене—две...

Всем дала.

«Рано утром по порядку зайка делает зарядку»

Цель игры:  Учить детей согласовывать свои действия с действиями своих товарищей,  

Рано утром по порядку Зайка делает зарядку.

Лапки кверху поднимает, ими весело играет.

Он качает головой, повороты выполняет

Низко – низко приседает, по дорожке скок – да – склок

И уселся на пенек. Он вздремнул и потянулся.

«Здравствуй, утро! Я проснулся!»

Дети выполняют движения по тексту.

 

 «Теремок»

Цель игры: Формировать у детей интерес к играм – драматизациям. Способствовать формированию умения детей отражать некоторые игровые действия и имитировать действия персонажей, передавать несложные эмоциональные состояния персонажей, используя хотя бы одно средство выразительности – мимику, жест, движение (улыбается, делает испуганное лицо, качает головой, машет руками и т. д.)

Играющих не менее 6 человек.

Дети договариваются кто будет: мышка, лягушка, заяц, лиса, волк и медведь.

Артистов выбирают считалкой.

Дети идут по кругу и говорят:

Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок,

Вот по полю, полю мышка бежит,

У дверей остановилась и стучит:

(Мышка вбегает в круг и говорит):

Кто, кто в теремочке живет,

Кто, кто в невысоком живет?

Никто не отвечает, она остается в кругу.

Остальные дети снова идут по кругу (теперь в другую сторону и снова говорят те же слова).

Но вместо мышки называют лягушку и т.д.

Им отвечают стоящие в кругу.

Я – мышка норушка…

Я – лягушка квакушка и т.д.

Услышав соответствующий ответ говорят:

«Иди к нам жить».

Остается один медведь. « А ты кто?» - говорит

«А я мишка – всех ловишка». И ловит детей.

«Жил был у бабушки серенький козлик»

Цель игры: учить детей выполнять упражнения, сопровождать показом и четким произношением текста.

Жил был у бабушки серенький козлик

(Дети идут по кругу, взявшись за руки)

Жил – был у бабушки серенький козлик

Вот как, вот как серенький козлик.

(Дети показывают на голове из пальчиков рожки и прыгают, как козлята, на одном месте в одну и в другую сторону)

Вот как, вот как серенький козлик.

Бабушка козлика очень любила

(дети идут по кругу, взявшись за руки)

Бабушка козлика очень любила

Вот как, вот как очень любила.

(изображают рукой, что гладят по шерстке животное, потом обнимают себя обеими руками)

Вот как, вот как очень любила.

Вздумалось козлику в лес погуляти

(дети идут по кругу взявшись за руки)

Вздумалось козлику в лес погуляти

Вот как, вот как в лес погуляти.

(опять прыжки на месте в одну и в другую сторону, пальцами изображая рожки на голове)

Вот как, вот как в лес погуляти

Напали на козлика серые волки

(дети идут по кругу, взявшись за руки)

Напали на козлика серые волки

Вот как, вот как, серые волки.

(дети изображают руками нападение, а мимикой – агрессию, грозность волка).

Вот как, вот как серые волки

Остались от козлика рожки да ножки

(дети идут по кругу, взявшись за руки)

Остались от козлика рожки да ножки

Вот как, вот как, ножки да рожки

(Дети  изображают горе: закрывают лицо руками или прикладывают кулачки к глазам, будто вытирают слезы).

«Заинька пойдем в лес»

Цель игры: содействовать развитию игровой деятельности, выполнять действия в определённой последовательности.

Заинька, пойдем в лес (ведут хоровод). Серенький, пойдем в лес.

Вот как, вот как, пойдем в лес, вот как, вот как пойдем и

лес.

Заинька, рви цветочки, серенький, рви цветочки.

Вот как. Вот как рви цветочки (движения).

Заинька, вей веночки, серенький, вей веночки.

Вот как, вот как, вен веночки (движения).

Заинька, надевай, серенький, надевай (движения).

Вот так, вот так, надевай, вот так, вот так надевай.

Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой.

Вот как, вот как топни ножкой, вот как, вот как топни ножкой (движения).

Заинька повернись, серенький, повернись.

Вот как. Вот как повернись, вот как. Вот как повернись (руки на поясе, повороты туловища в разные стороны).

Заинька, попляши, серенький, попляши.

Вот так. Вот так попляши, вот так, вот так попляши.

Заинька поклонись, серенький, поклонись.

Вот так. Вот так поклонись, вот так. Вот так поклонись (движения).

Общая игра « Мы лепим, лепим, лепим целый день»

Цель игры: учить детей выполнять упражнения, сопровождать показом и четким произношением текста.

Мы лепим, лепим, лепим целый день (движения как бы лепки).

Смотрите, ручки, ножки, устали ли он (демонстрируются театрально руки и ноги).

И снова на работу готовы ли идти (руки на поясе, шагают поворачиваясь на своем месте).

Готовы!

Раскатываем, раскатываем мы целый день (и далее также вторая и третья фразы).

Вытягиваем, вытягиваем, вытягиваем мы целый день (движения).

Смотрите...

Готовы!

Скатываем мы, скатываем целый день (движения).

Смотрите...Готовы!

«Магазин»

Цель игры: Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста

Взявшись за руки, дети образуют хоровод. Выбирается водящий, он становится в середину хоровода, а остальные идут по кругу в правую сторону и говорят:

Принесли мы всем подарки,

Кто захочет, тот возьмет.

Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, волчок и самолет.

С окончанием слов дети останавливаются, а стоящий в кругу называет, какой из перечисленных подарков он желает получить. Если он назовет коня, дети изображают, как скачет конь: бегут по кругу друг за другом,

высоко поднимая ноги, руки протянуты вперед, корпус слегка отклоняется назад; если куклу — они пляшут на месте лицом к центру круга под любую плясовую мелодию; если волчок — кружатся на месте, потом присаживаются, слегка склонившись набок, как волчок; если самолет— подражают полету и приземлению самолета: раздвинув руки в стороны, бегут плавно друг за другом по кругу. Когда стоящий в кругу скажет «стоп», замедляют ход и плавным движением опускаются на корточки.

Изображая ту или иную игрушку, дети говорят и соответствующие слова:

Скачет конь наш, чок, чок, чок,

Слышен топот быстрых ног.

Кукла, кукла, попляши,

Красной лентой помаши.

Вот как кружится волчок.

Прожужжал и на бок лег.

Самолет летит, летит,

Летчик смелый в нем сидит.

Стоящий в кругу ребенок выбирает какую-нибудь «игрушку» — одного из участников игры. Тот, кого выбрали, идет на середину круга, и игра начинается снова.

« Мы пойдем, пойдем, подосиновик найдем»

Цель игры: учить детей ходить по кругу, взявшись за руки, выполнять движения , согласно тексту игры.

Мы пойдем, пойдем, пойдем, подосиновик найдем.

Ты грибочек красненький, не сиди в тени.

Ты грибочек красненький, в гости к нам иди.

Ты грибочек красненький, руку нам подай.

Ты грибочек красненький в хоровод вставай.

Дети идут по кругу в хороводе, один из детей стоит в середине, он обозначает гриб. Когда слова «руку нам подай», кому – то из детей подает, пара танцует и встают в круг.

« Мы топаем ногами, мы хлопаем руками»

Цель игры: Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом.
Дети и воспитатель становятся в круг на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движениях не задеть соседей.

Воспитатель произносит медленно, с расстановкой, предоставляя детям возможность проделать то, что он говорит:

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем,

И кружимся вдвоем.

Играя с детьми в начале года, воспитатель опережает движения детей: они делают то или иное движение, подражая взрослому. В дальнейшем воспитатель ждет, чтобы дети воспроизвели движение сами, руководствуясь словесным указанием.

Игра повторяется 3 – 4 раза.

«Снег кружится»

Цель игры: Учить детей соотносить свои собственные действия с действиями участников игры.

Описание игры. Воспитатель предлагает покружиться, как снежок, произнося:

Снег, снег кружится, белая вся улица!

Собрались мы все в кружок, завертелись, как снежок.

Воспитатель: «Подул холодный ветер.  Как? В-в-в-в! (Дети повторяют.) Разлетелись снежинки в разные стороны».  (Дети разбегаются по площадке.) Игра повторяется.

« Мы пойдем, пойдем, земляничку  найдем»

Цель игры: учить детей браться за руки , выполнять движения , согласно тексту игры.

Мы пойдем, пойдем, пойдем, земляничку найдем.

Земляничка - ягодка, не сиди в тени.

Земляничка - ягодка, в гости к нам иди.

Земляничка - ягодка, руку нам подай.

Земляничка – ягодка  в хоровод вставай.

Дети идут по кругу в хороводе, один из детей стоит в середине, он обозначает ягодку. Когда слова «руку нам подай», кому – то из детей подает, пара танцует и встают в круг.

«Подними ладошки выше»

Цель игры: учить детей четко проговаривать потешку, развивать мелкую моторику рук, активизировать речь детей.

Подними ладошки выше

И сложи над головой

Что же вышло? Крыша вышла,

А под крышей мы с тобой.

Вышел новый домик с крышей.

А под крышей мы с тобой.

Подними ладошки выше

А потом согни дугой.

Что же вышло?

Вышли гуси,

Вот один, а вот другой.

У бабуси жили гуси, вот один, а вот – другой.

Подними ладошки выше

И сложи перед собой.

Что же вышло?

Вышел мостик.

Мостик ровный и прямой.

Через мостик ходим в гости.

Мостик ровный и прямой.

Через мостик ходим в гости.

Мостик ровный и прямой.

Подними ладошки снова.

Сделай круглые рога.

Что же вышло там?

Корова.

Она даст нам молока.

Очень вкусного, парного

Она даст нам молока.

«В лесу родилась елочка»

Цель игры: закрепить движения в хороводе; развить чувство темпа ритма;

1. Общий круг. Полуобороты, играя плечами (вверх-вниз), руки внизу опущены, чуть в стороны (как веточки у елки)

2. Качать руками над головой

В лесу родилась елочка,  - вести хоровод

В лесу она росла,

Зимой и летом стройная, зеленая была.

Зимой и летом стройная, зеленая была.

Метель ей пела песенку: - остановились, ладошки убрать под правую щечку

"Спи, елочка, бай-бай!" – ладошки под левую щечку

Мороз снежком укутывал: - потирать предплечья «замерзли» вправо и влево"

Смотри, не замерзай!"

Мороз снежком укутывал

"Смотри, не замерзай!"

Трусишка зайка серенький – скачут друг за другом, «зайчики»

Под елочкой скакал.

Порою волк, сердитый волк, рысцою пробегал. – крадутся, как волки

Порою волк, сердитый волк, рысцою пробегал.

Чу! Снег по лесу частому – ходьба с высоким подъемом коленей, «держа вожжи»

Под полозом скрипит;

Лошадка мохноногая торопится, бежит.

Лошадка мохноногая торопится, бежит.

Везет лошадка дровеньки, - характерная ходьба друг за другом, на правом плече «несут ёлку»

А в дровнях мужичок,

Срубил он нашу елочку под самый корешок.

Срубил он нашу елочку под самый корешок.

И вот она, нарядная, - кружение, руки как ветки ёлки

На праздник к нам пришла,

И много, много радости детишкам принесла. - хлопки

И много, много радости детишкам принесла.

 «Мы на луг ходили»

Цель игры: учить идти по кругу, держась за руки, выполнять движения в соответствии с текстом, воспитывать доброжелательное отношения друг к другу.

Мы на луг ходили, хоровод водили,

Вот так, на лугу!

Хоровод водили.

Вот так, На лугу!

Хоровод водили.

(с окончанием пения дети останавливаются)

Задремал на кочке

Зайка в холодочке

Вот так, задремал

Зайка в холодочке.

Вот так, задремал

Зайка в хлодочке.

(Дети присаживаются на корточки и показывают, как дремлют зайки. «Заяц» тоже садится на корточки и делает вид, что задремал (кладет обе руки под щечку).

Разбудить хотели,

В дудки мы дудели:

Ту – ту – ту

В дудки мы дудели

Ту – ту - ту

В дудки мы дудели

 (дети встают и поют стоя, имитируя игру на дудке).

Зайку мы будили,

В барабаны били:

Бум, бум, трам-та-там,

В барабаны били:

Бум, бум, трам-та-там,

В барабаны били:

  (дети присаживаются на корточки и имитируют игру на барабане, стуча по коленкам. А могут и стоя изображать игру палками по барабану.)

Зайка просыпайся,

Ну-ка, поднимайся.

Вот так, не ленись.

Ну-ка, поднимайся.

Вот так, не ленись.

Ну-ка, поднимайся.

 (дети встают, поют стоя. «Заяц» делает вид, что просыпается (потягивается) и встает.)

Мы с тобой попляшем

В хороводе нашем,

Вот так, мы с тобой

Весело попляшем.

Вот так, мы с тобой

Весело попляшем.

(дети поют, а «заяц» свободно пляшет. Взрослый поет, а дети свободно пляшут).

 «У оленя дом большой»

Цель игры: закреплять умение соотносить движение с текстом.

У оленя – изобразите рога, приставив к голове с растопыренными пальцами.

Дом – соедините под углом кончики пальцев на ладонях, изображая крышу над головой.

Большой – разведите руки в стороны, показывая какой большой у него дом.

Он глядит в свое окно – держите одну руку горизонтально н уровне груди, ладонью второй руки подпираем голову, локоть стоит на первой руке.

Зайка по лесу бежит – пальцами изобразите бегущего зайца

В дверь к нему стучит :

- Тук – тук, дверь открой -  изобразите стук в дверь.

Там в лесу – покажите через плечо за спину большим пальцем сжатого кулака.

Охотник – покажите, как охотник целится из ружья

Злой – корчите страшную рожицу

- Поскорее забегай – имитируем открывание двери

Лапку мне давай – жмите малышу руку.

«Что нам осень принесла»

Цель игры: Развивать умение двигаться под музыку, эмоционально откликаться на мелодию, выполняя движения в соответствии с текстом.

Мы начинаем медленно ходить и петь:

- Здравствуй, Осень! Здравствуй, Осень!

Хорошо, что ты пришла,

У тебя мы, Осень, спросим,

Что в подарок принесла?

- Принесла я вам муки!

- Значит, будут пирожки!

(изображаем, будто печем пироги)

- Принесла вам гречки!

- Каша будет в печке!

(вы изображаете, будто размешиваете в чем – то, а дети повторяют)

- Принесла вам овощей!

- И для каши и для щей!

- Рады ли вы грушам?

- Мы их впрок насушим!

- А уж яблоки, что мед!  

- На варенье, на компот!

- Принесла и мёду!  

- Полную колоду!

(вы разводите руки, показывая большой объем пищи.)

 А хорошую погоду

Ты нам, осень, в подарок принесла?

 Дождику вы рады?  

Не хотим, не надо!

 Дети  бегут врассыпную.

  «В сыром бору тропина»

Цель игры: Учить детей выполнять движения по тексту,

 В сыром бору тропина  - 2 раза

Тропина, тропина, тропина, тропина

(поднимают руки вверх, показывают как качаются деревья)

По той тропке Галка шла  -2раза

галка, шла,

Галка шла

Галка шла, Галка шла

 (девочка идёт внутри хоровода с платочком в руке)

А за нею Соколок  - 2 раза

Соколик, соколок, соколик, соколок

 (мальчик догоняет девочку и держится за её платок)

Постой галка не скачи  - 2 раза

не скачи, нескачи, не скачи, нескачи

(поёт только мальчик-сокол, стоит и обращается к девочке)

А ты Сокол не держи – 2 раза

Не держи, не держи, не держи не держи

 (поёт девочка и помахивает платочком)

В сыром бору тропина  - 2 раза

тропина, тропина, тропина, тропина

(дети стоят в хороводе, девочка идёт по кругу за ней мальчик держась за платок).

« Хозяйка однажды с базара пришла»

Цель игры: побуждать детей к самовыражению в художественных образах, развивать артистические возможности, совершенствовать внимание, память

Хозяйка однажды с базара пришла, (Шагают пальчиками по столу.)

Хозяйка с базара домой принесла (Загибают по одному пальцу на обеих руках.)

Картошку, капусту, морковку,

Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! (Хлопок.)

Вот овощи спор завели на столе - (Попеременные удары кулачками и ладонями.)

Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

Картошка? Капуста? Морковка? (Загибают пальчики на обеих руках.)

Горох? Петрушка иль свекла? ОХ! (Хлопок.)

Хозяйка тем временем ножик взяла (Стучат ребром каждой ладони по столу.)

И ножиком этим крошить начала

Картошку, капусту, Морковку, (Загибают пальчики.)

Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! (Хлопок.)

Накрытые крышкой, в душном горшке (Ладони складывают крест- накрест на столе.)

Картошка, Капуста, Морковка, (Загибают пальчики.)

Горох, Петрушка и свекла. ОХ! (Хлопок.)

И суп овощной оказался неплох! (Показывают, как едят суп.)

« Уж я сеяла, сеяла ленок»

Цель игры: учить детей выполнять движения, в соответствии с текстом

Уж я сеяла, сеяла ленок,

Я сеяла, приговаривала,

Каблучками приколачивала:

—Ты удайся, удайся, ленок,

Ты удайся, лепок беленький;

То-то лён, белый лён,

Диво на горе, диво на крутой!

Уж я рвала, я рвала ленок,

Уж я рвала, приговаривала,

Каблучками приколачивала:

—Ты удайся, удайся, ленок, и т. д.

Я мочила, мочила ленок,

Я  мочила, приговаривала,

Каблучками приколачивала:

—Ты удайся, удайся, ленок, и т. д,

Я сушила, сушила ленок,

Я сушила, приговаривала,

Каблучками приколачивала:

—Ты удайся, удайся, ленок, и т. д.

Я трепала, трепала ленок,

Я трепала, приговаривала,

Каблучками приколачивала:

—Ты удайся, удайся, ленок, и т. д.

Я чесала, чесала ленок,

Я чесала, приговаривала,

Каблучками приколачивала:

—Ты удайся, удайся, ленок, и т. д.

Уж я пряла, я пряла ленок,

Уж я пряла, приговаривала,

Каблучками приколачивала:

—Ты удайся, удайся, ленок, и т. д.

Уж я ткала, я ткала ленок,

Уж я ткала, приговаривала,

Каблучками приколачивала:

—Ты, удайся, удайся, ленок, и т. д.

Я кроила, кроила ленок,

Я кроила, приговаривала,

Каблучками приколачивала:

—Ты удайся, удайся, ленок, и т. д.

Уж я шила, я шила ленок,

Уж я шила, приговаривала,

Каблучками приколачивала:

—Ты удайся, удайся, ленок, и т. д.  

«Ай, ребята, тара – ра»

Цель игры: побуждать детей выразительно передавать текст игры

- Ай, ребята, та — ра — ра,

 (Дети идут по кругу дробным шагом, говорят)

На дороге стоит гора, громко в быстром темпе

- А на той горе дубок

 (идут внутрь круга: говорят тихо, медленно, а на дубе воронок, оставляя в центре ворона)

- Ворон в красных сапогах

(общая пляска детей и ворона, речь плавная в позолоченных серьгах спокойная)

Черный ворон на дубу

Он играет во трубу

- Труба точеная,

(показ движения игры на дудочке)

Позолоченная

- Труба ладная

 (поворот спиной в круг, ворон обегает круг и

Песня складная дотрагивается до чьей-нибудь спины

(это Да! новый ворон, а сам становится в общий круг)

Игра повторяется 3 раза.

«Водяной»

Цель игры: учить детей действовать по сигналу, бегать, не наталкиваясь друг на друга, соблюдать правила игры.

Ход игры: Дети стоят в кругу, в центре круга ребёнок – «водяной». Дети идут по кругу и произносят слова:

Дедушка Водяной,

Что стоишь ты под водой!

Выгляни на чуточку,

На одну минуточку!

Мы пришли к тебе на час,

Догони, попробуй нас!

Дети разбегаются по залу, «водяной» их догоняет, кого поймали, тот садится на скамейку. Игра проводится 2-3 раза.

«Море волнуется»

 

Цель игры: формировать творческое воображение.

        Игроки стоят на площадке и говорят:

Море волнуется – раз,

Море волнуется – два,

Море волнуется – три,

Морская фигура на месте замри.

        В такт словам дети взмахивают руками. С последними словами останавливаются и замирают, приняв различные позы. Отмечаются самые интересные фигуры.

!!!Фигура обязательно должна быть морская; игру можно усложнить, предложив детям придумать фигуру в парах или в тройках.

«На горе – то калина»

Цель игры: обучать детей русскому языку посредством устного народного творчества-фольклора, повторение знакомых словесных подвижных игр, хороводных игр и песен

На горе-то калина

Под горою малина.

Ну, что ж. кому дело калина,

Ну, кому какое дело малина.

Там девушки гуляли,

Там красные гуляли.

Ну, что ж, кому дело гуляли,

Ну, кому какое дело гуляли.

Калинушку ломали,

Калинушку ломали.

Ну, что ж, кому дело ломали,

Ну, кому какое дело ломали.

Во пучочки вязали,

Во пучочки вязали.

Ну, что ж, кому дело вязали,

Ну, кому какое дело вязали.

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом хоровода.)

"Мы охотимся на льва"

       Цель игры: развитие межполушарного взаимодействия.

Это упражнение на ритмизацию, чередование темпа и громкости речи. Необходимо построчно выразительно проговаривать текст, сопровождая его движениями, соответствующими происходящим событиям. А дети должны повторять за Вами текст и движения или импровизировать, совершая свои движения в такт произносимому тексту.

Мы охотимся на льва.

Не боимся мы его.

У нас длинное ружье

И подзорная труба.

Ой! А что это?

А это — поле: топ-топ-топ.

Ой! А что это?

А это — болото: чав-чав-чав.

Ой! А что это?

А это — море: буль-буль-буль.

Ой! А что это?

А это тропинка: шур-шур-шур.

Под ней не проползти.

Над ней не пролететь.

Ее не обойти, а дорожка напрямик.

Вышли на полянку.

Кто это здесь лежит? Давайте его потрогаем. (Дети "трогают" воображаемого льва.) Да это же лев! Ой, мамочки! Испугались его и побежали домой.

По тропинке: шур-шур-шур.

По морю: буль-буль-буль.

По болоту: чав-чав-чав.

По полю: топ-топ-топ.

Прибежали домой.

Дверь закрыли.

Ух! (на выдохе) Устали.

Молодцы!

Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем

Цель игры. Учить детей называть действие словом, правильно употреблять глаголы (время, лицо), развивать творческое воображение, сообразительность.
Ход игры. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Сегодня мы поиграем в такую игру. Тот из вас, кого мы выберем водящим, выйдет из комнаты, а мы договоримся, что будем делать. Когда водящий вернется, он спросит: «Где вы были? Что вы делали?» Мы ему ответим: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем!» Выбирают водящего, он выходит.
Воспитатель изображает, что будто бы он пилит дрова. «Что я делаю?» — спрашивает он у детей. — «Дрова пилите». — «Давайте все будем пилить дрова».
Приглашают водящего. «Где вы были? Что вы делали?»— спрашивает он. Дети отвечают хором: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем». Дети и воспитатель изображают пилку дров, водящий отгадывает: «Вы пилите дрова». Для продолжения игры выбирают другого водящего.
Когда новый водящий выходит из комнаты, воспитатель предлагает детям самим придумать действие, которое они будут показывать: умываться, танцевать, рисовать, рубить дрова, играть на пианино и др.
Воспитатель следит за правильностью употребления глаголов. В случае, если, отгадывая, ребенок неправильно употребляет форму глагола, говорит, например: «Вы танцеваете, рисоваете», воспитатель добивается, чтобы ребенок усвоил, как нужно сказать правильно. «Дети, что вы делаете? — спрашивает воспитатель. — Правильно сказал Вова?» Дети: «Мы рисуем». «Вова, скажи правильно, что делают дети», — предлагает воспитатель. Вова: «Они рисуют».

«Один лишний» (Биир ордук)

Цель игры: учить детей быстро передвигаться  ориентироваться в пространстве.

Играющие становятся по кругу парами. Каждая пара располагается подальше от соседей. Выделяется один ведущий, который становится в середине круга.

Начиная игру, ведущий подходит к какой - нибудь паре и просит: «Пустите меня к себе». Ему отвечают: «Нет, не пустим, иди туда (указывают на более дальнюю пару). В то время, пока ведущий бежит к указанной паре, все стоящие в паре вторыми меняются местами, перебегая к другой паре, и становится впереди. Передние уже становятся задними. Ведущий старается занять какое - нибудь освободившееся место. Оставшийся без места становиться ведущим. Играют любое количество участников.

Правила игры: меняться парами можно только тогда, когда ведущий бежит в указанном направлении.

«Веснянка»

Цель игры: координация речи с движением.

Солнышко, солнышко, золотое донышко.

Гори, гори, ясно, чтобы не погасло.

(дети идут по кругу, взявшись за руки)

Побежал в саду ручей

(бегут по кругу)

Прилетело сто грачей,

(«летят» по кругу)

А сугробы тают, тают

(медленно приседают)

А цветочки подрастают

(тянутся на цыпочках, руки вверх)

Во поле берёзка стояла

Цель игры: учить детей выполнять движения по тексту

Во поле берёза стояла,

Во поле кудрявая стояла.

Люли люли, стояла,

Люли люли, стояла.

 (дети идут по кругу взявшиь за руки)

Некому берёзу заломати,

Некому кудряву заломати.

Люли люли, заломати.

Люли люли, заломати.

 (дети идут в круг и из круга)

Я ж пойду погуляю,

Белую берёзу заломаю.

Люли люли, заломаю,

Люли люли, заломаю.

 (дети идут по кругу взявшись за руки)

Срежу с берёзы три пруточка,

(дети «срезают» прутики)

Сделаю три гудочка.

Люли люли, три гудочка.

Люли люли, три гудочка.

(дети изображают игру на дудке)

 Четвёртую балалайку,

Четвёртую балалайку.

Люли люли, балалайку,

Люли люли, балалайку.

(дети выставляют пяточки)

 Пойду на новые, на сени,

Стану в балалаечку играти.

Люли люли, играти.

Люли люли, играти.

(дети изображают игру на балалайке)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка совместной образовательно-развивающей деятельности с детьми с общим недоразвитием речи старшей группы "Транспорт"

Целью данной методической разработки является коррекция речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании с музыкой и словом....

КОРРЕКЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ 5-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (старшая группа)

КОРРЕКЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ 5-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ(старшая группа)...

КОНСПЕКТ НОД С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ. СТАРШАЯ ГРУППА « ПУТЕШЕСТВИЕ С ГУНЕЙ».

КОНСПЕКТ НОД С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ.СТАРШАЯ ГРУППА « ПУТЕШЕСТВИЕ С ГУНЕЙ»Цель:  Дать детям представления об органах чувств, как наших.Задачи:1. Обобщать имеющиеся у детей пред...

Комплексно - тематическое планирование по теме "Земля - наш общий дом" в старшей группе

Помощь воспитателю  в выборе материала для работы с детьми по теме "Земля - наш общий дом"...

картотека общих игр для средней группы

в данной картотеке разработаны игры с описанием и целями...

Технологическая карта занятия по познавательному развитию «Земля – наш общий дом» в старшей группе

Технологическая карта занятия по познавательному развитию «Земля – наш общий дом» в старшей группе...

Экологический флешмоб «Природа– наш общий дом!» в старшей группе

laquo;Природа – наш общий дом,Все вместе мы в нём живём:Птицы звонкоголосые,Все дети и все взрослые,Насекомые, звери и птицы…И нужно к тому стремиться,Чтобы в доме всё ладно было,Ч...