Комплексно - тематическое планирование по теме "Земля - наш общий дом" в старшей группе
методическая разработка (старшая группа) на тему

Помощь воспитателю  в выборе материала для работы с детьми по теме "Земля - наш общий дом"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплексно-тематическое планирование по теме: «Земля – наш общий дом» в старшей группе

Цель: 

Уточнить представление о жизни на Земле.

Воспитывать у детей чувство гордости за свою планету, которая является единственным общим «домом» для всех людей.

Направления   развития                                                                                Виды деятельности

Познавательное развитие

Занятие «Земной шар на столе», пособие Т.И. Гризик «Познаю мир»

Занятие «Сотворение мира»

 Дид  Дидактические игры по экологической программе Н.А.Рыжовой  «Наш дом – природа»

Экспериментирование: «Как возникла земля», «Образование гор», «Образование вулкана»,

 «Из чего состоит земля».

Речевое развитие

Занятие «Экологическая катастрофа»

Занятие "Земля, там, где мы с тобой живем",

Художественная литература:

Гельфанд Майя «Сказка о глупом червяке».

Экологические сказки: «Маленькие путешественницы», «Дождевой червяк», «Почему у земли платье зеленое?», «Кто землю украшает», «Могучая травинка».

Катя Иванова «Сказка о кротах»,

Русанова Заряна «Жила-была старушка Земля»,

Павлова Н.М. «Большое чудо»,

Вагнер Николай «Песенка Земли»,

Ирис Ревю «О доброй земле»,

Люда Гожик «Сказка о земле».

Разучивание стихотворений:

Мигунова Н. «Наша планета»,

Орлов В. «Дом под крышей голубой»,

«Наша планета очень щедра и богата»

А.Усачев «Мусорная фантазия»

Пальчиковые игры: «Червячки», «Паучок»

Театрализация: Наталья Ященко «Как перебраться через ручей», «Червячки и ежик», «По дороге к радуге»

Социально - коммуникативное

Сюжетно – ролевая игра «Кругосветное путешествие»

        

Художественно - эстетическое

Лепка: «Крот»

Аппликация «Мы дети планеты Земля»

Ручной труд: оригами «Голубь», «Тюльпан»

Физическое

Подвижные игры: «Земля, вода, огонь, воздух», «Выше ноги от земли».

Физминутки: «Земля – наш общий дом», «Вот мы руки развели 

ОБЖ: видеоролик Сериал «Знать об этом должен каждый, безопасность – это важно!»

Землетрясение, Цунами (Школа безопасности shbmchs.ru)

Самостоятельная деятельность детей.

Рассматривание иллюстраций, картинок, детской энциклопедии Земли.

Взаимодействие с семьей

Конкурс для родителей и детей «Мусорная фантазия»

Совместный рисунок родители и дети «Берегите Землю»»


Дидактическая игра по экологической программе Н.А. Рыжовой

«Наш дом–природа» к блоку «Земля»

1. «Откуда горсть земли?»

Программное содержание:

Познавательные задачи.

Закрепить у детей представление о плодородной и не плодородной почве. О том, какая почва более плодородна. Почва образуется из погибших растений, животных, насекомых. Это самая плодородная часть земли, именно она питает, кормит растения. На песке, глине и камнях растительность скудная, её мало.

Закрепить с детьми состав земли (то, по чему мы хотим) – камни, песок, глина, почва.

Закрепить некоторые свойства глины, песка, почвы, камней.

Описание игры.

 

     На игровом поле находятся иллюстрации с изображениями разных природных уголков нашей Планеты.

     Цветок с 6-ю лепестками: 1-пустыня, 2-лес, 3-цветники, 4-каменистый берег моря, 5- глинистая дорога, 6-горы.

     Подготовлены пакетики с землёй, разной по составу: песчаная, глинистая, каменистая, плодородная почва; песок + камни, почва + песок, песок + ракушки и т.д.

     Поднос или «ящик ощущений» для пакетиков с почвами.

     Детям предлагается взять пакетик с «горстью земли», определить её состав и выбрать лепесток с нужной иллюстрацией.

     При первом знакомстве с игрой пакетики лежат на подносе, а в дальнейшем их можно положить в «ящик ощущений» и тогда узнавание почвы будет «в слепую», только по ощущениям кончиков пальцев.

Примерный ход игры.

1Вариант.

- Ребята, на лепестках этого цветка – картинки, на которых изображены разные уголки нашей Планеты (рассмотреть сюжеты на игровом поле).

- Давайте отгадаем – откуда «горсть земли», которую вы возьмёте с подноса.    

      Дети по очереди берут пакет, находят ему место на игровом поле, объясняют, почему они выбрали именно этот лепесток. Остальные игроки проверяют правильность выбора.

ПЕСОК-ПУСТЫНЯ,

ГЛИНА-ДОРОГА ПОСЛЕ ДОЖДЯ,

ПОЧВА-ЛЕС, САД,

КАМНИ - БЕРЕГ МОРЯ, ГОРЫ.

2Вариант.

- Ребята! Сегодня я принесла вам разные виды почв, давайте их рассмотрим и определим, из чего они состоят (каменистая, песчаная, плодородная чернозёмная, глинистая и другие).

- Они потерялись и забыли свой дом! Давайте поможем им найти своё место. Где же они живут?

     Дети подходят к подносу, выбирают пакет, находят ему место.

- А теперь давайте проверим. Если ребята обнаружат ошибку, обсуждаем её вместе и исправляем.

ПЕСОК - ПУСТЫНЯ,

ГЛИНА - ДОРОГА ПОСЛЕ ДОЖДЯ,

ПОЧВА-Чернозём - САД,

КАМНИ - БЕРЕГ ГОРЫ,

ПОЧВА - ЛЕС,

КАМНИ+РАКУШКИ – БЕРЕГ МОРЯ и т.д.

3Вариант.

     Когда дети уже знакомы с игрой, можно проиграть более сложный вариант. Предложить отгадать из чего состоит «горсть земли» на ощупь.

     Для этого нужен «ящик ощущений» или «волшебный мешочек».

4Вариант.

     Подобрать карточки с иллюстрациями растений, которые растут на разной земле.

КАМЕНИСТАЯ – КАМНЕЛОМКА, МХИ
ПЕСЧАНАЯ - КАКТУСЫ, ВЕБЛЮЖЬИ КОЛЮЧКИ,

ПЛОДОРОДНАЯ ПОЧВА – САДОВЫЕ, ЛУГОВЫЕ, ПОЛЕВЫЕ ЦВЕТЫ.

     Предложить детям найти место на игровом поле для «горсти земли» и для растений.

Экспериментирование

Опыт 1. Как возникла Земля.

На столах у детей тарелочки с мелкими металлическими предметами, магнит. Дети берут магнит, водят им по кругу над металлическими предметами.

Воспитатель. Что случилось с металлическими предметами? (прилипли к магниту)

- Где остался магнит? (Внутри) Так постепенно и наша Земля росла, росла и стала большим шаром, который вращается вокруг Солнца. Но на ней не было ни воздуха, ни людей, ни животных. Земля была похожа на раскаленную сковородку. Куда ни бросишь взгляд, везде огонь, дым.

Хотите посмотреть, как образуются горы на нашей планете? Но для этого нужно подготовиться и сделать физкультминутку.

Воспитатель. Шло время, и Земля постепенно оживала. Она не была теперь обычным голым шаром. На ее поверхности начали образовываться горы. А чтобы лучше это понять, проведем опыт.

Опыт 2. Образование гор

В ящике лежит песок с совершенно ровной поверхностью. Воспитатель просит детей прикоснуться к песку.

Воспитатель. Какая поверхность песка? (Ровная) Есть ли на ней горы, бугорки? Представьте, что ваши руки - то, из чего образовалась планета Земля, то есть песок, камни, обломки планет, находящихся глубоко под землей, под охлажденной земной корой и все время там двигаются. Погрузите руки в песок и пошевелите ими. Какой стала поверхность? Что на ней образовалось? А теперь продолжайте движения. Какими стали ваши горы? Примерно так и начали появляться горы на Земле. Но это были очень мощные силы природы, которые заставляли поверхность Земли постоянно двигаться, подниматься и опускаться. Звучит музыка, раздается грохот и взрывы.

Воспитатель. Дети, вы слышите взрывы? Это взрываются вулканы. Назвали их так в честь древнего бога Вулкана, который якобы имел под землей свою кузницу. И когда работал там, искры раскаленного металла вылетали через отверстия, которые названы вулканами. Извержение вулкана - это опасное явление, которое наносит много бед. Но в современном мире люди уже научились использовать продукты извержения вулканов во благо. Это и строительный материал, и источники полезных ископаемых, и пепел, который является плодородным удобрением для растений.

Опыт 3. Образование вулкана

Воспитатель показывает конус с отверстием вверху, куда вставлена пластмассовая баночка с питьевой содой и пищевым красителем красного цвета, в который вливается уксус.

На что похожи вулканы?

Что выбрасывает вулкан в воздух? (Обломки, дым и др)

Что вытекает из вулкана? (Горячая лава)

Стихотворения

    «НАША ПЛАНЕТА»                       Н. Мигунова

Наша Земля -

Это шар голубой,

Где посчастливилось

Жить нам с тобой.  

Реки и горы,

Леса и моря -

Все подарила нам

Наша Земля.    

Помните, взрослые,

Помните дети,

Мы родились

На прекрасной планете.    

Чтоб красоту

На века сохранить,

Надо природу

Беречь и любить.

ДОМ ПОД КРЫШЕЙ ГОЛУБОЙ      В. Орлов

Словно крыша над землёю,

Голубые небеса.

А под крышей голубою -  

Реки, горы и леса.

И поляны, и цветы,

Страны все, и все народы,

И, конечно, я и ты.

Кружит в небе голубом

Наш огромный круглый дом.

Дом кружится возле солнца,

Чтобы было нам тепло,

Чтобы каждое оконце

Осветить оно могло.

Чтобы жили мы на свете,

Как хорошие соседи.                        

Наша планета Земля

Очень щедра и богата.

Наша планета Земля

Очень щедра и богата:

Горы, леса и поля –

Дом наш родимый,  

Ребята!

Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нет.

Развеем над нею и тучи, и дым.

В обиду её никому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей.

От этого станем мы только добрей.

Украсим всю Землю садами, цветами.

Такая планета нужна нам с вами!

Пальчиковые игры

«Червячки»

Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладошку, имитируя движение ползущей гусенички.

Раз, два, три, четыре, пять -

(Шагаем по столу указательным и средним пальцами, остальные пальцы прижаты к ладони.)

Червячки пошли гулять.

Вдруг ворона подбегает,

 (Складываем пальцы в “клюв” и покачиваем вверх-вниз.)

Головой она кивает.

И кричит “Как-кар! Привет!

 (Раскрываем ладонь, отводим большой палец вниз, а остальные вверх.)

Червячки – вот мой обед!”

А пока она кричала, (разводим руки)

Червячки и убежали! (Сжимаем кулачки, прижимаем их к груди.)

«Паучок»

(Одна из рук - "веточка", её вытягиваем вперед, пальцы растопырены.

Другая рука - "паучок", который гуляет по "ветке")

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил, (выполняем стряхивающее движение кистями рук)

Паучков на землю смыл. (хлопаем ладонями по коленям)

Солнце стало пригревать, (руки поднимаем вверх, перекрещиваем, растопыриваем пальцы)

Паучок ползет опять.

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

Театрализованная деятельность

  1. Как перебраться через ручей            Наталья Ященко 

Пришла весна. Растаял снег и потекли звонкие весенние ручейки. Вышли из домика червячки в кепочках, а прямо перед входом в дом … ручей. Как же им через ручей перебраться да в огород попасть. Стали они думать.
http://zasipandiya.ru/wp-content/uploads/2012/06/2-300x200.jpg

Идет мимо муравей.- Доброе утро, червячки. Чего приуныли? — спросил муравей.
- Не знаем как через ручей перебраться, — ответили червячки.
- Ну, это просто, — сказал муравей. Взял травинку, перекинул ее через ручей и по травинке переполз на другую сторону.- Эх, а нас травинка не выдержит, — сказали червячки и стали думать дальше.
Тут легкий весенний ветерок принес листик с дерева. Листик упал в ручеек и поплыл как маленький кораблик.Червячки взяли веточки. Веточками поймали листик, забрались на него. И на листике перебрались через ручей. Там их встретил муравей
- Как я рад, что вы перебрались, через ручей сами. А я уже думал звать подмогу, — сказал он.И они вместе пошли на огород. Ведь червячки и муравей были очень трудолюбивые. А когда хорошо поработаешь, то и сны снятся хорошие и добрые.

  1. По дороге к радуге              Наталья Ященко 

Когда идет дождь, то червячкам раздолье. Знай валяйся в теплой луже или принимай земляную ванну. А когда дождь пройдет — выйдет радуга!
- А пойдемте к радуге! — решили червячки и пошли. Шли они лесом, шли они полем, а радуга все далеко от них. Вдруг слышат что-то в траве шелестит и пищит.- Ты кто? — спросили червячки, того кто шелестел в траве.
- Я светлячок! Только я потерял свой свет и теперь иду к радуге, чтоб вернуть его.
- Мы тоже идем к радуге! Пойдем вместе!
- Хорошо, — сказал светлячок.
И они пошли вместе. Всем известно, что чем больше народу, тем дорога короче и интереснее. Шли они, шли и дошли до большого водопада, в котором играла радуга.- Вот она радуга! — обрадовались друзья.
- Ура! Мой свет вернется ко мне! —  радовался светлячок.
Червячки и светлячок сидели и любовались радугой до самого вечера. А когда совсем стемнело, червячки забеспокоились:
- Ай-ай, как же мы домой вернемся.- Я вас провожу, — сказал светлячок.
Тут червячки оглянулись и увидели, что светлячок светится.
- Спасибо! — сказали червячки.
- Это вам спасибо,  что помогли вернуть мне мой свет. — ответил счастливый светлячок.И они пошли домой. А дорогу им освещал свет светлячка.
http://zasipandiya.ru/wp-content/uploads/2012/05/2-300x200.jpg

  1. Червячки и ежик                 Наталья Ященко

Пошли червячки гулять по лесу. Идут мимо елок, мимо сосен, мимо берез. Вдруг видят ежик сидит на пеньке и грустит.
- Здравствуй, Ежик. Почему ты такой грустный?
- Меня мама попросила грибов набрать. А я пол корзинки собрал, увидел сову, и убегая от нее, споткнулся и почти все грибы рассыпал,- сказал Ежик и вздохнул.
- Ну давай мы тебе поможем! — сказали червячки.
- О, большое спасибо!

И они пошли грибы собирать.
У ежика от радости даже стихи получились:

Раз грибочек, два грибочек,
Вот сова летит дружочек,
Убегаем за пенечек.

Набрали они полную корзинку грибов и ежик сказал:
- Приходите к нам на ужин. Моя мама очень вкусные грибы делает.
Червячки в кепочках радостно согласились и пошли в гости к ежику.
Вкусно поужинав и поблагодарив маму-ежиху,  они пошли домой. Дома они легли спать в свои уютные кроватки.

Подвижные игры

  1. "Земля, Вода, Огонь, Воздух".

  Играющие становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произносит при этом одно их четырех слов: Земля, Вода, Огонь, Воздух. Если ведущий скажет слово "Земля", тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-нибудь домашнее или дикое животное. На слово "Вода" играющий отвечает названием рыбы, на слово"Воздух" - названием птицы. при слове "Огонь" все должны быстро несколько раз повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают ведущему.

 
Правила игры: ошибающийся выходит из игры.

  1.  «Выше ноги от земли»

 

Количество игроков: любое

 Дополнительно: нет

 Перед игрой дети выбирают территорию, за пределы которой нельзя выбегать. Затем выбирают одного ловца. Он начинает ловить игроков, которые убегают. При этом дети стараются оторвать ноги от земли (стать на скамейку или камень). В таком положении ловец не имеет права их осалить.

Ловцу запрещается подстерегать игрока, а остальные не должны оставаться с поднятыми ногами более чем 20-30 секунд.Если ловец догонит игрока

Физминутки

 «Земля – наш общий дом»

Вот Земля – наш общий дом,

Много есть соседей в нём: в соответствии с текстом.

И мохнатые козлята,

И пушистые котята,

И извилистые речки,

И кудрявые овечки,

Травка, птички и цветы,

И, конечно, я и ты.

*****

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнусь.

Конкурс для родителей и детей «Мусорная фантазия» 
Прежде чем что-то выбросить люди не задумываются над тем, сколько времени этот мусор будет мешать окружающим. Мусор переживет нас, если мы не найдем ему другое применение.
Бутылки, коробки из – под сока, яичная скорлупа, старые пакеты, газеты – эти вещи, обычно, оказываются в урне. Ребята со своими родителями должны проявить фантазию и творчество и дать мусору вторую жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно - тематическое планирование организованной изобразительной деятельности в средней, старшей и подготовительной группах для реализации программы "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

Комплексно - тематическое планирование разработано на основе  пособий Комаровой Т.С. "Изобразительная деятельность в детском саду" из учебно - методического комплекта к программе «ОТ  РОЖДЕН...

Комплексно-тематическое планирование по реализации ООП ДОУ в старшей группе на 2014-2015 учебный год

Комплексно-тематическое планирование по реализации ООП ДОУ в старшей группе на 2014-2015 уч. год...

Комплексно-тематическое планирование НОД "Формирование Элементарных математических представлений" старшая группа

Примерное комплексно-тематическое планирование ФЭМП (старшая группа) по программе "От рождения до школы" под редакцией  Н.Е. Вераксы...

РАЗВЕРНУТОЕ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

РАЗВЕРНУТОЕ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»  В СТАРШЕЙ ГРУППЕ...

Комплексно - тематическое планирование подгрупповых занятий по обучению грамоте старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Комплексно-тематическое планирование подгрупповых занятий по обучению грамоте детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи составлено на основе парциальной ...

Комплексно-тематическое планирование по программе "Социокультурные истоки" в старшей группе

Комплексно-тематическое планирование по программе "Социокультурные истоки" в старшей группе...

КОМПЛЕКСНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СТАРШАЯ ГРУППА

Подвижная игра — незаменимое средство физического воспитания пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развитии мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волев...