Комплексно-тематическое планирование по программе "Социокультурные истоки" в старшей группе
календарно-тематическое планирование (старшая группа)
Комплексно-тематическое планирование по программе "Социокультурные истоки" в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sots.kult_istoki_ktp.docx | 61.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Радуга»
п. Агириш
Комплексно – тематическое планирование по программе «Социокультурные истоки»
в старшей группе (от 5 до 6 лет)
Разработала:
Воспитатель О.Н. Сумрина
2019г.
Возрастные особенности духовно – нравственного воспитания детей
старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет
Старшийдошкольникиспользуетвречиморальныесужденияиоценку.Развитиеморальныхсужденийиоценокнеобходимо,нонедостаточно для нравственного развития. Главное - создать условия, когда норма морали начнет регулировать реальное поведение ребенка, то есть установить связь между нравственным сознанием и нравственным поведением. Только при наличии такой связи норма становится мотивом поведения и выполняет побуждающую смыслообразующую функцию. Тогда сознание ребенка переходит с результата на процесс выполнения нормы, и он следует норме ради нее самой, потому что не может поступать иначе. А соблюдение нормы выступает эмоциональным подкреплением для дошкольника. Взаимосвязь нравственного сознания и поведения устанавливается тогда, когда ребенка упражняют в нравственных поступках, ставят в ситуацию морального выбора, когда он сам решает, как поступить. Делая выбор в пользу соблюдения нормы , преодолевая сиюминутные желания и поступаясь собственными интересами в пользу другого, чтобы порадовать его, ребенок получает удовольствие от того, что поступил правильно. Постепенно такое поведение становится привычкой и появляется потребность соблюдать норму
Круг чтения ребѐнка 5—6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объѐм информации, ему доступно чтение с продолжением. Дети приобщаются к литературному контексту, в который включается ещѐ и автор, история создания произведения. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий. Старшие дошкольники понимают моральную сторону народных сказок. Отрицательная моральная сторона поступков героев вызывает резкий протест и возмущение. Дети сознательно встают на сторону добра.
Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5—6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребѐнок становится способным встать на позицию другого).Старшие дошкольники начинают понимать нравственную ценность норм и правил поведения для них самих и окружающих, у детей формируются чѐткие представления о содержании каждой этической категории, эмоционально – положительное отношение к общечеловеческим нормам, желание действовать согласно им, происходит осознание общеобязательности нравственных норм, выполнение которых теряет ситуативный характер. Кроме того, по мнению Ж.Пиаже, к старшему дошкольному возрасту отношение к правилам становится более гибким, они выступают в сознании ребѐнка как относительные и изменяемые в зависимости от обстоятельств. Вследствие этого дошкольники становятся способными к творчеству, то есть самостоятельной выработке правил на основе взаимного согласия.
В возрасте 3-8лету детей складываются этические эталоны образцы, которые содержат более или менее обобщенное представление о положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях. Дошкольник соотносит свое поведение не только с конкретным взрослым, но и с обобщенным представлением. То есть внешний образец поведения взрослого переходит во внутренний план, расширяя возможности нравственного развития личности.
У старшего дошкольника формируются обобщенные представления о дружбе, взаимопомощи, преданности, доброте. В дошкольном возрасте нравственные представления дошкольника влияют на его обыденную жизнь. В реальной жизни ребенок демонстрирует попытки совершать нравственные действия и разрешать конфликты, проявляя эмоциональную направленность на окружающих.. Постепенно, оценивая сверстника, сравнивая себя с ним, прислушиваясь к оценке своих поступков взрослыми и товарищами, малыш подходит к реальной самооценке
У старших дошкольников все чаще наблюдается не прагматическое поведение, когда моральный поступок связан с выгодой для себя, а бескорыстное, когда поведение не зависит от внешнего контроля, а его мотивом является нравственная самооценка. В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми. В 5-8 лет ребенок понимает общественный смысл нравственной нормы, осознает ее объективную необходимость для регуляции взаимоотношений между людьми. Резко возрастает потребность в общении со сверстниками. На основе совместных игр возникает детское общество. Ребенок начинает осознавать свое положение среди сверстников. Развиваются коммуникативные умения: приветливо здороваться и прощаться, называть другого по имени, по названию роли. В общении со взрослыми и сверстниками происходит становление образа«Я».
Самооценка ребенка, как правило, завышена, что для маленького ребенка естественно, закономерно и является своеобразным механизмом «личностной защиты» в тех случаях, когда кто-то негативно оценивает его личностные качества. Ребенок может оценить поступок, который он совершил, с точки зрения его последствий для физического и эмоционального состояния другого человека и самого себя. У ребенка складываются интересы и ценностные ориентации, предпочтения определенных видов деятельности и способов поведения, характерные для мальчиков и девочек.
Примерный план интеграции образовательной деятельности педагога, детей и родителей по освоению программы
«Социокультурные истоки»
месяц | тема | Интеграция образовательных областей | |||||
«Социально –коммуникативное развитие», «Речевое развитие» | «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,«Речевое развитие» | «Речевое развитие», «Художественно –эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» | «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» | «Художественно – эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» | Сотрудничество с семьѐй | ||
С Е Н Т Я Б Р Ь | Верность родной земле (ч. 1) | Цель. Приобщение детей к базисным социокультурным и духовно- нравственным ценностям родного Отечества. Игровая деятельность. Конструктивно – строительные игры «Богатырская застава». Режиссѐрские игры с наборами солдатиков «Защитники Отечества». | Ц. Освоение и актуализация положительного социокультурного опыта родного народа. Коммуникативная, познавательно- исследовательская деятельность. Беседа с детьми: «Богатыри - первые защитники Земли Русской». Выставка иллюстраций: «Богатырская застава». Презентация «Богатыри Земли Русской. Фильм: «Моя Россия». | Ц. Обогащение активного словаря детей, развитие связной образной речи, художественно- эстетических способностей детей. Создание условий для освоения детьми духовно- нравственных категорий курса пропедевтики «Истоки». Восприятие художественной литературы и фольклора. Книга 1 для развития «Верность родной земле». Литература для чтения. Русский фольклор. Былина. «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич». Изобразительная деятельность. Задание. Раскрась богатырские доспехи. Оформление страницы Альбома «Славный могучий богатырь». | Ц. Овладение подвижными играми справилами, развитие основных движений, создание условий для самостоятельной игровой деятельности детей. Игровая деятельность. Подвижные игры: «Яблочко», «Цветные флажки», «Защитники», «Космонавты». Элементарная трудовая деятельность Ручной труд. Совместное дело. Изготовление макета «Богатырская застава». | Ц. Развитие музыкально- творческих и художественно- эстетических способностей детей. Музыкальная деятельность. Пение:«Бравые солдаты» муз. А.Д.Филиппенко, «Будем в армии служить» муз. Ю. Чичкова, «Песня о пограничнике» муз. К.Е.Богуславского. Слушание: «Наш край» муз. Д.Б. Кабалевского, «Гимн России» муз. А.В. Александрова, «Моя Россия» муз. Г. Струве; «Это Родина моя» муз. Т.Г.Коротковой. | Занятие с родителями на тему «Верность родной земле». Семейное чтение 1 части книги 1 «Верность родной земле». |
О К Т Я Б Р Ь | Верность Родной Земле (ч. 2) | Ц. Формирование понятия ценности человеческой жизни, активной гражданской позиции. Игровая деятельность. Сюжетно– ролевые игры «Богатыри», «Защитники», «Мы военные», «Пограничники» и др. Режиссѐрские игры:«Наши защитники»(с наборами богатырей, русскихсолдат разныхэпох и родов войск). | Ц. Переосмысление прошлого и настоящего социокультурного опыта, ориентация на будущее. Коммуникативная, познавательно- исследовательская деятельность. Беседа с детьми: «Богатыри - первые защитники земли русской». Выставка иллюстраций: «Богатырская застава». Презентация «Богатыри земли Русской. Фильм: «Моя Россия». Мультимедийные презентации «Великие полководцы» «Былинные богатыри» и др. | Ц. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Восприятие художественной литературы и фольклора. Книга 1 для развития «Верность родной земле». Отечественная классическая литература. Былины по А. Н.Нечаеву «Бой с несметной ратью под Киевом», «Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович». Поэзия. И.С. Никитин «Русь». Рекомендуемая литература для дополнительного чтения. Былина. «Илья Муромец и Идолище поганое» «Три поездки Ильи Муромца», «Добрыня, посол князя | Ц. Развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики. Игровая деятельность. Подвижные игры: «Пожарные на учении», «Будем вармиислужить», «Взятие крепости». Ручной труд. Совместное дело. Изготовлене макета «Богатырская застава». | Ц. Развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики. Игровая деятельность. Подвижные игры: «Пожарные на учении», «Будем вармиислужить», «Взятие крепости». Ручной труд. Совместное дело. Изготовление макета «Богатырская застава». | Ц.Развитие музыкально- творческих и художественно- эстетических способностей. Музыкальная деятельность. Пение: «Бравые солдаты» муз. А.Д. Филиппенко, «Будем в армии служить» муз. Ю.Чичкова, «Песня о пограничнике» муз. К.Е. Богуславского. Слушание: «Наш край» муз. Д.Б. Кабалевского, «Гимн России» муз. А.В. Александрова, «Моя Россия» муз. Г. Струве; «Это Родина моя» муз. Т.Г.Коротковой. |
Н О Я Б Р Ь | Радость послушани я | Ц. Формирование умения отличать хорошее от плохого в жизни. Игровая деятельность. Сюжетно – ролевые игры «Детский сад», «Школа», «Поликлиника», «Семья» и др., где выражено послушание другим. Театрализованны е игры по мотивам русской народной сказки «Гуси – лебеди». | Ц. Выход на целостное развитие ребенка и успешный его переход с одной ступени на другую. Коммуникативная, познавательно- исследовательская деятельность. Книга 1 для развития «Радость послушания». Беседа с детьми о важности послушания взрослым. | Ц.Знакомство с книжной культурой, детской литературой. Восприятие художественной литературы и фольклора. Книга 2 для развития детей «Радость послушания». Русский фольклор. Сказка. «Гуси- лебеди». Отечественная классическая литература. Сказка по С. Т. Аксакову «Аленький цветочек». Рекомендуемая литература для дополнительного чтения. Русский фольклор. Сказка. « Хрустальная гора», «Волк и семеро козлят», «Дочь и падчерица». | Ц.Становление ценностей ЗОЖ. Игровая деятельность. Подвижные игры: «Шагай,шагай, смотри не зевай», «Замри», «Зеркало», «Тигр на охоте», «Гуси лебеди». Элементарная трудовая деятельность Ручной труд. Изготовление игрушки – самоделки в подарок родителям. | Ц. Музыкально – творческое развитие детей. Музыкальная деятельность. Пение: «Песенка друзей» муз. Г. Черчик. Слушание: «Доброта» муз. А.В. Александрова; «Мы дружные ребята» муз. С.А. Разоренова. Муз. движения: «Если добрый ты» муз. Б.И. Савельева. | Занятие с родителями на тему «Радость послушания». Семейное чтение 2 книги «Радость послушания», просмотр фильмов «Доброе слово сказки», «Опыт старших поколений». Рассматривание иллюстраций на тему «Все живое на земле имеет свои истоки». |
Д Е К А Б Р Ь | Светлая Надежда | Ц. Формирование умения отличать хорошее от плохого в жизни. Игровая деятельность. Сюжетно – ролевые игры «Рождество в семье», «К нам гости пришли», «Жмурки с колокольчиком». Театрализованны е игры по мотивам рождественских праздников | Ц. Выход на целостное развитие ребенка и успешный его переход с одной ступени на другую. Оформление странички народного календаря («Просинец»). Праздничные игры, фокусы, забавы. Изготовление книжек– самоделок Акция «Сохраним ѐлочку, зелѐную иголочку». Коммуникативная, познавательно- исследовательская деятельность. Цикл наблюдений за елью. Беседа с детьми о празднике Рождества Христова. Выставка иллюстраций «Рождество». | Ц. Знакомство с книжной культурой, детской литературой. Восприятие художественной литературы и фольклора. Книга 3 для развития детей «Светлая надежда». Отечественная классическая литература. Рассказ И.С.Шмелев «Рождество», Е.Ивановская «Предание о первой рождественской елке», Ф.М.Достоевский «Божий дар». Рекомендуемая литература для дополнительного чтения. Отечественная классическая литература. К.Лукашевич «Под Рождество» | Ц.Становление ценностей ЗОЖ. Игровая деятельность. Подвижные игры: «Два Мороза», «Как у наших у ворот». Элементарная трудовая деятельность Ручной труд. Совместное дело. Изготовление игрушек на рождественскую ѐлку. | Ц. Развитие предпосылок восприятия и понимания произведений искусства. Музыкальная деятельность. Пение: «Рождественская песенка» муз. П. Синявского, песнизимних колядок. Слушание: «Рождество» муз. Ю. Верижникова, «Рождественская колыбельная» (Кассета). | Занятие с родителями на тему «Светлая Надежда». Семейное чтение 1 части книги 3 «Светлая Надежда». Альбома «Рождественско е чудо». Семейный кинотеатр. Просмотр мультфильма «Рождество Христово». Задания для самостоятельного выполнения. |
Я Н В А Р Ь | Доброе согласие | Ц. Гендерное воспитание и развитие детей. Игровая деятельность. Настольно – печатные игры с правилами для развития согласия в детях. Сюжетно – ролевые игры по желанию детей с целью формирования доброго согласия в них. Конструктивно – строительные игры «Построим дом» (игры парами). | Ц.Приобретение детьми личностного социокультурного опыта. Коммуникативная, познавательно- исследовательская деятельность. Беседа с детьми о важности согласия в жизни человека. | Ц. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Восприятие художественной литературы и фольклора. Отечественная классическая литература. Рассказ. И.С.Шмелев «Счастье мое миндальное», Л.Нечаев «Саночки», К.Д.Ушинский «Четыре желания», Поэзия. «Сад», А. Митяев «Где жить хорошо», рассказ «Дружба». Задание. Раскрасить рисунок к фрагменту произведения. | Ц. Становление саморегуляции в двигательной сфере детей. Игровая деятельность. Подвижные игры: «Музыка - объятие», «Паутинка», «Жмурки», «Путанка», «Прятки», «Ловишки», «Бабочки и цветы», «Дерево дружбы», «Шел медведь по лесу». Элементарная трудовая деятельность Ручной труд. Совместное дело. Изготовление игрушек– самоделок парами, группами в подарок малышам. | Ц. Развитие предпосылок восприятия и понимания произведений музыкального искусства. Музыкальная деятельность. Пение: «Настоящий друг»муз. Б.И. Савельева . Слушание: кукольный спектакль «Друзья познаются в беде (МР 4). Муз. движения: Танец по кругу на слова песни «Улыбка» муз. В. Шаинского. | Семейное чтение 2 части «Доброе согласие» книги 3. Оформление страницы Альбома «Доброе согласие». |
Ф Е В Р А Л Ь | Добрые друзья | Ц.Формирование умения отличать хорошее от плохого как в литературных произведениях, так и в жизни. Игровая деятельность. Театрализованны е игры по мотивам русской народной сказки «Зимовье зверей». Игры на развитие взаимодействия: «Зеркало»(в парах),«Найди пару» (по одному общему признаку). | Ц.Выход на целостное развитие ребенка. Коммуникативная, познавательно- исследовательская деятельность. Беседа с детьми о добрых друзьях. | Ц. Знакомство с книжной культурой, детской литературой. Восприятие художественной литературы и фольклора. Книга 4 для развития детей «Добрые друзья». Литература для чтения. Русский фольклор. Сказка. «Сивка- бурка», «Зимовье зверей». Рекомендуемая литература для дополнительного чтения. Русский фольклор. Сказка. «Два Ивана–солдатских сына», «Скатерть, баранчик и сума». | Ц.Овладение подвижными играми с правилами. Игровая деятельность. Подвижные игры: «Еж и мышка», «Выбери друга», «Третий лишний», «Ручейки», «Охотники сторож», «Кружева». Элементарная трудовая деятельность. Ручной труд. Изготовление игрушки в подарок другу. | Ц. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей. Музыкальная деятельность. Пение: «Настоящий друг» муз. Б. И.Савельева, «Вместе весело шагать» муз. В. Шаинского . Слушание: «Из чего наш мир состоит» муз. С.М. Соснина, «Прекрасное далеко» муз. Е. Крылатова. Муз. движения: «Если весело живется» (хоровод-игра). | Занятие с родителями на тему «Добрые друзья». Семейное чтение 1 части книги 4«Добрые друзья». Оформление иллюстраций книги «Добрые друзья» Задание. Раскрасить рисунок к сказке «Сивка-бурка». |
М А Р Т | Добрые дела | Ц. Формирование позитивных установок к различной деятельности. Игровая деятельность. Сюжетно– Ролевые и режиссѐрские игры малыми подгруппами, отражающие добрые дела людей «Больница» «Инспектор ГДБД», «Служба спасения», «Кафе». | Ц. Приобретение личностного социокультурного опыта. Коммуникативная, познавательно- исследовательская деятельность. Беседа с детьми о значении добрых дел в жизни. | Ц. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Восприятие художественной литературы и фольклора. Отечественная классическая литература. Сказка П.П.Ершова «Конек - горбунок». Изобразительная деятельность. Оформление страницы Альбома «Добрые дела». | Ц. Становление саморегуляции в двигательной сфере детей. Игровая деятельность. Русские народные игры: «Гусии волк», «Муравьи», «Петух, цыплята и коршун», «Мастера». Элементарная трудовая деятельность Ручной труд. Хозяйственно – бытовой труд по подготовке группы к празднику, доброе дело для мамы. | Ц. Развитие предпосылок восприятия и понимания произведений искусства. Музыкальная деятельность. Пение: «Мамины помощники» муз. Т.А. Попатенко, «Яблонька» муз. Е. Тиличеевой, «Нынче столько дел» муз. А. Филиппенко. Слушание: «Веселый крестьянин» муз. Р.Шумана, «Мужик играет на гармошке» муз. П.И.Чайковского. Муз. движения: «Стирка» муз. Т. Суворовой. | Семейное чтение 2 части «Добрые дела» книги 4. Задание. Раскрасить рисунок к сказке «Конек - горбунок». Семейный кинотеатр. Просмотр мультфильмов: «Праведный труд», «Доброе дело», «Согласие». Закрепление навыков самообслуживани я в условиях семьи. Оформление страницы Альбома «Добрые дела». |
А П Р Е Л Ь | Мудрое слово | Ц.Развитие навыков эффективного познавательного и личностного общения со всеми участниками образовательных отношений. Игровая деятельность. Театрализованные игры по мотивам русских народных сказок «Никита Кожемяка» и «Белая уточка». | Ц.Изменение взаимодействия педагога с детьми в сторону самостоятельности. Коммуникативная, познавательно- исследовательская деятельность. Беседа с детьми «Где живѐт мудрое слово?» | Ц. Обогащение активного словаря детей. Восприятие художественной литературы и фольклора. Книга 5 для развития детей «Мудрое слово». Литература для чтения. Русский фольклор. Сказка. «Никита Кожемяка», «Белая уточка». Рекомендуемая литература для дополнительного чтения. Русский фольклор. Сказка. «Петушок– золотой гребешок и жерновцы», «Скорый гонец». Отечественная классическая литература. Поэзия. А.Плещеев «Лето». | Ц.Правильное формирование опорно – двигательной системы организма. Игровая деятельность. Подвижные игры: «Краски», «Заря», «Терем-теремок» Элементарная трудовая деятельность Ручной труд. Совместное дело. Изготовление книжек – малышек с пословицами. | Ц.Развитие музыкально- творческих и художественных способностей детей. Музыкальная деятельность. Пение: пение народных песенок- потешек «Тень-тень - потетень», «Патока с имберѐм». Слушание: Прослушивание музыкальных сказок «Волк и семеро козлят», «Петя и волк» муз. С.Прокофьева. | Занятие с родителями на тему «Мудрое слово». Семейное чтение 1 части книги 5«Мудрое слово». Семейный кинотеатр. Просмотр фильмов «Стихи русских поэтов», «Мудрые уроки». Рассматривание иллюстративной подборки «Мудрое слово». Игры, задания для самостоятельного выполнения. |
М А Й | Мудрые люди | Ц.Развитие навыков эффективного познавательного и личностного общения со всеми участниками образовательных отношений. Игровая деятельность. Театрализованные игры по мотивам русской народной сказки «Пастушья дудочка». Народные игры «У Дедушки Трифона», «У бабушки Ларисы». | Ц.Формирование интереса к будущей взрослой жизни Коммуникативная, познавательно- исследовательская деятельность. Беседа с детьми о мудрых людях, о бабушках и дедушках, о нравственных уроках жизни, которые они получили через старшее поколение, о мудрых жизненных наказах | Ц. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Восприятие художественной литературы и фольклора. Литература для чтения. Русский фольклор. Сказка. «Пастушья дудочка», «Названный отец». Изобразительная деятельность. Оформление страницы Альбома «Мудрые люди». | Ц.Овладение подвижными играми с правилами. Игровая деятельность. Подвижные игры: «Колечко», «Фанты», «Дождь, грибы и грибники». Элементарный труд в природе. Совместное дело. Черенкование комнатных Растений в подарок бабушкам и дедушкам. | Ц.Реализация самостоятельной творческой деятельности детей. Музыкальная деятельность. Пение: «Хорошо рядом с мамой» муз. А.Филиппенко, «Вот какая бабушка» муз. Тиличеевой, «Мой папа» муз. Н. Мурычевой. Слушание: «Заболела бабушка» муз. Н.Мурычевой; «Дедушка» муз. Н. Бордюг. | Семейное чтение 2 части «Мудрые люди» книги 5. Задание: «Раскрасить рисунки к сказкам «Пастушья дудочка», «Названный отец». Оформление страницы Альбома «Мудрые люди». |
Список использованной литературы:
- Воспитание на социокультурном опыте. - М.: Технологическая Школа Бизнеса, 1997. - 96 с.
- Истоковедение. Том 2. Отв. ред. И.А.Кузьмин, Л.П.Сильверстова. М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2001. - 368 с.
- Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника/ 2-е изд. Отв. ред. Л. Е. Курнешова. М.: «Карапуз», 2001. - 304 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно - тематический план музыкальной образовательной деятельности в старшей группе детского сада
В материале представлен комплексно - тематический план музыкальной образовательной деятельности с включением регионального компонента в старшей группе детского сада....
Комплексное тематическое занятие «День жаворонка» для детей старшей группы
Цель. Формировать художественную культуру дошкольников; воспитывать любовь к русским народным обрядам, традициям и праздникам; создавать радостное настроение у детей от совместной деятельности.Занятие...
Комплексно-тематическое календарное планирование на ноябрь в старшей группе ДОУ
Организация различных видов детской деятельности и деятельности в режимных моментах...
Комплексно-тематический план познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе.
Комплексно-тематический план познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе....
Комплексно- тематический план психолого- педагогической работы в старшей группе. Подготовила воспитатель ГБОУ Школа №1959 Мамедова А.Г.
Комплексно-тематический план работы с детьми в старшей группе март-май...