Методическое пособие для воспитателей "Как мы играем в экономику"
учебно-методическое пособие (старшая, подготовительная группа)

Мингалеева Ирина Владимировна

Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений.

Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного возраста), значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы — дошкольным обучением и школой.

Процесс познания экономики не прост для дошкольника. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует игровая деятельность.

Данное пособие поможет разнообразить занятия по экономике  интересными играми и заданиями, сэкономить время при разработке конспекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_my_igraem_v_ekonomiku.docx89.1 КБ

Предварительный просмотр:

Мингалеева И.В.

«  Как мы играем в экономику  »

Методическое пособие по экономическому воспитанию

для воспитателей ДОУ

2018 г.

Содержание

1. Ведение………………………………………………………………….3

2. Цель……………………………………………………………………...4

3. Дидактические игры по экономическому воспитанию………………5

4. Сюжетно-ролевые игры по экономическому воспитанию………….11

5. Занимательные задачи по экономическому воспитанию…………...13

6. Экономические загадки……………………………………………….15

1.Введение

    Слово «экономика» и «дошкольник» лишь на первый взгляд кажутся очень далёкими друг от друга. Ведь семья – это реальная экономика, и в ней дети не учатся жить, а живут. Отсюда важно подчеркнуть необходимость тесной связи семейного и общественного воспитания в решении задач экономической подготовки молодого поколения и в формировании экономического образа мышления.

    Открыть для себя мир детей может только тот, кому они интересны, кто их знает. Дошкольники очень чувствительны к разному роду воздействиям. Ребенок, как губка, впитывает впечатления, знания, стиль поведения педагога, работающего с ним. Поэтому как стихийно, так и специально организованное обучение и воспитание во многом определяет особенности его психического, физического и интеллектуального развития. Правильно организованное окружающее воспитательное пространство служит источником полноценного развития, в процессе которого у ребёнка с помощью взрослого складывается необходимые качества и свойства личности.

    Социальные, экономические и идеологические изменения, происходящие за пределами системы образования, являясь очевидцем активного становления рыночного механизма хозяйствования, требующего от современного человека особых качеств, особой экономической культуры, показывают, что экономическое воспитание детей дошкольного возраста - глобальная социальная проблема, неотделимая от ребенка с самых ранних лет жизни. Потребность в нем была всегда, но значимость усилилась в период реформ 1990-х годов, и стремления нашей экономики к рыночным отношениям.

    Экономическое воспитание - часть общей системы воспитания, организованный педагогический процесс, направленный на формирование бережного отношения к окружающему миру ценностей, еще одна из граней воспитательного процесса. Экономическое воспитание понимается как результат экономического просвещения, способствующего формированию хозяйственного отношения к материальным и духовным ценностям и становлению начал ценностных ориентаций.

   Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов. Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, воспитательно – образовательная работа в условиях детского сада формируют тот опыт, который становится базой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию. И вот тут-то педагог детского сада должен стать для ребенка авторитетным человеком, который поможет правильно осмыслить новые явления, факты, понятия.  

2.Цель

     Цель пособия:  формирование интереса к материальным ценностям, развитие экономического мышления, побуждение к деловой активности.

  1. Дидактические игры по экономическому воспитанию.

    Одной из наиболее эффективных форм работы с детьми в сфере экономического воспитания являются экономические игры. Они способствуют закреплению и расширению знаний об экономических сферах деятельности взрослых, выработке элементарных практических навыков в сфере экономических отношений. Кроме задач общей целевой направленности, эти игры развивают психические процессы, интеллект ребенка, совершенствуют личностные качества, создают предпосылки для психологической подготовленности к привлечению к экономической сфере деятельности.

Игра «Разложи товар»

    Цель: учить детей классифицировать предметы по общим признакам; закреплять знания малышей о разновидности торговых объектов.

    Ход игры: перед ребенком раскладывают несколько картинок с изображением предметов, которые могут быть товаром в различных магазинах.

    Задание 1

    Разложить картинки на группы, в которых предметы объединены по общим назначением. Дать названия магазинам, которые могут взять для продажи данный товар, например: «Молоко», «Хлеб», «Игрушки», «Одежда» и тому подобное.

    Задание 2 

    Сгруппировать картинки, не нужно дифференцировать предметы по общим признакам, а предложить свои варианты их сочетания, руководствуясь собственным опытом. Например, «Гастроном», «Детский мир», «Мясо — молоко», «Фрукты и овощи» и тому подобное.

                          Игра  «Умелые руки»

    Цель: воспитывать бережное отношение к предметам, изготовление которых требует кропотливого труда разных по специальности людей; учить рационально использовать вещи, бывшие в употреблении.

     Ход игры: детей распределяют на две команды по 5-6 человек. Воспитатель называет или показывает какой-либо предмет и предлагает рассказать о его назначении.

    После этого детям дается задание придумать, как еще можно использовать его в несколько измененном или в том же состоянии, однако при условии, что он уже устаревший и не может быть использован по своему назначению.

                          Игра  «Не ошибись»

    Цель: закрепить знания детей о последовательности процесса покупки товара; формировать умение устанавливать логическую цепочку действий, объединенных одним сюжетом; развивать логическое мышление.

    Ход игры: ребенку предлагаются для рассмотрения картинки (5-6), отличающихся по содержанию изображения: мама дает ребенку деньги; ребенок идет по улице с пустой котомкой; ребенок входит в магазин; стоит у кассы; берет хлеб у продавца; идет домой с наполненной сумкой.

     Задание 1 

    Разложить картинки в ряд в такой последовательности, которая соответствует логике действий изображенного на них.

     Задание 2 

    Составить коротенький рассказ по картинкам, соблюдая последовательность действий.

                            Игра «Оцени поступок»

    Цель: воспитывать бережное отношение к природным ресурсам и другим материальным ценностям; на основе логического мышления учить делать самостоятельные выводы.

     Ход игры: ведущий предлагает детям послушать рассказ, который предусматривает ошибку объективно неоправданную для любого героя.

    Задачи: а) найти ошибку в действиях; б) обосновать свой ответ; в) дать оценку действиям.

    Ориентировочные рассказы ведущего: Рано утром заглянуло солнышко в окошко Вовиной комнаты. Проснулся мальчик, сладко зевнул, потянулся, включил свет и начал делать гимнастику.

    Решила Маша постирать платье своей куклы. Выбрала она самую большую чашку, налила в нее воды доверху, взяла мыло и начала стирать. Очень старалась Машенька, и платьице стало чистым и красивым.

Игра «Что важнее?»

    Цель: закреплять умение ориентироваться в понятиях «предметы роскоши» и «жизненно необходимые предметы»; учить дифференцировать предметы по степени их значимости, делая логические выводы.

    Ход игры: в игре могут принимать участие 2-3 детей. Каждому из них дается карточка с изображением предметов, которые используются людьми в различных жизненных ситуациях.

    Задание 1

     Закрыть фишками предметы, которые не являются жизненно  необходимыми для человека и которые можно назвать предметами роскоши.

    Задание 2

    Объяснить назначение предметов, изображенных на рисунках, что остались. Обосновать их необходимость для человека.

    Задание 3

    Закрыть фишками изображения вещей, наиболее важных для жизнедеятельности человека, предметов, без которых трудно обойтись. Предложить обосновать свое отношение к предметам роскоши, изображения которых остались закрытыми.

    С целью усложнения задачи возможно использование второго варианта игры: ребенку дается более сложное задание — закрыть фишками изображения тех предметов, которые могут иметь двойную функцию, то есть в одно и то же время быть и предметами роскоши, и жизненно важными для отдельных людей.

    Например, машина для инвалида, фортепиано для пианиста, украшения для артиста и тому подобное.

Игра «Мы - художники»

    Цель: закрепить знания детей о рекламе; развивать у них эстетические чувства и художественный вкус; учить устанавливать взаимосвязь между рекламой и успехом в торговых отношениях «продавец — покупатель».

     Ход игры: Каждому участнику игры, «художнику-оформителю» (их может быть 2-3), дается задание — сделать рекламу своей лавки. Остальные дети оценивают работу тех, кто играет, в конце определяют победителей.

    Вариант 1. Каждый участник игры получает определенное количество цветных силуэтов различных предметов, которые могут быть товаром магазинов определенного вида («Игрушки», «Цветы», «Хлеб», «Молоко» и др.).

    Вариант 2. Из общего количества силуэтов необходимо выбрать только те, которые нужны для составления рекламы «своего» магазина.

Игра «Чей труд важнее»

     Цель: закрепить знания детей об источниках денежных доходов; учить дифференцировать виды трудовой деятельности человека в соответствии с их целевой направленности.

    Ход игры:  ребенку предлагается несколько картинок с изображением различных действий взрослых людей: папа спит; врач слушает больного; продавец обслуживает покупателя; женщина стирает белье; мужчина копает яму для посадки дерева.

    Задание 1 

    Сгруппировать те картинки, на которых изображены действия, которые объясняются как общественно полезный труд и оплачиваются (врач слушает пациента, продавец отпускает товар покупателю).

    Задание 2 

    Сгруппировать те картинки, на которых изображены действия человека, которые имеют двойную функцию. Например, женщина стирает белье — это может быть и мама, и сотрудница прачечной; человек копает землю — это может быть и папа, и садовник.

Игра  «Кафе - вкусно и полезно»

    Цель: расширить знания детей о потребностях человека в пище, учить сравнивать вкусные и полезные продукты, формировать основы экономической культуры личности ребенка.

    Материал: меню с изображением продуктов питания.

    Воспитатель «приглашает» детей в кафе. У каждого на столике лежит меню с изображением продуктов питания. Предлагается сделать заказ самых вкусных и полезных продуктов, назвать их и сравнить, какие из них можно часто употреблять в пищу, а какие редко и почему.

«Туристический поход»

    Цель: уточнить знания дошкольников об основных потребностях человека.

   Оборудование:  карточки с изображением разных вещей.

    Ход игры: дети делятся на три команды, каждая из которых готовится в поход на юг, на север, в пустыню. Команды могут взять только те вещи, которые будут необходимы им в тех условиях, в которые они попадут.

    Вещи, изображенные на картинках, размещаются по всей групповой комнате, участники команд выбирают то, что, на их взгляд, им нужнее всего. В конце игры команды проверяют друг друга и объясняют свой выбор.

«Бюджет моей семьи»

    Цель: расширять знания детей о составляющих семейного бюджета: зарплата, стипендия, пенсия; формировать основы экономической культуры дошкольников; воспитывать уважение к людям труда.

    Оборудование:  карточки с изображением членов семьи и результатов их труда, денег.

    Ход игры: воспитатель предлагает детям разделиться на три семьи. Каждому необходимо вытянуть карточку с изображением членов семьи, результатом их труда. Сумма денежного вознаграждения за труд на карточке не указана, дети ее определяют сами. Каждая семья должна определить свой бюджет и в конце игры сравнить, у кого он больше. Варианты семейного бюджета могут быть разные.

    Например, вариант 1: папа — юрист, зарплата…, мама — продавец, зарплата…, сын — студент, стипендия…;

    вариант 2: папа — водитель, зарплата…, мама — учитель, зарплата…, дочь — ученица 2-го класса и т.д.

«Товарный склад»

    Цель: продолжать учить детей различать товары по их принадлежности к определенной группе (мебель, одежда, обувь, бытовая техника, продукты питания и т.д.).

    Оборудование : карточки с изображением товаров, фургоны с названием магазинов, куда будет развозиться товар: «Обувь», «Одежда», «Продукты питания», «Бытовая техника», «Мебель».

    Ход игры: воспитатель предлагает детям выступить в роли водителей-экспедиторов и развести товар с помощью специальных фургонов по соответствующим магазинам: «Обувь», «Одежда», «Продукты питания», «Бытовая техника», «Мебель». Каждый водитель-экспедитор находит карточки с товаром для своего магазина. Выигрывает тот, кто правильно подобрал товар.

«Советы покупателю»

    Цель: учить детей находить выход из экономической ситуации, формировать основы экономической культуры личности ребенка.

    Ход игры: воспитатель приводит детям различные экономические ситуации и просит их разрешить. За каждое правильное решение дается фишка, выигрывает тот, кто набрал максимальное количество фишек.

    Ситуация 1.Когда выгоднее покупать шубу: зимой или летом? Почему?

    Ситуация 2. На рынок привезли яблоки. Продавцу Свете яблоки доставили свежие, большие, с красными боками, а продавцу Косте яблоки привезли маленькие, сморщенные. Цена на них одинаковая. У кого яблоки купят быстрее?

    Ситуация 3. Мальчик Миша решил навестить свою больную бабушку и купить ей бананы. В магазине они стоили 3 тысячи, а на рынке — 2 тысячи. Где Миша купит бананы? Почему?

    Ситуация 4. Если цены на молоко стали выше, что произойдет с ценами на продукты из него?

    Ситуация 5. Когда будут дешевле яблоки и груши: летом или зимой? Почему?

    Ситуация 6. На что расход денег будет больше: на покупку машины или билета на поезд?

4.Сюжетно-ролевые игры

 по экономическому воспитанию

    В сюжетно-ролевой игре дети учатся планировать свою деятельность, действовать сообща, договариваться. Что особенно важно, у них появляется интерес к новым профессиям. Поддерживайте этот интерес, стремитесь к формированию у ребят работать красиво, быстро, аккуратно, как «настоящие мастера своего дела». Сюжетно-ролевым играм присуща свободная, активная, по личной инициативе ребенка предпринимательская деятельность, насыщенная положительными эмоциями.

Сюжетно-ролевая игра "Строим дом"

    Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал».
    Оборудование: крупный строительный материал, машины, подъемный кран, игрушки для обыгрывания постройки, картинки с изображением людей строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.

   Возраст: 3–7 лет.
   

Ход игры: воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется …? (дом)». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми: одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подвозят строительный материал на стройку, один из детей – Крановщик. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.

Сюжетно - ролевая игра "Семья"

    Цель: формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.
    Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в семью: куклы, мебель, посуда, вещи и т. д.
    Возраст: 5–6 лет.

  Ход игры: воспитатель предлагает детям «поиграть в семью». Роли распределяются по желанию. Семья очень большая, у Бабушки предстоит день рождения. Все хлопочут об устроении праздника. Одни Члены семьи закупают продукты, другие готовят праздничный обед, сервируют стол, третьи подготавливают развлекательную программу. В ходе игры нужно наблюдать за взаимоотношениями между Членами семьи, вовремя помогать им.

Сюжетно - ролевая игра "В кафе"

    Цель: учить культуре поведения в общественных местах, уметь выполнять обязанности повара, официанта.
   

 Оборудование: необходимое оборудование для кафе, игрушки-куклы, деньги.

Возраст: 5–6 лет.
 

  Ход игры: в гости к детям приходит Буратино. Он познакомился со всеми детьми, подружился с другими игрушками. Буратино решает пригласить своих новых друзей в кафе, чтобы угостить их мороженым. Все отправляются в кафе. Там их обслуживают Официанты. Дети учатся правильно делать заказ, благодарят за обслуживание.

5.Занимательные задачи по экономическому воспитанию

1. Хорошо Маруся корову кормила

Молока 10 литров она надоила.

2 литра телёнку решила отдать,

А сколько Маруся может продать?

(Эта задача даёт детям понять, что проданное молоко – это дополнительный доход в семейный бюджет. Задуматься о том, почему Маруся не продала всё молоко)

.

2. 8 килограммов мёда собрал

Пасечник дядя Захар.

Везёт на базар он свой мёд

И весь его там продаёт.

И думать нас долго заставил

Сколько же пчёлам оставил?

(Проданный мёд – доход хозяина, который он получил с помощью пчёл. Что же будет с пчёлами, которые остались без мёда? Как надо было поступить пасечнику Захару?).

3. Алёнка скопила 8 рублей,

Решила на них угостить друзей.

На друзей и на себя

Потратила только 4 рубля.

Всем было весело,

Всем всего досталось,

А сколько же денег у Алёнки осталось?

(Дети знакомятся с понятием «накопить», что значит «экономить». Понимают смысл слова «угостить», что значит сделать что-то приятное друзьям безвозмездно).

4. Пятачок и Ослик

В магазин пришли

И с собою деньги

Они принесли.

У Ослика 7 рублей,

У Пятачка 5, других денег нет.

Кто из них больше купит конфет?

(Дети узнают о зависимости количества денег и купленного на них товара, имеющего одну цену).

5. Осенью Антошка продавал картошку

Килограмм картошки стоил 5 рублей.

Зимой картошку продавал он тоже

За килограмм просил на 2 рубля дороже.

Трудно разобраться одной

Сколько же стоит картошка зимой?

(Дети узнают о сезонном повышении (понижении) цен на товар).

6. Я в магазине купила игрушки

Всего 2 рубля отдала за хлопушки

И мишку ценою в 4 рубля.

Сколько же денег потратила я?

(Дети узнают, что у каждого товара есть своя цена, а выше или ниже она зависит от того, сколько труда было вложено в изготовление товара, какой материал был использован, его качество).

7. Мама на рынке укроп продавала

По 10 рублей за пучок она брала,

Бабушка Клава по 8 рублей.

Кто же укроп продаст быстрей?

(Из этой задачи дети узнают, что на рынке каждый может установить на товар свою цену. Рынок – это место, где можно торговаться).

8. У Алёши было 9 рублей,

За 5 рублей купил клей,

3 рубля потратил на тетрадь.

Сколько сдачи должны ему дать?

(Дети узнают о том, что деньги, которые отдаёт продавец называются сдачей).

9. Коля свой стул продавал подороже,

Много труда вложил он похоже:

Стул расписной и резной, и устойчив.

Мальчик в цене был довольно настойчив.

Миша свой стул продавал подешевле

Продать бы быстрее, ножка у стула была кривее,

Да и стоит он как-то боком, не упал бы ненароком.

Кто ответит мне скорее,

Кто же стул продаст быстрее?

(Эта задача не требует арифметического решения, но она заставляет детей задуматься, что выгоднее купить: товар, который качественный и стоит соответственно дороже или купить товар подешевле с сомнительным качеством. Какой стул прослужит дольше?).

                         

6.  Экономические загадки

На товаре быть должна

Обязательна ... (Цена)

Коль трудился круглый год,

Будет кругленьким ... (Доход)

Журчат ручьи, промокли ноги,

Весной пора платить ... (Налоги)

В море коварном товаров и цен

Бизнес-корабль ведёт ... (Бизнесмен)

Он финансовый факир,

В банк к себе вас ждёт ... (Банкир.)

Будут целыми, как в танке,

Сбереженья ваши в ... (Банке)

Дела у нас пойдут на лад:

Мы в лучший банк внесли свой ... (Вклад)

Приносить доходы стал

В банке папин ... (Капитал)

Чтобы дом купить я смог,

Взял кредит, внеся ... (Залог)

Как ребёнка нет без мамы,

Сбыта нету без ... (Рекламы)

Люди ходят на базар:

Там дешевле весь ... (Товар)

И врачу, и акробату

Выдают за труд ... (Зарплату)

Мебель купили, одежду, посуду.

Брали для этого в банке мы ... (Ссуду)

Чтобы партнёров не мучили споры,

Пишут юристы для них ... (Договоры)

Стал владельцем, братцы, я -

Вот завода ... (Акция)

На рубль - копейки, на доллары - центы,

Бегут-набегают в банке ... (Проценты)

Чуть оплошаешь - так в тот же момент

Рынок захватит весь твой ... (Конкурент)

Очень вкусная витрина

Овощного ... (Магазина)

Сколько купили вы колбасы,

Стрелкой покажут вам точно ... (Весы)

Мебель, хлеб и огурцы

Продают нам ... (Продавцы.)

За сметану, хлеб и сыр

В кассе чек пробьёт ... (Кассир.)

Из какого аппарата

Выдаётся нам зарплата? (Банкомат)

В фирме прибыль он считает,

Всем зарплату начисляет.

И считать ему не лень

Все налоги целый день. (Бухгалтер)

Фирмой крупной управляет

И разумно, и умело.

Деньги так распределяет,

Чтоб росло и крепло дело.

Порученья он даёт

Всем сотрудникам своим,

Чтобы фирма шла вперёд,

Приносила прибыль им. (Менеджер)

Половинку от зарплаты
Называют как, ребята? (Аванс)


В наши дни не встретишь эту
Очень малую монету.
В сказках ты её найдёшь,
Денежка зовётся…(Грош)

Государственный денежный склад,
Если полон, народ очень рад.
И налоги растут неспроста,
Если вдруг она стала пуста (Казна)

Чтоб хранить свои доходы
На карманные расходы,
Хрюшка требуется мне,
Та, что с дыркой на спине. (Копилка)

Это крупный магазин,
У него не счесть витрин.
Всё найдётся на прилавке — От одежды до булавки (Супермаркет)




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие. Вид: сюжетно-дидактическая игра викторина с элементами драматизации.

Аннотация к учебно-методическому материалу Сюжетно-дидактической игре викторине с элементами драматизации  «Путешествие по страницам наших любимых книг».Образовательная область: художественно-реч...

Методическое пособие по театрализованной деятельности "Играем, учимся, творим".

Настоящее пособие может быть использовано воспитателями детского сада в целях речевого, интеллектуального, художественно-эстетического развития ребенка. Пособие содержит перспективный план работы; це...

Физкультурно - оздоровительное развлечение для детей младшей группы (по методическому пособию Д.Н.Колдиной). "Игры с белочкой."

Цели: Закрепить умение понимать и показывать называемые части тела человека. Способствовать двигательной активности и снятие импульсивности у детей.  Учить детей двигаться под музыку, показывая п...

методическое пособие на тему "Дидактические игры по рисованию на соотнесение с цветом"

методическое пособие на тему: "Дидактические игры по рисованию на соотненсение с цветом с детьми раннего дошкольного возраста"...

Учебно-методическое пособие. Вид: сюжетно-дидактическая игра викторина.

Аннотация к учебно-методическому материалу: Сюжетно-дидактической игре викторине «Нам на улице не страшно».Образовательная область:познавательное развитие детей.Автор-составитель: Куликова Татьяна Сер...

Учебно- методическое пособие по созданию дидактической игры "Веселые фломастеры"

Учебно- методическое пособие по созданию дидактической игры "Веселые фломастеры"...