Развивающая предметно-пространственная среда
материал по теме

Валентина Владимировна Бражнова

Организация развивающей предметно-пространственной среды в коррекционной группе для детей с нарушением зрения

Валентина Бражнова 
Организация развивающей предметно-пространственной среды в коррекционной группе для детей с нарушением зрения

 

Организация развивающей

предметно-пространственной среды в коррекционной группе для детей с нарушением зрения

Введение

• Развивающая предметно-пространственная среда в старшем дошкольном возрасте создаётся для развития психологических, физических и интеллектуальных способностей ребёнка.

• В создании развивающей предметно – пространственной среды нужно учитывать общие, специфические и индивидуальные особенности развития детей с нарушением зрения.

• Важно, чтобы предметно-пространственная среда была способна к изменению, корректировке и развитию.

Основные принципы построения предметно-пространственной среды:

• Принцип дистанции, позиции при взаимодействии – способствует установлению оптимального контакта с детьми.

• Принцип активности, самостоятельности – позволяет осуществлять совместное создание окружающей среды взрослого с ребенком.

• Принцип гибкого зонирования – даёт детям возможность заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

• Принцип учета половых и возрастных различий детей — позволяет осуществлять гендерный подход, даёт возможность проявлять детям свои склонности в соответствии с эталонами, принятыми в нашем обществе.

• Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка – позволяет осуществлять личностно-ориентированное активное саморазвитие ребенка и усвоение им социального опыта.

• Принцип открытости/закрытости – предполагает персонализацию среды каждой группы, готовность к изменению, корректировке и развитию.

• Принцип безопасности и гигиеничности среды – обеспечивает безопасность для жизни и здоровья детей, соответствие ростовым и возрастным особенностям детей.

• Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов – визуальное оформление предметной среды.

Центры, на которые необходимо разделить всё пространство при создании предметно-пространственной среды для детей с нарушением зрения:

 

Центр развития речи «Говорушки»

Процесс овладения речью — сложный процесс, который осуществляется во всех видах детской деятельности. ФГОС ДО выделяет отдельную область — «Речевое развитие» — и выдвигает требования к работе воспитателя в этой.

В речевой уголок «Говорушки» входят такие пособия, как: наборы картинок по лексическим темам, сюжетные, предметные картинки для составления рассказов, схемы последовательности рассказов, игры для совершенствования навыков звукового и слогового анализа слова, игры для совершенствования грамматического строя речи, связной речи, подборка упражнений для артикуляционной и дыхательной гимнастики, чистоговорки, потешки и прочее.

 

Центр математического развития «Решалочка»

В центре математического развития располагается: счетный материал (игрушки, мелкие предметыпредметные картинки, счетные палочки, комплекты цифр, геометрических фигур, в том числе объемных, модели обычных часов, песочные часы, наборы моделей для деления на части, схемы времен года, суток, игры типа «Танграмм», дидактические, настольно-печатные игры.

 

Центр природы и экспериментальной деятельности «Почемучкино»

Центр природы и экспериментирования направлен на развитие интереса к окружающему миру, познанию явлений его живой и не живой природы. В центре имеются пособия познавательного характера, наборы открыток, раскрывающие содержание различных опытов, емкости для проведения экспериментов, природный материал, а также емкости и приборы

Центр художественно-эстетического развития

«Город мастеров»

Данный центр способствует развитию творческих способностей воображению, фантазии; даёт возможность увидеть красоту окружающего мира, проявить свои способности в творчестве. В центре есть наборы иллюстраций различных росписей, портреты художников, иллюстрации картин различных жанров. Также есть различные краски, цветные карандаши, восковые мелки, цветная бумага, различные трафареты, материалы для нетрадиционного рисования.

Центр музыки и театральной деятельности «Буратино».

Этот центр способствует развитию творческих пообнотей детей, помогает им стать более уверенными; развивает фантазию детей, слух, чувство ритма; способствует развитию выразительности речи. Для детей подобраны различные музыкальные инструменты, такие как гитары, металлофон, бубны, барабаны, дудки, маракасы, губные гармошки. Для театрализованной деятельности сеть различные виды кукол: картонажные, из фанеры, на фланелеграфе, пальчиковые, перчаточные, а также костюмы для детей для различных постановок.

Центр игры.

Центр игры занимает большую часть группы. Здесь дети учатся общаться, применять свои знания в игре, расширяют и закрепляют свои знания о различных профессиях. Игры расположены с учетом гендерного воспитания детей. Для мальчиков: «Мы военные», «строители», Автомастерская». Для девочек «Уголок Барби» с домом, мебелью, одеждой; «Ателье» где выкраивают различную одежду, «салон красоты». Есть много совместных игр: «Магазин», «Кафе», «Больница», «Почта».

Центр физического развития

«Здоровячёк»

Центр физического развития дает возможность больше двигаться, выполнять какие-то спортивные движения, учиться спортивным играм, расти крепкими, активными и ловкими. В центре располагается традиционное оборудование для занятий спортом и подвижными играми: мячи различных размеров и расцветок, обручи, кегли, кольцебросы, скакалки, ленты, платочки, коврики для профилактики плоскостопия, бадминтон, маты.

Центр книги «Знайка».

В этом центре всегда тихо и спокойно. Можно взять любую книгу, посмотреть иллюстрации, вспомнить содержание, а кто-то может и сам почитать. На полках всегда располагаются книги по теме недели, а также различные сказки, энциклопедии, книжки- гармошки, различные детские журналы.

Центр безопасности и ПДД

Вокруг ребенка всегда много опасностей, и помочь им правильно вести себя в сложной ситуации помогает наш центр безопасности. Здесь много наглядного материала по правилам дорожного движения, иллюстрации об опасных ситуациях в жизни, различные настольные игры по правилам дорожного движения, большое количество машин, дорожных знаков.

Центр патриотического восприятия «Я – Россиянин!»

 

       Очень важно с детских лет воспитывать в детях патриотические чувства- любовь к родине, желание гордиться своей страной, защищать ее, знать историю своей страны, её флаг, герб, гимн, уважать и гордиться людьми, защищавшими Россию. В центре располагаются книги и энциклопедии о России, её истории; флаг и герб России, гербы различных городов; иллюстрации различных городов, их достопримечательности, наборы открыток различных мест России.  В нашей группе есть мини музей ВОВ, где собраны подлинные документы, письма, награды героев ВОВ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rpps.docx17.47 КБ
Файл tsentry.docx1.57 МБ

Предварительный просмотр:

Организация развивающей предметно-пространственной среды в коррекционной группе для детей с нарушением зрения

Валентина Бражнова 
Организация развивающей предметно-пространственной среды в коррекционной группе для детей с нарушением зрения

Организация развивающей

предметно-пространственной среды в коррекционной группе для детей с нарушением зрения

Введение

• Развивающая предметно-пространственная среда в старшем дошкольном возрасте создаётся для развития психологических, физических и интеллектуальных способностей ребёнка.

• В создании развивающей предметно – пространственной среды нужно учитывать общие, специфические и индивидуальные особенности развития детей с нарушением зрения.

• Важно, чтобы предметно-пространственная среда была способна к изменению, корректировке и развитию.

Основные принципы построения предметно-пространственной среды:

• Принцип дистанции, позиции при взаимодействии – способствует установлению оптимального контакта с детьми.

• Принцип активности, самостоятельности – позволяет осуществлять совместное создание окружающей среды взрослого с ребенком.

• Принцип гибкого зонирования – даёт детям возможность заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

• Принцип учета половых и возрастных различий детей — позволяет осуществлять гендерный подход, даёт возможность проявлять детям свои склонности в соответствии с эталонами, принятыми в нашем обществе.

• Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка – позволяет осуществлять личностно-ориентированное активное саморазвитие ребенка и усвоение им социального опыта.

• Принцип открытости/закрытости – предполагает персонализацию среды каждой группы, готовность к изменению, корректировке и развитию.

• Принцип безопасности и гигиеничности среды – обеспечивает безопасность для жизни и здоровья детей, соответствие ростовым и возрастным особенностям детей.

• Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов – визуальное оформление предметной среды.

Центры, на которые необходимо разделить всё пространство при создании предметно-пространственной среды для детей с нарушением зрения:

Центр развития речи «Говорушки»

Процесс овладения речью — сложный процесс, который осуществляется во всех видах детской деятельности. ФГОС ДО выделяет отдельную область — «Речевое развитие» — и выдвигает требования к работе воспитателя в этой.

В речевой уголок «Говорушки» входят такие пособия, как: наборы картинок по лексическим темам, сюжетные, предметные картинки для составления рассказов, схемы последовательности рассказов, игры для совершенствования навыков звукового и слогового анализа слова, игры для совершенствования грамматического строя речи, связной речи, подборка упражнений для артикуляционной и дыхательной гимнастики, чистоговорки, потешки и прочее.

Центр математического развития «Решалочка»

В центре математического развития располагается: счетный материал (игрушки, мелкие предметы, предметные картинки, счетные палочки, комплекты цифр, геометрических фигур, в том числе объемных, модели обычных часов, песочные часы, наборы моделей для деления на части, схемы времен года, суток, игры типа «Танграмм», дидактические, настольно-печатные игры.

Центр природы и экспериментальной деятельности «Почемучкино»

Центр природы и экспериментирования направлен на развитие интереса к окружающему миру, познанию явлений его живой и не живой природы. В центре имеются пособия познавательного характера, наборы открыток, раскрывающие содержание различных опытов, емкости для проведения экспериментов, природный материал, а также емкости и приборы

Центр художественно-эстетического развития

«Город мастеров»

Данный центр способствует развитию творческих способностей воображению, фантазии; даёт возможность увидеть красоту окружающего мира, проявить свои способности в творчестве. В центре есть наборы иллюстраций различных росписей, портреты художников, иллюстрации картин различных жанров. Также есть различные краски, цветные карандаши, восковые мелки, цветная бумага, различные трафареты, материалы для нетрадиционного рисования.

Центр музыки и театральной деятельности «Буратино».

Этот центр способствует развитию творческих пообнотей детей, помогает им стать более уверенными; развивает фантазию детей, слух, чувство ритма; способствует развитию выразительности речи. Для детей подобраны различные музыкальные инструменты, такие как гитары, металлофон, бубны, барабаны, дудки, маракасы, губные гармошки. Для театрализованной деятельности сеть различные виды кукол: картонажные, из фанеры, на фланелеграфе, пальчиковые, перчаточные, а также костюмы для детей для различных постановок.

Центр игры.

Центр игры занимает большую часть группы. Здесь дети учатся общаться, применять свои знания в игре, расширяют и закрепляют свои знания о различных профессиях. Игры расположены с учетом гендерного воспитания детей. Для мальчиков: «Мы военные», «строители», Автомастерская». Для девочек «Уголок Барби» с домом, мебелью, одеждой; «Ателье» где выкраивают различную одежду, «салон красоты». Есть много совместных игр: «Магазин», «Кафе», «Больница», «Почта».

Центр физического развития

«Здоровячёк»

Центр физического развития дает возможность больше двигаться, выполнять какие-то спортивные движения, учиться спортивным играм, расти крепкими, активными и ловкими. В центре располагается традиционное оборудование для занятий спортом и подвижными играми: мячи различных размеров и расцветок, обручи, кегли, кольцебросы, скакалки, ленты, платочки, коврики для профилактики плоскостопия, бадминтон, маты.

Центр книги «Знайка».

В этом центре всегда тихо и спокойно. Можно взять любую книгу, посмотреть иллюстрации, вспомнить содержание, а кто-то может и сам почитать. На полках всегда располагаются книги по теме недели, а также различные сказки, энциклопедии, книжки- гармошки, различные детские журналы.

Центр безопасности и ПДД

Вокруг ребенка всегда много опасностей, и помочь им правильно вести себя в сложной ситуации помогает наш центр безопасности. Здесь много наглядного материала по правилам дорожного движения, иллюстрации об опасных ситуациях в жизни, различные настольные игры по правилам дорожного движения, большое количество машин, дорожных знаков.

Центр патриотического восприятия «Я – Россиянин!»

       Очень важно с детских лет воспитывать в детях патриотические чувства- любовь к родине, желание гордиться своей страной, защищать ее, знать историю своей страны, её флаг, герб, гимн, уважать и гордиться людьми, защищавшими Россию. В центре располагаются книги и энциклопедии о России, её истории; флаг и герб России, гербы различных городов; иллюстрации различных городов, их достопримечательности, наборы открыток различных мест России.  В нашей группе есть мини музей ВОВ, где собраны подлинные документы, письма, награды героев ВОВ.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике.Материал для воспитателей....