Игрушки в раннем возрасте
статья на тему

Козлова Виктория Сергеевна

Роль игрушек в развитии ребенка раннего возраста. Какими должны быть игрушки для детей раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrushki_v_rannem_vozraste.docx23.73 КБ

Предварительный просмотр:

К началу раннего возраста ребёнок  приобретет стремление к самостоятельности  и  независимости. Общение ребёнка со взрослым  теряет  свою  непосредственность:  оно начинает опосредоваться предметами. На втором году жизни содержание предметного сотрудничества ребёнка со взрослым коренным образом меняется.

Взрослый становится для ребёнка не только источником внимания и доброжелательности, не только "поставщиком" самих предметов, но и образцом  человеческих  предметных действий. Такое сотрудничество  уже  не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов.  Теперь необходимо соучастие  взрослого, выполнение одного и  того  же  дела.  В  ходе  такого  сотрудничества ребёнок одновременно  получает  и  внимание  взрослого,  и его участие в действиях ребёнка и,  главное  -  новые способы действия с предметами.  Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом передаёт способ действия с ним.

Действуя с предметами, ребёнок чувствует свою самостоятельность, независимость, уверенность в своих силах.

Какие же виды игрушек необходимы нашим малышам?

Пирамидки

Пирамидка - очень полезная игрушка для малышей. Начиная с раннего возраста пирамидка может использоваться для сериационных игр (соотнесения деталей по размеру и цвету), в результате которых формируются соответствующие сенсорные эталоны.

Для детей от 1 года до полутора пирамида должна быть простая, состоящая из 3-4 колец одного размера. Это может быть как пластиковая, так и деревянная пирамидка, важно, чтобы в деталях были достаточно большие отверстия и они легко надевались на штырек. Для этого возрастного периода хороши пирамидки, имеющие элементы образных игрушек, завершающиеся вместо обычных шишечек, головкой курочки или клоуна. Такой образный завершающий элемент пирамидки мотивирует малыша к ее нанизыванию.

После освоения самого действия нанизывания можно предложить пирамидку с колечками разного размера (их также должно быть не много). Наиболее простой и удобной является пирамидка с основанием в виде конуса. Нанизывая колечки на такую пирамидку, ребёнок сам убеждается, какое колечко свободно опускается, а какое не влезает на стержень.

Вкладыши

Вкладыши - это специальные игрушки, предназначенные для развития наглядно-действенного мышления малыша. Набор вкладышей представляет собой несколько (от 3 до 12) полых предметов одинаковой формы и разного размера. Это могут быть кубики, стаканчики, цилиндры, мисочки, половинки шара, убывающие по величине или даже матрешки. Вкладывая меньший предмет в больший, дети учатся соотносить величину предметов, координируя действия руки и глаза. Эти игрушки очень полезны для развития восприятия и мышления ребёнка второго года жизни. К вкладышам также относят коробки для форм и предметных изображений. Это специальные пособия с прорезями или углублениями различной формы и размера, в которые вкладываются соответствующие предметы или картинки. Такие игровые пособия способствуют развитию восприятия формы и размера.

Транспортные игрушки

Транспортные игрушки - это игрушки, отображающие различные виды транспорта. Это могут быть машины (легковые и грузовые, машины скорой помощи и милиции  и пр.), железнодорожный, авиа - или водный транспорт, приспособления для механической транспортировки - тачки, коляски, кареты, тележки и пр. Игрушечный транспорт служит развитию детской моторики, воображения, эмоционально-личностной и познавательной сферы. Хорошая машинка или поезд обогащает сюжетную игру за счет возможности перемещения персонажей и предметов, помогает малышу освоить  различные социальные роли, реализовать познавательные интересы.

Для детей от 1,5 лет первым игрушечным транспортом станет «игрушка-каталка». Причем вначале лучше купить каталку на палочке - яркую бабочку или птичку, которую малыш будет приводить в движение, толкая ее перед собой. С ее помощью он научится связывать движения предметов с собственными действиями. Позднее, когда малыш хорошо освоит пространство перед собой, ему можно предложить каталку на веревочке.

Составные картинки

Составные картинки представляют собой различные вариации игры-головоломоки, суть которой - из отдельных кусочков собрать целое изображение. Среди составных картинок более всего детям подходят картинки-вкладыши и разрезные картинки. Картинки-вкладыши представляют собой рамки, в которые собираются картинки с вырезанными частями. Нужно найти недостающие кусочки и вложить на свои места, чтобы получилось целостное изображение. Например, рисунок вазы с фруктами, в котором вырезаны отдельные фрукты. Эта игра предназначена для детей от 2-х лет. Занятия с картинками-вкладышами очень хороши для становления и развития только появляющегося у малыша наглядно-образного мышления.

Разрезные картинки могут быть разрезаны по прямым линиям или по контуру нарисованной части (голова, туловище, лапы и хвост собаки). Ребенку не надо думать о форме кусочков, и он может сосредоточиться на изображении – умение ориентироваться на два признака сразу формируется позже.

Не стоит торопиться с увеличением числа деталей. Одной из важнейших задач раннего возраста является построение схемы объекта. Составные картинки - прекрасное средство в решении этой задачи. Например, дом, разделенный на части («крыша», «стена», «фундамент») можно «строить». Благодаря такой игре у ребенка формируются целостные представления о предмете и его частях, их расположении в пространстве.       

Мозаики

Мозаика – способ создания изображения или узора из мельчайших кусочков (цветных камней, керамических плиток и т.д.). Сегодня существует очень много разнообразных наборов мозаики для детей. Собирание мозаики очень важно для психического развития ребенка. Во-первых, в нем участвует мелкая моторика рук, развивается образное мышление, воображение. Во-вторых, создавая изображение с помощью мозаики, у ребенка развивается целеполагание и целенаправленная деятельность, волевая регуляция поведения (произвольность). В-третьих, мозаика развивает художественный вкус ребенка, позволяет проявить ему творческую активность и служит особым средством познания мира.

Мозаики для малышей около 1 года обычно не имеют поля, на котором можно строить изображение и представляют собой довольно крупные фигурные фишки до 8 см, соединяющиеся друг с другом прорезями и выступами. Эту мозаику можно раскладывать на любой горизонтальной поверхности: полу, столе и др. За счет крупного размера деталей ребенку удобно держать их в руках. Кроме того, такие фишки соответствуют и познавательному развитию ребенка – их можно просто соединять между собой, создавая, таким образом, доступные для ребенка изображения: дорожку, кружок, который может быть солнышком, цветочком и т.д.

Детям от двух лет можно предложить штырьковую мозаику. Лучше, если детали будут не меньше 1 см в окружности, - такие мозаики способствуют развитию мелкой моторики рук. Малышам нравится просто втыкать фишки, по-разному располагая их на поле.  

Кубики и конструктор

Строительство из кубиков и конструирование развивают ручную ловкость и мелкую моторику, целенаправленность собственных действий, образное мышление и воображение.

Около года можно предложить малышу его первые кубики. Вначале лучше использовать звучащие  кубики, сочетающие в себе свойства кубика и погремушки. Это могут быть мягко-набивные игрушки, обшитые  тканью или специальным моющимся виниловым материалом. Такие кубики можно подбрасывать и даже использовать для игр типа "лови-бросай".  Играя с такими кубиками, ребенок не поранится и не сделает себе больно.

Около 2-х лет ребенок приобретает достаточную ручную ловкость для действия с блочными конструкторами из пластмассы. Самый известный такой конструктор – "Лего". Для малыша раннего возраста он должен быть достаточно крупным, с большими деталями для скрепления.

Образные игрушки

К образным игрушкам относятся все игрушки, несущие в себе образ человека или животного. Это игрушки, предполагающие общение или обращение с ними как с живыми персонажами: животные (мишки, зайчики, собачки) и, конечно же, куклы со всевозможной утварью. Образные игрушки способствуют социально-эмоциональному развитию (или развитию личностной сферы) ребенка. Кукла по сути своей - отражение образа человека. Для каждого ребенка она является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности.

Тряпичные – гибкие куклы (высота – 30 - 40см). Они могут быть полностью тряпичными или частично, например, с пластиковой головой, руками и ногами. Главное условие для таких кукол, чтобы, благодаря мягкому корпусу, кукла могла принимать различные позы, передающие движения и эмоции. Следует также обратить внимание на материал наполнителя. Игрушка с натуральным наполнением из шерсти, песка или крупы дополнительно развивает сенсорику малыша.

Кукла-голыш с набором одежды. Основное предназначение этой игрушки – игры в воде. Кукла должна быть не слишком большой, чтобы ребенку было удобно с ней манипулировать. На голыше должна быть одежда с самой простой застежкой, вроде липучки или большой пуговицы, и обувь, которую малыш сможет надеть на него сам.

Маленькие «пупсики» в разных позах. Благодаря своему крошечному размеру и устойчивым позам они идеально подходят для самых простых сюжетных игр. Они влезут практически в любую машинку, легко поместятся в домик из кубиков, их можно купать и пеленать.

Маленькие пластиковые фигурки животных пригодятся для игр «на суше и в воде». С ними ребенок сможет освоить первые сказочные сюжеты. Они должны быть узнаваемыми и максимально реалистичными, ведь с их помощью малыш учится различать животных, узнает об их характерах и привычках.

Мягкие игрушки, изображающие животных также должны быть максимально приближены к настоящим. С ними можно разыгрывать те же сюжеты что и с куклами – кормить их, укладывать спать, возить на прогулку, а можно использовать их по «прямому» назначению, например,  для игр в ферму, зоопарк и т.д.

 Кукольное хозяйство

Кукольные аксессуары включают в себя всевозможные приспособления для «кукольной жизни» - расчески  и флакончики «духов», посуду и мебель, ванночки и полотенца, и, конечно же, дома с соответствующей обстановкой. Кукольные атрибуты необходимы для полноценной детской игры. Они помогают малышам найти и удержать сюжет, придают игре динамику и особую «реалистичность». В то же время, в раннем и дошкольном возрасте, слишком большое их количество ограничивает игру, сводит ее к набору действий по применению всех предметов, и может затормозить развитие воображения и мышления ребенка.

Динамические игрушки

Динамические (движущиеся) игрушки отображают различные виды движения – качение, вращение, хождение, кувыркание.

Какие бывают динамические игрушки для малышей?

Кегельбан - это специальная конструкция с дорожками-желобками, по которым скатывается шарик или съезжает машинка. Для детей раннего возраста подходит простой кегельбан, который не требует серьезной активности ребенка. Единственное, что нужно – запустить шарик (машинку, колесико), а дальше остается наблюдать его путь. Для самых маленьких подойдут кегельбаны-стучалки: шарик нужно забить молоточком в отверстие.      Заводные игрушки приводятся в движение заводным механизмом (например, ключиком или надавливанием ручки юлы).

«Верхолазы» - тоже образные игрушки, которые при выполнении нужных действий поднимаются по веревочкам вверх.

Волчки и юлы могут быть разных размеров и с разным способом запуска: кнопочным, с помощью поступательного движения (когда много раз нажимается ручка юлы), с помощью двух ладоней, пальцев.

"Воздушные" игрушки, которые движутся от легкого потока воздуха, например, дуновения.

Игрушки для песка и воды

Игрушки для игр с песком и водой обеспечивают детское экспериментирование, разнообразие игровых действий. К основному арсеналу для песка, который будет актуален для ребенка в возрасте от года до трех относятся традиционные лопатки, ведерки, формочки, игрушечное сито, грабельки. Дополнительно стоит приобрести грузовик с открытым откидным кузовом, в него ребенку будет интересно загружать песок и камушки. К машине можно привязать веревочку, детей помладше (1 - 2 года) это будет стимулировать к ходьбе. Новинка на нашем рынке – песочные мельницы. Малыш закладывает песок в отверстие сверху, а затем наблюдает как он  пересыпается по вращающимся колесикам.

Для игр с водой на улице ребенку этого возраста пригодятся лейки, а также те же ведерки, лопатки и мельница, что и для песка.

 Музыкальные игрушки

Музыка очень нравится детям. В качестве первых музыкальных инструментов для малыша в возрасте около года хорошо подходят звучащие шары (неваляшки). Такие деревянные шары с различным наполнителем продаются как по отдельности, так и в наборе.

Чтобы стучать, уже годовалому малышу подойдет небольшой барабан.

Не меньший интерес представляет для малышей колокольчик или бубенчик. Мелодичный звон очень нравится деткам, тем более, если эта игрушка выглядит как веселый петрушка.

С 2,5 лет к барабану можно присоединить бубен. Эта музыкальная игрушка хороша для развития внимания: два способа извлечения звука, сосредоточенные в одном инструменте, требуют от ребенка навыка быстрого переключения.

Кастаньеты и  всевозможные «хлопушки» тренируют моторику кисти. Кроме того забавный детский дизайн этих игрушек в виде различных животных придает образность действиям малыша, а также позволяет использовать их в обычной сюжетной игре.

Порадует ребенка и  глиняная свистулька с переливами. Для малышей раннего возраста особенно хороши ярко-раскрашенные народные игрушки, изображающие птичек, барашков, лошадей и пр.

Также должен быть в арсенале ксилофон или металлофон. Эти игрушки открывают широкие возможности для музыкального экспериментирования и сюжетной игры.

Игрушки для физического развития

Это игрушки и материалы, способствующие физическому развитию малыша.

Обязательно должны быть под рукой у малыша и мамы мячики.

Хорошо тренируют руку игра в кегли и кольцеброс. Для малыша от 2-х лет детали игры должны быть достаточно крупными и легкими (наборы, подходящие для самых маленьких как правило, пластмассовые).

Непременным атрибутом подвижных игр станет лошадка-скакалка на палочке. Особенно хороша такая игрушка на колесиках с перекладиной в верхней части.

Лошадь-качалка также очень полезная игрушка для детей от 2-х лет. Она помогает малышу научиться держать равновесие и укрепляет мышцы ног.

Книжки-картинки

Книжки становятся привлекательной и полезной игрушкой уже со второй половины первого года жизни. Для раннего возраста предназначены книжки-раскладушки со сказками, книжки-игрушки с подвижными частями и многое другое. Сначала малыш будет просто рассматривать картинки, потом научится слушать короткие четверостишия, а дальше - больше. Читая малышу, вы помогаете его речевому развитию.

Книжки-картонки для малышей от года должны быть толстые, с небольшими стихотворениями или короткими историями и сказками.

Книжка-раскладушка раскладывается в гармошку, и малыш может сразу увидеть всю историю целиком.

Книжки в форме животного обычно содержат короткую историю про изображенного персонажа, встречаются такие книжки с подвижными частями.

Книжка с вращающимся кругом подходит детям от года для рассматривания вместе с взрослым, который рассказывает ребенку историю и побуждает его искать подходящих персонажей.

Книжки-задвижки бывают разные. Например, часто под скользящие задвижки, которые малыш должен отодвинуть, спрятана часть иллюстрации. Встречаются также книжки, действующие по тому же принципу, изображающие какого-нибудь персонажа. Если потянуть за язычок внизу, домашний или лесной зверь открывает рот.

Серия книжек для ванной,  которые в тёплой воде меняют цвет наверняка заинтересует малыша. На его глазах свершается чудо – в воде он может видеть спрятанные картинки.

Книжки с одним или несколькими персонажами на веревочке нравятся многим детям. Их можно использовать для чтения и одновременной наглядной демонстрации сюжета, а затем для самостоятельного рассматривания и игры малыша.

Мягкая книжка – пальчиковый театр пригодится для тех же целей. Отверстие посередине переплёта позволяет кукольным героям появляться на любой странице.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательско - творческий проект «Мои любимые игрушки». (группа раннего возраста)

Необходимо  cпособствовать формированию у родителей потребности в частом общении с детьми, оказывать им практическую помощь в организации занятий с детьми в кругу семьи, в развитии способности ви...

Игрушки для раннего возраста

Игрушки для раннего возраста...

Рекомендации для родителей. Игры и игрушки детей раннего возраста.

Игра занимает важное место в развитии каждого ребенка. Очень часто родители забывают, что ребенку жизненно важно играть, а не смотреть телевизор, помогать маме, убирать свои игрушки, и пр. Ребенку важ...

"Как правильно подобрать игрушку ребенку раннего возраста".

В данной консультации подобрана информация о подборе игрушек для детей от рождения до двух лет....

Презентация Проводимых мероприятий в рамках «Недели игры и игрушки» (группа раннего возраста)

Презентация проводимых мероприятий в рамках«Недели игры и игрушки» (группа раннего возраста)...

Значение образной дидактической игрушки в раннем возрасте

Образная дидактическая игрушка- многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является и игровым методом обучения детей раннего возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельность...