«Преемственность в развитии личностных, метапредметных, и предметных компетенция дошкольников и школьников.»
материал на тему

Романенко Таисия Вячеславовна

«Преемственность в развитии личностных, метапредметных, и предметных компетенция дошкольников и школьников.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

КОНФЕРЕНЦИЯ

«Преемственность в развитии личностных, метапредметных, и предметных компетенция дошкольников и школьников: преимущества и недостатки.»

13 мая 2015г.

Тема выступления: «Преемственность в развитии личностных, метапредметных, и предметных компетенция дошкольников и школьников.»

Подготовила

Музыкальный руководитель

Т. В. Романенко


Преемственность в развитии личностных, метапредметных, и предметных компетенция дошкольников и школьников.

Проблема преемственности между различными ступенями образовательных учреждений является в настоящее время актуальной, так как различия в требованиях к уровню знаний, умений и навыков, полученных детьми на различных ступенях образования, и требованиями последующих ступеней образования значительны. Не учитывать этот факт в работе воспитателей и учителей начальной и основной школы сейчас просто невозможно.

Рассмотрим понятие «преемственность» с позиции школы и детского сада:

Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка. Уже пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.

Преемственность с точки зрения дошкольного образования – формирование интегративных качеств личности дошкольника, которые послужат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе. Это период формирования предпосылок учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников УУД.

Федеральный государственный образовательный Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

• личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально –личностные позиции, социальные компетенции,  личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности; 

метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

• предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:

- ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;

 - ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;

- творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;

- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п. ;

- ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.

- ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;

- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований, настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Требования к выпускнику ДОУ (ФГОС) Требования к выпускнику начальных классов (ФГОС)

Личностные результаты

- физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;

-любознательный, активный;

-эмоционально отзывчивый;

-имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

Метапредметные результаты

-овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками (коммуникативные результаты)

- способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;

- овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности — умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции (регулятивные результаты);

- способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту (познавательные результаты) Освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные, обеспечёивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

Предметные результаты

Сформированы умения и навыки (речевые. Изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.) необходимые для осуществления различных видов деятельности Освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Обобщая и сопоставляя требования к выпускнику ДОУ и к результатам обучающихся начального общего образования в соответствии с ФГОС четко вырисовывается преемственная связь.

Проблемы преемственности.

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Необходимость тесного сотрудничества детского сада и школы очевидна.