«Использование социоигровых подходов в обучении и воспитании детей дошкольного возраста».
проект (старшая группа) на тему

Бебишева Оксана Николаевна

Игра идет на пользу общему развитию ребенка: стимулирует его познавательные интересы, активизирует интеллектуально – творческие способности, дает возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя, помогая восполнить дефицит общения. Включение игры в ход занятия дело непростое существуют противоречия между учебной и игровой деятельностью, с которыми обязательно сталкиваются педагоги при  внедрении игровых методов обучения в канву занятия. Повысить воспитательный потенциал занятия помогла социоигровая технология. Социоигровая технология ориентирует воспитателя на поиск способов такого общения с детьми, при котором принудиловка уступает место увлеченности. Важнейшей составляющей этой технологии является двигательная активность и коммуникативные умения и навыки.

Социоигровая технология – это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками. Применение данной технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольника.

Социо-игровая педагогика, или социо- игровой стиль обучения, или педагогика настроения основана на принципе организации занятий как игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvor.proekt.docx27.6 КБ

Предварительный просмотр:

Ильичевское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Журавушка».

           

Тема: ««Использование социоигровых подходов в обучении и воспитании детей дошкольного возраста».

                                                                                                                     Воспитатель:

                                                                              Бебишева О.Н.

                                                                                                                                                             

                

                                            « Мы не учим, а налаживаем ситуации,

                                              когда их участникам хочется доверять

                                                                          друг другу и своему собственному опыт, в

                                       результате чего происходит эффект

добровольного    обучения, тренировки и научения»

В.М. Букатов.

Актуальность.

Игра идет на пользу общему развитию ребенка: стимулирует его познавательные интересы, активизирует интеллектуально – творческие способности, дает возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя, помогая восполнить дефицит общения. Включение игры в ход занятия дело непростое существуют противоречия между учебной и игровой деятельностью, с которыми обязательно сталкиваются педагоги при  внедрении игровых методов обучения в канву занятия. Повысить воспитательный потенциал занятия помогла социоигровая технология. Социоигровая технология ориентирует воспитателя на поиск способов такого общения с детьми, при котором принудиловка уступает место увлеченности. Важнейшей составляющей этой технологии является двигательная активность и коммуникативные умения и навыки.

Социоигровая технология – это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками. Применение данной технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольника.

Социо-игровая педагогика, или социо- игровой стиль обучения, или педагогика настроения основана на принципе организации занятий как игры.


  1. Теоретическая часть.

Так как в образовательный процесс ДОУ происходит внедрение ФГОС и содержание образования со временем усложняется, то закономерно на смену традиционным методам приходят такие методы обучения и воспитания, которые направлены на всестороннее развитие личности ребенка.

Для того чтобы человеку быть активным участником общественной жизни, и реализовать себя как личность необходимо постоянно проявлять творческую активность, быть самостоятельным, иметь возможность развивать свои способности, постоянно познавать новое и самосовершенствоваться.

Помочь соответствовать этому может такая современная педагогическая технология как социо-игровая, авторами которой являются: Е. Шулешко, А. Ершова и В. Букатов.

Изучая данное направление, мы определили основную цель своей работы – показать роль и значение социо-игровой технологии в социально-личностном развитии детей, а также организовать деятельность детей в атмосфере взаимопонимания.

Для достижения поставленной цели выделили следующие задачи:

1) Провести теоретический анализ литературы по проблеме изучаемого вопроса, уточнить сущность понятия «социально-личностное развитие» и «социо-игровая технология»;

2) В процессе изучения литературы определить состояние и перспективы развития рассматриваемого вопроса по отношению к ДОУ;

3) Выявить влияние социо-игровых технологий на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста.

Поскольку игра в дошкольном возрасте является ведущей, особое значение имеет создание условий для ее формирования, как деятельности. Немаловажную роль в этом играет применение  социоигрового стиля обучения .

    Социо-игровой стиль обучения ищет способы такого общения детей со взрослыми, при котором утомительная принудиловка уступает место увлеченности. Подобное происходит, когда на занятии используется работа малыми группами и когда обучение сочетается с двигательной активностью детей. Соединение этих двух условий создает социо-игровую атмосферу на занятиях.

  Отсюда термин:  Что же такое социо-игровая педагогика?

      Социо- игровая педагогика это- педагогическое искусство, позволяющее соединить  движение, вариативность и работу в малых группах.

Если на занятии одного из них в наличии не будет, то технологическая конструкция занятия может оказаться шаткой и ненадежной.

Отсутствия ДВИЖЕНИЙ – раз!

Если дети на занятии  были малоподвижны, то социо - игрового стиля на таком занятии скорее всего не было.

Отсутствия смены, разнообразия, ВАРИАТИВНОСТИ – два!

Если на занятии не было хотя бы двух-трех смен  в ролях, и в видах деятельности детей, то смело можно утверждать, что «режиссура занятия» была не вполне социо - игровой.

Отсутствия работы в МАЛЫХ ГРУППАХ – три!

Если про ходу занятия дошкольники не объединялись в малые группки, или эти группки между собой не вступали в общение (а только с воспитателем), то социо - игровая педагогика на таком занятии и «близко не лежала».

Если социо-игровая технология способствует: движению (на занятиях дети подвижны); смене, разнообразию, вариативности в мизансценах, ролях и видах деятельности; неуверенным детям преодолеть нерешительность; самостоятельности, инициативности, коммуникативному общению и сближению педагога с детьми, то из этого следует предположить, что правильно подобранные педагогом игры-задания будут способствовать повышению мотивации детей к занятиям, получению новых знаний, познанию неизвестного.

9 ПРАВИЛ СОЦИО-ИГРОВЫХ ПОДХОДОВ К ПЕДАГОГИКЕ

1. Позиция воспитателя: воспитатель – равноправный партнер

2. Снятие судейской роли с педагога способствует снятию страха ошибки

3. Свобода и самостоятельность детей в выборе ЗУНов

4. Смена мизансцен, т.е. обстановки

5. Ориентация на индивидуальные открытия

6. То, что трудно – интересно.

7. Движение или активность.

8. Жизнь детей в малых группах

9. Принцип полифонии: за 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток

 

Существует определённая последовательность введения игр социо-игровой направленности (классификация):

1. Игра для рабочего настроя.
2. Игры разминки.
3. Игры социо-игрового характера.
4. Игры творческого самоутверждения.
5. Игры вольные, требующие передвижения.

Данную технологию можно использовать как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей. Это даёт возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением её в коллективную, где каждый ребёнок сможет почувствовать себя частью этого коллектива.

II. Практическая часть.

1. Игры-задания для рабочего настроя:

Каждое занятие всегда начинается с приветствия, выполняющего важные функции установления эмоционально-позитивного контакта с ребенком и формирования у него направленности на сверстника и интереса к нему. Приветствие должно быть адресовано каждому участнику, без исключения, выделяя тем самым его значимость. Инициатива приветствия на начальном этапе игровых занятий принадлежит педагогу. В начале игрового занятия дети рассаживаются в круг вместе с педагогом на стульях или на ковре. Помимо индивидуальных, личностно-ориентированных приветствий, приветствуется вся группа, объединяющая детей в единое целое, что способствует формированию приподнятого радостного настроения и позитивной ориентации. (поздороваться частями тела, передавая предмет, аплодисментами)

Пример:

- можно предложить спеть хоровую песню про дружбу, хорошее настроение

- «Тень - потетень», «Встань по пальцам», «Встань, на кого-то смотрю», «Летает - не летает».

- дети заполняют «Карту настроения», в которой отмечается, с каким настроением ребенок пришел на занятие. Рисование солнышка означает, что у ребенка хорошее, радостное настроение. Рисование листочка – ровное, спокойное настроение. Рисование тучки – грусть, обида. Рисование молнии – злость. «Карты настроения» анализируются.

«Волшебная палочка»

«Волшебная палочка» (ручка, карандаш и др.) передаётся в произвольном порядке, передача сопровождается речью по заранее заданному заказу-правилу.

Варианты: передающий называет существительное, принимающий – прилагательное к нему.

2. Игры для социо-игрового характера.

Во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом. Развитие навыков партнерского общения. Важно, чтобы каждый ребенок почувствовал свою значимость и ощутил принадлежность к группе, внес свой вклад в общее дело, делясь идеями.

Это может быть совместное с детьми планирование. Здесь возможны два случая. Решение о выборе игры принимается в результате общего группового обсуждения, когда все члены группы, включая педагога, по очереди высказывают свои предложения и обсуждают их.

Совместное планирование и выработка группового решения оказывают значительное коррекционное воздействие на личность ребенка.

3. Игровые разминки.

Объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.

«Заводные человечки», «Карлики-великаны», «Комплимент», «Составь слово», «Живой алфавит», «Дотронься до».

Особо нравятся детям следующие игры: «Менялки», «Встаньте те, у кого… », «Ласковый мелок», «Передай движение», «Молекула», «Тень», «Путаница»: вызывающие у детей умение чувствовать своего партнёра, приходить с ним к согласию, тем самым формируя в группе доверительную и дружескую обстановку.

«Руки-ноги»

Играющие сидят (на стульях, на ковре). Воспитатель (ребёнок) хлопает 1 раз – команда рукам (поднять, опустить, на пояс, за голову и т. п., хлопает 2 раза – команда ногам (встать, сесть, скрестить и т. п.) .

Последовательность движений (хлопков, темп могут меняться.

«Слова на одну букву (звук) »

Игра начинается со слов «Я вижу… »

4. Игры творческого самоутверждения. 

Игры (задания) выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат.

Полученный опыт игрового взаимодействия дети могут использовать в продуктивной деятельности.

УПРАЖНЕНИЕ – «РИСУНОК ПО КРУГУ».

Все члены коллектива начинают каждый на своем листе бумаги, обозначив на нем в углу свое имя, рисунок, что-то важное для себя. Затем по сигналу все участники одновременно передают свои рисунки соседу и продолжают рисунок соседа. Группа рисует до тех пор, пока каждому не вернется его листок. Затем необходимо встать и описать свой рисунок (замысел) .

- сочинение сказки, общей истории

Игра «Изображение предметов».

Цель: воспитывается наблюдательность, воображение, умение видеть другого.

Ход: Ребенок мимикой, жестами изображает предмет, остальные дети его отгадывают. Кто правильно назвал, становится ведущим.

«Тело в деле»

Воспитатель предлагает детям придумать определённую позу (фотографию) какого-нибудь дела (рассматриваю картину, читаю, делаю артикуляционную гимнастику и т. п.) . Играющий демонстрирует свою «фотографию», остальные отгадывают, комментируют, показывают отгадки-действия, сравнивают «фотографии».

Важна заключительная часть – это своеобразное подведение итогов, рефлексия того, что было на занятии и обеспечение условий для плавного перехода из «мира свободы, фантазии и игр» в «мир реальности и обязанностей».

Для подведения итогов в конце каждого занятия дети снова рассаживаются в круг и обмениваются впечатлениями и мнениями.

Завершающим штрихом, подводящим черту под игровым занятием, становится ритуал. Используется тихая спокойная музыка. Дети встают в круг, берутся за руки и передают друг другу хорошее настроение, улыбку на целый день. В конце занятия дети заполняют «Карту настроения», как они себя чувствуют после проведенных игр.

Ритуал завершения играет важную роль в формировании новой позитивной системы отношений «ребенок-взрослый» - отношений доверия и взаимопонимания.

Основными функциями педагога, ведущего игровые занятия, является создание атмосферы принятия ребенка: эмоциональное сопереживание ребенку; отражение и вербализация его чувств и переживаний в максимально точной и понятной ребенку форме, обеспечение в процессе игровых занятий условий, актуализирующих переживание ребенком чувства достижения, собственного достоинства и самоуважения.

Акт коммуникации строится так, чтобы предоставить ребенку определенную свободу выбора, а не навязывать свой способ взаимодействия.

 III. Заключительная часть.

Работая в данном направлении, мы предполагаем, что в результате применения социо-игровой технологии в работе с дошкольниками сможем достигнуть следующих результатов:

• дети будут уметь договариваться, приходить к согласию, слушать и слышать друг друга;
• у детей будет сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе; развито речевое взаимодействие;
• дети смогут разумно и доброжелательно возражать взрослым, отстаивать свою позицию;
• у них не будет чувства страха за ошибку.