Опыт работы: Применение дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей дошкольного возраста и сопровождение воспитанников с особыми образовательными потребностями.
методическая разработка по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

Панкрушина Татьяна Сергеевна

Опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx27.8 КБ
Office presentation icon 1.ppt800.5 КБ
Office presentation icon 2.ppt1.23 МБ
Office presentation icon 3.ppt1.63 МБ
Office presentation icon 4.ppt2.57 МБ
Office presentation icon 5.ppt1.09 МБ
Office presentation icon 6.ppt1.92 МБ
Office presentation icon 7.ppt2.86 МБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы:

Применение дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей дошкольного возраста и сопровождение воспитанников с особыми образовательными потребностями.

В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития способностей детей дошкольного возраста всё больше возрастает. Основная цель образования сейчас – это помочь каждому индивидууму полностью раскрыть заложенный в нём потенциал, воспитать душу и характер подрастающего человека.

Важнейшим условием формирования гармоничной личности является дифференцированный подход к детям, а для воспитанников с особыми образовательными потребностями этот аспект наиболее значим в силу их специфических особенностей.

В процессе дифференцированного подхода педагог изучает, анализирует, классифицирует различные качества личности и их проявления у детей, выделяя наиболее общие, типичные черты, характерные для определенной группы воспитанников, и на этой основе определяет стратегию своего взаимодействия с группой и конкретные задачи воспитания, формы включения детей в общую деятельность и коллективные отношения.

При этом ребенок в меньшей степени чувствует себя объектом воспитания, так как основные воздействия педагога направлены на группу в целом, а не лично на него. Следовательно, дифференцированное обучение является не целью, а средством развития индивидуальности ребёнка.

Особенности, по которым можно предположить высокий уровень способностей детей, проявляются в повседневной жизни, в самостоятельных занятиях детей, при выполнении различных заданий дома и в детском саду, в кружке. Задача педагога грамотно сопровождать раскрытие выявленных способностей каждого ребенка.

Богатейшим источником эстетических впечатлений детей, развития их творческих возможностей является танец. Поэтому в 2015 году модифицировала составленную мной ранее программу дополнительного образования для детей «Осьминожки», направленную на приобщение детей к миру танцевальных движений, развитие индивидуальных качеств личности и коллективных творческих проявлений.

Систематические занятия хореографией проводила 2 раза в неделю, состоящие из вводной, основной и заключительной частей.

Движение и игра – важнейшие компоненты жизнедеятельности детей, поэтому в основе обучения детей дошкольного возраста необходимо положить игровое начало. Каждое занятие начинала со слов: «Мы сейчас будем играть…», «Мы сейчас превратимся…», «Мы сейчас отправимся в путешествие…» и т. д. Правильно подобранные и организованные в процессе обучения танцы-игры способствуют умению трудиться, вызывают интерес к занятию.

Каждая музыкально-ритмическая игра была направлена на достижение определённых целей.

В игре «Муравьи», которая проводится в разном темпе, дети учились ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по залу, не сталкиваясь друг с другом, а при столкновении издавала сигнал «бип».

В игре «Деревянные и тряпичные куклы», дети не только действовали по сигналу под музыкальный репертуар (песня Буратино, Вальс цветов) – управляли владением своего тела (напрягали мышцы и раскрепощали), но и закрепляли знания о материалах.

Игра «Не ошибись» помогала развить чувство ритма, произвольное внимание и координацию рук и ног, в которой задавала ритм различных сочетаниях (разные виды хлопков, притопы). Постепенно ритмические рисунки усложняла и ускоряла темп.

Для развития у детей выразительности, артистичности и фантазии включала в репертуар танцы с предметами и атрибутами, ведь творческая активность детей развивается постепенно путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения и мышления.

Очень полюбились детям создание музыкально-пластических импровизаций, целью которых являлось передача в свободных пластических образах характер и настроение заданного музыкального произведения. В таких играх дети с удовольствием повторяли и исполняли различные задания (имитирующие движения).

Например, в игре-превращении «Играющий котенок», ребята с интересом выполняли выразительные, движения рук и головы в соответствии с изменением характера музыки, следили за своим котенком (шифоновым платочком), превращая это в своеобразный танец.

Показателем уровня развития детей моей группы явилось не только выразительность и непосредственность движений под музыку, умение точно координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности, способность к запоминанию и самостоятельному исполнению композиций, использование разнообразных видов движений в импровизации под музыку. Но и повысилась самооценка, уверенность в себе, дети без боязни стали выступать на сцене перед сверстниками, родителями и посторонними людьми. Появилась организованность, дисциплинированность, появилась ответственность, целеустремленность.

За время своего существования хореографический коллектив «Осьминожки» добился значительных творческих результатов, которые регулярно представляли для родителей на открытых занятиях в течение учебного года и ежегодных отчётных концертах. Неоднократно коллектив был приглашен в Центр Культуры и Искусства и общеобразовательную школу №15 для участия в их праздничных концертах.

Важным стимулом развития талантов является поощрение талантливых детей. За успешные выступления в конкурсах и фестивалях участники коллектива неоднократно получали призовые места как на муниципальном уровне, так и были удостоены побед на международном уровне.

После выпуска из стен детского сада юные школьники стали обучающимися детской школы искусств (отделения хореографии, музыкального и театрального отделений), ЦКиИ (хореография), спорткомплекс «Олимп» (гимнастика), Центра молодёжи (лего-конструирование).

При создании в детском саду и в семье, где воспитывается талантливый ребёнок, благоприятных условий, при слаженной совместной работе за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, что позволит быть успешным в школе.

Понимая, что развивающие игры моделируют процесс развития детей дошкольного возраста и создают благоприятные возможности для реализации их творческого потенциала, экспериментально начала применять методику складового принципа подготовки к обучению чтению известного педагога из Санкт-Петербурга Н.А. Зайцева.

Приступая к эксперименту, при поддержке и активном участии родителей, систематизировала, модифицировала и изготовила дидактический материал:

  • непосредственно сами кубики. А также две узкие, длинные полки для кубиков, расположенные на уровне глаз детей.
  • настенная таблица с плоскостным изображением кубиков в определённой системе, которая располагается высоко для соблюдения профилактики нарушения осанки и зрения (все склады скомпонованы по типу наполнителя – «золотые», «деревянные», «железные» и упорядочены в столбцы, которые читаются и поются).
  • дидактический материал для дополнительных игр-пособий (складовые картинки, картинки-тени).
  • музыкальная картотека для попевок.

Каждый ребёнок индивидуален в своём развитии (по особенностям психологических функций, темпераменту), поэтому формирование навыка чтения носит индивидуально-дифференцированный характер.

Образовательную деятельность проводила в высоком темпе, в движении. Дети свободно перемещались по группе, сидели, лежали на полу, но находились в постоянной добровольной готовности вскочить и подбежать к полкам, таблицам, кубикам. Дисциплина от этого не страдала, а наоборот, дети меньше испытывали усталость и дольше удерживали внимание на учебных задачах.

Таким образом, всё это позволило превратить такую сложнейшую мыслительную деятельность, как чтение в игру-забаву, что приводило к сохранению здоровья и радости от получения знаний.

В структурную организацию занятий включала непосредственно работу с кубиками и таблицами по методике Н.А. Зайцева; психогимнастику, физминутки; слушание и/или чтение коротких художественных произведений; развитие мелкой моторики (раскрашивание, штриховка, печатание слов в индивидуальной тетради.

Демонстрацию таблицы и ознакомление со всеми кубиками проводила систематически. Весь материал представляла целиком, а не по частям, так дети изначально запоминали звучание складов через многократное пропевание и прочтение, исключая неправильное слияние букв.

Сначала учила ориентироваться в кубиках. Для быстрого распознавания и надёжного запоминания использовала мнемонические приёмы: деление на группы по размеру, по цвету, по типу звучания наполнителя, по весу, а также по совмещению 2 - 3 признаков. Таким образом, незаметно, в игре, дети познакомились с классификацией звуков на «гласные»-«согласные», «звонкие»-«глухие», «твердые»-«мягкие».

Дети с большой радостью манипулировали с кубиками в играх-классификациях «Братишки и сестрички», стучали, звенели кубиками, проверяя свой выбор по звуку наполнителя.

Особо используя дифференцируемый подход давала детям с высоким уровнем развития не потерять интерес к занятиям, предлагая им более сложные задания, а замкнутым и медлительным детям давала почувствовать необходимость их действия.

Например, в игре «Поезд» необходимо выстроить склады в соответствии с заданием в цепочку. При прочтении дети называли всех «пассажиров» слева направо, перенося ударение поочередно с кубика на кубик. Усложняла задание изменением темпа чтения, высоты голоса.

Наблюдая за детьми, видела, что детям очень нравится пение по таблице под мелодию попевок. Ребята с удовольствием сопровождали песни движениями: прихлопыванием, притопыванием, прыжками. При пропевании складов по таблице обращаю внимание на правильную артикуляцию, динамику (силу голоса), ритм (темп), что является прекрасной фонематической разминкой. Данная деятельность помогла исправить речевые недостатки, которые не всегда заметны в повседневной речи детей.

Когда дети освоили умение пропевать склады по таблице, начала обучать «писать» слова по таблице с помощью длинной указки: имена детей и их родителей, что ели на обед, из чего готовят суп и т.д. Для нерешительных и стеснительных детей использовала игру «Эхо-чтение», которая явилась очень хорошим способом научить «писать» по таблице и по кубикам. В данной игре сначала слово прописывал и проговаривал взрослый (активный ребёнок), а затем как «эхо» выполнял ребёнок, испытывающий затруднения.

Особое внимание уделяла играм со складовыми картинками «Прочти и покажи», «Принеси игрушку, которая написана», «Кто как кричит», предназначенным для чтения целыми словами, которые сочетала с перемещением и движениями. После прочтения слов, дети записывали их в тетрадь. Что помогало расширять словарный запас.

Постепенно включала игры-соревнования «Кто быстрее назовет», «Кто быстрее составит слово». Большой популярностью у детей пользовалась командная игра «Башня», целью которой было составить башню из прочитанных кубиков (слов). Выигрывала та команда, чья башня выше.

Также захватывающе проходила игра «Коробка с конфетами», в которой взрослый составлял слово из нескольких складов, а дети «съедали» склады по порядку по одному, прочитав их. Игра считалась оконченной, если слово – «Коробка с конфетами» восстановлено вновь.

Своё речевое творчество дети проявляли в игре «Цепочка слов», где придумывали и прописывали кубиками слово на заданный склад. Далее придумывали слова на последний склад слова, тем самым создавая цепочку из слов.

На занятиях поощряла детские стремления высказываться, рассуждать, проявлять самостоятельность. В результате дети очень заметно организовались, научились слушать задание, не переспрашивая. У них появилось стремление сделать больше, лучше, исправить ошибку, если допустили.

Так скучные занятия по грамоте превратились в любимое для детей развлечение, в котором они не занимались, а играли с буквами.

В результате проделанной работы из 12 детей группы 10 детей свободно читали простые слова и короткие тексты, написанные крупным шрифтом или кубиками. У всех наблюдалась положительная динамика речевых способностей, улучшились произносительные возможности.

Но следует отметить, что продолжительность этапа усвоения складов у детей различна, поэтому формирование навыка чтения слов носит индивидуально-дифференцированный характер.

По итогам экспериментального обучения сделала вывод о целесообразности использования данной методики с дошкольниками. Эффективность данного обучения повысилась благодаря использованию игровой основы и оказанию логопедического воздействия в целом, а также произошло положительное коррекционное воздействие на развитие основных психических процессов: восприятия, внимания и памяти, мышления.

Таким образом, по итогам личного опыта работы просматривается положительное воздействие дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей дошкольного возраста в сензитивный период формирования системы представлений о себе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Подснежник» городского округа Рефтинский Опыт работы Панкрушиной Т. С., воспитателя высшей квалификационной категории. 2021 г. ТЕМА : « Применение дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей дошкольного возраста и сопровождение воспитанников с особыми образовательными потребностями»

Слайд 2

По индивидуально- психологическим особенностям По личностно- психологическим типам По возрастному составу и половым признакам По уровню достижений По уровню здоровья По области интересов

Слайд 4

Занятие Вводная часть Заключительная часть Основная часть Поклон. Задания на построение и перестроение. Музыкально-ритмическая разминка (танцевальные шаги, бег, различные прыжки) . Тренировочная часть (изучение нового материала, повторение и закрепление). Танцевальная часть (разучивание танцевальных движений, комбинаций, танцев). Творческие игры и задания. Игры и упражнения «Развивающей гимнастики» (дыхательная, пальчиковая, самомассаж). Поклон .


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методика складового принципа подготовки к обучению чтению Н. А. Зайцева Музыкальная картотека для попевок Кубики Настенная таблица Материал для игр (складовые картинки, картинки-тени) Дидактический материал

Слайд 2

Занятие Непосредственно работа с кубиками и таблицами (пропевание складов, различные игры) Психогимнастика, зрительная гимнастика, физминутки Слушание и/или чтение коротких художественных произведений Развитие мелкой моторики (раскрашивание, штриховка, печатание слов в индивидуальной тетради)

Слайд 3

Деление кубиков на группы По размеру : большие и большие двойные (для твёрдых складов) ; маленькие и маленькие двойные (для мягких складов). По цвету : «золотые» (жёлтые) ; «железные» (серые) ; «деревянные» (коричневые). По звучанию наполнителя при встряхивании : «золотые» (гласные) ; «железные» (звонкие) ; «деревянные» (глухие).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Примеры игр

Слайд 2

Игры со складовыми картинками и картинками-тенями


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Примеры игр

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация гендерного подхода в обучении и воспитании детей дошкольного возраста в соответсвии с ФГТ

Отчет о проделанной работе по работе над годовой задачей "Гендерный подход в обучении и воспитании детей дошкольного возраста"...

Опыт работы по теме Роль народного творчества в воспитании детей дошкольного возраста

В опыте работы по использованию народного творчества в работе  с детьми, начиная с раннего возраста - это и создание мини-музея в ДОО; ипроведение НОД с детьми раннего и дошкольного возраста; и в...

Использование социоигровых подходов в обучении и воспитание детей дошкольного возраста.

Социо-игровая технология – это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками. Применение данной технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологическо...

«Использование социоигровых подходов в обучении и воспитании детей дошкольного возраста».

Игра идет на пользу общему развитию ребенка: стимулирует его познавательные интересы, активизирует интеллектуально – творческие способности, дает возможность ребятам самоутвердиться и реализоват...

Применение компьютеров с целью обучения и воспитания детей дошкольного возраста

Применение компьютеров с целью обучения и воспитания детей дошкольного возраста...

Доклад «Новые подходы к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста»

Доклад«Новые подходы к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста» с презентацией...