Опыт работы: Применение дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей дошкольного возраста и сопровождение воспитанников с особыми образовательными потребностями.
методическая разработка по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)
Опыт работы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Опыт работы:
Применение дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей дошкольного возраста и сопровождение воспитанников с особыми образовательными потребностями.
В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития способностей детей дошкольного возраста всё больше возрастает. Основная цель образования сейчас – это помочь каждому индивидууму полностью раскрыть заложенный в нём потенциал, воспитать душу и характер подрастающего человека.
Важнейшим условием формирования гармоничной личности является дифференцированный подход к детям, а для воспитанников с особыми образовательными потребностями этот аспект наиболее значим в силу их специфических особенностей.
В процессе дифференцированного подхода педагог изучает, анализирует, классифицирует различные качества личности и их проявления у детей, выделяя наиболее общие, типичные черты, характерные для определенной группы воспитанников, и на этой основе определяет стратегию своего взаимодействия с группой и конкретные задачи воспитания, формы включения детей в общую деятельность и коллективные отношения.
При этом ребенок в меньшей степени чувствует себя объектом воспитания, так как основные воздействия педагога направлены на группу в целом, а не лично на него. Следовательно, дифференцированное обучение является не целью, а средством развития индивидуальности ребёнка.
Особенности, по которым можно предположить высокий уровень способностей детей, проявляются в повседневной жизни, в самостоятельных занятиях детей, при выполнении различных заданий дома и в детском саду, в кружке. Задача педагога грамотно сопровождать раскрытие выявленных способностей каждого ребенка.
Богатейшим источником эстетических впечатлений детей, развития их творческих возможностей является танец. Поэтому в 2015 году модифицировала составленную мной ранее программу дополнительного образования для детей «Осьминожки», направленную на приобщение детей к миру танцевальных движений, развитие индивидуальных качеств личности и коллективных творческих проявлений.
Систематические занятия хореографией проводила 2 раза в неделю, состоящие из вводной, основной и заключительной частей.
Движение и игра – важнейшие компоненты жизнедеятельности детей, поэтому в основе обучения детей дошкольного возраста необходимо положить игровое начало. Каждое занятие начинала со слов: «Мы сейчас будем играть…», «Мы сейчас превратимся…», «Мы сейчас отправимся в путешествие…» и т. д. Правильно подобранные и организованные в процессе обучения танцы-игры способствуют умению трудиться, вызывают интерес к занятию.
Каждая музыкально-ритмическая игра была направлена на достижение определённых целей.
В игре «Муравьи», которая проводится в разном темпе, дети учились ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по залу, не сталкиваясь друг с другом, а при столкновении издавала сигнал «бип».
В игре «Деревянные и тряпичные куклы», дети не только действовали по сигналу под музыкальный репертуар (песня Буратино, Вальс цветов) – управляли владением своего тела (напрягали мышцы и раскрепощали), но и закрепляли знания о материалах.
Игра «Не ошибись» помогала развить чувство ритма, произвольное внимание и координацию рук и ног, в которой задавала ритм различных сочетаниях (разные виды хлопков, притопы). Постепенно ритмические рисунки усложняла и ускоряла темп.
Для развития у детей выразительности, артистичности и фантазии включала в репертуар танцы с предметами и атрибутами, ведь творческая активность детей развивается постепенно путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения и мышления.
Очень полюбились детям создание музыкально-пластических импровизаций, целью которых являлось передача в свободных пластических образах характер и настроение заданного музыкального произведения. В таких играх дети с удовольствием повторяли и исполняли различные задания (имитирующие движения).
Например, в игре-превращении «Играющий котенок», ребята с интересом выполняли выразительные, движения рук и головы в соответствии с изменением характера музыки, следили за своим котенком (шифоновым платочком), превращая это в своеобразный танец.
Показателем уровня развития детей моей группы явилось не только выразительность и непосредственность движений под музыку, умение точно координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности, способность к запоминанию и самостоятельному исполнению композиций, использование разнообразных видов движений в импровизации под музыку. Но и повысилась самооценка, уверенность в себе, дети без боязни стали выступать на сцене перед сверстниками, родителями и посторонними людьми. Появилась организованность, дисциплинированность, появилась ответственность, целеустремленность.
За время своего существования хореографический коллектив «Осьминожки» добился значительных творческих результатов, которые регулярно представляли для родителей на открытых занятиях в течение учебного года и ежегодных отчётных концертах. Неоднократно коллектив был приглашен в Центр Культуры и Искусства и общеобразовательную школу №15 для участия в их праздничных концертах.
Важным стимулом развития талантов является поощрение талантливых детей. За успешные выступления в конкурсах и фестивалях участники коллектива неоднократно получали призовые места как на муниципальном уровне, так и были удостоены побед на международном уровне.
После выпуска из стен детского сада юные школьники стали обучающимися детской школы искусств (отделения хореографии, музыкального и театрального отделений), ЦКиИ (хореография), спорткомплекс «Олимп» (гимнастика), Центра молодёжи (лего-конструирование).
При создании в детском саду и в семье, где воспитывается талантливый ребёнок, благоприятных условий, при слаженной совместной работе за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, что позволит быть успешным в школе.
Понимая, что развивающие игры моделируют процесс развития детей дошкольного возраста и создают благоприятные возможности для реализации их творческого потенциала, экспериментально начала применять методику складового принципа подготовки к обучению чтению известного педагога из Санкт-Петербурга Н.А. Зайцева.
Приступая к эксперименту, при поддержке и активном участии родителей, систематизировала, модифицировала и изготовила дидактический материал:
- непосредственно сами кубики. А также две узкие, длинные полки для кубиков, расположенные на уровне глаз детей.
- настенная таблица с плоскостным изображением кубиков в определённой системе, которая располагается высоко для соблюдения профилактики нарушения осанки и зрения (все склады скомпонованы по типу наполнителя – «золотые», «деревянные», «железные» и упорядочены в столбцы, которые читаются и поются).
- дидактический материал для дополнительных игр-пособий (складовые картинки, картинки-тени).
- музыкальная картотека для попевок.
Каждый ребёнок индивидуален в своём развитии (по особенностям психологических функций, темпераменту), поэтому формирование навыка чтения носит индивидуально-дифференцированный характер.
Образовательную деятельность проводила в высоком темпе, в движении. Дети свободно перемещались по группе, сидели, лежали на полу, но находились в постоянной добровольной готовности вскочить и подбежать к полкам, таблицам, кубикам. Дисциплина от этого не страдала, а наоборот, дети меньше испытывали усталость и дольше удерживали внимание на учебных задачах.
Таким образом, всё это позволило превратить такую сложнейшую мыслительную деятельность, как чтение в игру-забаву, что приводило к сохранению здоровья и радости от получения знаний.
В структурную организацию занятий включала непосредственно работу с кубиками и таблицами по методике Н.А. Зайцева; психогимнастику, физминутки; слушание и/или чтение коротких художественных произведений; развитие мелкой моторики (раскрашивание, штриховка, печатание слов в индивидуальной тетради.
Демонстрацию таблицы и ознакомление со всеми кубиками проводила систематически. Весь материал представляла целиком, а не по частям, так дети изначально запоминали звучание складов через многократное пропевание и прочтение, исключая неправильное слияние букв.
Сначала учила ориентироваться в кубиках. Для быстрого распознавания и надёжного запоминания использовала мнемонические приёмы: деление на группы по размеру, по цвету, по типу звучания наполнителя, по весу, а также по совмещению 2 - 3 признаков. Таким образом, незаметно, в игре, дети познакомились с классификацией звуков на «гласные»-«согласные», «звонкие»-«глухие», «твердые»-«мягкие».
Дети с большой радостью манипулировали с кубиками в играх-классификациях «Братишки и сестрички», стучали, звенели кубиками, проверяя свой выбор по звуку наполнителя.
Особо используя дифференцируемый подход давала детям с высоким уровнем развития не потерять интерес к занятиям, предлагая им более сложные задания, а замкнутым и медлительным детям давала почувствовать необходимость их действия.
Например, в игре «Поезд» необходимо выстроить склады в соответствии с заданием в цепочку. При прочтении дети называли всех «пассажиров» слева направо, перенося ударение поочередно с кубика на кубик. Усложняла задание изменением темпа чтения, высоты голоса.
Наблюдая за детьми, видела, что детям очень нравится пение по таблице под мелодию попевок. Ребята с удовольствием сопровождали песни движениями: прихлопыванием, притопыванием, прыжками. При пропевании складов по таблице обращаю внимание на правильную артикуляцию, динамику (силу голоса), ритм (темп), что является прекрасной фонематической разминкой. Данная деятельность помогла исправить речевые недостатки, которые не всегда заметны в повседневной речи детей.
Когда дети освоили умение пропевать склады по таблице, начала обучать «писать» слова по таблице с помощью длинной указки: имена детей и их родителей, что ели на обед, из чего готовят суп и т.д. Для нерешительных и стеснительных детей использовала игру «Эхо-чтение», которая явилась очень хорошим способом научить «писать» по таблице и по кубикам. В данной игре сначала слово прописывал и проговаривал взрослый (активный ребёнок), а затем как «эхо» выполнял ребёнок, испытывающий затруднения.
Особое внимание уделяла играм со складовыми картинками «Прочти и покажи», «Принеси игрушку, которая написана», «Кто как кричит», предназначенным для чтения целыми словами, которые сочетала с перемещением и движениями. После прочтения слов, дети записывали их в тетрадь. Что помогало расширять словарный запас.
Постепенно включала игры-соревнования «Кто быстрее назовет», «Кто быстрее составит слово». Большой популярностью у детей пользовалась командная игра «Башня», целью которой было составить башню из прочитанных кубиков (слов). Выигрывала та команда, чья башня выше.
Также захватывающе проходила игра «Коробка с конфетами», в которой взрослый составлял слово из нескольких складов, а дети «съедали» склады по порядку по одному, прочитав их. Игра считалась оконченной, если слово – «Коробка с конфетами» восстановлено вновь.
Своё речевое творчество дети проявляли в игре «Цепочка слов», где придумывали и прописывали кубиками слово на заданный склад. Далее придумывали слова на последний склад слова, тем самым создавая цепочку из слов.
На занятиях поощряла детские стремления высказываться, рассуждать, проявлять самостоятельность. В результате дети очень заметно организовались, научились слушать задание, не переспрашивая. У них появилось стремление сделать больше, лучше, исправить ошибку, если допустили.
Так скучные занятия по грамоте превратились в любимое для детей развлечение, в котором они не занимались, а играли с буквами.
В результате проделанной работы из 12 детей группы 10 детей свободно читали простые слова и короткие тексты, написанные крупным шрифтом или кубиками. У всех наблюдалась положительная динамика речевых способностей, улучшились произносительные возможности.
Но следует отметить, что продолжительность этапа усвоения складов у детей различна, поэтому формирование навыка чтения слов носит индивидуально-дифференцированный характер.
По итогам экспериментального обучения сделала вывод о целесообразности использования данной методики с дошкольниками. Эффективность данного обучения повысилась благодаря использованию игровой основы и оказанию логопедического воздействия в целом, а также произошло положительное коррекционное воздействие на развитие основных психических процессов: восприятия, внимания и памяти, мышления.
Таким образом, по итогам личного опыта работы просматривается положительное воздействие дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей дошкольного возраста в сензитивный период формирования системы представлений о себе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По индивидуально- психологическим особенностям По личностно- психологическим типам По возрастному составу и половым признакам По уровню достижений По уровню здоровья По области интересов
Занятие Вводная часть Заключительная часть Основная часть Поклон. Задания на построение и перестроение. Музыкально-ритмическая разминка (танцевальные шаги, бег, различные прыжки) . Тренировочная часть (изучение нового материала, повторение и закрепление). Танцевальная часть (разучивание танцевальных движений, комбинаций, танцев). Творческие игры и задания. Игры и упражнения «Развивающей гимнастики» (дыхательная, пальчиковая, самомассаж). Поклон .
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Занятие Непосредственно работа с кубиками и таблицами (пропевание складов, различные игры) Психогимнастика, зрительная гимнастика, физминутки Слушание и/или чтение коротких художественных произведений Развитие мелкой моторики (раскрашивание, штриховка, печатание слов в индивидуальной тетради)
Деление кубиков на группы По размеру : большие и большие двойные (для твёрдых складов) ; маленькие и маленькие двойные (для мягких складов). По цвету : «золотые» (жёлтые) ; «железные» (серые) ; «деревянные» (коричневые). По звучанию наполнителя при встряхивании : «золотые» (гласные) ; «железные» (звонкие) ; «деревянные» (глухие).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игры со складовыми картинками и картинками-тенями
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный подход в обучении и воспитании детей дошкольного возраста
теория индивидуального подхода...
Реализация гендерного подхода в обучении и воспитании детей дошкольного возраста в соответсвии с ФГТ
Отчет о проделанной работе по работе над годовой задачей "Гендерный подход в обучении и воспитании детей дошкольного возраста"...
Опыт работы по теме Роль народного творчества в воспитании детей дошкольного возраста
В опыте работы по использованию народного творчества в работе с детьми, начиная с раннего возраста - это и создание мини-музея в ДОО; ипроведение НОД с детьми раннего и дошкольного возраста; и в...
Использование социоигровых подходов в обучении и воспитание детей дошкольного возраста.
Социо-игровая технология – это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками. Применение данной технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологическо...
«Использование социоигровых подходов в обучении и воспитании детей дошкольного возраста».
Игра идет на пользу общему развитию ребенка: стимулирует его познавательные интересы, активизирует интеллектуально – творческие способности, дает возможность ребятам самоутвердиться и реализоват...
Применение компьютеров с целью обучения и воспитания детей дошкольного возраста
Применение компьютеров с целью обучения и воспитания детей дошкольного возраста...
Доклад «Новые подходы к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста»
Доклад«Новые подходы к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста» с презентацией...