Презентация мастер-класса
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Джаватова Мафизат Амрановна

презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_master-klass_dzhavatova3.docx26.54 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД       ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 9 «КОСМОС»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛЮБЕРЦЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

                                        

Мастер-класс по познавательно-исследовательскому проекту «Гора самоцветов» - культура народов России.

Провела: Джаватова Мафизат Амрановна.

Люберцы, 2017

Знакомство с народно-декоративным прикладным искусством Дагестана (обучение росписи балхарского кувшина для молока).

Цель: представление опыта работы с детьми подготовительного дошкольного возраста по развитию художественно-эстетической активности посредством изобразительной деятельности.

Задачи:

• повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер-класса по художественно-эстетическому развитию дошкольников через изобразительную деятельность;

• представить участникам мастер-класса одну из форм проведения художественно-эстетической деятельности с детьми подготовительного дошкольного возраста;

• сформировать у участников мастер-класса мотивацию на изобразительной деятельности для развития активной познавательной инициативы дошкольников.

Оборудование: балхарские изделия, таблицы с элементами балхарской росписи, кисти, салфетки, акриловая краска, баночки.

1 часть.

СЛАЙД 1. Добрый день, уважаемые жюри и коллеги. Есть на карте мира крошечный кусочек, который очень дорог моему сердцу, и как бы ни распорядилась судьба, и куда бы ни унесла меня дорога жизни, это место всегда будет самым желанным для меня. Это моя малая родина - мой Дагестан. Он богат своими традициями и обычаями. Здесь исторически сложилась самобытная этика и культура поведения, которая традиционно была основана на морально-этических принципах религии. Бережное, уважительное и заботливое отношение к старшему поколению является основной духовной ценностью в культуре поведения всех народов Дагестана. ( На территории республики находится более 8000 культурных и исторических памятников, охраняемых государством. Здесь находится самый древнейший город России Дербент, которому более 5000 лет. Крепость Нарын-Кала является визитной карточкой города. Эта цитадель вошла в почетный перечень ЮНЕСКО как исторический и культурный памятник мирового значения. Также здесь находится один из самых глубоких каньонов в мире – Сулакский каньон. Песчаная гора Сарыкум- вторая по величине в мире. Самурский лиановый лес, занесенный в Красную Книгу. Самое высокогорное село в Европе - Куруш. Добавить или не нужно???!!или убрать все это)  Дагестан- самая многонациональная республика в РФ. Здесь проживает около 60 национальностей и из них 30- коренные. Культура и традиции народов Дагестана очень разнообразны. Они формировались на протяжении долгих лет и передавались из поколения в поколение. Каждый из этих народов имеют свои особенности. Дагестан переводится как «страна гор» так как большинство жителей республики проживают в горной местности. Дагестан- это мастерская Кавказа. В далеких горных аулах до сих пор живы традиции и ремесла, снискавшие всемирную славу: кубачинское ювелирное мастерство, канатоходство, унцукульские изделия с уникальной насечкой дерева металлом, знаменитые табасаранские ковры, балхарская тонкостенная керамика.

Сегодня мне бы хотелось отправиться с вами в высокогорный аул Балхар и познакомить вас поближе с балхарским искусством и орнаментом.

СЛАЙД 2. В рамках моего проекта « Гора самоцветов» включен мастер-класс росписи балхарских кувшинов, который я провела на ГМО и с родителями моей группы.

СЛАЙД 3. В современном мире проблема художественно- эстетического воспитания детей стало очень актуальной, которая  развивает вкус и умение замечать и ценить прекрасное в своем окружении, а также формирует умение создавать образ, используя полученные навыки в росписи, стимулирует умственную деятельность детей, воспитывает художественный вкус: трудолюбие, чувство взаимопомощи. Все эти качества необходимы для развития ребенка, но реалии современного мира все больше отдаляют детей от прекрасного: однотипные игрушки, супергерои из компьютерных игр - все это не способствует эстетическому воспитанию ребенка. Поэтому очень важно научить ребенка ценить уникальность и индивидуальность. «Нand made» написано на самых дорогих товаров на прилавках в магазинах. И поэтому хочется поделиться красотой, которую творили наши умельцы, используя в своей работе самые простые и экологически чистые материалы, например, глину. А еще, если научить ребенка расписывать по своему желанию, в руках ребенка появляется удивительное и неповторимое произведение искусства. Ребенок становиться творцом. И на данном этапе, внедряя в ФГОС, мы используем деятельный подход к детям, потому что он является основным и ведущим. В процессе творчества у ребенка развивается самостоятельность, он проявляет инициативу и раскрывает свои интересы и потребности. В ФГОС предполагает, что в изобразительной деятельности у ребенка развивается способность наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира. Также, когда-то давно, создавали свои работы и дагестанские умельцы, наблюдая за природой и привнося в суровый быт горцев элементы индивидуальной красоты. Воспитательная сила искусства заключается в том, что она заставляет человека глубоко переживать самые разнообразные чувства: восторг и негодование, радость и грусть, любовь и умиротворение.

Моя задача поближе познакомить детей с изделиями мастеров Дагестана, тем самым привить ребенку любовь к народному творчеству и уважение к труду людей, и побудить к активной деятельности дошкольников.

СЛАЙД 4 .А сейчас,я хочу пригласить желающих создать свой балхарский кувшинчик в мою творческую мастерскую.                              СЛАЙД 5.Уважаемые коллеги перед вами на столах разложены керамические кувшинчики, образцы орнаментов, белая акриловая краска и кисточки. Теперь вы как настоящие балхарские мастера начинайте творить красоту, нанося узоры на эти кувшинчики. Основой балхарской росписи являются растительные, геометрические, зигзагообразные, волнистые и параллельные линии, штрихи, точки, кружочки, разные по размеру звездочки, завитки, спирали, изображение руки и глаза.В декоративном украшении керамических изделий роспись используется с учетом формы и поверхности изделия. При росписи кувшина горловину украшаем прямыми линиями и полосками с штриховкой. Центральная часть состоит из крупных элементов (изображения руки, глаза, стебля с листочками, большого цветка.)  и заполнения остальной части более мелкими деталями(завитки, спирали, мелкие листочки и штрихи. Балхарские  изделия изготавливают из белой или красной глины, такая глина называется ангоб. Основные линии рисунка наносятся красной краской, белой глиной выполняется задуманный узор. Мелкая посуда расписывается только белой краской в виде решетки волнистых линий. Крупные сосуды сложным узором-орнаментом. До сегодняшнего дня мастерицы свято чтят традиции росписи посуды. Балхарские мастера изготавливают не только предметы домашнего обихода, но и необычные керамические игрушки  свистульки, сюжетные композиции на тему сказок, бытовых и трудовых сцен. Все изделия изготавливают только вручную.                                                                                                                                                                                                                                                            СЛАЙД 6                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              "До сих пор в Балхаре живет легенда о неком человеке по имени Калкуччи. Он был очень бедным. Сидя как-то на берегу местного озера и грустно размышляя о том, как жить дальше, он обратил внимание на ребятишек, которые что-то лепили из береговой глины. Калкуччи решил сам слепить что-нибудь, и когда из-под его рук вышел прекрасный кувшин, это и стало началом знаменитого балхарского промысла. Освоив гончарное искусство, Калкучи обучил ему односельчан, но почему-то именно у женщин получались самые красивые и изящные сосуды. Так, согласно легенде, и началось в Балхаре женское производство знаменитой керамики. Как известно, женские ремесла более консервативны, этим, видимо, и объясняется сохранение многих древнейших черт не только в организации производства, но в декоре и формах балхарской керамики. В ее орнаментике встречаются элементы, характерные для дагестанской керамики, начиная с 3 тыс. до н.э.: спирали и концентрические окружности, круг и ромб с перекрестием, символы плодородия, древо жизни и т.п.  В Балхаре существует строгий запрет на участие в гончарном деле мужчин, идущий еще от пережитков матриархата. Даже прикоснуться к гончарному кругу мужчине было нельзя.  Лепка сосудов происходит путем наращивания глиняных жгутов. Затем сосуды лощат с помощью кусочка сердолика, наносят ...ангобом декор и ставят в тенистое место для просушки. Затем наступает самый ответственный момент - обжиг керамических изделий. Обжиг производится кизяком - прекрасным органическим топливом, придающим  керамике ... неповторимый живописный эффект от нежно-розового до темно-серого. "

СЛАЙД 7. В результате регулярной и систематической изобразительной деятельности с различными материалами дети сами проявляют инициативу в решении проблемных задач. А мы с вами можем только направлять и обезопасить. Такой вид творчества можно использовать и в системе домашнего образования и в запланированной деятельности. Изготовлении подарка своими руками близким людям .Ведь дети сами могут выбрать роспись и своими маленькими ручками создать свой неповторимый шедевр. Обучая ребенка чему-то новому оставьте для него маленький зазор, чтобы ребенок смог заполнить его своими мыслями, фантазией и любовью.  

Спасибо за внимание!

Литература

1. Агарагимов В. К., Магомедова З. Ш., Агафонова Е. А. Знакомство с искусством Балхара. Махачкала. 2009 г.

2. В. С. Горичева. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. - «Академия развития», 1998 г.

3. Байрамбеков М. М. «Декоративно – прикладное искусство- детям» Махачкала. 2001г.

4. Добрынина Н. Первый в жизни музей // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 6

5. Доронина Г. Использование прикладного искусства в эстетическом воспитании // Дошкольное воспитание. - 1980. - № 11. - С. 22-23.

6.. «Декоративно – прикладное искусство Дагестана» М., Искусство 1970г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация мастер-класса

презентация мастер-класа помогла познакомить других участников конкурса со своей работой...

презентация мастер-класса "Понимание позиции" - как один из способов формирования способности понимания у старших дошкольников

Данный мастер-класс был проведен на декаде профессионального мастерства. Цель мастер - класса: продемонстрировать педагогам приемы работы с детьми по развитию способности понимания за счет способа &qu...

презентация, мастер-класс, фитбол, старшая группа

Со спортом дружить - здоровым быть!По сказке «Теремок» на фитболах.Цель.   Развивать физические качества и укреплять здоровье детей, используя эффективность методики комплексного возде...

Презентация мастер-класса

Развитие художественно-творческого восприятия детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр....

Конспект, презентация Мастер - класса «Павлин».Техника «квиллинг»

Мастер - класс «Павлин».Техника «квиллинг»...