Развиваем фонематический слух
методическая разработка по теме

Ибрагимова Гузель Раисовна

Вашему вниманию представляем практический материал по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста. Информация раскрывает условия формирования фонематического слуха; ошибки возникающие из-за несформированности фонематического слуха; время начала развития фонематического слуха; игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon fonemat._sluh.ppt379 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ № 65 «Фестивальный» РАЗВИВАЕМ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ Практические рекомендации для родителей и педагогов Учитель-логопед: Ибрагимова Гузель Раисовна Сургут, 2018

Слайд 2

Фонематический слух – способность различать звуки на слух У детей формирование фонематического слуха происходит при: восприятии устной речи окружающих, и одновременно, собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки звуков. Фонематический слух включает речевые операции: способность слышать данный звук в слове; способность различать слова, в которые входят одни и те же звуки, расположенные в разной последовательности; способность различать близко звучащие, но разные по значению слова

Слайд 3

Ошибки, возникающие из-за несформированности фонематического слуха Ошибки, возникающие из-за несформированности фонематического слуха Смешение звуков: звонких согласных с глухими («блакала» – плакала, «том» – дом); свистящих согласных с шипящими («чаши» – часы); твердых согласных с мягкими («потерала» – потеряла); сонорные: звук [р] на [л] и обратно («лжи» – ржи, «тли» – три), звук [м] на [н] и обратно ( «небель» – мебель, «несок» – мешок) Перестановка и включение отдельных звуков: («наушинки «– наушники, «каторная» – картонная, «нулжа» – лужа)

Слайд 4

Пропуск гласных и согласных звуков, пропуск звуков при стечении нескольких согласных («днь» –день, межу – между, «латочка» – ласточка, «оманул» – обманул); Пропуск слогов, безударных частей слова, лишние слоги («метает» – подметает, «сматривает» – подсматривает) Замена звуков ( табака – собака, идют - идет); Обозначение мягкости при помощи Ь (васелки - васельки) Ошибки при чтении (пропуск букв, слогов, предлогов; замена и перестановка букв, слогов; «застревание» на какой-либо букве, слоге, слове)

Слайд 5

Когда же начать развивать фонематический слух? Прямо с рождения!!! С первых дней жизни малыш может различать на слух неречевые звучания и их направление. Обратите внимание ребенка на звуки за окном, и предложите их послушать. Если он не может определить их источник – помогите ему в этом. Спросите его: Что гудит? ( машина ) Кто поет? ( птица ) Кто так громко кричит? ( девочка) Различие на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха Например, игра «Угадай, что звучало» Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон колокольчика (ложек), скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите закрыть глаза и отгадать, что это звучало. Игра «Жмурки» Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна

Слайд 6

Различие звуков речи по тембру, силе и высоте Различие сходных по звучанию слов Игра «Три медведя» Ребенок отгадывает, за кого из персонажей сказки Вы говорите. Более сложный вариант: ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса. Игра «Громко- тихо» Договариваетесь с ребенком, что он будет выполнять определенные действия, когда Вы произносите слова громко и когда тихо Игра «Слушай и выбирай» Перед ребенком лежат картинки со сходным по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Вы называете предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку. Игра «Верно - неверно» Вы показываете ребенку картинку и называете предмет, заменяя один звук (ворота, корота, морота, ворота, порота, ворота). Задача ребенка хлопнуть в ладоши тогда, когда он услышит правильный вариант произношения

Слайд 7

Различение слогов Игра «Похлопаем» Вы объясняете ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносить слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове Звукоподражание Комар звенит: « З-З-З» Жук жужжит: « Ж-Ж-Ж» Игра « Поймай звук» Попросите ребенка, чтобы он хлопнул в ладоши, если услышит звук «…»: -Звуковой ряд; -Слоги -Слова Игра «Что лишнее» Вы произносите ряды слогов «па-па-ба-па» (ба), «фа- фа-ва-фа» (ва) Ребенок должен хлопнуть, когда услышит другой слог Различие звуков

Слайд 8

Освоение навыков анализа и синтеза Первый этап – выделение первого и последнего звука в слове (гласный звук) Звукоподражание. Больной говорит: « А-а-а-а», когда показывает горло врачу. Волк воет на луну: « У-у-у-у» Игра «Последний звук в слове» Разложите перед ребенком карточки с изображением предметов. Задача ребенка – произнести вслух то, что изображено, выделяя последний звук более сильно (сначала выполните это упражнение вместе) Игра «Первый звук в слове» Разложите перед ребенком карточки с изображением предметов. Задача ребенка – произнести вслух то, что изображено, выделяя первый звук более сильно (сначала выполните это упражнение вместе) Освоение навыков анализа и синтеза

Слайд 9

Освоение навыков анализа и синтеза Игра "Становитесь буквы по порядку" На столе лежат карточки с буквами Вам необходимо произнести сочетания из гласных, сначала по два: иа, ау, ои, затем – по три звука: ока, ани, иеа. Задача ребенка – разложить буквы в произнесенном порядке. После разбора гласных звуков, следует перейти к анализу согласных. Сначала стоит научить ребенка выделять в слове последний несогласный звук, который обязательно оканчивается на к или т Игра «Выбирай и называй» Подобрать название цветов, животных птиц, посуды, которые начинаются с заданного звука. Игра «Найди звук» Выбрать только те предметные картинки, названия которых начинаются на звук «…» Игра "Заблудился звук" Ребенок должен выбрать из списка слово, неподходящее по смыслу, подобрав вместо него нужное: Мама с бочками (дочками) пошла По дороге вдоль села. Мишка плачет и ревет: Просит пчел, чтоб дали лед (мед) Первый этап – выделение первого и последнего звука в слове (согласный звук)

Слайд 10

Освоение навыков анализа и синтеза Освоение навыков анализа и синтеза Второй этап – закрепление навыка фонематического анализа и синтеза Определение места звука в слове: ударного гласного звука согласного звука С помощью пособия «Птичка». Определить где находится звук « » Медленно проговаривая слово, мы одновременно ведем пальцем по птичке, определяя где находится заданный звук (в начале слова, в середине слова, в конце слова) Развивая фонематический слух, Вы облегчите ребенку процесс освоения чтением и письмом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развиваем фонематический слух у дошкольников

Развитый фонематический слух – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамотой и чтения. Письменная речь формируется на основе устной, и дети,...

Развиваем фонематический слух

В статье предлагаются игры и упражнения для развития фонематического слуха. Рекомендована воспитателям и родителям....

Развиваем фонематический слух

Папка - передвижка, консультация для родителей детей, посещающих логопедические группы и логопункт. На тему  "Игры на развитие фонематического восприятия". ...

Развиваем фонематический слух ребенка. Логопедическая школа для родителей.

Сценарий логопедической встречи с родителями детей с нарушением речи с использованием презентации....

Развиваем Фонематический слух

Картотека сдлогов, слов, для развития фонематического слуха...

Консультация на тему "Играем и развиваем фонематический слух"

Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков....

Развиваем фонематический слух

памятка для родителей...