Выступление на муниципальной педагогической конференции "Интерактивные технологии в образовании" - "Игровой и творческий характер обучения через использование знаний и опыта детей".
статья (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Шокина Юлия Юрьевна

Достаточно долгое время, находясь в поиске новых технологий и форм работы, мы все-таки нашли-  современную технологию АМО ориентированную на стандарт дошкольного и начального общего образования, позволяющей эффективно управлять образовательным процессом.Подробно изучив технологию АМО, мы можем управлять АКТИВНО МОБИЛЬНО,  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ!

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности воспитанников в процессе освоения развивающего материала.

В чем преимущества АМО?

Прежде всего АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта воспитатнников, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии, что и требуют от нас ФГОС ДО и НОО.

У активных методов обучения имеются свои отличительные особенности:

  • групповая форма организации работы участников образовательного процесса;
  • использование деятельностного подхода к обучению;
  • практическая направленность деятельности участников образовательного процесса;
  • игровой и творческий характер обучения;
  • интерактивность образовательного процесса;
  • включение в работу разнообразных коммуникаций, диалога и полилога;
  • использование знаний и опыта обучающихся;
  • задействование в процессе обучения всех органов чувств;
  • рефлексия процесса обучения его участниками.

 Так как    к  активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия и  в процессе его проведения,  то для каждого этапа  мы используем свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа; позволяют воспитателю лучше понять группу и каждого ребенка, и полученные материалы   использовать при подготовке и проведении мероприятия для обеспечения личностно-ориентированного подхода к воспитанникам. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шокина Ю.Ю., воспитатель ,МДОАУ црр – детский сад «Аленький цветочек»

«ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗНАНИЙ И ОПЫТА ДОШКОЛЬНИКОВ»

  В настоящее время  в системе дошкольного образования произошли значительные  изменения. Нормативно правовые документы федерального уровня, такие, как  Закон об образовании от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» внесли существенные  коррективы в работу дошкольных учреждений. Изменились  и  требования  к  организации образовательной деятельности с целью активного внедрения  инновационных технологий.  Сообщение детям новых знаний в процессе ознакомления с окружающей жизнью, выяснение степени понимания и запоминания этих сведений детьми требует специальных, совершенно  новых подходов к организации образовательной деятельности в дошкольном учреждении. 

  Российская система образования претерпевает постоянные изменения. Модернизация  образования неуклонно приводит каждого воспитателя к пониманию того, что необходимо искать такие педагогические технологии, которые бы смогли заинтересовать воспитанников и мотивировать их  к обучению.

  Помните, как в детстве нам нравилось играть с друзьями во дворе,  заниматься  творчеством, придумывать игровые ситуации. И как огорчала необходимость вынужденно запоминать придуманных взрослыми длинных, заумных фраз? Сегодня ничего не изменилось, и дети точно так же хотят играть и не любят заниматься навязанными им взрослыми непонятными и неинтересными делами.              

 Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и образовательную деятельность, точнее, применив игровую форму организации деятельности воспитанников для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение воспитанниками образовательной программы.
              Целями образования, которые ставит государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей.

У нас возникли вопросы:  

- Как сделать так, чтобы наши воспитанники не из-под палки, а играя, самостоятельно могли открывать новые знания, оценивать свой труд и, в конечном итоге, показывать  высокие результаты?

- Как сделать так, чтобы каждому воспитаннику было комфортно, интересно и вместе с тем понятно на занятии или на любом другом   мероприятии? Как гармонично вплести игровые моменты в канву образовательной деятельности? Как подобрать тот или иной метод к любому этапу детской деятельности, чтобы добиться максимального результата?

Пытаясь  найти  ответы на эти и многие другие вопросы,  мы пришли к необходимости  активного использования   "Технологии АМО".

Внедрение  активных  методов  обучения - одно из важнейших  направлений  совершенствования  образовательной деятельности  муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада – центра развития ребёнка-  детского сада «Аленький цветочек».

 Активные  методы,   использующиеся  в образовательной деятельности в разных направлениях и на разных этапах,    позволяют эффективно решать конкретные задачи каждого этапа. 

АМ – начала образовательного мероприятия: «Поздоровайся локтями», "Здороваемся глазами", «Фруктовый сад», «Летающие имена», «Мой цветок», «Галерея портретов».

Позволяют воспитателю лучше понять группу и каждого ребенка, и полученные материалы  сможет использовать при подготовке и проведении занятий для обеспечения личностно-ориентированного подхода к воспитанникам. 

  Цель: приветствие, создание положительного настроя на работу,

АМ – выяснения целей, ожиданий, опасений: «Лето - осень», «Воздушные шарики», «Корзина ожиданий», «Дерево ожиданий», «Любит – не любит», «Разноцветные листы», «Белое черное».

Цель: постановка целей, выяснение ожиданий и опасений.

 АМ - презентации учебного материала:  «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм», "Лицензия на приобретение знаний"

 Цель : позволяют сориентировать воспитанников в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы по теме, представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания воспитанников. 

             АМ для самостоятельной работы: «Ульи», «Визитные карточки»,«Экспертиза»,«Карта группового сознания»,«Парный выход».

 Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.

              АМ релаксации: «Четыре стихии»,  «Роботы», «Постройся по росту», «Красная шапочка и серый волк»

 Цель: повысить уровень энергии в группе, улучшить настроение.

               АМ  рефлексии:  «Cветофор», «Приоритеты», «Мухомор», «Цветик семицветик», «Мудрый совет», «Итоговый круг», «Ромашка».

Цель: эффективно, грамотно, интересно подвести итог и завершить работу.

           Сегодня мы представляем вам наиболее интересные, познавательные, увлекательные методы, которые мы активно используем в работе с детьми, а родители активно поддерживают и помогают их реализовать. Детям в средних  группах наиболее понравился метод «Лесная почта», в старших группах «Карусель ожиданий», в подготовительных группах «Автобус добрых дел».

 «Лесная почта».

Цель: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания воспитанников. 

Участники:  вся группа

Проведение: В ходе образовательной деятельности приходит посылка, (письмо) где содержится необходимая информация для повторения пройденного, представления нового материала, на закрепление изученного материала.

  • Например, для повторения пройденного материала в средней группе по теме «Что растет на грядке», мы используем приём «Найди пару». Игра проводится парами. Один ребёнок называет признаки какого-то овоща, а другой – выбирает картинку по описанию. Показывает и рассказывает о нём.
  • Для представления нового материала  используем приём «Волшебный мешочек» или  «Цветик – семицветик».  Педагог достаёт из Волшебного мешочка овощ, показывает детям и описывает его свойства и признаки. Цветик-семицветик прикрепляется к доске. В середине цветочка картинка по теме занятия, например, овощи. На каждом лепестке в кармашке располагается один овощ. Педагог достаёт овощ, называет его, описывает его свойства и признаки. Когда дети хорошо усвоят материал, они сами могут быть ведущими в этих играх.
  • Для закрепления нового материала используем  приём «Путаница». В группу пришла посылка с заданиями от художника. Но, к сожалению, художник перепутал овощи и фрукты на картине. Детей просят раскрасить только овощи, что бы помочь художнику. Этот приём можно так же использовать  в индивидуальной и свободной деятельности детей для закрепления фруктов, мебели, транспорта, одежды  и т.д.

     «Инфо-карусель» (с использованием ТРИЗ игр)

Цель: учиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группа

     Участники: подгруппы  по 4 человека

Проведение: В ходе образовательной деятельности на разных столах раскладывается информационный материал, связанный с темой занятия.

Дети разбиваются на группы по числу столов. Каждая группа за своим столом знакомится с информацией и выполняет подставленные задания. По истечению отведённого времени каждая группа заканчивает работу за своим столом и переходит к другому. Группы работают до тех пор, пока каждая из них не побывает за каждым информационным столом. На столах помимо информации лежат чистые листы, на которых малые группы схематично или в виде рисунка представляют свои соображения.

Таким образом, группы работают совместно, хотя и не в контакте друг с другом.

  • Например, для повторения пройденного материала  по теме «Дикие животные наших лесов»  мы используем игру «Мои друзья». В центре стола картинка – животного (кабан), воспитатель озвучивает свойство (Мои друзья – это те, кто живет в лесу и умеет быстро бегать). Дети подбирают соответствующие картинки или зарисовывают схематично (лиса, волк, заяц).
  • Для представления нового материала (например, при рассматривании картины) игра «Волшебный светофор». Используется три стола (красный, желтый и зеленый) на каждом лежит рассматриваемая картина. За красным – дети будут называть (или схематично зарисовывать) те объекты, которые  видят на картине. За желтым, скажут, как эту картину можно назвать.  За зеленым – определят, частью чего является сюжет картины (природный мир, домашние, дикие животные).
  • Для закрепления изученного материала используется игра «Волшебные картинки». На столах лежат нарисованные геометрические фигуры. Детям предлагается превратить их в предметы, животных, людей  о которых они сегодня узнали на занятии,  дорисовав недостающие элементы.

  «Автобус добрых дел»

Цель: организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения задач, основывающейся на использование знаний и опыта детей.

Участники: группа детей

Проведение: Работа строится в несколько этапов. Воспитатель предлагает отправиться с детьми в путешествие, но куда дети отправятся, они должны решить сами.

  • Первый этап: Детям предлагается рассмотреть фотографию, которую прислали малыши из младшей группы. На ней изображен ребенок, который держит в руках сапоги, а вокруг него лежат вещи. Малыш плачет и просит о помощи: он не знает, в какой последовательности нужно одеваться на улицу. Детям предлагается обсудить вопрос: «Что ожидает получить ребенок?» Дети высказывают свои предположения и приходят к выводу, что малыш, наверное, ожидает от нас помощи.
  • Второй этап: Детям предлагается обсудить вопрос «Что нужно сделать, чтобы помочь малышу?». В ходе беседы дети предлагают такие решения, как: нужно рассказать малышу о последовательности одевания на улицу, можно нарисовать схему последовательности одевания, можно отправиться на автобусе в путешествие в младшую группу и практически помочь малышам одеться на улицу и т.д.
  • Третий этап: По предложенному детьми плану, дети составляют схемы последовательности одевания на улицу.
  • Четвертый этап: Дети отправляются на «Автобусе добрых дел» в младшую группу, где по нарисованной схеме рассказывают детям о последовательности одевания на улицу, а также практически показывают последовательность одевания, помогая одеться на улицу.
  • Пятый этап: Дети возвращаются в группу и подводят итог, обсуждая вопросы «Смогли ли мы помочь малышам?», «Что мы смогли им предложить?»  

Сейчас идет речь о разработке  для дошкольных учреждений стандартов. Стандарт - это социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством.

 Если раньше в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определённым учебным  предметам, то теперь речь идёт о совокупности образовательных областей.

В целом новые требования имеют прогрессивный характер и позволят не только упорядочить и регламентировать отдельные стороны процесса реализации программ дошкольного образования, но и дадут толчок для развития системы в целом. Это вектор движения – к реальному учету принципа возрастной адекватности в массовой практике дошкольного образования.

Важнейшим условием полноценной реализации данных требований является изменение позиции воспитанников. Переход из позиции пассивного объекта, послушно исполняющего задания на запоминание и воспроизведение информации, на позицию активного, творческого, целеустремленного, самообучающегося субъекта.

Новую стратегию прежними педагогическими инструментами не реализовать, требуются новые образовательные технологии и методы. Эти технологии должны создать условия для эффективного и качественного обучения, воспитания, развития и социализации ребенка.

На сегодняшний день, опыт показывает, что активные методы обучения эффективно решают поставленные перед образованием новые задачи.

Использование технологии АМО в образовательной деятельности

-побуждает воспитанников к постоянному творчеству, а в этой связи к совершенствованию, изменению, развитию;

- стимулирует   интерес и мотивацию к познанию нового;

- повышает уровень активности и самостоятельности;

 - развивает навыки анализа и рефлексии своей деятельности;

 - развивает стремление к сотрудничеству, эмпатии.

Подводя итоги по данному опыту работы, можно отметить положительную динамику роста высокого и среднего уровней развития познавательной активности детей. И, как результат,  высокие показатели  усвоения  образовательной программы.

Библиографический список

1.Лазарев Т.В «Образовательные технологии новых стандартов: настольная книга современного педагога. Ч.1: Технология АМО: высокая мотивация обучающихся, качественное формирование УУД и компетентностей, удовольствие от процесса и результатов обучения /

2. Лазарев Т.В. «Технологии для ФГОС. Часть первая: Технология АМО», Петрозаводск, 2012 г;

3. Макарова Т.Д. О массовых исследованиях качества обучения // Стандарты и мониторинг в образовании, 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Передовой педагогический опыт по теме:«Повышение уровня коррекционной работы в ДОУ через использование ИКТ как одной из форм инновационных технологий»

Передовой педагогический опыт  по теме:«Повышение уровня коррекционной работы в ДОУ через использование ИКТ как одной из форм инновационных технологий»...

«Развитие творческой личности дошкольника через театрализованную деятельность» (из опыта работы)

Театр - синтез искусств. Музыка, хореография, актёрское искусство, изобразительное творчество – компоненты, из которых состоит сценическое действо. Кроме того, детский театр является эффективным средс...

Консультация для воспитателей: «Игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста» «Развивающие игры творческого характера, как средство развития диалогической речи у детей с ОНР».

Игровые технологии – это фундамент всего дошкольного образования.  В свете государственных образовательных стандартов личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детст...

Выступление на муниципальной педагогической конференции "Развитие муниципальной системы образования в контексте основных стратегических ориентиров". Тема доклада "Проблемы реализации инклюзивного образования в детском саду", о.Шикотан

С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным. И если для родителей нормально ра...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Современное дошкольное образование обозначает проблему формирования музыкально-эстетической культуры дошкольников как одну из актуальных проблем развития личности. В Федеральном государственном станда...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Современное дошкольное образование обозначает проблему формирования музыкально-эстетической культуры дошкольников как одну из актуальных проблем развития личности. В Федеральном государственном станда...