Консультация "Театрализованные игры как технология коррекции отклонения в развитии дошкольников"
консультация (старшая группа) на тему

Макарова Светлана Кузьминична

Системы работы с дошкольниками по использованию театрализованных игр и игровых упражнений, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

г. Нижневартовска детский сад № 61 «Соловушка»

Консультация для воспитателей

«Театрализованные игры как технология коррекции отклонений

в развитии дошкольников»

Составила:

Воспитатель С.К. Макарова

г.  Нижневартовск

   

      Игра является основным видом деятельности ребёнка дошкольного возраста. Для детей с особенностями развития игровая деятельность сохраняет своё значение как необходимое условие развития интеллекта, психических процессов, личности в целом. Поэтому в системе коррекционной работы с детьми необходимо включать игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность. И, как показывают наблюдения, особая роль в этом принадлежит театрализованным играм. Участвуя в них, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений.

       В процессе игровой и художественно – творческой деятельности у детей наблюдается лучшая усвояемость программного материала. Я долго размышляла и искала пути наиболее оптимальных форм и методов работы с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья и развития, и хочу отметить, что наиболее успешно усваивается изучаемый материал в процессе игры и различного рода творческой деятельности. На одной из технологий работы я и хотела остановиться.

      Прежде всего это организация творческого пространства. В созданном в нашей группе центре театрализованной деятельности есть всё необходимое для побуждения детей к самостоятельному художественному творчеству. Исходя из особенностей психического и речевого развития детей, все театрализованные строились на материале сказок, стихов, потешек. На первом этапе с детьми  разыгрывали более простые стихи. Например: «Кисонька – Мурысонька», разыгрывание шутки «Зайчик – зайчик, где ты был», «Перчатки» С. Маршака, русской народной сказки «Лиса, заяц и петух» и другие.

       Практический материал для театрализованных игр распределял так, что каждая тема пронизывала все этапы работы – от развития понимания речи до умения связно рассказывать, чувствовать и передавать интонацию, пользоваться движениями, мимикой, жестами, контактировать с участниками игр, что является своеобразным прологом у будущим театрализованным играм. Например, после разучивания текста начинаю работу с детьми над движениями, учу их посредством движения передавать характер литературного героя (лиса хитрая, ходит на цыпочках, в глаза всем заглядывает, вертит головой в разные стороны). Предлагаю всем детям попробовать себя в определённой роли, затем выбрать лучших исполнителей.

       В театрализованных играх есть сюжетный замысел и «ролевые действия». Приобщение детей к театрализованной деятельности требует целенаправленного руководства со стороны воспитателя. Вначале дошкольники чаще являлись зрителями. Они не могли сразу и в полном объеме овладеть творческим процессом, необходимым для участия в театрализованных играх, поэтому наша речь служила образцом для подражания. Дети наблюдали, как мы, воспитатели, имитировали ролевые движения. Например, после прочтения сказки уделяла внимание на анализ сюжета игры, разбор действий и поступков героев, уточнению знаний о предметах, явлениях, их назначении, сравнительных характеристиках героев.

       В своей работе использовала игровые упражнения по развитию мимики. Например, следующие упражнения:

  • «съели кислый лимон» (дети морщатся);
  • «рассердились на драчуна» (сдвигают брови);
  • «встретили знакомую девочку» улыбаются;
  • «удивились» (приподнять брови, широко открыв глаза, рот приоткрыть);
  • «обиделись» (опускают уголки губ).

    Игровые упражнения по обучению жестом:

  • покажи высокого мальчика, низкого;
  •  комарика, медведя;
  •  очень горячо, мне больно и т.д..

Игровые упражнения по обучению пантомимике:

  • «расцвели как цветы»;
  • «идёт медведь по лесу;
  • «идут пингвины»;
  • «скачут лошадки».

       Детям становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют, как сказочные герои. Они пытались имитировать ролевые движения, наблюдали друг за другом.

       Проводя игровые упражнения, я заметила, что мимика у детей становилась подвижней и выразительней, движения приобретали уверенность, управляемость. Дети начинают легче переключаться с одного движения на другое. Учатся понимать оттенки и нюансы в выражении лица, в жестах и движениях другого человека.

       Работая с детьми, использовала любые моменты в жизни группы для упражнений в различении интонации слов. Детям предлагалось произносить отдельные слова и предложения с различной интонацией. Например, произнесите:

  • «радостно- грустно: сегодня идёт дождя!»;
  • «тихо- громко: я сегодня иду в кино.»;
  • «быстро – медленно: скороговорку, стихотворение»;
  • «удивлённо: вот это да».

       Таким образом у детей развиваются мелодико – интонационная выразительность, плавность речи. Старалась подбирать речевой материал, насыщенный глагольной лексикой, так детям легче показать разнообразные движения персонажей. Кроме того, тексты подбирались таким образом, чтобы помочь детям поупражняться в ситуативной речи, активизировать словарь. Например, текст для зайца из пальчикового театра:

Зайчик скачет, скок – скок -скок,

На зеленый на лужок,

Щиплет травку, кушает

Осторожно слушает,

Не идет ли волк.

   После игры целесообразно задать детям вопросы:

  • Как выглядит зайчик? (маленький, пушистый);
  • Что он умеет делать? (прыгать, скакать, щипать травку);
  • Кого он боится? (волка).

      Так дети постепенно овладевали умением отвечать на вопросы, пояснять, рассказывать без наглядной опоры на предмет или действие. Этому способствует настольная игра «Петушок и кот».

Встретил петушок кота

И спросил его тогда

Почему ты черный кот? (лазал ночью в дымоход)

Почему сейчас ты бел? (из горшка сметану ел)

Почему ты серым стал? (меня пёс в пыли валял)

Так какого же ты цвета? (я и сам не знаю это).

       Вопросы формируются таким образом, чтобы отвечая на них, дети использовали имеющиеся у них знания и представления:

  • почему котёнок вылез из дымохода чёрным? (испачкался в саже, труба от дыма черная);
  • почему он белым стал? (сметана белая, прилипла к шубке);
  • что надо сделать, чтобы узнать настоящий цвет котёнка? (его надо помыть).

Данный текст можно связать с такой задачей , как составить ряды слов, аналогичных следующим: котёнок – кот – котище.

      Результаты использования игр будут ещё выше, если на занятиях по конструированию дети самостоятельно сделают персонажей к разным сказкам. В театрализованных играх также решаются различные речевые игры. Например, для театра на фланелеграфе можно использовать следующий текст:

Ответь мне, цветок, ты кто – он или она?

А я брат – шмель, и сам не пойму.

Как это не знаешь?

Вот, например, ромашка – она.

Так это ромашка. А ты кто такой?

Я – то, да я, шмель, Иван – да -Марья.  

      После этого задать вопрос (кто же этот цветок – он или она?). По аналогии дети определяют род имён существительных, обозначающих названия цветов: подснежник, ромашка, одуванчик, роза. На следующем этапе, когда закрепляются навыки связной речи , детям предлагались разыгрывания театрализованных игр по знакомым им произведениям.

  К концу года дети с уверенностью выступают перед зрителями , т.к. они приобрели двигательный и речевой опыт. С успехом показали спектакль «Журавль и цапля». Представления проходили как в группе, так и в музыкальном зале для других дошкольников и родителей.

        В подготовке к спектаклям принимали участие и родители, которые закрепляли текст в домашних условиях, оказывали помощь в изготовлении атрибутики. Музыкальный руководитель подбирала музыку, т.к. она подчеркивает характер героев, помогает детям имитировать движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма, а движения в свою очередь повышают активность речедвигательного анализатора, балансируют процессы возбуждения и торможения. Движения сопровождаются стихами, пением.

       В заключении хочется подчеркнуть целесообразность использования технологии   работы с театрализованными играми и дать рекомендации по их использованию:

  • театрализованная игра должна стать частью занятия или режимного момента;
  • проводить такие игры необходимо систематически;
  • выбирать и распределять речевой материал необходимо в соответствии с возможностями детей;
  • в театрализованных играх следует использовать речевые ситуации, способствующих развитию речи в процессе общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система педагогической работы с детьми младенческого возраста по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии.

Система педагогической работыс детьми младенческого возрастапо профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии. Опыт  работы  воспитателейЛевиной Н.В., Узериной О.И. ГКУ ...

Музыкотерапия в профилактике и коррекции отклонений в развитии

Музыкотерапию применяют при речевых нарушениях, отклонении в развитии, сенсорном дефиците...

Консультация «Развитие внимание у детей с ТНР» Совместное преодоление отклонений в развитии дошкольника»

Консультация «Развитие внимание у детей с ТНР» Совместное преодоление отклонений в развитии дошкольника»...

МЕТОДИКИ РАННЕГО РАЗВИТИЯ КАК СРЕДСТВА КОРРЕКЦИИ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИЙ У ДЕТЕЙ

Ключевые слова: Ранее развитие,В статье представлен анализ методик раннего детского развитияКлючевые слова: раннее развитие, Доман, Шичида, Монтессори, Сеген, Кюизенер, Дьешен...

Коррекция отклонений в развитии предметной деятельности детей раннего возраста с ЗПМР

Презентация, раскрывающая суть коррекции отклонений в развитии предметной деятельности детей раннего возраста с ЗПМР...

Роль интегрированных занятий в коррекции отклонений в развитии ребенка.

Статья об интеграции двигательной и речевой деятельности, в которой дана чёткая структура физкультурно-логопедических занятий, доказана целесообразность их проведения....