Система педагогической работы с детьми младенческого возраста по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии.
статья по теме

Узерина Олеся Иннокентьевна

Система педагогической работы
с детьми младенческого возраста
по профилактике
отставания и
коррекции отклонений в развитии.

 

Опыт  работы  воспитателей

Левиной Н.В., Узериной О.И.

 

ГКУ ПК МЦПД  г.Чайковский, 2012

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon katolikovskie_chteniya_doklad_vospitateley.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Система педагогической работы с детьми младенческого возраста

по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии.

                                                                    Левина Н.В., Узерина О.И. воспитатели

                                                    ГКУ ПК МЦПД г. Чайковский

     Раннее начало коррекционно-педагогической работы в «Межведомственном центре помощи детям» г.Чайковский  имеет особое значение - здесь проживают дети, оставшиеся без попечения родителей, некоторые из них  находятся в учреждении с месячного возраста. Развитие этих детей обусловлено сочетанием биологических факторов риска с неблагоприятными социально-психологическими факторами, в том числе с лишением ребёнка эмоционально-положительной связи с матерью или лицом её заменяющим.

        С целью развития эмоций и формирования умений, соответствующих возрасту, педагогами и специалистами Центра  разработаны для каждого ребенка  комплексные индивидуальные  программы развития;   перспективные планы, картотеки игр-занятий  по всем линиям развития детей 1-го года жизни, создана развивающая предметная среда.

     Индивидуальные игры-занятия проводим  во время бодрствования детей, используем каждый режимный момент, где возможно общение с малышом (во время купания, переодевания, укладывания на сон и т.д.). Например,

 Игра: «Вот проснулись»

Улыбаясь и легко, дуя малышу на шейку, поем на мотив  известных песен:

Вот проснулись,

Потянулись,

С боку на бок

Повернулись!

Потягушечки,

Потягушечки!

Где игрушечки,

Погремушечки?

Ты, игрушка, погреми,

Нашу детку подними!

                   (Г.Лагздынь)

Потряхивая игрушкой, медленно передвигаем её вправо-влево, вверх - вниз,  по кругу.

     Ещё и ещё раз  пропеваем самые яркие строчки потешки с разными интонациями, ожидая ответа малыша, приглашая к звуковому взаимодействию.

 Во время кормления, привлекая внимание ребенка к себе, накидываем на плечи яркую косынку или шарфик, приговаривая подходящую случаю потешку.

Укладывая детей спать, используем колыбельные песни, записанные Сергеем и Татьяной  Железновыми на дисках из серии «Музыка с мамой». Мягкие тёплые интонации, простые слова, монотонность пения, приятные аранжировки убаюкивают малышей.  

  Игры и упражнения  подбираем такие, которые способствуют налаживанию  и поддержанию доверительных отношений между малышами и нами,  сотрудниками Центра, заменяющими родителей на определённый период.   Создавая атмосферу яркого эмоционального общения,  добиваемся активизации всех компонентов «комплекса оживления»: улыбки, контактного взгляда, звуков гуления, двигательных реакций.

     В течение каждого дня поддерживаем «комплекс оживления» и эмоциональное общение такими играми:

Игра: «Где деточка?»

Где моя детка? (имя ребёнка)

Вот моя детка!

     Приподнимаем пелёнку или яркую косынку, заглядываем и вновь опускаем. Игра доставляет большое удовольствие малышам. 

Игра: «Жил-был у деточки маленький носик»

( на мотив песни «Серенький козлик»)

Жил-был у Ванечки

Маленький носик.

Вот как, вот как,

Маленький носик

    Перед последним словом делаем паузу, дотрагиваемся до носика ребёнка. Точно так же играем с  губками и животиком.

     Играя с детьми,  придерживаемся одной и той же манеры  исполнения. Повторяем игровые действия много раз, меняем фольклорный и музыкальный репертуар, совместно с ребенком, проживая каждую предложенную игровую ситуацию,  так как детям, отстающим в психофизическом развитии, требуется гораздо больше повторений.

     Напевая пестушки и потешки держим малышей на руках, нежно,   прижимаем к себе, чтобы они почувствовали себя в полной безопасности, улыбаемся, смотрим в глазки, не забываем гладить ручки, ножки, шейку, пощекотать за ушком с помощью кусочка шелка, перышка, мягкой кисточкой. Можно и потормошить. А подложив свои руки под спинку и шею ребенка, качаем из стороны в сторону,  затем от себя и на себя.

Игра «Всё дело в шляпе»

     Перекладывая шляпу по комнатам и вновь пряча игрушку, побуждаем малыша двигаться в поисках игрушки.

      Используем звенящий браслет предлагаем  Игру «Эй, топни, нога»

   

   Игры «Шлёпаем по водичке», «Мыльные пузыри», «Мчиться поезд во весь дух»,  показ заводной игрушки и др. находят радостный отклик у малышей.

     Чтобы помочь малышам воспринимать окружающий мир во всём его многообразии, подбираем для показа не только различные погремушки, шары, кубики и кольца, но и сюжетные игрушки с глазками, носиком и ртом : мишку, неваляшку, куклу, игрушечного зайчика и т.п. Используем различные предметы обихода: мотки ниток, разноцветные катушки, ленты, лоскуты ткани, пакеты, коробочки, подносы, платки, шарфики и прочее.

     Младенцы любят рассматривать движущиеся предметы. Подвешенные предметы (делаем из бумаги, лент, лёгкой ткани) легко двигаются в потоках воздуха. Меняем их в манеже через каждые 3-4 дня. Над каждой кроваткой в нашем центре озвучененный мобиль, их тоже легко менять.

    Развивая восприятие малыша, не забываем про другие ощущения: показываем предметы, издающие звуки, побуждаем ощупывать предметы, разные по текстуре – жёсткие и мягкие, колючие и шелковистые, тёплые и холодные.

 Для  рассматривания, ощупывания, действия с предметами разного размера и формы подготовили для детей игру с гирляндой из больших и маленьких шаров.

Игра «Ты колечко покружись!»

Помогает освоить, уловить разный ритм движения простой игрушки. Колечко вращаем, потряхиваем, перемещаем то быстро, то медленно.

Ты, колечко, покружись, покружись,

Нашей детке покажись, покажись,

Покружись и так, и сяк,

Не поймать тебя никак,

Повернись, да покружись,

Так вот так – так вот так!

Игра: «Занимательная рукавичка»

Малыши наблюдают за рукавичкой, мы их гладим этой рукавичкой, и снова привлекаем к ней внимание. Через 3-4 дня меняем рукавички или используем кукол бибабо, которые надеваются на руки.

Игра: «Бабочка, полети на облачко»

Кладём малыша животиком на гимнастический мяч, страхуя его ножки своей рукой. Качаем вперёд-назад несколько раз. Привлекаем внимание к яркой бабочке, перемещаем её вверх и вниз (до самого пола)

Бабочка, бабочка,

Полети на облачко,

Там твои детки –

На берёзовой ветке!

Игра: «Кто у нас красивый?»

(игра с зеркалом)

Кто у нас красивый?

Кто у нас пригожий?

Деточка – красивая,

Деточка – пригожая.

Даём ребёнку возможность зафиксировать своё отражение в зеркале, помогаем поставить ручки на зеркало, постучать пальчиком о зеркало. Всегда повторяем игровые действия несколько раз, побуждая малыша смотреть на своё отражение.

      Предлагаем детям от 6 до 9 мес.доставать разноцветные игрушки из ведёрка. Играть  с «занимательной подушкой», с «занимательным кубом». Рассматриваем, ощупываем пуговицы вместе с малышом, называем каждый раз то, что ребёнок ощупывает.

Используя ширму, вовлекаем детей в игру. Петушок, Зайка или другая знакомая детям игрушка показывается и прячется всякий раз с разных концов ширмы.

Сделав паузу, вновь показываем игрушку, вызывая удивление детей неожиданным перемещением игрушечного персонажа.

    Побуждаем малышей, когда они спокойно бодрствуют, прислушиваться к различным звукам. Используем не только музыкальные игрушки и инструменты, диски из серии «Музыка с мамой» Сергея и Татьяны Железновых, но и окружающие предметы: шуршащую бумагу, льющуюся воду, сигналы машины за окном, чириканье птичек, тиканье часов и т.п. А при овладении малышами предметных действий, побуждаем их извлекать различные звуки из игрушек и предметов: бумагу мнём, в пластиковой бутылке переливаем воду пересыпаем горох, крупу, монетки, стучим деревянными ложками и др.

  • Побуждаем малышей подражать при произнесении слогов, лепета и первых лепетных слов. Устраиваем переклички с малышами.
  • Повторяем звуки малыша, разговариваем с ним на его языке.
  • Играем в  весёлые, забавные, подвижные игры, помня что звуки появляются у малыша в момент радостного возбуждения и двигательной активности.
  • Во время бодрствования малышей, купания, кормления, переодевания, укладывания на сон, проговариваем, что мы делаем.

Такая тактика стимулирует и развивает звуковую активность малышей и создаёт  предпосылки понимания речи.

Таким образом, система педагогической работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей младенческого возраста при тесном взаимодействии с педиатром, неврологом, психологом, дефектологом, апробированная в нашем Центре дает хороший развивающий эффект и максимально приближает психическое развитие воспитанников к нормальному состоянию, что способствует скорейшему устройству детей в новую семью.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система углубленной работы с детьми, имеющими ОНР, опосредован. отставанием в развитии двиг. сферы

Опыт работы учителя-логопеда и инструктора по физической культуре...

Музыкотерапия в профилактике и коррекции отклонений в развитии

Музыкотерапию применяют при речевых нарушениях, отклонении в развитии, сенсорном дефиците...

Доклад. Использование дидактических игр в работе с детьми раннего возраста, имеющими отставание в речевом развитии

Вниманию педагогов и родителей, представляю материал, по использованию дидактических игр для детей раннего возраста, имеющими отставание в речевом развитии.В процессе действий с предметами у детей с м...

Методическая разработка.Конспект педагогического мероприятия с детьми старшей группы компенсирующей направленности по коррекции речи, познавательное развитие «На грибной полянке». Логопедическая досуговая деятельность

Подготовила и провелаучитель-логопедРогулева Ирина НиколаевнаВысшая квалификационная категория  Цель: Поддержание детской инициативы в условиях коррекционно-развивающей деятельности.За...

Консультация «Специфика коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии (УО, РДА)»

Специфика коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии (УО, РДА)...