Народная игрушка как средство позитивной социализации
материал на тему

Воронцова Светлана Николаевна

пояснительная записка к презентации 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_k_prezentatsii.docx21.92 КБ

Предварительный просмотр:

Презентация опыта работы

«Народная игрушка как средство поддержки позитивной социализации дошкольников»

воспитателя МБДОУ детского сада № 54

Воронцовой Светланы Николаевны

Текст

Слайд

Уважаемые коллеги, представляю вам опыт работы, основанный на традициях  народной педагогики, а именно на использовании народных кукол в процессе социализации ребенка.

1

Дошкольное детство по праву рассматривается психологами как этап подготовки ребенка к «эре социальной зрелости».

Усвоение ребенком морали, нравственных норм и ценностей, а также правил поведения в обществе, которое его окружает,  может проходить по-разному.

2

Существует разделение на «позитивную» и «негативную» социализацию.

Позитивная социализация основана на получении нового опыта с радостью и удовольствием, благодаря положительным подкреплениям, поощрениям, приятным эмоциям.

3

Позитивная социализация дошкольника наиболее полно осуществляется в игровой деятельности как «арифметике социальных отношений».

4

А игрушка как воплощение духовности и «жизненный нерв игры» рассматривается как вспомогательное средство игры.

5

В русской народной игрушке народ воплотил духовные ценности, значимые для успешного вхождения ребенка в социум.

6

Среди большого многообразия народных игрушек для детей ближе и понятнее кукла. Через игру с куклой дети усваивают нравственные нормы и правила поведения в быту. Куклы являются прообразом человека, будят в ребёнке чисто человеческие, глубоко социальные эмоции любви, нежности, покровительства и заботы о детях. Все педагоги отмечают положительное влияние игр с куклой на формирование гармоничных отношений со сверстниками и усвоение социальных форм поведения.

7

В последние годы в дошкольных учреждениях интерес к произведениям народной культуры, в том числе и народной игрушке, несомненно, возрос.  

Но при этом народная игрушка, как правило, используется в обучении детей как образец художественной деятельности,  как украшение интерьера и как средство обогащения предметной среды.

Думается, что воспитательный потенциал народной игрушки гораздо шире. Моей целью как раз и являлось раскрытие этого потенциала.

Если пробудить у детей интерес к народной игрушке, то при специально созданных условиях игрушка вызовет у детей яркий эмоциональный отклик, станет побудителем нравственного поведения и самовыражения ребенка.

8

Использование народной игрушки позволяет осуществить комплексность образовательного процесса, обеспечивая развитие детей во всех образовательных областях.

9

Представляемая система работы построена по принципу тематического планирования в соответствии с календарными народными праздниками и событиями. Можно выделить шесть этапов работы с народной куклой.

10

На первом этапе дети знакомятся с народным календарем.

Кукла находилась в центре многих календарных и семейных обрядов, играя роль посредника в отношениях человека с миром природы, поэтому ребята знают, что каждый новый месяц связан  с  новой  куклой.

В первый день месяца из календаря  дети узнают, какие народные праздники их ожидают в ближайшее  время. При этом интересную и полезную информацию о народных приметах и событиях мы отмечаем  символами в перекидном календаре, чтобы в нужный момент воспользоваться ею.  

11

На втором этапе в группе появляется кукла.

Появление куклы всегда происходит традиционно. Дети с интересом ждут начало месяца, так как знают, что к ним придет новая кукла, которая  расскажет о себе интересную историю и принесет много занимательных дел на весь месяц. После рассказа воспитателя о народном историческом назначении, о том, какой смысл несет в себе кукла, у детей, как правило, возникает желание иметь такую куклу у себя.

А появившаяся кукла-гостья занимает почетное место в уголке природы на весь месяц.

12

Таким образом, следующим, третьим этапом становится подготовка к изготовлению куклы. 

Сначала мы с детьми обсуждаем, какие материалы необходимы для ее создания.

Дети дома делятся информацией, полученной  в саду, и уже вместе с родителями решают, какие материалы они могут принести из дома для изготовления своей куклы.

Таким образом, в процесс, как активные агенты, включаются родители. Очевидно, что общение с родителями на этом этапе, которое можно назвать творческим общением, становится дополнительным фактором положительной социализации детей.  

В группе мы договариваемся когда, в какой день, будем мастерить куклу.

13

Итак, 4 этап – изготовление куклы.

Следует подчеркнуть, что этот процесс происходит в свободной совместной деятельности, а не регламентирован рамками занятия. Процесс изготовления не  ограничен во времени.

Мотивацией у ребенка к изготовлению куклы является личная заинтересованность, а это определяет свободный характер их деятельности, они вкладывают в нее душу.

14

5 этап мы назвали  деятельностно - игровым.

По своему назначению народные куклы делятся на три группы: игровые, обрядовые, обереговые. Поэтому дальнейшее их  использование и действия с ними будет зависеть от их назначения.

В соответствии с назначением куклы формируется игровая ситуация.

Игрушка может выступать и как самостоятельный партнер, с которым взаимодействует ребенок, и как атрибут, посредством которого осуществляется взаимодействие двух, трех и более детей и взрослых.

В течение всего месяца народная кукла (хозяйка месяца) присутствует в игровой деятельности детей.

Она обязательная участница сюжетно-ролевой игры «Семья».

15

В дидактических играх, таких как: «Сравни кукол»,  «Найди пару», «Закончи узор» и т.п. их присутствие в разных качествах также обязательно.

16

Не забываем о народном календаре. В народных играх каждого месяца наши куклы – главные героини.

17

Про каждую куклу дети обязательно разучивают стихотворения, которое несет богатую информацию о народной культуре.

18

Куклы участвуют в театральной деятельности. Используя их, дети разыгрывают различные сценки и маленькие представления.

19

Сделанная кукла своими руками, может помочь воспитать в ребенке такие качества, как забота о младших, щедрость. Воспитатель может предложить детям изготовить и подарить куклу малышам.

20

Заключительным мероприятием месяца является организация развлечения, которое будет соответствовать народному календарю.

Все перечисленное – это традиционные  составляющие игровой деятельности с народной куклой.

Но она этим не ограничивается. Большое место в этой деятельности занимает импровизация.

21

6 этап – обобщающий.

С наступлением нового месяца  в группу придет новая кукла.

Но прежняя хозяйка месяца продолжает «жить» в нашей группе, просто она перемещается в мини-музей «Народной игрушки», который у нас создан.  Куклы продолжают быть востребованными детьми, они могут присутствовать как « гостьи» в играх, в организованно-образовательной и музыкально-театральной деятельности.

22

Педагогическая практика и накопленный опыт демонстрирует поистине неограниченный воспитательный потенциал народной игрушки.

Народная кукла знакомит детей с окружающим миром, активизирует их, она развивает нравственные, коммуникативные и другие качества, важные для социализации, знакомит с трудом взрослых, помогает общению со сверстниками.

Основываясь на традициях своего народа, народная игрушка приобщает ребёнка к культуре, воспитывая в нём национальные черты эстетического искусства.

23

Спасибо за внимание!

24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект "Народная игрушка как средство приобщения детей к русской народной культуре"

Россия – наша Родина. Чтобы считать себя ее сыном или дочерью необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру как свои собств...

«Игровые занимательные технологии как средство позитивной социализации дошкольников» опыт работы

       Сущность опыта заключается в создании оптимальных условий для формирования позитивной социализации дошкольников посредством  определенной системы игровой занимат...

ПРОЕКТ Социально-коммуникативное развитие, как средство позитивной социализации и формирования личности детей старшего дошкольного возраста через патриотическое воспитание

Нельзябыть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.В связи с этим проблема нравственного - патриотического воспитания детей дошкол...

«Музыкальная деятельность как средство позитивной социализации детей с особыми возможностями здоровья в ДОО»

В докладе представлен опыт достижения положительных результатов в развитии музыкальных способностей у ребёнка с ОВЗ....

Народная игрушка как средство поддержки позитивной социализации дошкольников

Особую значимость в позитивной социализации дошкольников имеет русская народная игрушка, в которой народ наиболее полно воплотил духовные ценности, значимые для успешного вхождения ребенка в социум. Е...

Педсовет по теме: "Социально-коммуникативное развитие как средство позитивной социализации и формирования личности дошкольников"

Материал содержит разработку педсовета для педагогических работников ДОУ. Цель: Систематизация работы по реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»Задачи:...

Сюжетно - ролевая игра как средство позитивной социализации старшего дошкольника.

Характерной особенностью нашего времени является активизация гуманистических тенденций в воспитании и обучении подрастающего поколения ( Ш.А. Амонашвили,  Р.С. Буре, Н.Ф. Голованова, А.В. Петровс...