Педсовет по теме: "Социально-коммуникативное развитие как средство позитивной социализации и формирования личности дошкольников"
методическая разработка

Буякова Татьяна Александровна

Материал содержит разработку педсовета для педагогических работников ДОУ. 

Цель: Систематизация работы по реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

Задачи:

  1. Активизация взаимодействия всех специалистов ОДОД в области социализации дошкольников.
  2. Повышение профессиональной компетентности педагогов, психолого педагогических знаний в области «Социально-коммуникативное развитие»

Педсовет в формате круглого стола. Педагоги в группах обсуждают различные аспекты социально-коммуникативного развития, работают с педагогическими ситуациями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ школа № 582 с углубленным изучением английского и финского языков Приморского района Санкт-Петербурга

Отделение дошкольного образования детей

Педсовет по теме «Социально-коммуникативное развитие как средство позитивной социализации и формирования личности дошкольников»

Цель: Систематизация работы по реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

Задачи:

  1. Активизация взаимодействия всех специалистов ОДОД в области социализации дошкольников.
  2. Повышение профессиональной компетентности педагогов, психолого-педагогических знаний в области «Социально-коммуникативное развитие»

План проведения:

  1. Вводная часть
  1. Игра «Давай поздороваемся»
  2. Приветственное слово
  1. Основая часть
  1. «Особенности реализации образовательной области «Социально-коммуникативной развитие» в условиях введения ФГОС»
  2. Обсуждение в группах
  3. «Создание условий для освоения детьми культурных практик в образовательной среде»
  4. Обсуждение в группах
  5. Работа с педагогическими ситуациями
  1. Итоговая часть
  1. Итоги педагогического совета.

1. Вводная часть

1.1 Игра «Давай поздороваемся» При входе в музыкальный зал педагогам предлагается выбрать один из способов приветствия. Ведущий, встречающий педагог, все время меняется.

После того, как выполнена одна из форм приветствия, предлагается вытащить блок Дьенеша из «Чудесного мешочка». Таким образом, выбрав круг-треугольник-квадрат, все педагоги рассаживаются за три стола

1.2 Приветственное слово

Добро пожаловать на наш педсовет «Социально-коммуникативное развитие как средство позитивной социализации и формирования личности дошкольников». Мы рассмотрим задачи, формы и методы работы по этой образовательной области. Затронем некоторые аспекты культурных практик, их применения, как одного из направлений работы.

2. Основная часть

2.1 «Особенности реализации образовательной области «Социально-коммуникативной развитие» в условиях введения ФГОС»

Социально-коммуникативное развитие направлено на

  • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
  • формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Вопросы социально-коммуникативного развития мы решаем в процессе:

  • организованная образовательная деятельность
  • самостоятельная деятельность детей;
  • совместная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности.

2.2 Обсуждение в группах

*Назовите формы работы, методы и приемы, которые вы используете для развития детей в данной ОО?

* В каких видах деятельности отрабатываем СК навыки?

2.3 Создание условий для освоения детьми культурных практик в образовательной среде»

С вступлением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач развития у дошкольников самостоятельности и творчества.

Появилось понятие «культурные практики». Достаточно новое, но активно обсуждаемое в сообществе.

2.4 Обсуждение в группах

*Прочитайте определения культурных практик. Сформулируйте собственное.

Материалы для обсуждения

Н.Б.Крылова считает, что «культурные практики представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта».

С точки зрения Н. Б. Крыловой, культурные практики дошкольника – это обычные для ребенка этого возраста (привычные, повседневные) способы самостоятельной деятельности, а также апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности (т.е. творчество) и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов. «Практика ребенка становится культурной, – подчеркивает Н. Б. Крылова, – ...когда она открывает возможности для его личной инициативы, осмысления его повседневного опыта и создания собственных артефактов, образцов и творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм (где культура – сущностное качество любой формы деятельности)».

Культурные практики – это «способы самоопределения и самореализации ребенка, основанные на повседневных (обычных, привычных) и в то же время интересных для него самого видах самостоятельной деятельности, поведения и опыта» (И. А. Лыкова).

Культурно-образовательные практики – «целенаправленный образовательный процесс, ориентированный на освоение социокультурного опыта и отвечающий потребностям ребенка» (Е. Н. Коробкова).

Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма. А также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости. От того, что именно будет практиковать ребенок, зависит его характер, система ценностей, стиль жизнедеятельности, дальнейшая судьба. 

Итоги обсуждения

К культурным практикам относятся:

Совместная игра.

Музыкально-театральная литературная гостиная

Детский досуг.

Коллективная и трудовая деятельность.

Сенсорный и интеллектуальный.

Ситуация общения.

Творческая мастерская.

Культурные практики – это не «занятие», не педагогический метод, не технология. Это – форма организации деятельности детей. А, следовательно, на наш взгляд, культурные практики могут быть реализованы как в процессе непрерывной образовательной деятельности, так и в совместной и самостоятельной деятельности детей в ходе режимных моментов. Не важно, чем заняты дети (занимаются в совместной деятельности с педагогом в первой половине дня, самостоятельно играют, гуляют на площадке и пр.), важно – как (в каком формате) педагог осуществляет педагогическое сопровождение их деятельности. Активность культурных практик дошкольников во многом обусловлена позицией взрослого, который поддерживает, стимулирует детские интересы и способствует их зарождению.

Вывод: Атмосфера современного детского сада должна быть насыщена разнообразными ситуациями, побуждающими детей к свободному выбору, творческой самостоятельности, к осуществлению культурных форм активности, чтобы каждый ребенок в соответствии со своими склонностями мог получить возможность для творческого самовыражения и презентации творческих достижений.

Игра «Комплименты»

Цель: научить детей видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства других детей.

Ход игры:

Сидя (стоя) в кругу, дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Например, у тебя такие красивые тапочки; или с тобой так хорошо играть; или ты умеешь петь и танцевать лучше всех. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

2.5 Работа с педагогическими ситуациями

Мы с вами также должны быть готовы к различным ситуациям, в которых наши ответы, наши реакции и поведение в целом будут благотворно влиять на подрастающего человека.

Педагогические ситуации

Ситуация 1

За Димой в детский сад пришла мама. Он радостно ей: «Мама, а мы сегодня птичку клеили!»

Мама Почему у тебя вся одежда мокрая?

Дима Воспитательница сказала, что очень старался.

Мама Сколько раз тебе говорить – клади штаны и варежки на батарею!

Дима Я ещё дома попробую такую птичку сделать

Мама Вот теперь пойдёшь в мокром.

Мальчик замолчал и стал нехотя одеваться.

? В чём мама допускает ошибку? Как бы Вы поступили на её месте?

Решение: Гаснет интерес, желание делиться своими переживаниями, не доводит до конца начатое дело; словесный стимул. Надо дать понять значимость его труда для других; заочное поощрение: я знаю, что ты сможешь; будьте рядом с ребёнком, а не над, объяснитесь с ним на равных)

Ситуация 2

В среднюю группу детского сада недавно поступил Сережа (4 года). До этого в детский сад он не ходил. После игры с машинкой оставил ее посередине комнаты.

? Как должна поступить воспитательница в данной ситуации?

Решение: В этой ситуации воспитательница должна учесть, что мальчик – новичок, он пока еще не знает правил детского сада. Необходимо учесть и его тревожное состояние. Ей нужно спокойно, доходчиво рассказать о правилах поведения в детском саду, затем с доброжелательной интонацией предложить: «Давай мы с тобой отвезем машинку туда, где она должна быть, то есть в гараж». Мальчик охотно выполнит это требование.

Ситуация 3

Петя ходит в подготовительную к школе группу. Воспитатель иногда хвалит его, но мама Пети постоянно недовольна им. Мальчик всегда делает медленно, неуверенно. Мама считает, что он ленится. Она начала учить его читать и писать (он пишет в тетради), заставляя переделывать, если плохо получается. Петя то и дело говорит: «Я не умея, у меня не получается». «Я лучше буду играть». Мама недоумевает: «Но сколько же можно играть? А может быть, его надо больше хвалить? Но за что?»

? Назовите причины, вызывающие у Пети нежелание учиться.

? Какие ошибки часто допускают взрослые?

Решение: Ребёнок 6 лет должен быть уверен в своих силах. Неважно даже, в каком деле он будет добиваться успеха. В этом возрасте дети обобщают удачи и неудачи. Взрослым нужно спокойно относиться к неудачам детей, иначе их тревога передается детям. Нежелание ребёнка читать, писать можно объяснить тем, что он еще «не доиграл». И если он перестанет играть, но потребность в этом сохранит, то будет обязательно играть тайком. Доверие, доброжелательность, своевременное поощрение – таким должно быть отношение взрослых к детям, готовящимся к поступлению в школу.

3. Итоговая часть

Давайте подведем итоги

Область СКР пронизывает весь образовательный процесс, вовлечены все его участники. Особая роль – это совместная деятельность, самостоятельная. Организуя ее в формате культурных практик, мы делаем огромный вклад в формирование позитивной социализации и формирование личности дошкольников

На прощание я хочу рассказать вам притчу

Притча о мудром учителе.

Однажды учитель сделал вид, будто узнал ответ на вопрос у своего ученика.

- Зачем ты спросил его? Разве ты сам не мог ответить? – упрекнули учителя люди.

- Пока я знаю ответ лучше, чем мой ученик. Но, спросив его совета, я дал ему почувствовать вкус того, как человек делится своим знанием. Это поощрит его учиться лучше, чем что-либо другое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровые занимательные технологии как средство позитивной социализации дошкольников» опыт работы

       Сущность опыта заключается в создании оптимальных условий для формирования позитивной социализации дошкольников посредством  определенной системы игровой занимат...

Народная игрушка как средство позитивной социализации

пояснительная записка к презентации...

ПРОЕКТ Социально-коммуникативное развитие, как средство позитивной социализации и формирования личности детей старшего дошкольного возраста через патриотическое воспитание

Нельзябыть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.В связи с этим проблема нравственного - патриотического воспитания детей дошкол...

«Музыкальная деятельность как средство позитивной социализации детей с особыми возможностями здоровья в ДОО»

В докладе представлен опыт достижения положительных результатов в развитии музыкальных способностей у ребёнка с ОВЗ....

Методические рекомендации для воспитателей Тема: «Социально-коммуникативное развитие ребенка - дошкольника средствами музыкально – театрализованной деятельности»

Цель: дать понятие об эффективности использования музыкально – театрализованной деятельности в решении проблемы приобретения дошкольниками  социально - коммуникативных навыков....

Сюжетно - ролевая игра как средство позитивной социализации старшего дошкольника.

Характерной особенностью нашего времени является активизация гуманистических тенденций в воспитании и обучении подрастающего поколения ( Ш.А. Амонашвили,  Р.С. Буре, Н.Ф. Голованова, А.В. Петровс...