план самообразования
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 203 комбинированного вида»
Ново-Савиновского района г.Казани
План индивидуального развития педагога
Коркишко Ангелины Александровны.
Тема: Экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста.
2018-2023гг.
Пояснительная записка
На данном этапе развития современного общества, экологическое воспитание, является одной из важнейших проблем современности.
Первые основы экологической культуры и природоохранного сознания должны прививаться детям с раннего возраста. Если ребёнок научится с младенчества жить в гармонии с природой, то это останется с ним до старости и не вытравится не какими обстоятельствами.
Многие исследователи и практики заняты поиском адекватных методов работы с детьми по формированию у них начала экологической культуры. К числу таких методов можно отнести детское экспериментирование – деятельность, которая присуща практически каждому малышу, ибо каждый ребёнок в душе является экспериментатором. Жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать – это важнейшие черты детского поведения.
Организация экспериментирования, проведение опытов – один из эффективных путей экологического образования дошкольников. Это и является основной идеей нашей программы - «Юный исследователь»
Она рассчитана на детей дошкольного возраста от 3-х до 7-ми лет.
Актуальность темы
На четвертом - шестом году жизни дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.
Это объясняется тем, что дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
Таким образом, в дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей педагогической работы по теме: Опытно – экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста
Тема: Опытно – экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста.
Цель:Развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, мышления, формирования начальных естественнонаучных представлений и воспитание природоохранного сознания.
Основные задачи:
Ознакомление детей с явлениями природы;
Формирование начальных естественнонаучных представлений;
Эти задачи реализуются через:
Занятия по естествознанию;
Опытническую и исследовательскую деятельность детей;
Наблюдения;
Беседы;
Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей средней группы:
Воспитывать в детях любовь к природе и интерес к её многообразным явлениям.
Расширять знания детей о живой и неживой природе. Продолжать знакомить со свойствами воды, воздуха, песка, глины.
Развивать у детей познавательную активность. Умение анализировать, делать экологически - грамотные выводы. Продолжать развивать мелкую и общую моторику, внимание, память, речь детей.
Через взаимосвязь с другими видами деятельности, систематизировать элементарные экологические представления детей. Прививать навыки культурного и экологически - грамотного поведения детей в природе.
Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей старшей группы:
Воспитывать экологическую культуру дошкольника через любовь к природе и познание окружающего мира.
Расширять представления детей о свойствах воды, воздуха, песка, глины и многообразии неживой природы. Формировать умение устанавливать взаимосвязь между некоторыми явлениями природы, развивать мышление, способность делать самостоятельные выводы. Продемонстрировать детям зависимость роста растений от состава грунта, наличие света, воды и тепла.
Воспитывать желание беречь землю, очищать её от мусора.
Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей подготовительной группы:
Воспитывать у детей экологическую культуру через любовь и интерес к природе, через познание окружающего мира.
Формировать у детей простейшее представление о солнечной системе. Продолжать вовлекать детей в исследовательскую деятельность. Развивать мышление, память. Формировать умение ставить перед собой цель, находить пути её реализации и делать самостоятельные выводы.
Через опыты дать детям элементарные представления о некоторых физических свойствах предметов (магнит, компас, термометр). Уточнить представления о свойствах воды, воздуха, песка, глины, почвы. Познакомить детей с защитными свойствами снега.
Помочь детям осознать, какое место занимает человек в природе, и показать результаты положительного и отрицательного воздействия человека на природу.
Результативность
В начале проведения опыта работы мною были выделены ожидаемые результаты:
- Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности.
- Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие — развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
- Обогатить предметно – развивающую среду.
- Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному вопросу.
-Создан учебно–методический комплекс по детскому экспериментированию «Юный исследователь».
По данной теме с 2018 года мной пройдены следующие этапы самообразования:
Срок | Тема | Содержание работы | Практический выход | |
Сентябрь 2018 г. | Подбор и изучение литературы по теме; | Родительское собрание на тему «Как прекрасен этот мир посмотри» | ||
Октябрь -ноябрь 2018 г. | Использование методики «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой, направленная на изучение мотивации детского экспериментирования. | Изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей; | Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитие ребенка». | |
Декабрь- январь 2018-2019г | Создание предметно-развивающей среды | Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы; | Консультация для родителей на тему: «Создание условий для проведения поисково-исследовательской деятельности.» | |
Февраль- март 2019 г. | 7 вопросов по изучению условий и формы организации детского экспериментирования | Исследование педагогической компетентности родителей и воспитателей в области развития детского экспериментирования. | Анкетирование родителей. | |
Апрель 2019 г. | «Приборы-помощники» | Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами (лупы, микроскоп…) | Тематическое занятие «Волшебное стеклышко» ( знакомство с лупой) | |
Май 2019 г. | Инновационные технологии - ТРИЗ | Использование элементов ТРИЗ при проведении опытов | Тематическое занятие «Вода в жизни человека» | |
Сентябрь-октябрь 2019 г. | «Шаг за шагом» | Создание копилки опытов и экспериментов | Составление картотек опытов, экспериментов | |
Ноябрь- декабрь 2019 г. | «Что? Зачем? Почему?» | Изучение метода итогового проблемного обучения . | Использование проблемного обучения в детском саду. | |
Январь 2020 г. | «Хочу все знать» | Поиск интересной информации | Проведение опытов на занятиях и в свободное время (смотреть картотеку опытов) | |
Февраль- март 2020 г. | «Круглый стол» | Обобщение опыта по инновационным технологиям в образовательном процессе. | Семинар на тему: «Где спрятался воздух» | |
Апрель - май 2020 г. | «Шаг за шагом» | Пополнение «копилки опытов и экспериментов» | Проведение опытов на занятиях и в свободное время(«Приключение песчинки», «Куда исчез сахар», «Что такое почва и для чего она нужна», «Удивительная глина»)(смотреть картотеку опытов) | |
Сентябрь 2020 г. | «Хочу все знать» | Поиск интересной информации о явлениях природы. | Проведение опытов на занятиях и в свободное время («Знакомство с воздушным океаном», «Знакомство со свойствами воздуха») | |
Октябрь-ноябрь 2020 г. | «Хочу все знать» | Поиск интересной информации о явлениях природы | Проведение опытов на занятиях и в свободное время («Путешествие на воздушном шарике», «Можно ли воздух поймать?») Работа с методическими программами и рекомендациями | |
декабрь 2020 г. | Медиатека по поисково-исследовательской деятельности в образовательном пространстве | Подбор DVD дисков по изучаемым темам | Использование DVD дисков в работе на занятиях и вне их | |
Январь-февраль 2021 г. | «Хочу все знать» | Поиск интересной информации о явлениях природы. | Консультация для воспитателей и родителей по обмену опытом. Проведение опытов на занятиях и в свободное время(«Как веточка тополя весну встречала», «Дружит ли семечко фасоли с водой?»). | |
Март – апрель 2021 г. | Исследовательская работа педагога, как условие совершенствования профессиональной деятельности | Умение выделять главные ключевые понятия в информационном материале, формулирование тем, целей и задач | Разработка рекомендаций для воспитателей ДОУ | |
Май 2021 г. | Деловая игра «Аукцион идей» | Расширение представлений педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками по познавательной деятельности | Конспект по теме: «Соблюдение правил безопасности при проведении опытов» | |
Сентябрь-октябрь 2021 г. | Педсовет «Развитие поисково-познавательной деятельности ребенка» | Подборка материалов | Подготовка доклада на педагогическом совете на тему «Выявление познавательных интересов у детей в разных возрастных группах»; | |
Ноябрь – декабрь 2021 г. | «Проект как метод обучения» | Изучение структуры создания комплекса | Создание учебно–методического комплекса по детскому экспериментированию «Юный исследователь». | |
Январь -февраль 2022 г. | Самоанализ по изучаемым темам | Оценка знаний по изучаемым темам | Конспект на тему: «Обобщение материалов экспериментальной работы по разработке проектного метода обучения»; | |
Март – апрель 2022 г. | Консультации для родителей на темы: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях. | Пополнение «копилки опытов и экспериментов» | Совместное мероприятие с детьми и родителями на тему: «Лаборатория чудес и превращений» | |
Май 2022 г. | Педсовет на тему: «Детское экспериментирование — основа познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» | Подборка материалов | Подготовка доклада Детское –экспериментирование. | |
Сентябрь- октябрь 2022 | Создание предметно-развивающей среды | Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе. | Консультация для родителей на тему: « Создание условий для проведения Экспериментально -исследовательской деятельности». | |
Ноябрь-декабрь | Обобщение опыта по инновационным технологиям в образовательном процессе | Изучение метода итогового проблемного обучения . | Создание ко пилки опытов и экспериментов «Шаг за шагом» |
Использованная литература
- ИвановаА.И.. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера,2009. — 56 с., 2009
- Аралбаева Р.К., Когутенко Н.К Развитие словаря ребенка трех и четырех лет на системном содержании знаний // Тез. респ. науч.-метод, конф. «Психолого-педагогические проблемы формирования личности в дошкольном возрасте». Алма-Ата, 1990.
- Выготский JI.C. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1982—1984.
- Запорожец А.В. Значение периодов детства для формирования детской личности // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Сост. В.В. Мироненко. 2-е изд. М., 1987.
- Иванова А.И. Программа экологического образования дошкольников «Живая экология». Новокузнецк, 1999.
- Иванова А.И. Структура знания и ее преобразование в онтогенезе. Новокузнецк, 1999.
- Иванова А. И. Основные принципы организации экологического образования дошкольников // Антропоэкологические подходы в современном образовании. В 2 ч. Ч. 1. Новокузнецк, 1999.
- Коменский Я.А. Материнская школа // История дошкольной зарубежной педагогики: Хрестоматия. М., 1974.
- Коменский Я.А. Мир чувственных вещей в картинках // Там же.
- Локк Дж. Мысли о воспитании // История дошкольной зарубежной педагогики: Хрестоматия. М., 1974.
Манасеина М.М. О воспитании ума (до 8 лет) // Антология педагогической мысли России второй половин XIX — начала XX вв. / Сост.
П.А. Лебедев. М., 1990.
- Песталоцци И.Г. Дневник Песталоцци о воспитании сына / / История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия. М., 1974.
- Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей. Там же.
- Песталоцци И.Г. Метод. Памятная записка Песталоцци. Там же.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.; Л., 1932.
- Поддъяков И. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // Педагогический вестник. 1997. № 1. С. 6.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. М.А. Васильева. М., 1985.
- Роттенберг В. Мозг и мышление: «Я» в поисках «Я» // Знание — сила. 1984. № 12. С. 38—39.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989.
- Руссо Ж. -Ж. Юлия, или Новая Элоиза // История дошкольной зарубежной педагогики: Хрестоматия. М., 1974.
- Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании. Там же.
- Типовая программа воспитания и обучения в детском саду / Под.ред. Р.А. Курбатовой, Н.Н. Поддъякова. М., 1984.
Эфруси П.О. Мир восприятий и мышление ребенка // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. М., 1980.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»
Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...
Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент
В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры
Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...
Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...