Родительский клуб "Малышата"
рабочая программа на тему

Заяц Анастасия Леонидовна

Создание инновационной системы сотрудничества и взаимодействия дошкольного учреждения  и семьи,           обеспечивающей единство образовательных и воспитательных воздействий в процессе воспитания дошкольника через освоение системы психолого-педагогических знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа

родительского клуба «Малышата»

Для детей раннего возраста

Срок реализации 1 год.

Автор программы:

Заяц Анастасия Леонидовна

Воспитатель МАДОУ  ДС №5 «Мечта»

                                               

Пояснительная записка


В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и положением о дошкольном учреждении одной из основных задач детского сада является взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка.  В настоящее время проблема взаимодействия с семьёй обозначена  федеральными государственными требованиями.

Как показало изучение специфики семей группы раннего возраста (анкеты, опросы, беседы), родители часто испытывают определённые трудности в воспитании своих детей (30%). Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени и занятости на работе (30%), неумения выбирать методическую литературу и практические пособия для развития малышей (40%). Многие родители не понимают важности работы с маленькими детьми. А ведь ранний возраст - это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Именно этот период  детства очень важен, так как дефицит воспитания в раннем возрасте оборачивается невосполнимыми потерями.

Как привлечь внимание родителей к проблеме воспитания детей раннего возраста? Как выстроить доверительные отношения с родителями, которые в  первые пришли в ДОУ и волнуются за своих детей?

К сожалению, в традиционной работе с родителями используются недостаточно эффективные методы.

На наш взгляд,  данную проблему можно решить путём освоения новых инновационных форм взаимодействия с родителями, внедрения программ по просвещению и обучению семей.

Исходя из вышеизложенного, мы пришли к выводу о необходимости создания инновационной программы сотрудничества и взаимодействия дошкольного учреждения и родителей детей раннего возраста.

Реализация данной программы  осуществляется в рамках родительского клуба «Малышата» на базе МАДОУ ДС «Мечта №5».

Программа родительского клуба «Малышата» направлена на обогащение  психолого-педагогическими знаниями и практическими умениями родителей в воспитании детей через их привлечение к сотрудничеству с педагогами, развитие дружеских отношений с другими семьями для успешного освоения дошкольниками основной общеобразовательной программы.

Таким образом, актуальность данной программы состоит в том, что её содержание отвечает требования обновления дошкольной образовательной стратегии, в рамках которой, специалисты ДОУ создают оптимальные условия для повышения культуры психолого-педагогических знаний родителей, тем самым ориентируя их на повышение активности их участия в воспитательно-образовательном процессе с целью развития личности ребёнка.

Новизна и практическая значимость программы родительского клуба выражается в том, что её реализация способствует созданию единой образовательно-воспитательной среды в дошкольном учреждении и семье; развитию психолого-педагогической компетентности родителей, повышается ответственность и заинтересованное отношение родителей за воспитание детей в условиях семьи на основе использования инновационных форм взаимодействия; родители являются активными участниками реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения и возрастает степень доверия и уважения к работникам ДОУ, которая ведёт к повышению имиджа детского сада.

Практическая ценность программы определяется тем, что она может быть использована в освоении разными группами родителей, с учетом возраста их детей; содержащимися в программе практическими материалами по методической поддержке родителей: «Информационный экран  «Будь здоров,  малыш!», консультации медика,  рубрика  «Советы психолога»,  памятки и буклеты «Родителям о детях раннего возраста», сборник адаптационного инструментария способствует повышению эффективности процесса взаимодействия специалистов МАДОУ и семьи,  планирование работы родительского клуба его заседаний и мероприятий с родителями может быть использовано педагогами в практической деятельности.

Программа родительского клуба дает возможность перестроить недостаточно эффективные методы взаимодействия и сотрудничества, а также психолого-педагогического просвещения современной семьи и предать ей инновационное направление,  необходимое для удовлетворения запросов нового современного родителя.

       
Целью программы является создание инновационной системы сотрудничества и взаимодействия дошкольного учреждения  и семьи,           обеспечивающей единство образовательных и воспитательных воздействий в процессе воспитания дошкольника через освоение системы психолого-педагогических знаний.
Задачи:
• повысить уровень психолого-педагогической культуры родителей через их привлечение к участию в теоретических и практических занятиях/мероприятиях;
• поднять степень осознанности родителями своих прав и обязанностей за создание оптимальных условий для воспитания и развития ребенка в семье;
• расширять  воспитательный потенциал семьи средствами совершенствования научных и практических навыков и умений воспитания детей;  
• привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.

Реализация программы родительского клуба «Малышата» рассчитана на 1 год (время пребывания детей в ясельной группе, место реализации МАДОУ ДС №5 «Мечта»).

Участники реализации программы:

Руководитель клуба, воспитатель, педагог-психолог, специалисты ДОУ, медик ДОУ, родители, дети с 1,5-3лет.

Формирование группы родителей в клубе происходит на добровольной основе. Количественный состав группы от 10 до 15 человек. Программа включает в себя шесть  заседаний. Остальные встречи проводятся в форме экскурсий, совместного проведения игрового развлечения, консультаций, посещение детей на дому Дедом Морозом и Снегурочкой, совместного посещения музея, дня открытых дверей. Родительские встречи проходят  1 раз в 1-2 месяца.

Разнообразие форм позволит познакомить родителей со способами взаимодействия в коллективе единомышленников. А педагогам проанализировать те формы работы, которые наиболее понравились родителям, принесли  эффективность.

Длительность заседания не превышает 30-40 минут (редко 1 час), что значительно экономит время родителей и повышает эффективность усвоения содержания программы.

Ожидаемые результаты программы

1. Установление тесного контакта и взаимопонимания с семьёй, направленность родителей на активное взаимодействие.

2. Достижение достаточного уровня информированности родителей о процессе протекания адаптации, предупреждение и преодоления возможных трудностей.

3. Повышение психолого-педагогической культуры родителей в вопросах развития, воспитании и сохранности здоровья ребёнка раннего возраста.

4. Повышение степени включённости родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада.

Способы проверки ожидаемых результатов.

Эффективность реализации содержания программы определяется с помощью рефлексии каждого мероприятия, листов отзывов, опросов, анкетирования, бесед. Кроме того, об эффективности реализации программы можно говорить по результатам численности  посещения и активности родителей на заседаниях и встречах, уровня родительской удовлетворённости и эффективности используемых форм работы, перспективных технологий в работе с семьёй, анализа степени удовлетворённости педагогов работой по реализации программы, мониторинга воспитательно-образовательного процесса освоение детьми общеобразовательной программы на конец учебного года.  

План работы родительского клуба «Малышата» на 2018-2019 учебный год.

Август

Мероприятия клуба

Содержание

Участники

1

Подготовительный этап

Реклама

  • Распространение наглядно-информационной агитации (буклеты, афиши, брошюры, визитные карточки)  
  • Составление рекламного видеоролика для пользователей интернета и размещение его на сайте МАДОУ №5
  • Подбор и изучение психолого-педагогической литературы; анализ опыта работы других родительский клубов

Руководитель клуба Администрация, Специалисты МАДОУ №5

Сентябрь

1

Анкета-знакомство

Выявление запросов родителей по организации работы родительского клуба и успешного опыта семейного воспитания. Изучение специфики  каждой семьи

Руководитель клуба  «Малышата»

2

Первое заседание клуба «Здравствуй, детский сад!» Встреча-знакомство

Совместное чаепитие «Сладкий стол своими руками»

  • Знакомство с руководителем клуба и его специалистами
  • Экскурсия по ДОУ (Музыкальный, физкультурный залы, медицинский и процедурный кабинеты, кабинеты специалистов, кухня, мини-музей «Красна-изба»)
  • Ознакомление с планом работы на уч .год
  • Вопросы. Пожелания

Руководитель клуба

Заведующая

Педагог-психолог  

Методист  

Медик  

Муз.работник

Родители

3

Демонстрация видеофильма «Как мы в садике своём очень весело живём!»

  • Налаживание взаимоотношения с родителями
  • Создание благоприятной эмоциональной атмосферы
  • Установление психологического контакта с родителями
  • Преодоление барьера недоверия к ДОУ

Руководитель клуба

Специалисты

Родители

4

Наглядная информация «Памятка для родителей»

«Что нужно знать родителям о адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»

Руководитель клуба

5

Оформление информационного экрана «Будь здоровым, малыш!»

Информирование родителей по вопросам оздоровления детей

Мед. работник  МАДОУ №5

Октябрь

1

Телефон сотрудничества

«Звоните (………) нам!»

   Мы поможем!

  • Сотрудничество с родителями клуба по средствам сотовой связи. На все интересующие вопросы отвечают специалисты ДОУ.

Руководитель клуба Специалисты  

2

Второе заседание.  «Здоровье  малыша в ваших руках!»

Получение  от родителей информации об уровне их компетентности по вопросам оздоровления детей. Формирование у родителей практических умений здоровьесбережения.

  • Факторы, влияющие на здоровье ребёнка;
  • Оздоровительные мероприятия в МАДОУ д/с №5;
  • Виды закаливания

Руководитель клуба

Мед. работник ДОУ

Родители

3

Рубрика «Советы психолога»

«Адаптация детей к д/с». (для родителей вновь поступивших детей)

Консультация «В первый раз в детский сад»

Ознакомление родителей особенностями адаптации детей раннего возраста

  • Факторы, влияющие на адаптацию детей к ДОУ
  • Условия, созданные д/с для успешной адаптации детей
  • Рекомендации родителям по подготовке к посещению д/с

Педагог-психолог

Родители детей посещающих ДОУ

Родители детей, не посещающих ДОУ

4

Служба индивидуальной помощи

Индивидуальный подход к каждому участнику родительского клуба «Малышата»

Руководитель клуба

Все родители

5

Консультация «Песочная терапия для малышей»

Психолого-педагогическое просвещение  участников клуба о интересном методе развития  ребенка, развитие мелкой моторики рук

Руководитель клуба

Родители

Ноябрь

1

Фотопрезентация «Условия в детском саду» (DVD диск)

Ознакомление родителей с предметно-развивающей средой группы

Руководитель клуба «Малышата»

2

Изготовление почтового ящика «Спрашивали? -Отвечаем!»

Анализ актуальных проблем

Оказание квалифицированной помощи

Руководитель клуба «Малышата»

3

Наглядная информация для родителей (папка-передвижка)

Рекомендации для родителей «Игры с песком и водой в домашних условиях с малышами»

Руководитель клуба

4

Третье заседание клуба «Давайте поиграем!»

Демонстрация проекта «Наши друзья - песок и вода!»

  • Развивающие детские игры с песком и водой
  • Показ слайд -шоу «Мы играем!»  
  • Представление сборника игр для мам и пап «Сыпь песок, лей водичку»

Руководитель клуба «Малышата»

Участники клуба

5

Служба индивидуальной помощи

Индивидуальный подход к каждому участнику родительского клуба «Малышата»

Руководитель клуба и специалисты

Декабрь

1

Оформление педагогической библиотеки (методическая литература, журналы)

Психолого-педагогическое просвещение участников клуба

Руководитель клуба

2

Интернет-реклама

Размещение на сайте МАДОУ

  • Фотопрезентация «Игры с песком и водой»
  • Видеоролики «Предметно-развивающая среда»
  • Видеофильм «Как мы в садике своём очень весело живём!»

Руководитель клуба

Родительский комитет

Администрация

3

Инновационные формы работы с родителями. Посещение детей на дому Дедом Морозом и Снегурочкой

(по просьбе родителей)

В гости к малышам приходят Дед  Мороз и Снегурочка. Поздравления. Игры. Вручение подарков.

Помощь родителей в организации Новогоднего кукольного театра , приобретение подарков

Руководитель клуба

Участие родительского комитета.

4

Рубрика «Советы психолога» «Психологические особенности детей раннего возраста»

Дать родителям представление о психологических особенностях детей раннего возраста. Познакомить родителей с важнейшими изменениями в психическом развитии детей. О ведущей предметной деятельности

Руководитель клуба

Педагог-психолог

Родители

Январь

1

Четвёртое заседание клуба. Круглый стол «Воспитание и развитие детей раннего возраста»

Ознакомление родителей с особенностями воспитания и развития детей раннего возраста

-ранний возраст-период…

-особенности умственного развития

-особенности развития речи

-двигательная активность детей раннего возраста 

Руководитель клуба

Специалисты

Родители

2

Семейный конкурс на лучшую снежную постройку «Снеговичок»

Вовлечение участников родительского клуба в деятельность МАДОУ №5. Налаживание положительного взаимоотношения

Руководитель клуба

Родители

3

Консультация «Чем занять ребёнка, когда мама хочет отдохнуть»

Психолого-педагогическое просвещение родителей. Повышение педагогической компетентности родителей

Руководитель клуба

Родители

4

Домашнее задание на каникулы «Поиграй со мною дома»

Родители выполняют домашнее задание, играя с малышом. Повышение пед. знаний и умений. Накопление обучающего материала    

Руководитель клуба

Родители

Февраль

1

День открытых дверей «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!»

Присутствие родителей на просмотре режимных моментов

Родители

Руководитель

Дети группы

2

Консультация «Расти здоровым, малыш!»

Информирование родителей в вопросах здоровья детей

Мед.работник ДОУ

Родители

3

Рубрика «Советы психолога» «Влияние развития мелкой моторики на развитие речи и мышления»

Дать родителям представление о воздействии мелкой моторики на умственное развитие. Познакомить о влиянии мелкой моторики на развитие речи и мышления. Предложить примерные пальчиковые игры и игры с мелкими предметами.

Педагог-психолог

Родители

Руководитель клуба

4

Фотоколлаж «Мой ребенок в детском саду»

Индивидуально для каждого родителя

Налаживание взаимоотношения с семьями

 

Руководитель клуба

Родители

5

Обновление педагогической библиотеки

Психолого-педагогическое просвещение участников клуба

Руководитель клуба

Март

1

Игровое развлечение

«Мы веселые матрешки», посвященное дню 8 марта

Совместное проведение развлечения с мамами.

  Объединить взрослых и детей настроением праздника  

Музыкальный работник

Родители

Дети

2

Рубрика «Советы психолога»

«Нервно-психическое развитие детей с 1 до2 лет»

Педагог-психолог

3

Занятие –практикум

«Игры детей раннего возраста

Познакомить родителей с особенностями игровой деятельности детей раннего возраста, дать необходимые рекомендации, обучить навыкам взаимодействия взрослого и ребенка в игре. Развивать умения устанавливать контакт с окружающими.

Руководитель клуба

Педагог-психолог

Родители

4

Слайд-шоу «Мамочку мою я очень люблю»

Проявление интереса к жизни детей в группе

Руководитель клуба

5

Консультация «Живу по расписанию»

Предварительная работа: просмотр режимного момента «Кран откройся -нос умойся». Дать квалифицированную консультацию для родителей и формировать у них представление о режиме как о значимом факторе в жизни ребенка

Руководитель клуба

Родители

Апрель

1

Пятое заседание клуба. Круглый стол «Воспитание и развитие детей раннего возраста» Продолжение

Ознакомление родителей с особенностями воспитания и развития детей раннего возраста

-воспитание самостоятельности;

-общение со взрослыми;

-роль родителей в воспитании детей;

-капризы малышей

Руководитель клуба

Педагог-психолог

Родители

2

Семейный конкурс «Разноцветные ладошки»

Нетрадиционная техника рисования

Организация выставки

Привлечение родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм работы с семьей

Руководитель клуба

Родители

Дети

3

Анкетирование родителей

Оценка родителями деятельности клуба «Ромашка»

Руководитель клуба

Родители

4

Наглядная информация (папка-передвижка)

«Игры с песком и водой в летний период»

Руководитель клуба

5

Информационный экран «Будь здоровым, малыш!»

Формирование у родителей осознанного отношения к организации здорового образа жизни малышей

Мед. работник ДОУ

Май

1

День добрых дел

Субботник на территории детского сада  или группы

Вовлечение участников клуба в деятельность МАДОУ №5

Руководитель клуба

Родители

2

Консультация «Организация игрового уголка для ребенка в условиях семьи»

Оказание помощи родителям в подборе педагогически целесообразных игр, игрушек, развивающих материалов и оборудования для детей с учетом их возраста и интересов. Познакомить родителей о роли игрушек во всестороннем развитии ребенка и с видами игрового оборудования.

Руководитель клуба

Родители

3

Посещение музея

«Вместе с мамой, вместе с папой»

Совместный поход в музей  (празднование 9 мая)

Создание радостного настроения

Руководитель клуба

Родители Дети

4

Итоговое заседание клуба

«До новых встреч»

Просмотр видеоархива родительского клуба «Малышата». Подведение итогов. Обсуждение планов на будущее.

Все участники клуба «Малышата»

5

Фотовыставка «Мы уже не крошки, подросли немножко»

Проявление родительского интереса к жизни детей в ясельной группе

Руководитель клуба

Дети

Список литературы:

1. Горшенина В.В., Самошкина И.В. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания / В.В. Горшенина, И.В. Самошкина. – М.: Глобус, 2010.

2. Давыдова О.И.., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 144 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)

3. Данилина Т.А. Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений с семьей: Монография. – М.: Айрис-пресс, 2013.

4. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия / Авт.-сост. Глебова С.В.– Воронеж, 2010.

5. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И Мусиенко. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2011.

6. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений М., 2012.

7. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.. Детский сад и семья. Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей.   2009.

8. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ «Сфера», 2015.

9. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Родительские собрания в ДОУ. Методическое пособие. 2010

10. Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском саду / Т.Н. Зенина. – М., «Центр педагогического образования, 2009. – 80с.

11. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М.: ТЦ «Сфера», 2008.

12. Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей / Н.В. Микляева. – М.: Айрис-пресс, 2011.

13. Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи / И.О. Пастухова. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

14. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2008.-179с.

Электронный ресурс

1. http://rudocs.exdat.com/docs/index-364938.html

Евдокимова Е.С. Проблемы сопровождения современной семьи в реалиях XXI века: проблемы и подходы. Материалы I региональных педагогических чтений. 2008. Волгоград. Комитет по образованию администрации Волгоградской области Региональное представительство Российского «Центра гуманной педагогики» Волгоградское отделение Рериховского общества Научно-исследовательская лаборатория проблем образования родителей ГОУ ВПО «ВГПУ» Гуманно-личностное пространство  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Влияние родительских установок на развитие детей»

Одним из важнейших условий в жизни человека является реализация себя в семье, детях. Часто свое будущее благополучие родители связывают с будущим своих детей, строят далеко идущие планы. Их реальност...

Родительское собрание на тему «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»

Родительское собрание на тему «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»Цель проведения дня открытых дверей: помочь родителям и детям ощутить радость от сов...

"Родительский клуб - как форма оптимизации родительско детских отношений"

Опыт работы организации родительского клуба на базе своей группы...

Родительская встреча в рамках родительского клуба "Диалог" - "Азбука родительской любви"

Работа с родителями. Гармонизация детско-родительских отношений, самообразование родителей в области педагогических знаний...