Родительский клуб "Малышата"
рабочая программа на тему
Создание инновационной системы сотрудничества и взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, обеспечивающей единство образовательных и воспитательных воздействий в процессе воспитания дошкольника через освоение системы психолого-педагогических знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа Родительского клуба "Малышата" | 48.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
родительского клуба «Малышата»
Для детей раннего возраста
Срок реализации 1 год.
Автор программы:
Заяц Анастасия Леонидовна
Воспитатель МАДОУ ДС №5 «Мечта»
Пояснительная записка
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и положением о дошкольном учреждении одной из основных задач детского сада является взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка. В настоящее время проблема взаимодействия с семьёй обозначена федеральными государственными требованиями.
Как показало изучение специфики семей группы раннего возраста (анкеты, опросы, беседы), родители часто испытывают определённые трудности в воспитании своих детей (30%). Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени и занятости на работе (30%), неумения выбирать методическую литературу и практические пособия для развития малышей (40%). Многие родители не понимают важности работы с маленькими детьми. А ведь ранний возраст - это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Именно этот период детства очень важен, так как дефицит воспитания в раннем возрасте оборачивается невосполнимыми потерями.
Как привлечь внимание родителей к проблеме воспитания детей раннего возраста? Как выстроить доверительные отношения с родителями, которые в первые пришли в ДОУ и волнуются за своих детей?
К сожалению, в традиционной работе с родителями используются недостаточно эффективные методы.
На наш взгляд, данную проблему можно решить путём освоения новых инновационных форм взаимодействия с родителями, внедрения программ по просвещению и обучению семей.
Исходя из вышеизложенного, мы пришли к выводу о необходимости создания инновационной программы сотрудничества и взаимодействия дошкольного учреждения и родителей детей раннего возраста.
Реализация данной программы осуществляется в рамках родительского клуба «Малышата» на базе МАДОУ ДС «Мечта №5».
Программа родительского клуба «Малышата» направлена на обогащение психолого-педагогическими знаниями и практическими умениями родителей в воспитании детей через их привлечение к сотрудничеству с педагогами, развитие дружеских отношений с другими семьями для успешного освоения дошкольниками основной общеобразовательной программы.
Таким образом, актуальность данной программы состоит в том, что её содержание отвечает требования обновления дошкольной образовательной стратегии, в рамках которой, специалисты ДОУ создают оптимальные условия для повышения культуры психолого-педагогических знаний родителей, тем самым ориентируя их на повышение активности их участия в воспитательно-образовательном процессе с целью развития личности ребёнка.
Новизна и практическая значимость программы родительского клуба выражается в том, что её реализация способствует созданию единой образовательно-воспитательной среды в дошкольном учреждении и семье; развитию психолого-педагогической компетентности родителей, повышается ответственность и заинтересованное отношение родителей за воспитание детей в условиях семьи на основе использования инновационных форм взаимодействия; родители являются активными участниками реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения и возрастает степень доверия и уважения к работникам ДОУ, которая ведёт к повышению имиджа детского сада.
Практическая ценность программы определяется тем, что она может быть использована в освоении разными группами родителей, с учетом возраста их детей; содержащимися в программе практическими материалами по методической поддержке родителей: «Информационный экран «Будь здоров, малыш!», консультации медика, рубрика «Советы психолога», памятки и буклеты «Родителям о детях раннего возраста», сборник адаптационного инструментария способствует повышению эффективности процесса взаимодействия специалистов МАДОУ и семьи, планирование работы родительского клуба его заседаний и мероприятий с родителями может быть использовано педагогами в практической деятельности.
Программа родительского клуба дает возможность перестроить недостаточно эффективные методы взаимодействия и сотрудничества, а также психолого-педагогического просвещения современной семьи и предать ей инновационное направление, необходимое для удовлетворения запросов нового современного родителя.
Целью программы является создание инновационной системы сотрудничества и взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, обеспечивающей единство образовательных и воспитательных воздействий в процессе воспитания дошкольника через освоение системы психолого-педагогических знаний.
Задачи:
• повысить уровень психолого-педагогической культуры родителей через их привлечение к участию в теоретических и практических занятиях/мероприятиях;
• поднять степень осознанности родителями своих прав и обязанностей за создание оптимальных условий для воспитания и развития ребенка в семье;
• расширять воспитательный потенциал семьи средствами совершенствования научных и практических навыков и умений воспитания детей;
• привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.
Реализация программы родительского клуба «Малышата» рассчитана на 1 год (время пребывания детей в ясельной группе, место реализации МАДОУ ДС №5 «Мечта»).
Участники реализации программы:
Руководитель клуба, воспитатель, педагог-психолог, специалисты ДОУ, медик ДОУ, родители, дети с 1,5-3лет.
Формирование группы родителей в клубе происходит на добровольной основе. Количественный состав группы от 10 до 15 человек. Программа включает в себя шесть заседаний. Остальные встречи проводятся в форме экскурсий, совместного проведения игрового развлечения, консультаций, посещение детей на дому Дедом Морозом и Снегурочкой, совместного посещения музея, дня открытых дверей. Родительские встречи проходят 1 раз в 1-2 месяца.
Разнообразие форм позволит познакомить родителей со способами взаимодействия в коллективе единомышленников. А педагогам проанализировать те формы работы, которые наиболее понравились родителям, принесли эффективность.
Длительность заседания не превышает 30-40 минут (редко 1 час), что значительно экономит время родителей и повышает эффективность усвоения содержания программы.
Ожидаемые результаты программы
1. Установление тесного контакта и взаимопонимания с семьёй, направленность родителей на активное взаимодействие.
2. Достижение достаточного уровня информированности родителей о процессе протекания адаптации, предупреждение и преодоления возможных трудностей.
3. Повышение психолого-педагогической культуры родителей в вопросах развития, воспитании и сохранности здоровья ребёнка раннего возраста.
4. Повышение степени включённости родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада.
Способы проверки ожидаемых результатов.
Эффективность реализации содержания программы определяется с помощью рефлексии каждого мероприятия, листов отзывов, опросов, анкетирования, бесед. Кроме того, об эффективности реализации программы можно говорить по результатам численности посещения и активности родителей на заседаниях и встречах, уровня родительской удовлетворённости и эффективности используемых форм работы, перспективных технологий в работе с семьёй, анализа степени удовлетворённости педагогов работой по реализации программы, мониторинга воспитательно-образовательного процесса освоение детьми общеобразовательной программы на конец учебного года.
План работы родительского клуба «Малышата» на 2018-2019 учебный год.
Август
Мероприятия клуба | Содержание | Участники | |
1 | Подготовительный этап Реклама |
| Руководитель клуба Администрация, Специалисты МАДОУ №5 |
Сентябрь
1 | Анкета-знакомство | Выявление запросов родителей по организации работы родительского клуба и успешного опыта семейного воспитания. Изучение специфики каждой семьи | Руководитель клуба «Малышата» |
2 | Первое заседание клуба «Здравствуй, детский сад!» Встреча-знакомство Совместное чаепитие «Сладкий стол своими руками» |
| Руководитель клуба Заведующая Педагог-психолог Методист Медик Муз.работник Родители |
3 | Демонстрация видеофильма «Как мы в садике своём очень весело живём!» |
| Руководитель клуба Специалисты Родители |
4 | Наглядная информация «Памятка для родителей» | «Что нужно знать родителям о адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» | Руководитель клуба |
5 | Оформление информационного экрана «Будь здоровым, малыш!» | Информирование родителей по вопросам оздоровления детей | Мед. работник МАДОУ №5 |
Октябрь
1 | Телефон сотрудничества «Звоните (………) нам!» Мы поможем! |
| Руководитель клуба Специалисты |
2 | Второе заседание. «Здоровье малыша в ваших руках!» | Получение от родителей информации об уровне их компетентности по вопросам оздоровления детей. Формирование у родителей практических умений здоровьесбережения.
| Руководитель клуба Мед. работник ДОУ Родители |
3 | Рубрика «Советы психолога» «Адаптация детей к д/с». (для родителей вновь поступивших детей) Консультация «В первый раз в детский сад» | Ознакомление родителей особенностями адаптации детей раннего возраста
| Педагог-психолог Родители детей посещающих ДОУ Родители детей, не посещающих ДОУ |
4 | Служба индивидуальной помощи | Индивидуальный подход к каждому участнику родительского клуба «Малышата» | Руководитель клуба Все родители |
5 | Консультация «Песочная терапия для малышей» | Психолого-педагогическое просвещение участников клуба о интересном методе развития ребенка, развитие мелкой моторики рук | Руководитель клуба Родители |
Ноябрь
1 | Фотопрезентация «Условия в детском саду» (DVD диск) | Ознакомление родителей с предметно-развивающей средой группы | Руководитель клуба «Малышата» |
2 | Изготовление почтового ящика «Спрашивали? -Отвечаем!» | Анализ актуальных проблем Оказание квалифицированной помощи | Руководитель клуба «Малышата» |
3 | Наглядная информация для родителей (папка-передвижка) | Рекомендации для родителей «Игры с песком и водой в домашних условиях с малышами» | Руководитель клуба |
4 | Третье заседание клуба «Давайте поиграем!» | Демонстрация проекта «Наши друзья - песок и вода!»
| Руководитель клуба «Малышата» Участники клуба |
5 | Служба индивидуальной помощи | Индивидуальный подход к каждому участнику родительского клуба «Малышата» | Руководитель клуба и специалисты |
Декабрь
1 | Оформление педагогической библиотеки (методическая литература, журналы) | Психолого-педагогическое просвещение участников клуба | Руководитель клуба |
2 | Интернет-реклама | Размещение на сайте МАДОУ
| Руководитель клуба Родительский комитет Администрация |
3 | Инновационные формы работы с родителями. Посещение детей на дому Дедом Морозом и Снегурочкой (по просьбе родителей) | В гости к малышам приходят Дед Мороз и Снегурочка. Поздравления. Игры. Вручение подарков. Помощь родителей в организации Новогоднего кукольного театра , приобретение подарков | Руководитель клуба Участие родительского комитета. |
4 | Рубрика «Советы психолога» «Психологические особенности детей раннего возраста» | Дать родителям представление о психологических особенностях детей раннего возраста. Познакомить родителей с важнейшими изменениями в психическом развитии детей. О ведущей предметной деятельности | Руководитель клуба Педагог-психолог Родители |
Январь
1 | Четвёртое заседание клуба. Круглый стол «Воспитание и развитие детей раннего возраста» | Ознакомление родителей с особенностями воспитания и развития детей раннего возраста -ранний возраст-период… -особенности умственного развития -особенности развития речи -двигательная активность детей раннего возраста | Руководитель клуба Специалисты Родители |
2 | Семейный конкурс на лучшую снежную постройку «Снеговичок» | Вовлечение участников родительского клуба в деятельность МАДОУ №5. Налаживание положительного взаимоотношения | Руководитель клуба Родители |
3 | Консультация «Чем занять ребёнка, когда мама хочет отдохнуть» | Психолого-педагогическое просвещение родителей. Повышение педагогической компетентности родителей | Руководитель клуба Родители |
4 | Домашнее задание на каникулы «Поиграй со мною дома» | Родители выполняют домашнее задание, играя с малышом. Повышение пед. знаний и умений. Накопление обучающего материала | Руководитель клуба Родители |
Февраль
1 | День открытых дверей «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!» | Присутствие родителей на просмотре режимных моментов | Родители Руководитель Дети группы |
2 | Консультация «Расти здоровым, малыш!» | Информирование родителей в вопросах здоровья детей | Мед.работник ДОУ Родители |
3 | Рубрика «Советы психолога» «Влияние развития мелкой моторики на развитие речи и мышления» | Дать родителям представление о воздействии мелкой моторики на умственное развитие. Познакомить о влиянии мелкой моторики на развитие речи и мышления. Предложить примерные пальчиковые игры и игры с мелкими предметами. | Педагог-психолог Родители Руководитель клуба |
4 | Фотоколлаж «Мой ребенок в детском саду» Индивидуально для каждого родителя | Налаживание взаимоотношения с семьями
| Руководитель клуба Родители |
5 | Обновление педагогической библиотеки | Психолого-педагогическое просвещение участников клуба | Руководитель клуба |
Март
1 | Игровое развлечение «Мы веселые матрешки», посвященное дню 8 марта | Совместное проведение развлечения с мамами. Объединить взрослых и детей настроением праздника | Музыкальный работник Родители Дети |
2 | Рубрика «Советы психолога» | «Нервно-психическое развитие детей с 1 до2 лет» | Педагог-психолог |
3 | Занятие –практикум «Игры детей раннего возраста | Познакомить родителей с особенностями игровой деятельности детей раннего возраста, дать необходимые рекомендации, обучить навыкам взаимодействия взрослого и ребенка в игре. Развивать умения устанавливать контакт с окружающими. | Руководитель клуба Педагог-психолог Родители |
4 | Слайд-шоу «Мамочку мою я очень люблю» | Проявление интереса к жизни детей в группе | Руководитель клуба |
5 | Консультация «Живу по расписанию» | Предварительная работа: просмотр режимного момента «Кран откройся -нос умойся». Дать квалифицированную консультацию для родителей и формировать у них представление о режиме как о значимом факторе в жизни ребенка | Руководитель клуба Родители |
Апрель
1 | Пятое заседание клуба. Круглый стол «Воспитание и развитие детей раннего возраста» Продолжение | Ознакомление родителей с особенностями воспитания и развития детей раннего возраста -воспитание самостоятельности; -общение со взрослыми; -роль родителей в воспитании детей; -капризы малышей | Руководитель клуба Педагог-психолог Родители |
2 | Семейный конкурс «Разноцветные ладошки» Нетрадиционная техника рисования Организация выставки | Привлечение родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм работы с семьей | Руководитель клуба Родители Дети |
3 | Анкетирование родителей | Оценка родителями деятельности клуба «Ромашка» | Руководитель клуба Родители |
4 | Наглядная информация (папка-передвижка) | «Игры с песком и водой в летний период» | Руководитель клуба |
5 | Информационный экран «Будь здоровым, малыш!» | Формирование у родителей осознанного отношения к организации здорового образа жизни малышей | Мед. работник ДОУ |
Май
1 | День добрых дел | Субботник на территории детского сада или группы Вовлечение участников клуба в деятельность МАДОУ №5 | Руководитель клуба Родители |
2 | Консультация «Организация игрового уголка для ребенка в условиях семьи» | Оказание помощи родителям в подборе педагогически целесообразных игр, игрушек, развивающих материалов и оборудования для детей с учетом их возраста и интересов. Познакомить родителей о роли игрушек во всестороннем развитии ребенка и с видами игрового оборудования. | Руководитель клуба Родители |
3 | Посещение музея «Вместе с мамой, вместе с папой» | Совместный поход в музей (празднование 9 мая) Создание радостного настроения | Руководитель клуба Родители Дети |
4 | Итоговое заседание клуба «До новых встреч» | Просмотр видеоархива родительского клуба «Малышата». Подведение итогов. Обсуждение планов на будущее. | Все участники клуба «Малышата» |
5 | Фотовыставка «Мы уже не крошки, подросли немножко» | Проявление родительского интереса к жизни детей в ясельной группе | Руководитель клуба Дети |
Список литературы:
1. Горшенина В.В., Самошкина И.В. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания / В.В. Горшенина, И.В. Самошкина. – М.: Глобус, 2010.
2. Давыдова О.И.., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 144 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)
3. Данилина Т.А. Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений с семьей: Монография. – М.: Айрис-пресс, 2013.
4. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия / Авт.-сост. Глебова С.В.– Воронеж, 2010.
5. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И Мусиенко. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2011.
6. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений М., 2012.
7. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.. Детский сад и семья. Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей. 2009.
8. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ «Сфера», 2015.
9. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Родительские собрания в ДОУ. Методическое пособие. 2010
10. Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском саду / Т.Н. Зенина. – М., «Центр педагогического образования, 2009. – 80с.
11. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М.: ТЦ «Сфера», 2008.
12. Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей / Н.В. Микляева. – М.: Айрис-пресс, 2011.
13. Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи / И.О. Пастухова. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
14. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2008.-179с.
Электронный ресурс
1. http://rudocs.exdat.com/docs/index-364938.html
Евдокимова Е.С. Проблемы сопровождения современной семьи в реалиях XXI века: проблемы и подходы. Материалы I региональных педагогических чтений. 2008. Волгоград. Комитет по образованию администрации Волгоградской области Региональное представительство Российского «Центра гуманной педагогики» Волгоградское отделение Рериховского общества Научно-исследовательская лаборатория проблем образования родителей ГОУ ВПО «ВГПУ» Гуманно-личностное пространство
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные формы проведения родительских встреч. Родительское собрание в первой младшей группе. « Школа молодых матерей » ТЕМА: « Основные трудности при поступлении ребенка в детский сад. Сп
Задачи: Образовательная:1. Дать представление родителям о физическом, психическом, умственном развитии детей 1,5-3 лет.2....
Родительское собрание «Влияние родительских установок на развитие детей»
Одним из важнейших условий в жизни человека является реализация себя в семье, детях. Часто свое будущее благополучие родители связывают с будущим своих детей, строят далеко идущие планы. Их реальност...
Групповая консультация для родителей на родительском собрании "Отношения в семье. Стили родительского воспитания"
Результаты и последствия разных стилей родительского воспитания...
Родительское собрание на тему «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»
Родительское собрание на тему «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»Цель проведения дня открытых дверей: помочь родителям и детям ощутить радость от сов...
"Родительский клуб - как форма оптимизации родительско детских отношений"
Опыт работы организации родительского клуба на базе своей группы...
Родительское собрание "Воспитание любви к родному городу и природе". В конспекте описана последовательность проведения родительского собрания: беседа о патриотическом воспитании, викторина, рассказы родителей.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Воспитание любви к родному городу и природе»...
Родительская встреча в рамках родительского клуба "Диалог" - "Азбука родительской любви"
Работа с родителями. Гармонизация детско-родительских отношений, самообразование родителей в области педагогических знаний...