" Песочный мир чудес"
методическая разработка на тему

Сергеева Елена Викторовна

конспект  мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_zanyatiya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №9 «Алёнушка» ЗМР РТ»

КОНСПЕКТ  мастер – класса

для слушателей курсов профессиональной подготовки

подготовила и провела педагог-психолог МБДОУ №9

 Сергеева Елена Викторовна

 Тема: «Песочный мир чудес»

Цель: Познакомить педагогов с возможностями песочной терапии в  развитии дошкольников.

Задачи: Дать определение песочной терапии.

Познакомить педагогов с приемами, используемыми на занятиях по сенсорному развитию, а также в коррекции психологических проблем.

Способствовать развитию интереса к данной методике и введению её в практическую деятельность.

Задачи:

  • Знакомство с приемами песочной терапии;
  • развитие тактильной чувствительности,
  • развитие сенсорных представлений;
  • развитие мелкой моторики;
  • снижение психофизического напряжения;
  • регуляция мышечного напряжения, расслабления. 

Введение

Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.
Занятия по сенсорике, направленные на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит  от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Игра с песком вызывает неповторимые тактильные ощущения, доставляет необычайное удовольствие и является исцеляющим методом песочной терапии. Песок в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста используется для сенсорного развития, но может применяться и в психотерапевтических целях с детьми старшего дошкольного возраста

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Какие ассоциации у вас вызывает слово «песок»? Что вы вспоминаете, услышав его? (Ответы педагогов).

Многие из вас вспомнили золотой пляж, лазурное море, шум прибоя и крики чаек, лёгкий бриз… Всё это завораживает и позволяет расслабиться, забыть о проблемах и отдохнуть.

Наверняка, каждому из вас приходилось бывать на песочном пляже. Оказавшись там, вы с удовольствием водите ладонью по песку, строите из него волшебные замки. И не замечаете, как вдруг исчезают тягостные мысли, уходят проблемы, появляется умиротворение и покой.

Дело в том, что податливость песка провоцирует желание человека сотворить из него миниатюру реального мира.

.  Упражнение «Чувствительные ладошки». Положите ладони на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Расскажите, какие ощущения, ассоциации у вас вызывает песок?

Погладьте песок между ладоней.

Поиграйте на поверхности песка, как на пианино.

Подобные упражнения используются в начале занятия. Это способствует развитию мелкой моторики рук, а, следовательно, активизирует умственную деятельность.

Психолог:   Давайте перемешаем его.  Перетирайте  его  между ладошками, пересыпьте из руки в руку, потрогайте его песчинки. Какой он на ощупь?

Ответы: мягкий, холодный и т.д.

Психолог: Вам нравиться то, что вы чувствуете?

Дети: Да!

Психолог: Тогда теперь давайте с ним поиграем.

3.       Упражнение «Игра с ладошками»

Психолог: Закопайте свои ладошки в песок и давайте поднимем свои указательные пальцы на обеих руках, пошевелите ими, поздоровайтесь пальчиками. Теперь пошевелите большими пальцами, указательными, средними, безымянными и мизинцами.

/Упражнение проделывается с каждым пальцем по отдельности двумя руками одновременно. Во время игры обращается внимание детей на то, чтобы на поверхности песка «работали» только те пальцы, которые называются,  остальная часть руки должна быть полностью погружена в песок/

Психолог: Игра закончена. Теперь достаньте руки и положите их на песок. Я хочу, ребята, вам открыть один секрет: с помощью песка наши ладошки могут превращаться в различные предметы. Не верите? А вот давайте попробуем!

1 часть:

Песок – это уникальный материал, а занятие с ним – увлекательный процесс, который побуждает к творчеству, расслабляет и вдохновляет.

Замечали ли вы когда-нибудь, что успокаиваетесь, пропуская мелкий песок сквозь пальцы? Это тот самый материал, с помощью которого мы начинаем познавать мир.

2 часть.

- Уважаемые коллеги лето время отпусков! отдыха веселья и путешествий. Жаль только что оно заканчивается. Но я уверенна, что вы этим летом ездили поближе к морю и солнцу, свежему воздуху, чистой воде. Кому то, не удалось по каким - либо причинам съездить на море, уверенна, что вы были на пляже, загорали, купались и просто отдыхали.

- Сегодня мы с вами сегодня отправимся в путешествие в волшебную страну. Она не обычная песочная. Но чтобы попасть в нее нужно совершить специальный, волшебный ритуал.

-Закройте, пожалуйста, глаза!

Ритуал «входа» (Звучит музыка)

- Представьте, что вы лежите на теплом песке и загораете. Ласково светит солнышко, согревает вас. Веет легкий ветерок. Вы отдыхаете, слушаете шум прибоя, наблюдаете за игрой волн и танцами чаек над водой. Представьте, что вы идете по пляжу. Вы чувствуете мягкий песок под вашими босыми ступнями. Вы останавливаетесь и вдыхаете грудью воздух, пахнущий водорослями.

- Мы начинаем с вами путь по волшебной Песочной стране. Здесь пока еще ничего нет, но скоро вы станете настоящими творцами и добрыми волшебниками.

- Для начала давайте познакомимся с материалом, с которым мы сегодня будем работать, с помощью чего мы с вами будем сегодня рисовать - это песок.

- Положите руки на песок, и потрогайте его! Мне приятно, а вам?

- Когда я двигаю рукой, я ощущаю маленькие песчинки. А, что чувствуете вы?

Песок, какой?

- Для того, чтобы начать рисовать нужно сначала рассыпать песок по экрану - создаем фон.

- Берем песка столько, сколько помещается в кулаках, и засыпаем тонким слоем. Кулачки не останавливаются на месте, находятся в постоянном движении, стараемся равномерно засыпать поверхность.

- Ставим руку на экран, не отрывая руки, мизинцем начинаем потихоньку сгребать песок и у нас получается раковина.

- Убираем песок с экрана в правый нижний угол.

- Теперь, определим место, где у нас будет солнце. Для изображения солнца мы берем песок в кулак, сколько поместится, и высоко над поверхностью начинаем разжимать кулак так, чтобы песок сыпался в одну точку. Когда у солнца будет достаточно темный контур, перестаем сыпать песок. При помощи ногтей рисуем лучи.

- Собираем песок в правый нижний угол, опускаем руку и сдвигаем песок таким способом, чтоб он заполнил весь экран.

- Давайте представим, что это у нас будет пляж мы с вами на море все на верно ходили по пляжу. (Кулачки собираем (показ) этой частью кулачка будем ходить по нашему экрану, просто прижали и поднимаем 2 раза техника - отпечатка) гуляем с вами. - Давайте пустим змеек, предположим, что змея выползла из норки на песочек,

- Раз мы заговорили о море, давайте нарисуем с вами что - то морское. (Лето, как я уже говорила, время отпусков, отдыха.)

- Кладем ладонь на экран, делаем волновые движения по всему экрану.

- Сжимаем руку в кулак, мизинец выставляем, положили ладонь на экран, зафиксировали, таким образом, теперь вычищаем полукруг.

- Теперь берем три или два пальца, как вам удобно, ставим на наш полукруг, направляем в разных направлениях, как змейку рисовали - это хвост.

- Затем указательным пальцем соединяем наш хвостик.

- Чтобы наша рыбка ожила, добавим ей чешуек. Мы берем песочек в щепотку и чуть - чуть рыбку подсаливаем, чуть пониже опускаем руку, чтобы песок не сильно рассыпался желательно, где хвостовая часть.

- Теперь приступим к голове. Очистим от песка большим пальцем от головы к хвосту.

- Давайте сделаем чешую три пальца взяли вместе (можно 2) кому как удобно и оставляем такие следы, просто прижимаем пальчики в ряд, чтобы чешуя была как настоящая.

- Прорисовываем нижние и верхние плавники можно ноготком, какие угодно, рыбки разные бывают.

- Теперь глазик нужно добавить берем щепотку песка, как соль набираем в два пальчика, на экран кладем, низко опускаем руку, высыпаем.

- Теперь глазик нужно открыть опять берем указательный палец, просто нажимаем на кучку песка, чуть - чуть прижали и подняли и глазик как живой сразу со зрачком получается. Делаем блик мизинчиком.

- Теперь у нашей рыбки не хватает губок. Указательным пальцем ставим на нашу рыбку и выдвигаем песок верхняя губка и нижняя губка.

- Рыбка дышит под водой. Подушечкой указательного пальца круговыми движениями рисуем пузырьки.

- Давайте сделаем дно морское собираем кулачки как следы на песке оставляли, просто нарисуем камни.

- И пустим водоросли. Используем указательный палец, будем вести по экрану волновые движения, как змеек рисовали.

- Посмотрите, как здорово получается! Настоящие «песочные художники»!

Вам понравилось играть с песком? Какие эмоции вы получили? Давайте нарисуем свое настроение.

Ритуал «выхода» из Песочной страны

- И в завершении мастер – класса я предлагаю вам по медитировать. (проводится под спокойную музыку).

- Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит«тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.

- А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!

- А мне остаётся только поблагодарить зал за внимание, а участников за работу. Вы прекрасно потрудились, будьте всегда здоровы!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - исследовательский проект "Песочная страна чудес"

Способствовать расширению знаний детей о свойствах сухого и мокрого песка....

Студия песочной терапии «Чудеса на песке»

достижение участниками эффекта визуализации посредством спонтанного творческого выражения....

Семинар-практикум Студия песочной терапии «Чудеса на песке»

Просто сыграем, как делают,Что вне игры, что для них - мишура,Это сладчайшее дело на свете -Общая наша играСоздать условия для внутреннего стремления участников к самоактуализации; способствовать разв...

Презентация к мастер-классу "Песочный мир чудес"

Презентация к мастер-классу "Песочный мир чудес"...

Презентация "Песочная страна чудес"

Цели игры с песком1.развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видов деятельности.2. Формирование у ребенка представления об окружающем мире;3. Развитие тактильно-кинестетической ...

Дополнительная общеразвивающая программа детей дошкольного возраста (4-5 лет) социально-педагогической направленности КРУЖОК " Песочный мир чудес"

Направленность программыС самого детства игры с песком становятся одними из самых любимых практически для всех детей. Взаимодействие с песком, как и всякая игра, способствует моторному и когнитивному ...