Психолого-педагогические основы игровой деятельности
консультация на тему

Выступление на  Всероссийской научно-практической конференции «Современные вызовы психологии и педагогики»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 25»

Психолого-педагогические основы              игровой деятельности

Выступление на  Всероссийской научно-практической конференции «Современные вызовы психологии и педагогики»

Воспитатель: Губайдуллина

Аниса Мухаметовна

г.Нижнекамск

2017

В отличие от иных видов деятельности игра охватывает цель в самой себе; сторонних и отдаленных задач в игре школьник не ставит и не решает. Игра зачастую и определяется как действие, которая выполняется ради самой себя, сторонних целей и задач не преследует. Следует иметь в виду, что по мере становления игр (от потех до сюжетно-ролевых, творческих) на определенном этапе возникает цель. Игровые действия становятся рациональными: приступая к строительству «туннеля» в «горах» либо к лечению «больного», ребенок знает, что и как он будет делать и что получится в итоге игры. Верно так же и начиная игру в волейбол, футбол, дети ставят цель - победить. Но как в первом, так и во втором случае цель не выходит за границы игры, заключена в ней самой и никаких сторонних задач в ней не устанавливается и не решается. [25;с.48]

Впрочем если для ученика цель - в самой игре, то для педагога, организующего игру, есть и иная цель - становление детей, усвоение ими определенных умений, образование знаний, выработка тех либо иных качеств фигуры. В данном, между прочим, одно из главных возражений игры как средства воспитания: с одной стороны - неимение цели в игре, а с иной - игра - есть средство целеустремленного образования фигуры.

В наибольшей степени это проявляется в так называемых занимательных играх. Нрав разрешения этого возражения и определяет воспитательную ценность игры: если достижение дидактической цели будет осуществлено в игре как деятельности, заключающей цель в самой себе, то воспитательная ее ценность будет особенно важной. Если же занимательная задача решается в игровых действиях, целью которых и для их участников является решение этой занимательной задачи, то развивательная ценность игры будет минимальной.

О рациональности применения игры в обучении существуют разные суждения. Рассматривая крупную трудность современного оглавления образования и вообще то, что ученье - дело солидное, некоторые считают, что в обучении игре нет места. Но больше обоснованным является все-таки другое суждение, последователи которого утверждают, что обучение без игры не решит всех стоящих перед ним задач. Дело в том, что задачи обучения гораздо шире, чем сообщение школьникам определенной суммы умений и выработка знаний использовать эти познания. Основная задача обучения - подготовка детей к жизни. А в период ученичества дети реально лишь в игре получают вероятность трансформации окружающего мира в соответствии со своими желаниями, и, помимо того, игра, как объективно заявляет Д.Брунер, является источником удовольствия для ребенка, она содействует его безболезненной адаптации к условиям общественной жизни в будущем. Специальная ценность игры состоит в том, что «...игра обозначает для нас трансформацию охватывающего мира согласно нашему желанию, тогда как ученье изменяет нас самих для оптимальной адаптации к внешним условиям». Подметим, что Я.А. Коменский дюже высоко оценивал роль игры в обучении. Он писал в «Биографии»: «Каждый мой способ направлен на то, чтоб школьная подневольщина превратилась в игру и потеху».[20, с.39]

И конечно, игра помогает активизировать учащихся в обучении, побеждать скуку, уходить от шаблонных решений умственных и поведенческих задач, стимулирует инициативу и созидание.

Все игры, которые применяются в занимательных целях, дозволено поделить на два вида в зависимости от существенного оглавления игровых действий. В первом случае вершину оглавления игры составляет занимательный материал, действия с которым облекаются в игровую форму. Скажем, дети, разбившись на команды, состязаются в скорости счета либо нахождения ошибок в словах, вспоминании дат исторических событий и т.п. Они исполняют обыкновенные учебные действия считают, поправляют погрешности, припоминают даты, - но исполняют эти действия в игре.

В ином случае занимательный материал вводится как элемент в игровое действие, которая является как по форме, так и по оглавлению стержневой. Так, в игру-драматизацию со сказочным сюжетом, где весь играет роль, определенную оглавлением сказки, может быть внесен дидактический материал: некоторые умения по географии, биологии, истории, математике либо иным предметам. Дети играют роли Буратино, Незнайки, Красной Шапочки, Бабы-яги и тренируются в счете, познают местоположение частей света либо получают данные о строении растений. [19;с.65]

Ясно, что во втором случае дидактическая «нагрузка» гораздо меньшая, чем в первом. Но это оправдывается тем, что на 1-й план выдвигается не усвоение дидактического материала, а воспитательные задачи, применение познаний в разных обстановках либо заблаговременное ознакомление с новыми умениями. Такие игры применяются почаще во внеурочное время и на занятиях в исходных классах для отдыха детей от напряженной умственной работы.

В исходных классах теснее сама постановка учебной задачи для детей может осуществляться с применением игровых моментов. Так, педагог может обратиться к детям от имени Буратино и Незнайки с просьбой припомнить буквы и какие звуки означают эти буквы и т.п.

Для младшего школьного возраста ученье - новое и непривычное дело. Следственно при знакомстве со школьной жизнью игра содействует снятию барьера между “внешним миром знания” и психикой ребёнка. Игровое действие дозволяет постигать то, что заблаговременно вызывает у младшего школьника ужас неизвестности, непрерывно внушаемое уважение к мудростям школьной жизни, что препятствует лёгкому усвоению умений.

Главным типом занимательных игр, используемых при исходных стадиях, являются игры, формирующие устойчивое внимание к учению и освобождающие напряжённость, которое появляется в период адаптации ребёнка к школьному режиму.

Психолого-педагогические особенности проведения занимательных игр.[8]

1. В период игры педагог должен организовывать в классе атмосферу доверия, твердости учащихся в личных силах и достижимости установленных целей. Залогом этого является благосклонность, тактичность педагога, вознаграждение и одобрение действий учащихся.

2. Любая игра, предлагаемая педагогом, должна быть классно продумана и подготовлена. Невозможно для облегчения игры отказываться от наглядности, если она требуется.

3. Педагог должен быть очень внимательным к тому, насколько учащиеся подготовлены к игре, исключительно к творческим играм, где учащимся представляется огромная автономность.

4. Следует обратить внимание на состав команд для игры. Они подбираются так, дабы в всякой были участники различного яруса и при этом в всей группе должен быть глава.

В процессе игр педагог должен помаленьку воспитывать ведущих из числа лидеров, а в примитивных играх предлагать роль ведущего поочерёдно различным учащимся.

Не следует приучать детей к тому, дабы на всем уроке они ожидали новых игр либо сказочных героев. Нужен ступенчатый переход от занятий, интенсивных игровыми обстановками, к урокам, где игра является вознаграждением за работу на уроке либо применяется для активации внимания: весёлые шутки-минуты, игры-путешествия в страну чисел либо страну познаний.

Исключительно обширно применяются игры на занятиях при обучении детей шести-семилетнего возраста, от того что ведущей деятельностью детей до поступления была игра, а с поступлением в школу происходит смена ведущей деятельности на учебную. Нужно иметь в виду, что дюже результативными являются игровые формы обучения, разного рода занимательные игры. В подобных условиях переход от одной ведущей деятельности к иной происходит безболезненно. Нужно шире практиковать увлекательные игровые формы обучения, которые вызывают крупной интерес у детей (скажем, игру в магазин при обучении математике, обведение силуэтов рисунка при обучении письму, игру с куклами и мячами на занятиях по становлению речи и т.д.[9, с.55])

Даже слаборазвитые, трусливые и застенчивые дети с охотой включаются в сходственные игры. При этом нужно чётко представлять себе, какую именно дидактическую нагрузку несёт оглавление той либо иной игры, и потихоньку совершенствовать эту дидактическую основу. В обстановки весёлой, интересной дидактической игры дети больше удачно усваивают познания, чем в процессе учебных занятий.

Разумеется, обучение невозможно превращать в сплошную игру. И в будущем школьники, когда станут старше, осознают, что ученье не игра, а труд, и труд серьёзный и ответственный, хотя по-прежнему счастливый и интересный.[10, с.119]

Младший школьник мыслит наглядно-образно, следственно нужно при использовании занимательных игр применять наглядность. Игра должна быть увлекательной, увлекательной для детей,  но ни в коем случае невозможно принудительно принуждать детей играть. Это не даст желаемого итога ни в развивающем,   ни в образовательном плане.

В игре детям следует предоставлять огромную автономность, в то же время на них невозможно возлагать и крупную ответственность. Важно, дабы ребята сами следили за выполнением правил, дабы всякий участник игры ощущал ответственность перед коллективом.[11, с.46]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значимость психолого-педагогического сопровождения в инновационной деятельности дошкольного учреждения.

Для инновации характерно возникновение и накопление разнообразных новшеств и инициатив, которые в совокупности приводят к существенному изменению в сфере образования и трансформации его содержания и к...

выступление на городской конференции: "Психолого - педагогические аспекты организации игровой деятельности детей". март 2014г.

Развитие творчества дошкольников в игровой деятельности с помощью психогимнастики....

Психолого-педагогические аспекты развития изобразительной деятельности детей раннего возраста

В статье рассматривается специфика становления предпосылок изобразительной деятельности в раннем возрасте и ее связь с развитием других видов детской деятельности....

Психолого-педагогические условия развития игровой деятельности младших дошкольников в условиях дошкольной группы

Игра – это сквозной механизм развития ребенка (пункт 2.7. ФГОС ДО), с помощью которого реализуется содержание пяти образовательных областей: «Социально-коммуникативного развития»; &l...

Психолого-педагогические условия развития игровой деятельности младших дошкольников в условиях дошкольной группы

Игра – это сквозной механизм развития ребенка (пункт 2.7. ФГОС ДО), с помощью которого реализуется содержание пяти образовательных областей: «Социально-коммуникативного развития»; &l...