«Воспитание самостоятельности в развитии песенного творчества»
материал на тему

Стрельникова Наталья Александровна

Сообщение из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_na_rmo_muzykantov_2016g.docx12.58 КБ

Предварительный просмотр:

РМО музыкальных руководителей

Сообщение из опыта работы на тему:

«Воспитание самостоятельности в развитии песенного творчества»

музыкальный руководитель Стрельникова Н.А.

МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Росинка»

с.Узуново

2016г.

Каждый человек с самого рождения обладает готовым музыкальным инструментом – певческим голосом. Пение – самый доступный вид детского музыкального исполнительства. Уже на первом году жизни у малышей проявляются попытки пения, в дальнейшем пение способствует общему развитию ребенка.

Н.А. Ветлугина считает, что пение способствует развитию эстетического отношения к жизни, к музыке, у ребенка формируются музыкальносенсорные способности. Немаловажную роль играет пение в развитии речи ребенка, обогащении словарного запаса, а работа над певческими навыками совершенствует дикцию ребенка, устраняет речевые дефекты.

Песенное творчество является важнейшим средством самовыражения ребенка в музыкальной деятельности. Условием проявления песенного творчества детей является накопление слухового опыта, развитие музыкальнослуховых представлений.

Важно формировать песенное творчество с младшего дошкольного возраста, используя творческие задания, которые будут соответствовать возрасту ребенка. В музыкальной деятельности творческие проявления детей формируются в игровой деятельности. Педагог может предложить ребенку спеть колыбельную на слово «баю», покачивая куклу, или показать, как кукла танцует, при этом, сопровождая пением на любой слог. Педагог должен создать такую атмосферу игровых ситуаций, которая помогла бы детям раскрыть различные образы, проявить свое творчество. В возрасте 2–3 лет детям даются упражнения на звукоподражание, целью которого является развитие способности ориентироваться в свойствах музыкального слуха (длительность, высота); задания сочинить мелодию на слоги ля, та. Иногда дети уже в младшем возрасте могут сами придумать и текст, и мелодию. Очень важно уже с этого возраста развивать музыкальные способности, использовать упражнения на различение и воспроизведение звуков по высоте и длительности.

Дети в возрасте 4–5 лет уже способны выполнять задания на пропевание имен, импровизацию мелодий на несложные тексты. В этом возрасте дети чище интонируют в пении. И поэтому творческие задания приобретают более усложненный вид с применением транспонирования мотивов.

Дети 5–6 лет способны сами сочинять музыкальный ответ на предложенный вопрос, сочинять простые мелодии. Некоторые дети в этом возрасте способны сочинить мелодию за небольшой промежуток времени, спеть его на любой слог.

В 6–7 лет дети могут уже импровизировать мелодии на заданный текст, сочинять попевки в определенном настроении, характере, жанре (песня, марш, танец, колыбельная).

Предлагаем несколько заданий для развития песенного творчества у детей младшего дошкольного возраста. Все упражнения и задания можно проводить как на музыкальных занятиях, так и во время индивидуальной работы с ребенком, а также в совместной деятельности на прогулках, в группе, ненавязчиво, в игровой форме. Для начала, необходимо подготовить голосовой аппарат ребенка к высокому звучанию. Для этого можно применить множество упражнений. Например, показать иллюстрацию или игрушку большого петушка и попросить показать, как кричит петух. Ребенок изображает крик большого петуха на низком звучании. Затем, показать маленького петушка, и попросить изобразить его крик. Малыш воспроизводит высокое звучание. Те же задания можно показывать, используя другие игрушки: собака, птичка, кошка и т. д. Также, можно поиграть в игру «Кто сейчас поет?». Ход игры: за ширму прячут игрушку, руководитель изображает пение животного, а ребенок отгадывает и повторяет. Также можно использовать следующее упражнение. Взрослый предлагает ребенку спеть песенку для куклы, которая очень любит танцевать. Или предлагает уложить спать куколку (ребенок напевает колыбельную). Даже дети младшего возраста способны выполнить данное задание, несмотря на его сложность. Можно провести игру «Приветствие». Ход игры: взрослый пропевает: «Здравствуй, (имя)». Ребенок поет в ответ: «Здравствуйте». Следующее задание может быть таким: взрослый предлагает поздороваться с любимой игрушкой, пропевая приветствие, например: «Здравствуй, Мишка», а взрослый изображает ответ игрушки. Вести певческую перекличку: взрослый поет: «Ау, где ты?»; ребенок отвечает: «Я здесь». Следующему ребенку взрослый придумывает другую интонацию. С детьми чуть постарше можно провести следующее упражнение: взрослый играет на металлофоне или на фортепиано небольшой мотив и просит повторить за ним. Можно провести игровое задание на произнесение имени, а затем пропевание с различной эмоциональной окраской и интонацией (нежно, сердито, весело). Репертуаром для творческих заданий по развитию музыкальной речи могут быть русские народные потешки, попевки. Это могут быть любимые стихи детей, которые они смогут повторять в самостоятельной деятельности: Зайку бросила хозяйка, под дождём остался зайка… Идет бычок качается, вздыхая на ходу… Взрослый пропевает на любую мелодию данные стишки, а дети подпевают взрослому. На последующих занятиях дети уже самостоятельно могут пропеть данные отрывки, сочиняя свою мелодию. Необходимо побуждать детей выразительно, образно пропевать тексты упражнений и стихов.

Песенное творчество – важнейшее условие развития общей культуры ребенка. Оно обогащает эмоциональный опыт ребенка, способствует его развитию, вызывает интерес к другим видам деятельности, помогает воспринимать окружающий мир в многообразии его звуковых проявлений.

Список литературы

1. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. – М, 2008.

2. Радынова О.П., Палавандишвили М.П. Музыкальное воспитание до- школьников. – М, 2007.

3. Тарасова К.В., Нестеренко Т.В., Рубан Т.Г. Гармония, программа разви- тия музыкальности у детей дошкольного возраста. – М, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие песенного творчества

Данные упражнения помогут  в игровой форме развить песенное творчество у дошкольников...

Фольклор как средство развития песенного творчества

В настоящее время все очевиднее становится непреходящая ценность детского фольклора, те его свойства, которые согласуются с общей природой формирующегося человека - прежде всего с потребностью ребенка...

Развитие песенного творчества детей дошкольного возраста.

Для проявления песенного творчества детей важным является накопление слухового опыта и развитие на его основе музыкально-слуховых представлений. Этому способствуют различные творческие задания, выполн...

Психолого-педагогическое сопровождение развития песенного творчества детей дошкольников.

Творчество в детстве напрямую связано с творческим потенциалом человека во взрослой жизни. Как развить индивидуальные возможности каждого ребёнка?...

Тема: « Развитие песенного творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе организации самостоятельных музыкально-дидактических игр».

Особенность детского творчества заключается в  относительной  новизне его результатов. Сочиняя, ребенок открывает для себя что-то новое, раскрывается его внутренний мир, способности и склонн...