Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок «Эреспей»
рабочая программа (младшая группа) на тему

Ондар Айдын Соскур-оолович

В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Достичь необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития может только здоровый ребенок.
Понятие «здоровье» принято рассматривать не только как отсутствие заболевания, но и как способность организма быстро адаптироваться к различным условиям жизнедеятельности и противостоять воздействию вредных влияний внешней среды. Во многом здоровье ребенка обусловлено социально-экономическими, климато-географическими и экологическими условиями.
Важнейшей задачей дошкольного образовательного учреждения сегодня является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
Занятия спортом является частью общечеловеческой культуры и рассматривается как основа формирования здорового образа жизни ребенка. В результате происходит созревание и совершенствование жизненно важных физиологических систем организма дошкольника, повышаются его адаптивные возможности и устойчивость к внешним воздействиям, приобретаются необходимые двигательные умения и навыки, физические качества, формируется личность в целом.

Дополнительная общеразвивающая программа  по борьбе «Хуреш» (далее Программа) является основным документом определяющим направленность и содержание учебного процесса в спортивно-оздоровительной группе.

  Настоящая Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность образовательных учреждений и реализацию дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта:

Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный закон РФ от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;

Приказ Министерства спорта России от 27 декабря 2013 года № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»;

Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

1.2. Основная цель программы  - обеспечение разностороннего физического развития и укрепление здоровья воспитанников посредством занятий борьбой «Хуреш».

1.3. Основные  задачи:

- удовлетворение индивидуальных потребностей детей в борьбе «Хуреш».

- развитие физических качеств, повышение уровня общей физической подготовленности;

- изучение технических приемов;

- воспитание морально-волевых  качеств личности;

- отбор перспективных юных борцов для зачисления в группы начальной подготовки и дальнейшей спортивной специализации.

1.4. Планируемые результаты освоения Программы:

В результате реализации программы ожидается овладение воспитанниками техникой выполнения общеразвивающих упражнений и основных приемов борьбы «Хуреш», повышение уровня развития физических качеств.

Приём на обучение осуществляется по письменному заявлению законных представителей поступающих

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_huresh.docx33.39 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 15 "СТРАНА ДЕТСТВА"КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ГОРОДА КЫЗЫЛА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

 РАССМОТРЕНО                                                                        «УТВЕРЖДАЮ»

Протокол №____                                                                          Директор  МАДОУ д/с №15

Педагогического Совета                                                              __________/Якушева О.Г./

МАДОУ д/с №15                                                      

от «__ »________2017 г.                                             

    Рабочая программа по дополнительному         образованию

         Кружок «Эреспей»

Возраст детей: 5-7 лет

Срок реализации: 2 года

Разработчик:

Ондар А.С.  

тренер-преподаватель по борьбе «Хуреш»

Кызыл 2017 г.

Оглавление

 

п/п№

Содержание

1.

Целевой раздел

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Основная цель Программы

3

1.3.

Основные задачи Программы

3

1.4.

Планируемые результаты освоения Программы

3

2.

Содержательный раздел

4

2.1.

Формы, способы, методы. средства реализации Программы

4

2.2.

Содержание образовательной программы

4

2.3.

Календарно-тематическое планирование

6

3.

Организационный раздел

7

3.1.

Методическое обеспечение программы;

7

3.2.

Список используемой литературы

8

Приложения.

№ 1 Расписание занятий


1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Достичь необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития может только здоровый ребенок.
Понятие «здоровье» принято рассматривать не только как отсутствие заболевания, но и как способность организма быстро адаптироваться к различным условиям жизнедеятельности и противостоять воздействию вредных влияний внешней среды. Во многом здоровье ребенка обусловлено социально-экономическими, климато-географическими и экологическими условиями.
Важнейшей задачей дошкольного образовательного учреждения сегодня является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
Занятия спортом является частью общечеловеческой культуры и рассматривается как основа формирования здорового образа жизни ребенка. В результате происходит созревание и совершенствование жизненно важных физиологических систем организма дошкольника, повышаются его адаптивные возможности и устойчивость к внешним воздействиям, приобретаются необходимые двигательные умения и навыки, физические качества, формируется личность в целом.

Дополнительная общеразвивающая программа  по борьбе «Хуреш» (далее Программа) является основным документом определяющим направленность и содержание учебного процесса в спортивно-оздоровительной группе.

  Настоящая Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность образовательных учреждений и реализацию дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта:

Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный закон РФ от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;

Приказ Министерства спорта России от 27 декабря 2013 года № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»;

Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

1.2. Основная цель программы  - обеспечение разностороннего физического развития и укрепление здоровья воспитанников посредством занятий борьбой «Хуреш».

1.3. Основные  задачи:

- удовлетворение индивидуальных потребностей детей в борьбе «Хуреш».

- развитие физических качеств, повышение уровня общей физической подготовленности;

- изучение технических приемов;

- воспитание морально-волевых  качеств личности;

- отбор перспективных юных борцов для зачисления в группы начальной подготовки и дальнейшей спортивной специализации.

1.4. Планируемые результаты освоения Программы:

В результате реализации программы ожидается овладение воспитанниками техникой выполнения общеразвивающих упражнений и основных приемов борьбы «Хуреш», повышение уровня развития физических качеств.

Приём на обучение осуществляется по письменному заявлению законных представителей поступающих.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Формы, способы, методы и средства реализации образовательной программы

Реализация Программы обеспечивается на основе вариативных форм, способов, методов и средств, представленных в образовательных программах, методических пособиях, соответствующих принципам и целям Стандарта и выбираемых педагогом с учетом многообразия конкретных социокультурных, географических, климатических условий реализации Программы, возраста воспитанников, состава групп, особенностей и интересов детей, запросов родителей (законных представителей).

Любые формы, способы, методы и средства реализации Программы должны осуществляться с учетом базовых принципов Стандарта и принципов и подходов Программы, то есть должны обеспечивать активное участие ребенка в образовательном процессе в соответствии со своими возможностями и интересами, личностно-развивающий характер взаимодействия и общения и др. При подборе форм, методов, способов реализации Программы для достижения планируемых результатов, необходимо учитывать общие характеристики возрастного развития детей и задачи развития для каждого возрастного периода.

2.2. Содержание образовательной программы

Борьба «Хуреш» -  это единоборство двух атлетов по определенным правилам с помощью специальных технических приемов. Цель борцовского поединка – когда в результате атакующего действия, противник касается земли какой-либо частью тела, кроме ступней (при упоре на землю одной рукой тоже  присуждается  победа).  Когда борцы не могут победить друг друга в течение 10 минут, то в этом случае борцам секунданты дают возможность бороться в обоюдном захвате («4 хончу») в течение 5 минут. Обоюдный захват «4 хончу» производится в следующем порядке: сначала борцы борются в течение 5 минут в правостороннем захвате «4 хончу» («аай 4 хончу»), а если в этом положении борцы не могут победить друг друга, обоюдный захват («4 хончу») меняется и борются в течение 5 минут в левостороннем захвате «4 хончу» («дедир 4 хончу») в течение 5 минут.  

До истечения 5 минут борьба может  быть  остановлена, если оба  борца распустили обоюдный  захват ( «4 хончу»)  полностью ( в 4 руки) или по  одной  из  рук  каждого  борца без активных действий с обеих сторон.  В случае если борец, отпустив одну или две руки, продолжает активное действие борьба не останавливается до завершения активного действия. Далее если в данном положении борцы не предпринимают какие-либо активные действия без захвата «4 хончу» в течение 5 секунд, судьи дают команду об остановке  схватки и производится смена захвата на «дедир 4 хончу» или осуществляется переход к преимущественному захвату.

Если  же  один  из  борцов распустив  захват («4 хончу») делает безрезультатный  прием, то  борьба  продолжается   до  истечения  5  минут, при условии если другой  борец не  распустил захват  ( «4 хончу»)  обеими  руками. Если  тот борец, который  не  распустил  захват («4  хончу») обеими  руками провел  безрезультатный  прием,  при  этом  распустил  захват и не предпринимает никаких активных действий в течение 5 секунд, то  борьба  останавливается  до  истечения  5  минут и переходит  в  следующую  стадию  правил. Для продолжения борьбы в преимущественном захвате используется вытягивание (кажык тыртары) из непрозрачного мешочка одного из разноцветных костей (кажыков) (белого или черного). Тот борец, который угадал цвет кажыка согласно турнирного положения, берет преимущественный захват, который предполагает:

  1. При правостороннем способе взятия борец, обладающий правом преимущественного захвата, берет левой рукой с правой стороны содака соперника, а правой рукой левую сторону шудака;
  2. При левостороннем способе взятия борец, обладающий правом преимущественного захвата, берет правой рукой  с левой стороны содака соперника, а левой рукой правую сторону шудака, а соперник кладет обе ладони на плечи борца, без захвата, до команды судьи – секунданта о начале схватки. Если борец, обладающий правом преимущественного захвата, во время схватки отпускает руку на содаке или на шудаке соперника, то схватка останавливается, и право преимущественного захвата передается сопернику.

Схватка продолжается в случае, если борец, обладающий правом преимущественного захвата во время схватки, отпустив одну или две руки, продолжает активное действие борьба не останавливается до завершения активного действия. Далее если в данном положении борцы не предпринимают какие-либо активные действия без захвата в течение 5 секунд, судьи дают команду об остановке  схватки и производится переход преимущественного захвата другому борцу.

Время схватки в преимущественном захвате 5 минут. При безрезультативной схватке по истечению 5 минут, схватка останавливается, и право преимущественного захвата передается другому борцу.

Если во время 5 минут борец, которому выпало право преимущественного захвата, проводит прием и при этом одерживает победу или терпит поражение, не применяя запрещенных приемов, результат схватки засчитывается.

 Если после однократных преимущественных захватах победитель не выявится, борьба продолжается как с самого начала схватки, в той же последовательности, до победы одного из борцов.

Одной из особенностью национальной борьбы «Хуреш» является добровольное признание своего поражения одним из борцов («дужуп бээри») победителем признается спортсмен, набравший большее количество очков за удачно проведенные технические приемы.

Борьба «Хуреш» является эффективным средством воспитания важных черт характера человека: смелости, решительности, целеустремленности и настойчивости, самообладания, а также таких нравственных качеств, как уважение к сопернику, честность, благородство в отношении к слабому и многое  другое. В условиях поединка многие дети впервые в жизни встречаются лицом к лицу со своим соперником и, вступая с ним в непосредственный контакт, не имеют права отступить. Перед ними стоит задача победить. В таком поединке бывает затронуто самолюбие, здесь многое связано с максимальным напряжением сил, могут возникнуть конфликтные ситуации, не исключены неприятные болевые ощущения, падения, ушибы. Все это необходимо выдержать и преодолеть.

Важнейшим результатом занятий следует признать формирование способности преодолевать трудности. Это качество, особенно приобретенное в юношеские годы, помогает человеку всю последующую жизнь. Оно связано с совершенствованием обостренных чувств чести и самолюбия, самостоятельности и способности быстро принимать волевые решения. Мощное и многократное проявление волевых действий, способность сдерживать личные желания, если они расходятся с общепринятыми установками или традициями конкретного коллектива, честность, благородство в отношении к более слабому партнеру и т.п.

Развитию всего этого способствуют занятия борьбой  «Хуреш».

В данной программе представлен примерный план построения тренировочного процесса в спортивно-оздоровительных группах, группах начальной подготовки и  определена общая последовательность изучения программного материала.

Содержание дополнительной образовательной программы по борьбе «Хуреш»

Название раздела

Содержание курса

Количество часов

Раздел 1. Ритуалы борца «девиг», правила борьбы Хуреш

  1. Ритуал борца девиг, разновидности.
  2. Правила борьбы Хуреш
  3. Запрещенные действия в борьбе
  4. Хуреш

4

Раздел 2. Специальные подготовительные упражнения

2.1. Страховка и само страховка

2.2. Общефизические и специальные упражнения

15

Раздел 3. Техника борьбы Хуреш

3.1. Стойки борцов. Захваты

3.2. Элементы, фазы и структура приемов

3.3. Подразделения приемов в группы

3.4. Приемы борьбы Хуреш

72

2.3. Календарно--тематическое планирование

Виды подготовки

1 год обучения

2 год обучения

Раздел 1. Ритуалы борца «девиг», правила борьбы хуреш

1.1 Ритуал борца «девиг» - танец орла, разновидности, история возникновения

2

2

1.2. Правила борьбы Хуреш. Запрещенные действия.

2

2

ВСЕГО

4

4

Раздел 2. Специальные подготовительные упражнения

2.1. Страховка, самостраховка

5

5

2.2. Общефизические упражнения

10

10

ВСЕГО

15

15

Раздел 3. Техника борьбы хуреш

3.1.Стойки борцов. Захваты.

2

2

3.2. Элементы, фазы и структура приемов

3

3

3.3.Подразделения приемов в группы

4

4

3.4. Приемы борьбы хуреш:

Выведения из равновесия (чая тудары)

4

4

Подножки (дегээлээри)

4

4

Сваливание с захватом за голень (балдырлаары)

4

4

Подхват (катай кагары)

4

4

Зашагивание (мундурары)

4

4

Подсад бедром (донмектээри)

4

4

Бросок через бедро (чартыктаары)

4

4

Проход в ноги (буттаары)

3

3

Зацепы (илдиртири)

3

3

ВСЕГО:

43

43

3.5. Приемы и защиты при обоюдном захвате

3

3

ВСЕГО:

3

3

Раздел 4. Тактика выполнения приемов борьбы хуреш

6

6

Зачет

1

1

ВСЕГО ЧАСОВ:

72

72

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Методическое обеспечение программы

Актуальность дополнительной общеразвивающей программы физкультурно - спортивной направленности «Хуреш» заключается в том, что у детского населения Республики Тыва в последнее десятилетие значительно понижаются показатели критериев здоровья, мотивации здорового образа жизни, пристрастие к вредным привычкам и наркотическим веществам. Поэтому вовлечение и привитие мотивации к здоровому образу жизни необходимо начинать с дошкольного возраста.

Возраст обучающихся, на который рассчитана данная образовательная программа: 5-7 лет.

Минимальный возраст детей для зачисления на обучение: 5 лет.

Для комплектации групп по борьбе «Хуреш» по данной программе не производится отбор детей по антропометрическим данным, гибкости и другим показателям пригодности к данному виду спорта. К спортивно-оздоровительному этапу допускаются все лица, желающие заниматься борьбой «Хуреш» и не имеющие медицинских противопоказаний. В группах осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку преимущественно оздоровительной направленности и овладение основами техники борьбы «Хуреш».

После окончания курса данной программы, воспитанники могут пройти повторное обучение по дополнительной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности «Хуреш».

Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы физкультурно - спортивной направленности по борьбе «Хуреш»: 2 года

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно - спортивной направленности  «Хуреш» реализуется на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 15 «Страна детства».

  1. Список используемой литературы

  1. Абсолямов Г.Ш. Национальные виды спорта. РСФСР, М.,1967. С. 32.
  2. Аг-оол Е.М. Использование элементов национальных видов спорта, танцев и игр на уроках физической культуры в 1-4 классов. Кызыл, 2003. 54с.
  3. Аг-оол Е.М. Тувинские игры, элементы национальных видов спорта и танцев на уроках физической культуры в начальной школе. Кызыл, 1999. С. 78-98.
  4. Аг-оол Е.М., Дормидонтова JI.C. Народные тувинские игры в программе школьной физической культуры //Физкультурное образование Сибири. Омск, 1998. С. 18—29.
  5. Аг-оол Е.М. Разработка вариативной части учебной программы по физической культуре для 1-4 классов с использованием элементов тувинских национальных видов спорта, танцев и народных игр: дис. канд. пед. наук. Омск, 1998. С.46-83.
  6. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. Под ред. М.: Просвещение, 1990. С. 4.
  7. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт, 1982. 256 с.
  8. Барбарига A.A. В школах Англии //Физическая культура в школе. -1967. №8. С.62-64.
  9. Бобовская Т.Н. Исследование эффективности народных физических упражнений в учебной работе по физической культуре в школе (на примере киргизкой школы): автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1967.22 с.
  10. Гандельсман А.Б. Возрастные особенности функций организма в связи с физическим воспитанием// Физиология спорта. М.: ФиС. 1964.
  11. Гапан Г.И. Исследование взаимосвязи скоростно-силовых качеств и двигательных навыков у детей младшего школьного возраста. Автореф. дис. . канд.пе.наук. Тарту, 1973. 23 с.
  12. Дарижапова И.Н. Педагогические основы управления национальной школой при введении регионального компонента в содержания образования: автореф. дис. канд. пед. наук. Улан-Уде, 2001. 21 с.
  13. Движение «Спорт для всех» в Бельгии // Физкультурно-оздоровительная работа в зарубежных странах. 1989. №4. С. 14-
  14. Ондар О.Ч. Начальная подготовка борцов вольного стиля на основе приемов национальных видов борьбы /на примере борьбы Хуреш //Дис. . канд. пед. наук. М., 1985.
  15. Ооржак Х.Д.-Н. Педагогическое содержание физической культуры народов Южной Сибири. Кызыл, 1995. 230 с.
  16. Ооржак Х.Д.-Н. Тувинские народные подвижные игры. Кызыл, 1995. 50с.
  17. Ооржак Х.Д.-Н. История развития физической культуры и спорта в Туве до 1945 г. Кызыл, 1994. 72 с.
  18. Ооржак Х.Д.-Н. Этнопедагогические аспекты физической культуры народов Южной Сибири //Здоровье населения, физическое воспитание и спорт. Чебоксары, 1995.
  19. Ооржак Х.Д.-Н., Сагалаков JI.H., Ондар A.M. Методы закаливания организма народов Южной Сибири //Дети и олимпийское движение. Абакан, 1995. С. 58-62.
  20. Ооржак С.Ы. Начыннарнын хурежи (Спорт сильнейших). Учебное пособие для занятий с борцами. Кызыл, Тувинское книжное издательство. 1985. 96с.
  21. Ооржак С.Ы. Шуглуп оорен (Учись побеждать). Учебное пособие для начинающих борцов. Кызыл, Тувинское книжное издательство. 1990. 79с.
  22. Ооржак С.Ы. Кучутен моге Хунчугеш (Исполин «Солнышко»). Методическое пособие. Кызыл, Рестипография. 2000. 53с.
  23. Ооржак С.Ы. Тиилелгенин кол хоойлулары (Главные законы победы). Методические рекомендации. Кызыл, Рестипография. 2004. 84с.
  24. Ооржак С.Ы. Хуреш. Баштайгы базымнар (Хуреш. Первые шаги). Учебное пособие для борцов. Кызыл, Рестипография. 2005. 80с.
  25. Ооржак С.Ы. Знаменитые борцы Тувы. История борьбы хуреш: борцы, турниры, результаты. Кызыл, Тувинское книжное издательство. 2005. 171с.
  26. Ооржак С.Ы. Могенин оруу (Путь борца). Методические рекомендации. Кызыл, Рестипография, 2006. 101с.
  27. Ооржак С.Ы. Хуреш философия победы. Методические рекомендации. Красноярск, ПФ «Платина». 2006. 24с.
  28. Ооржак С.Ы. Ботче тончу чок узун орук (Бесконечно долгий путь к себе). Повесть о жизни борцов и тренеров. Кызыл, Республиканская типография. 2008. 127с.
  29. Ооржак С.Ы. Хуреш: борьба по-тувински. Учебник борьбы хуреш. Москва, ЗАО «OJ1MA Медиа Групп» 2008. 96с.



Приложение 1

Расписание

Учебные группы

Дни

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

15:30-16:00

16:00-16:30


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе " Лего-конструирование"

Программа содержит цели и задачи, формы занятий, специальный критерий оценки, учебно-тематическийплан и т.д....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «Первые шаги в искусство» Предмет по выбору «Логопедия»

Данная программа выполнена преподавателем Т.С. Чигринской в соответствии с требованиями к содержанию и направленности современным требованиям к преподаванию предмета «Логопедия»....

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей образовательной программе для средней группы (4 – 5 лет) «Умелые ручки» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Рабочая программа разработана для детей средней  группы (от 4 до 5 лет) МБДОУ «Детский сад № 201» г. Чебоксары на основании Федерального государственного образовательного стандарта до...

Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок - «Музыкальная шкатулка». один год (срок реализации программы)

Рабочая программа по дополнительному образованиюКружок -  «Музыкальная шкатулка».один год(срок реализации программы)...

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Сказочная лепка»

Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать. А первая полов...

Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа будущего первоклассника» социально-педагогической направленности ( от 5 до7 лет)

Современные родители хотят видеть своих детей хорошо подготовленными к школе. Но наблюдения за детьми и беседы с учителями начальных классов говорят о том, что число не готовых к обучению чтению детей...