Консультация для родителей «Дышим правильно » (советы логопеда)
консультация на тему

Калашникова Юлия Руслановна

Консультация для родителей о важном значении правильного дыхания детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_dyshim_pravilno.docx19.95 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация  для родителей  «Дышим правильно »

(советы логопеда)

      Дышать надо через нос. Казалось бы, нет правила проще. Но при обследовании  выявляется, что более чем у половины детей нарушено носовое дыхание (аденоиды, хронический ринит, вазомоторный ринит, гипертрофия нёбных миндалин). Установлена связь между способом дыхания и успехами в обучении. Правильно дышит ребёнок или нет, зависит его физическое и интеллектуальное развитие.

На дефекты дыхания, к сожалению, родители не всегда обращают должного внимания. Отчасти это понятно: они не очень заметны в общем состоянии ребёнка. Но даже не значительная «неисправность» носового дыхания вредно отражается на всём организме. Ведь в минуту ребёнок делает более 20 вдохов и выдохов. И весь этот воздух должен пройти без каких-либо препятствий  через «входные ворота» – нос.  Здесь он очищается, согревается, увлажняется и становится таким, какой нужен организму.

     Почему вредно дышать через рот?

Во-первых, воздуха в лёгкие попадает  значительно меньше, работать будут лишь их верхние отделы, значит, организм получит меньше кислорода.

 Во-вторых, изменяется голос, нарушается речь, ребёнок начинает гнусавить, говорить монотонно. Кроме того, ему становится труднее пережёвывать пищу. Обоняние притупляется из-за «плохого носа», пропадает аппетит. Неправильное  дыхание сказывается и на зубах: они постепенно искривляются, может развиться кариес. И это не всё. Застаивается жидкость, омывающая мозг, и в ней накапливаются вредные для нервной системы вещества. Дети, которые дышат ртом, раздражительны, плаксивы, рассеянны и вялы.

 Важно следить за дыханием маленьких детей. 

Если ваш малыш, поднимаясь по лестнице, делая зарядку, занимаясь какими-то своими делами, держит рот открытым или спит с открытым ртом, если он часто дышит, стал вялым, бледным, а губы у него постоянно обветренны и покрыты трещинами – это первые симптомы того, что он привык дышать неправильно.    

       Что же делать, если ребёнок дышит ртом? Прежде всего, набраться терпения и настойчивости. Дыхание можно тренировать. Рекомендуются специальные упражнения, задача которых сводиться к тому, чтобы научиться дышать только носом. Отдельные приёмы следует отрабатывать до тез пор, пока нормальное носовое дыхание не станет привычным.

    Вот простейшее упражнение – закрывание рта «на замок»: рот зажимают пальцами либо закрывают ладонью и просят ребёнка дышать только носом. Постепенно рот закрывают на все более продолжительное время. Через несколько дней упражнение усложняют:  проделывают его во время ходьбы.

Для укрепления мышц носа, рта, глотки полезно больше читать вслух. Говорить нужно четко, понятно. Ребёнок может контролировать себя сам, громко произнося согласные звуки [б], [в], [ ж], [м], [п], [т], [ф], [ш], следя за дыханием при выполнении данного упражнения.  Очень полезно следующее упражнение: 5-6 раз вдыхать и медленно выдыхать воздух, закрыв рот. Кисти рук при этом нужно положить на шею сзади или на верхнюю часть живота.   Систематические занятия звуковой гимнастикой восстанавливают дыхание через нос, повышают эмоциональный тонус.

Упражнения для укрепления мышц дыхательного аппарата.

После ритмичного дыхания рот плотно закрыть. Повторять с ритмичными интервалами  согласные звуки  [б], [в], [м], [п], [т], [ж], [ш], [ф]. Воздух  выталкивается через нос.

     Встать, выпрямиться. Смотреть перед собой. Правую ноздрю закрыть пальцами правой руки и  медленно, плавно вдыхать воздух через левую ноздрю, а воздух вдыхать правой ноздрёй.

Перед сном приготовить стакан теплой воды для полоскания горла. При каждом полоскании сначала произноситься звук [а-а-а], а затем [о-о-о], после чего вода выплевывается в раковину. Упражнение продолжать до тех пор, пока не кончиться вода в стакане.

   Для улучшения дыхания через нос  детям необходимо чаще сосать леденцы, есть твёрдую пищу – морковь, репу, жареное мясо.

    Для улучшения дыхательной функции лёгких в комплекс утренней гимнастики включают наклоны туловища назад, в правую и левую стороны – такие упражнения развивают мышцы живота и диафрагмы, улучшая проникновение воздуха в нижние отделы лёгких.

     В восстановительный период лечения нужно использовать местные закаливающие процедуры для нормализации и тренировки верхних дыхательных путей. Важна их роль и в предупреждении инфекционных заболеваний, последствий переохлаждения и улучшения носового дыхания. Очень полезны контрастные умывания: попеременно сначала – горячей водой (температура 38-400 С), а затем прохладной (темп.19-20 0С).

     Закаливание верхних дыхательных путей и всего организма достигается регулярным питьем кипяченой воды с постепенным понижением её температуры. Для первой закаливающей процедуры берут для питья теплую воду, к которой привык ребёнок. Затем постепенно, каждые 5-7 дней, температуру воды понижают на 40С, доводя её до минимальной, индивидуальной для каждого ребёнка. Эти процедуры следует проводить ежедневно в одно и то же время.     Наиболее частой причиной сухости во рту, трещин губ является длительной затруднение носового дыхания, реже – побочное действие некоторых лекарственных средств, сахарный диабет, гастрит.

     Теперь о воздухе. Воздух – среда, в которой человек постоянно находится и реагирует на изменение её параметров, включая мало ощутимые и незаметные, но оказывающие существенные влияния на организм взаимосвязаны и взаимообусловлены. Ежедневно ребёнок пропускает через свои лёгкие воздуха больше, чем масса потребляемой пищи и воды. Громадная поверхность лёгких поглощает из воздуха практически все вредные вещества таблицы Д.И. Менделеева.

      Эксперты Всемирной организации здравоохранения пришли к однозначному выводу, что загрязнение воздуха является главным фактором риска для здоровья населения. Воздух в помещениях в 4-6 раз грязнее наружного и в 8-10 раз токсичнее. В воздухе  помещений содержаться естественные аллергены (бактериальные, грибковые и др.) и химические агенты (табачный дым, органические и неорганические вещества и др.) Состав воздушной среды в помещении практически вне нашего контроля. Отсюда бурный рост количества легочных заболеваний, аллергии, снижение иммунитета.

    Установлено, что морской бриз, горный воздух, хвойный лес, воздух после грозы утоляют аэроионный голод организма.

 Комплексы упражнений при нарушении носового дыхания.

 Комплекс №1

Во время занятия дышать только через нос.

  1. Встать, рот закрыть. Одну половину носа плотно зажать пальцем, дыхание производить поочерёдно (4-5 раз) через каждую половину носа.
  2. Встать, поставить ноги на ширине плеч. Руки медленно поднять вперёд и вверх, ладонями внутрь – вдох, опустить руки вниз – выдох(до 5 раз).
  3. Встать, вдыхать через одну половину носа, выдыхать через другую (5-6 раз)
  4. Встать, ноги поставить вместе, нос зажать пальцами. Не спеша, громко считать до 10, закрыть рот, сделать глубокий вдох и полный выдох (5-6 раз).
  5. Закрыть рот, вдохнуть. На удлиненном выдохе медленно произносить звук [м] 8р
  6. Встать, подняться на носках – вдох, присесть – полный выдох.
  7. Встать,  руки вверх и оставить одну ногу назад – вдох, вернуться в и.п–  выдох.

  Комплекс №2

Во время занятия дышать только через нос.

  1. Стоя, глубоко вдыхать носом (ноздри раздуты и напряжены), живот выпятить, выдыхать медленно через рот, живот втянуть.
  2.  Стоя, глубоко вдыхать носом (ноздри раздуть и напрячь), живот выпятить. Задержать дыхание. Затем наклониться вперёд, руки опустить – выдох.
  3. Сидя, глубоко вдыхать носом (ноздри раздуть и напрячь), выдох через нос.
  4. Раскрыть рот, кончик языка поставить на альвеолы, затем медленно кончиком языка проводить по нёбу в направлении маленького язычка («маляр»).
  5. Раскрыть рот, оттянуть язык назад к гортани, кончиком языка скользить к нижним зубам, затем поднять на альвеолы, скользить по нёбу к маленькому язычку («кулачок» – «подметание»– «маляр»).
  6. Раскрыть рот, как можно ниже высунуть язык, затем загнуть язык, как бы стараясь коснуться его кончиком маленького язычка.
  7. Раскрыть рот, как можно ниже высунуть язык, затем втянуть язык в ротовую полость, закрыв им горло.
  8. Осторожно выдвигать вперёд нижнюю челюсть (губы напряженны, верхняя губа приподнята.)   Двигать нижней челюстью вправо-влево.
  9. Вытянуть губы как можно дальше («трубочка»).
  10. Оскалиться, губы и мышцы шеи напрячь, показать зубы («улыбка»).
  11. Надуть обе щеки, плотно сомкнув губы. Размыкать щеки с причмокиванием.
  12. Надуть щеки поочерёдно: левую и правую.

  Комплекс №3

Во время занятия дышать только через нос.

  1. Широко раскрыть рот – зевание. Затем «глотнуть», т.е. сомкнуть верхнее нёбо с задней частью языка.
  2. Широко раскрыть рот, глубоко вздохнуть, закрыть рот, проглотить.
  3. Широко раскрыть рот - закрыть. Язык оттянуть назад к гортани, кончиком языка скользить к нижним зубам, затем поднять его на альвеолы, скользить по нёбу к маленькому язычку («кулачок» – «подметание» – «маляр»).
  4. Кончик языка поставить за передние зубы, упираясь в них, выгнуть переднюю часть языка.
  5. Раскрыть рот, загнуть кончик языка за альвеолы (не касаясь верхних зубов).
  6. Губы вытянуть вперёд, как можно дальше («трубочка»).
  7. Губы и мышцы шеи напрячь, показать зубы («улыбка»), чередовать.
  8. Выполнять «кривую улыбку» вправо – влево.
  9. Втягивать щёки. Надувать и втягивать щёки, не открывая рта.
  10. Как можно шире открывать рот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "ДЫШИ ПРАВИЛЬНО"

Говоря о роли движения, следует затронуть вопрос дыхания детей. Дело в том, что не только малыши, но и многие дети дошкольного возраста не умеют правильно дышать. У таких детей узкие плечи, впалая гру...

Проект работы с родителями «Дышим правильно, говорим легко, болеем мало»

Цель: расширение представлений родителей о речевом и соматическом здоровье детей через изучение возможностей дыхательного аппарата....

Познавательный проект работы с родителями"Дышим правильно, говорим легко, болеем мало"

Наличие огромного количества детей, страдающих речевой патологией, с одной стороны, и немалого количества детей с заболеваниями верхних дыхательных путей, с другой, заставляет искать новые формы взаим...

Консультация для родителей «Дыши правильно»

Консультация для родителей  «Дыши правильно»...

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ ПРАВИЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ – ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМПРАВИЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ – ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬУважаемые родители! Правильное дыхание очень важно для речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для реч...

Говорим правильно. Советы логопеда

Продолжает рубрику «Как это по-русски?» презентация «Говорим правильно. Советы логопеда». В презентации автор напоминает некоторые правила постановки ударения, определения рода...

Советы родителям "Дыши правильно!"

Статья содержит рекомендации родителям, как следить и помогать формировать навык корректного дыхания у ребенка. Так же в материал включены игры позволяющие сделать процесс обучения легким и интересным...