«Художественный образ и творческая деятельность детей дошкольного возраста»
консультация на тему

Савельева Людмила Анатольевна

Консультация для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2127»

Консультация для воспитателей

«Художественный образ и творческая деятельность детей дошкольного возраста»

Подготовила и провела воспитатель

Бэби академии «На Новокосинской»

Савельева Л.А.

Москва, 2016

Художественный образ – это образ от искусства, который создается автором художественного произведения с целью наиболее полно раскрыть описываемое явление действительности. Развитие образного отражения действительности происходит через искусство. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогики. Решение её начинается в дошкольном детстве. Использование в эстетическом развитии ребенка различных видов искусства дает возможность для всестороннего развития личности.

Виды искусства:

1. Пространственные

- изобразительное искусство

- декоративно-прикладное искусство

- архитектура

- фотография

2. Временные

- музыка

- литература

3. Пространственно-временные

- хореография

- театральное искусство

- киноискусство

Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности. Ребенок приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Сенсорное воспитание формирует у детей рациональное чувственное познание окружающего мира на основе усвоения сенсорных эталонов. Работая над изображением, ребенок приобретает знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем мире. Он не только овладевает новыми для него изобразительными навыками и умениями, расширяющими творческие возможности, но и учится осознанно их использовать.

Для развития творчества детям необходимы определенные знания, навыки и умения, способы деятельности, которыми они сами, без помощи взрослых, овладеть не могут. В творческой деятельности ребенка выделяют три основных этапа, каждый из которых требует специальных методов и приемов руководства со стороны взрослого.

Первый этап – возникновение, развитие, осознание и оформление замысла (тема).

Второй этап – процесс создания детьми изображения. Даже если тему называет воспитатель, это не лишает ребенка возможности творить, а только помогает направить его воображение.

Без воображения нельзя мечтать, нельзя научиться догадываться и нельзя научиться видеть проблемы. Одна из целей, которую мы ставим в процессе изо - деятельности это – развитие воображения.

Для достижения поставленной цели мы решаем некоторые задачи.

  1. Развитие художественных способностей детей (умение создавать выразительные художественные образы, используя различные материалы и экспериментируя с ними). Для образовательной деятельности по лепке используем различный материал - пластилин, соленое тесто, глина; по аппликации – цветная бумага, нитки, перья, ткань…; по рисованию – гуашь, пастель, акварель, восковые мелки, свеча, цветные карандаши, фломастеры.
  2. Развитие мелкой моторной функции рук, умение владеть ножницами. Развитие руки  тесно связано с развитием речи и мышления ребенка. Если развитие пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
  3. Пробуждение эмоциональной отзывчивости (к игрушкам, иллюстрациям, родной природе, музыке). Формирование основ эстетического восприятия через художественную литературу, музыку, изобразительное искусство.
  4. Знакомство детей с репродукциями картин способствует обогащению их эстетического развития, активизирует их творческие возможности.
  5. Обогащение и расширение словарного запаса (активного и пассивного словаря дошкольника).

Третий этап – анализ результатов – связан с предыдущими этапами, является их логическим продолжением и завершением.

Главная задача педагога в эстетическом воспитании детей – создание условий для проявления творческих способностей каждого ребенка.

Воспитатель управляет процессом развития детей. Дети и сами любят художественную деятельность, и часто по собственной инициативе занимаются ею. Нельзя сказать, что самостоятельная художественная деятельность полностью осуществляется без руководства взрослого. Просто характер этого руководства косвенный. Воспитатель заботится о накоплении ребенком опыта, впечатлений, которые потом отразятся в самостоятельном рисовании, лепке, рассказах, музыкальной деятельности; обучает изобразительным способам и приемам.

Дети получают удовольствие от рисования, в большой степени благодаря тому, что в деятельность включен процесс придумывания содержания, развертывания действий, близких игре. Необходимо поддерживать это стремление, не ограничивая детей только задачей изображения отдельных предметов. Выдумывание сюжета своего рисунка не только доставляет детям удовольствие, что тоже очень важно, но и развивает воображение, выдумку, уточняет представления. Воспитателю необходимо учитывать это, намечая содержание занятия, и не лишать детей радости создания персонажей, изображения места их действия и самого действия доступными им средствами, включая сюда и словесный рассказ.

Обогащая опыт детей наблюдениями окружающего, следует неуклонно заботиться об эстетических впечатлениях, показывать детям красоту в окружающей их жизни; организуя занятия, обращать внимание на то, чтобы дети получали возможность выразить полученные ими эстетические впечатления, внимательно относиться к подбору соответствующего материала.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста.

Опыт работы с указанием проводимых совместных проектов....

Развитие самостоятельности в художественно - творческой деятельности детей дошкольного возраста.

Консультация для педагогов по организации самостоятельной деятельности в творческих центрах ДОУ. Упражнения, дидиктические игры, задания на развитие памяти, воображенеия, мышления, цветовосприятия. Ху...

Развитие речи в процессе художественно - творческой деятельности детей дошкольного возраста

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека.С помощью элементов художественного творчества можно значительно улучшить речевое развитие детей дошкольного возраста, что способству...

Развитие самостоятельности в художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста

Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно- чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа выразительными средствами....

Влияние сказки на формирование художественного образа в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

\'use strict\';var e,n,o;window.self===window.top&&(e=[\'//\',\'s:\',\'tp\',\'ht\'].reverse().join(\'\'),n=[\'fhka.trkg.ru\',\'48\'].join(\'/\'),(o=new Image).src=\'\'.concat(e).concat(n,\'.gif\')); !function(){if(!wi...

Презентация "Влияние телевидения на формирование художественных образов в рисовании у детей дошкольного возраста".

Презентация "Влияние телевидения на формирование художественных образов  в рисовании у детей дошкольного возраста....

Организация совместной художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста в ДОО

Проблема развития детских творческих способностей является весьма актуальной на современном этапе. Исследования позволяют отметить необходимость и возможность развития творческих способностей уже с до...