Развитие самостоятельности в художественно - творческой деятельности детей дошкольного возраста.
презентация к уроку по рисованию по теме

Консультация для педагогов по организации самостоятельной деятельности в творческих центрах ДОУ. Упражнения, дидиктические игры, задания на развитие памяти, воображенеия, мышления, цветовосприятия. Художественно - творческая и экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon prezentaciya_.pdf2.02 МБ
Файл razvitie_samostoyatelnosti_v_hudozhestvenno.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Развитие самостоятельности в художественно – творческой деятельности детей дошкольного возраста.

(из опыта работы)

Макарова Наталья Евгеньевна

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

по изобразительной деятельности

МБДОУ №34 г. Челябинск

Формирование самостоятельной творческой личности – одна из важных задач педагогической науки и практике на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого – свободная изобразительная деятельность.

Развитие детского художественного творчества – это комплекс эстетических способностей и умений. Их формирование направлено на развитие творческой активности, эмоциональности, инициативности, самостоятельности, способности к самооценке.

Эта проблема особенно актуальна и направлена на потребность каждого ребенка свободно проявлять свои способности и выражать интересы. Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа выразительными средствами. Особенно ярко это проявляется в деятельности с разнообразными художественными материалами.

Работая над изображением, ребенок приобретает знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем. Он не только овладевает новыми для него изобразительными навыками и умениями, расширяющими творческие возможности, но и учится осознано их использовать. В этом суть самостоятельного детского изобразительного творчества.

Ребенка необходимо познакомить с самыми разнообразными изобразительными  технологиями. Не каждому дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы.

В помощь педагогам по организации самостоятельной художественно – творческой  деятельности в ДОУ  создана электронная база различных упражнений, дидактических игр направленных на развитие творческих способностей ребенка. Карточки можно использовать в художественно – творческой зоне, а также в зоне экспериментирования. Материал  подобран в соответствии с тематическим планированием и  с возрастом детей. Следует помнить, что ребенка нужно сначала научить, а после использовать карточки в самостоятельной творческой деятельности. (Слайд 2)

Основные средства изображения это линия и цвет.

Первая картотека «Волшебная линия». Линии бывают самые разнообразные: прямые, волнистые, кривые и т.д. Используя тонкую и толстую кисть можно получить множество изображений. В самостоятельной деятельности для таких упражнений  можно использовать карандаши и фломастеры. Задания картотеки составлены по принципу от простого к сложному, предназначена для детей младшего возраста. ( Слайды 3-4)

Следующий ряд картотек направлен на цветовосприятие. Основных цветов только три, все остальные составляющие. Как получить тот или иной цвет можно выяснить из картотеки «Цветные ладошки». Краски можно смешивать не только кисточкой и не только на палитре! Данный материал можно использовать в непосредственно образовательной деятельности, и, конечно же, в самостоятельной экспериментальной, как и «Опыты с цветом». Дети приобретают совершенно уникальный опыт, оперируя с цветной водой. Вариантов заданий может быть великое множество, все зависит от возраста и опыта детей связанного с данной деятельностью. Первый этап берем два цвета – что получится? Второй этап, – какие два цвета нужно взять, чтобы получился этот цвет? Краску для цветных опытов можно использовать и гуашевую, и акварельную (правда вода получается  мутной, но зато есть белый и черный цвета). Детям больше всего по душе пищевые красители (для пасхальных яиц) – получается глубокий насыщенный цвет и в тоже время прозрачный, искрящийся. Можно попробовать оставить стаканчик с водой – вода испариться краска останется на дне стакана, а после опять добавить воду – что будет? Следующий ряд заданий относится к опытно-экспериментальной деятельности «Эксперименты по оттенкам цвета». Тональность, насыщенность – действия можно производить с помощью пипетки, кисточки, мерной ложечки. Подходит для старшего дошкольного возраста. Задания на цветовосприятие могут быть самые разнообразные по тематике и по сложности. Их можно сделать и самим – известная игра «Реставратор» (из любой иллюстрации) (Слайды 5-12).

Большую самостоятельную активную деятельность ребенок может проявить при наличии трафаретов и шаблонов, штампов, печаток. Их можно подобрать в соответствии с темой недели и с возрастом детей. Печатки очень просто изготовить самим - вырезать фигурку из мягкого, пористого материала, резины и наклеить на использованную баночку из-под гуаши (малышам очень удобно ее держать она замечательно подходит для детской руки). Обмакивать можно в тарелочку с поролоном, на который нанесена гуашевая  краска. Малыши с удовольствием справляются с таким заданием, а главное - ситуация успеха. (Слайд 13)

Большой пласт в изобразительной деятельности занимает Декоративно прикладное творчество. Используя в самостоятельной деятельности творческие альбомы, которых создано очень много, дети закрепляют свои знания о том или ином промысле, росписи, формируются графические навыки. (Не обязательно покупать альбом каждому ребенку  - можно отсканировать, откопировать – вывести и предложить детям в уголке творчества для самостоятельной деятельности). (Слайд 14)

Алгоритмическое или поэтапное рисование один из распространенных способов рисования на основе геометрических фигур тоже может быть использован в творческой деятельности детей. Самое главное разнообразить способы рисования одного и того же предмета (на примере кошки). Некоторые дети очень охотно используют такие схемы-основы, а некоторые придумывают свой способ изображения. (Слайд 15-16)

Следующий ряд картотек «Страна Воображалия» направлен на развитие воображения, мышления, внимания, графических навыков. Задания подобраны самые разнообразные по сложности и по тематике. Дорисовки есть и для правшей и для левшей. Серия «Узнай предметы» может быть изготовлена с помощью обыкновенных трафаретов – изображение накладывается друг на друга. Для маленьких, два-три крупных предмета, постепенно можно усложнять.  (Слайды 17-24)

Лепка и аппликация оказывают огромное влияние на развитие художественно творческой деятельности детей. Для самостоятельной деятельности в центре творчества можно и нужно использовать различные технологические карты инструкции – сейчас пользуются большой популярностью  пособия разработанные Лыковой И.А. (Слайды 25-26)

В заключение напомню, что сначала нужно научить детей использовать этот материал, а уже после включать в самостоятельную творческую деятельность. Поощряйте, хвалите детей, если они придумывают и добавляют что новое в предложенный материал. Карточки для малышей лучше использовать большие (формат А-4), для детей постарше подойдет формат и А-5 и А-4 (в зависимости от количества информации на карточке). Материал прослужит очень долго, если его за ламинировать, карточки не мнутся и не пачкаются.

С учетом современных требований к организации предметно-пространственной среды групповых помещений данный материал позволяет организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность детей, пространство жизнедеятельности детей, обеспечивающее максимальные возможности для развития детского творчества, экспериментирования и исследовательского интереса каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста.

Опыт работы с указанием проводимых совместных проектов....

"Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных и художественно творческих способностей детей дошкольного возраста"

План по самообразованию на тему: "Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных и художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста"Цель: развитие твор...

Развитие речи в процессе художественно - творческой деятельности детей дошкольного возраста

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека.С помощью элементов художественного творчества можно значительно улучшить речевое развитие детей дошкольного возраста, что способству...

Развитие самостоятельности в художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста

Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно- чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа выразительными средствами....

"Театрализованная деятельность, как средство развития коммуникативных и художественно- творческих способностей детей дошкольного возраста"

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многоообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы ...

МАСТЕР – КЛАСС «Технология ТРИЗ – круги Луллия, как средство развития познавательных и художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста»

Цель: формировать представление педагогов об использовании методики «Кольца Луллия» в работе по развитию познавательных и художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.З...

Организация совместной художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста в ДОО

Проблема развития детских творческих способностей является весьма актуальной на современном этапе. Исследования позволяют отметить необходимость и возможность развития творческих способностей уже с до...


 

Комментарии

Презентация создана в помощь педагогам по организации предметно - пространственной среды. Материал разнообразен и удобен в использовании.