План по самообразованию на 2015 - 2019 уч. год "Индивидуальный и дифференцированный подход к обучению экологическому воспитанию"
методическая разработка (старшая группа) на тему

План по самообразованию на 2015 - 2019  уч. год "Индивидуальный и дифференцированный подход к обучению экологическому воспитанию" Хазинурова Гульназ Ралифовна МБДОУ - Тюлячинский детский сад №3 Тюлячинского муниципального района

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_ralif.docx53.88 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность темы: Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.

Основным содержанием моей работы по экологическому воспитанию является формирование осознанно-правильного отношения к явлениям и объектам природы, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Цель: Обучение детей любви и пониманию природы, формирование начал экологической культуры.

  • Задачи: формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе, знакомить с правилами поведения в природе;
  • расширять представления об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений;
  • продолжать формировать представления о том, что человек - часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её;
  • закреплять умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
  • подвести к пониманию того, что жизнь человека на Земле зависит от состояния окружающей среды.

Мною был составлен перспективный план по «Формированию начал экологической культуры у детей дошкольного возраста» и намечен план взаимодействия с родителями.

В перспективе пополнить дидактический материал играми, научной и художественной литературой; расширить центр природы новыми цветущими комнатными растениями; пополнить мини-лабораторию для познавательно-исследовательской деятельности.


Перспективный план

Срок реализации 2015-2016 учебный год

Теоретический этап

Содержание работы

Сроки выполнения

Примечания

(заполняется в процессе реализации плана)

1

Изучение методической литературы по данной проблеме

В течение года

Приобретение пособий и дидактического материала.

2

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду»,

«Обруч»

В течение года

Подписка на печатные издания.

Практический этап

3

Выставка-конкурс поделок «Осенний сундучок»

Сентябрь

Творческая работа детей с родителями

4

Составление плана работы

Октябрь

Перспективный план работы

5

Консультации для родителей

В течение года

Папки – передвижки на тему: «Ребенок и природа», стенд «Теперь мы знаем…»

6

Разработка занятий  по экологии

Ноябрь

Составление конспектов с использованием ИКТ

7

Разработка проекта по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста. Тема: «Экология души» и перспективный план работы с детьми дошкольного возраста

Декабрь

Долгосрочный проект,  участие родителей

8

Создание экологического уголка.

Подготовка и организация выставки: «Дары природы» (использование природного и бросового материала)

Январь

Выставка: «Дары природы»

9

Пополнение предметно-развивающей среды. Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, обновление мини лаборатории с объектами неживой природы.

Февраль

Консультация для родителей на тему: «Создание условий для проведения поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста».

10

Круглый стол «Люби и охраняй окружающую природу»

Март

Выступление с докладом за круглым столом.

11

Самоанализ проделанной работы.

Проведение открытого мероприятия для анализа со стороны коллег  на тему «Лучше нет родного края»

Апрель

Размещение данного занятия в социальной сети для работников образования.

12

Советы и  рекомендации для родителей о важности активного отдыха, участии родителей в играх.

Май

Консультация для родителей

«Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка!»

13

Отчет о проделанной работе

Май

Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ.


Срок реализации 2016-2017учебный год

Содержание работы

Сроки выполнения

Форма отчётности

1

Изучение методической литературы по данной проблеме.

В течение года

Приобретение пособий.

2

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду», «Обруч»

В течение года

Подписка на печатные издания.

Практический этап

3

Разработать перспективный план работы по экологическому воспитанию.

Сентябрь

Календарно – тематическое планирование

4

Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду.

Акция «Наши меньшие  друзья!»

5

Семинар  практикум «Юный эколог»

Октябрь

Выступление на семинаре-практикуме для воспитателей дошкольного образовательного учреждения, проведенного на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Золотой петушок»

 6

Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для образовательной деятельности.

В течение года

Демонстрационный и раздаточный материал.

7

Показ открытого занятия для педагогов по ознакомлению с окружающим миром.

Ноябрь

Конспект образовательной деятельности

8

Организация выставки «Добро пожаловать, пернатые друзья!»

Декабрь

Привлечение родителей к выполнению кормушек для выставки.

9

«Природа и люди в русских волшебных сказках»

Январь

Консультация для родителей.

10

Экологическое мероприятие совместно с родителями «Профессия-эколог»

Февраль

Оформление фотоколлажа. Фотоотчёт.

11

Проект « Животные на земле»- природоохранная деятельность (краткосрочный).

Март

Творческая работа детей совместно с родителями.

12

Проведение викторины «Что? Где? Когда?»

Апрель

Интеллектуальная игра для детей старшего дошкольного возраста.

13

Оформить зону наблюдений за растениями «Мини огород».

Май

Создание в группе огорода на подоконнике.

14

Отчет о проделанной работе.

Май

Самоанализ и подведение итогов.


Срок реализации 2017-2018 учебный год

Теоретический этап

Содержание работы

Сроки выполнения

Примечания

(заполняется в процессе реализации плана)

1

Изучение методической литературы по данной проблеме

В течение года

Приобретение пособий и дидактического материала.

2

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду», «Обруч».

В течение года

Подписка на печатные издания.

Практический этап

3

Консультация «Занимательная прогулка с ребёнком»

Сентябрь

Беседа с родителями, памятка.

4

Игры и упражнения для экологического развития детей  раннего возраста

Картотека игр и упражнений.

5

«Люби и охраняй родную природу».

Октябрь

Оформление папки-передвижки.

6

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинкам

Ноябрь

Развлечение «Мой осенний сад»

7

Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей.

В течение года

Наглядный материал

8

Консультация для педагогов на тему «Экологическое воспитание как развитие познавательных способностей и нравственных качеств личности»

Декабрь

Наглядный материал

9

Взаимодействие с родителями.

Январь

Конкурс «Самая красивая кормушка»

Консультация «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников»

10

Консультация «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников»

Февраль

Выступление с сообщением на родительском собрании.

11

Акция «Необычное семечко».

Март

Подготовка семян и высадка рассады.

12

Проведение образовательной деятельности на тему: «Маленький цветочек»

Апрель

Конспект образовательной деятельности, самоанализ.

13

Отчет о проделанной работе за год.

Май

Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ


Срок реализации 2018-2019 учебный год

Теоретический этап

Содержание работы

Сроки выполнения

Примечания

(заполняется в процессе реализации плана)

1

Изучение методической литературы по данной проблеме.

В течение года

Приобретение пособий.

2

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду», «Обруч».

В течение года

Подписка на печатные издания.

Практический этап

3

Проведения родительского собрания

Сентябрь

Тема: «О взаимоотношениях  ребенка и родителей»

4

Выступление на педсовете

Октябрь

Тема: «Организация и проведение мониторинга развития интегративных качеств дошкольника»

5

Беседы: «Обитатели скотного двора»; «Кто где живет?»; «Забавные истории о добрых животных»

Ноябрь

Изготовление альбомов, макетов совместно с родителями.

7

Конкурс рисунков «Красота зимней природы».

Декабрь

Совместное творчество детей и родителей.

8

Викторина «Наши друзья-пернатые», загадывание загадок. Беседы: «Какие бывают птицы?», «Куда улетают птицы?»

Январь

Изготовление кормушек, Выставка детских рисунков. Наблюдение за птицами.

9

Участие во Всероссийских и областных конкурсах.

Февраль

Сертификаты, дипломы

10

Совместная работа с детьми «Сбережём  планету».

Март

Коллективная творческая работа.

11

Дид.игра «Живая и неживая природа», беседы о цветах:  «Кто живет на подоконнике?», «Комнатные растения»

Апрель

Выставка детских рисунков. Консультации.

12

Отчет о проделанной работе

Май

Обобщение результатов на педсовете ДОУ.


Срок реализации 2019-2020 учебный год

Теоретический этап

Содержание работы

Сроки выполнения

Примечания

(заполняется в процессе реализации плана)

1

Изучение методической литературы по данной проблеме

В течение года

Приобретение пособий.

2

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду»,«Обруч».

В течение года

Подписка на печатные издания.

Практический этап

3

Консультация для родителей

Сентябрь

Тема: «Экологические игры для дошкольников

4

Подготовить и провести  экологический праздник для детей с участием родителей.

Октябрь

«Осень золотая»

5

Обработка результатов мониторинга по образовательной области «Ознакомление с окружающим  миром».

Ноябрь

Индивидуальная работа с детьми

6

«Растения – фитотерапевты: какие они?»

Декабрь

Подготовка наглядного материала.

7

 Семинар-практикум для воспитателей

Январь

Тема: «Интегрированный подход

в экологическом воспитании дошкольников»

8

Участие во всероссийских конкурсах в интернете.

Февраль

Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Ярмарка педагогических идей»

9

Обобщение опыта работы на заседании экологического клуба в ДОУ.

Март

Тема: «Влияние экологических игр на развитие  начал экологической культуры детей  дошкольного возраста»

10

Изготовление лепбука на тему «Живая и неживая природа»

Апрель-май

Творческая работа, показ  мастер-класса на педсовете педагогов в ДОУ.

11

Фотоколлаж на тему «Отдыхаем, не навредя!»

Май

Выставка семейных фотографий.


Список использованной литературы

1. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А.Васильева «От рождения до школы»

2. О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»

(ФГОС) Федеральный государственный образовательный стандарт

Юный эколог

3. О. А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет/ О.А. Соломенникова.- М.: Мозаика – Синтез, 2005

4. Туган телдә сөйләшәбез. Методик кулланма / Хәзрәтова Ф.В.,

Шәрәфетдинова З.Г., Хәбибулина И.Җ. – Казан: Фолиант, 2013.- 224 б.

5. Хәзрәтова, Ф. В. Туган телдә сөйләшәбез.Балалар бакчасында татар телендә тәрбия һәм белем бирү (беренче кече яшь тәгеләр төр кеме):тәрбиячеләр өчен мето дик кулланма/ Ф.В.Хәзрәтова, З. Г. Шәрәфет динова, И. Җ. Хәби бул лина.— Казан : Татар. кит. нәшр., 2012.— 191 б.

6. Закирова К.В. Балачак аланы. – Казан: РИЦ, 2011

7. Закирова К.В. Уйный – уйный үсәбез. – Казан: Мәгариф, 2005

8. Лисина Т.В., Морозова Г. В. Подвижные тематические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера,2015

9.  Кашапова М. Ф. Уйныйк әле, балалар. Казан. 2017

10. Вострухина Т. Н. Знакомим с окружающим миром детей 5-7лет. Москва: ТЦ Сфера,2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный подход в обучении на занятиях по математике с учётом развития речи

Актуальность дифференцированного подхода в обученииВзаимосвязь математических способностей и уровня развития речиМетодические подходы к организации и проведению занятий по математикеСистема работ...

Дифференцированный подход в обучении и воспитании детей с задержкой психического развития

Психофизиологические особенности воспитанников, разные уровни их умственных способностей закономерно требуют для обеспечения эффективного обучения каждого воспитанника или группы детей неодинаковых ус...

Перспективно-тематический план по самообразованию воспитателя первой квалификационной категории Цыгановой Людмилы Аркадиевны по теме: «Экологическое воспитание детей младшего возраста» вторая младшая группа

Перспективно-тематический план по  самообразованию воспитателя первой квалификационной категории  Цыгановой Людмилы Аркадиевны по теме: «Экологическое воспитание детей младшего возраста...

Дифференцированный подход в обучении и воспитании дошкольников

Дифференцированный подход в обучении и воспитании дошкольников Дифференциация в переводе с латинского обозначает разделение, расслоение целого на части, формы, ступени.Реализация дифференцированн...

Реализация индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ дошкольного возраста.

Разные дети по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ребенок в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладае...