Литературная викторина по зимним сказкам для старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Закреплять и уточнять знания детей о зимних сказках.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературная викторина по зимним сказкам для старшего дошкольного возраста

Авторы:Тюлина Любовь Михайловна воспитатель

Жукова Наталья Алексеевна   воспитатель

Цель: Закреплять и уточнять знания детей о зимних сказках.

Задачи:

 -развивать у детей творческие способности, речь, память, логическое мышление;

-приобщать детей к народной культуре - знанию сказок;

-воспитывать такие качества как умение играть в команде, дружелюбие, честность в игре, справедливость;

-создать доброжелательную обстановку, веселое настроение, желание побеждать.

Оборудование:

Рисунки с изображением героев зимних сказок: Лисичка - сестричка, Щелкунчик, Снегурочка, Серебряное копытце. ИКТ: фото - сказочные панорамы: «Лисичка – сестричка и серый волк», «Серебряное копытце», «Зимовье», «По щучьему велению» . Музыкальные композиции. Атрибуты: елка, пенек, кушетка с «периной», шарфики для снежинок, сосульки для заданий (для поощрения); сундучок с предметами: лисичка, лапоть, рыбка, снеговик, конверт, Дед мороз, посох, дед, рукавичка, Емеля, печка; книги (подарки);

Предварительная работа:

Чтение зимних сказок: “Морозко”, С.Я. Маршак “Двенадцать месяцев”, “Снегурочка”, “Зимовье зверей”, “Лиса и заяц”, “Лисичка-сестричка и серый волк”, “Два Мороза”, “По щучьему велению...”, В.И.Даль “Лиса – лапотница”, “Рукавичка”, Эрнст Гофман «Щелкунчик и мышиный король».

Драматизация отрывков из сказки.

Рисование вместе с родителями и в группе: «Любимый герой зимней сказки».

Просмотр дома мультфильмов и фильмов по зимним сказкам.

Дидактические игры: «Сказочная фигура замри», «Зимняя фигура», «Найди книгу по зачину», «Загадки и отгадки», «Подбери герою предмет», «Выбери правильный ответ», «Пазлы».

Просмотр выставок панорам по зимним сказкам.

Ход мероприятия

Дети под музыку вбегают в зал и выполняют движения, садятся на свои места.

Воспитатель. Здравствуйте, дети. Здравствуйте, гости. Меня зовут Сказочница. Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. Любите ли вы читать сказки?

Дети. Да. Любим. Очень любим.

Воспитатель. Чем сказка отличается от других жанров? Сказка – это

Дети удивительный, волшебный мир, в сказке происходят самые необыкновенные чудеса, превращения, животные разговаривают, вещи оживают...

Воспитатель. У сказок бывают разные авторы. А кто сочиняет сказки?

Дети. Народ, писатели и поэты.

Воспитатель. Значит, какие бывают сказки?

Дети: Народные и авторские.

Воспитатель. Сказки – это древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности. Народ их передавал из уст в уста, из поколения в поколение. Читая сказки, мы проникаем в чудесный, загадочный и таинственный мир. Поможет нам попасть в этот мир музыка П.И.Чайковского «Нянины сказки» . (Звучит музыка «Нянины сказки» Чайковского)

Закрывайте все глаза, Отправляемся, друзья,
В чудо сказку – вы и я!

Воспитатель . А вы много сказок знаете? Есть сказки, в которых царствует зима: волшебная, чарующая, задорная. Вы их, без сомнения, хорошо знаете, и я предлагаю вам провести литературную викторину по зимним сказкам. Давайте поприветствуем друг друга, команду – «Снежинка» и команду – «Снеговик».Ваша задача внимательно слушать задания и правильно их выполнить. За каждый правильный ответ, команда получает сосульку.

1. Разминка. «Быстрый вопрос – быстрый ответ»

1.В какой сказке домашние животные расправились с лесными хищниками? (Р.н.с.«Зимовье зверей») .

2.В какой сказке лапоть помог голодной кумушке наесться досыта? («Лиса – лапотница»В.И.Даля) .

3.В какой сказке описан необычный способ рыбной ловли? (Р.н.с.«Лисичка сестричка и серый волк»).

4.Кто из лесных обитателей спас ворону от собак? (Заяц – хваста).

5.Назовите «волшебные» слова, чтобы рыбалка стала удачной. (Ловись рыбка и мала, и велика) .

6.Какие слова помогли лисе напугать защитников зайца? («Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!»). 

2.«Живые картинки»

Я предлагаю вам посмотреть театральные этюды и отгадать название сказок.
Этюды из сказок: 
«Морозко», «Мороз Иванович».

Морозко:

Что за шум в моем лесу? Вижу девицу – красу. Закружусь и засвищу. (Под музыку обегает елку). Холодно ли тебе, девица? Холодно ли тебе, красная?

Настенька:

Тепло Батюшка, тепло родненький.

Этюды из сказки «Метелица», «Бабушка Вьюга»

Поскорей взобью перину, Пух взлетит под облака. Полетят вокруг снежинки, Вся покроется земля.

Танец снежинок.

Воспитатель

Здесь экран волшебный есть,
Сказок тут не перечесть!

Внимание на экран.

«Снежная Королева», «Серебряное копытце».

3.«Узнай по описанию этого героя».

Воспитатель Вы рисовали любимых зимних сказочных героев. А теперь дети одной команды дают описание сказочного героя, не называя его, а другая команда отгадывает, а потом наоборот.

1.«…и стала она расти не по дням, а по часам: что ни день, то все краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе». («Снегурочка»)

2.«Этот персонаж рыжий, хитрый, льстивый, лукавый, жадный, притворщик и плут, любит гордиться собой и хвалиться». («Лисичка »)

3. Забавная игрушка для колки орехов, которую подарили на рождество. Большая голова с шапочкой рудокопа, тонкие ножки, добрые глаза, ласковая улыбка (Щелкунчик).

4. У него на правой передней ноге необычное копытце. Летом шерстка буренькая, а зимой серенькая. Всегда с рожками, хоть летом, хоть зимой, и рожки о пяти ветках. (Серебряное копытце).

Физкультминутка.

Песня - хоровод «Шел по лесу Дед Мороз». (Дети выполняют движения в соответствии с текстом).

4.«Угадай картинку» .

Воспитатель. Внимание на экран. Картинка откроется, если вы определите название сказки, прослушав зачин.

(Дети отгадывают сказку по одной строчке, на экране открывается картинка, фото - панно по сказкам)

1.Жил – был старик. У него было три сына: двое умных, третий дурачок Емеля. (По щучьему велению»).

2. Жили себе дед да баба. Как – то раз дед и говорит бабе: »Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани да поеду за рыбой.» («Лисичка – сестричка и серый волк»).

3. Надумали бык, баран, свинья, кот да петух жить в лесу. (Зимовье»).

 4.Жил в нашем заводе старик один, по прозвищу Кокованя. Семьи у Коковани не осталось, он и придумал взять в дети сиротку. («Серебряное копытце»).

Воспитатель.

Все загадки отгадали и героев всех назвали.

5. «Сундучок». (В нем предметы и герои из сказок).

Воспитатель. А посмотрите, какой сундучок я вам приготовилаВ нем лежат сказочные герои и предметы, которые им принадлежат. Подойдите к сундучку и возьмите только один предмет. Я предлагаю вам погулять и найти пару, каждому герою свою вещь.

6. Сказки-перевертыши. (Воспитатель говорит сказки-перевертыши, а дети исправляют ошибки). Был Кощей вчера в гостях
Что наделал, просто - Ах!
Сказки все он перепутал:
Вы сможете их отгадать?

Воспитатель. Я вам произнесу название, а вы исправьте ошибки.

​ «Лиса Патрикеевна и зеленый волк»; («Лисичка -сестричка и серый волк»)

​ «По китову веленью»; («По щучьему веленью»)

​ «Дарьюшкина избушка»; («Заюшкина избушка»)

​ «Варежка»; («Рукавичка»)

​  «Одиннадцать месяцев»; («Двенадцать месяцев»)

​ «Три Мороза», («Два Мороза»).

Воспитатель . Молодцы, ребята, все перевертыши отгадали

7. «Сказочная фигура замри».

Воспитатель Дети, я предлагаю вам поплясать. А как только музыка закончится, вы превращаетесь в зимнего сказочного героя, и замираете. Оживает тот, до кого я дотронусь волшебной снежинкой.

Воспитатель. Время подвести итоги. Давайте посчитаем ваши сосульки Дети, вот и закончилось наше путешествие в мире чудес и волшебства. Благодаря вашим знаниям сказок, вашей дружбе мы смогли пройти этот путь и справились со всеми заданиями. А теперь, ребята, нам пора возвращаться в детский сад.

И в дар от меня прошу принять эти книги, стоит вам открыть ее и вы снова, отправитесь в сказочный мир. Ну а мне пора, до новых встреч.                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-театрализованного вечера досуга для детей старшего дошкольного возраста по мотивам русской народной сказки "МОРОЗКО".

Цель: Создать радостное настроение, увлечь детей выразительностью сказочных героев. Создать определенный эмоциональный настрой: обогатить запоминающими впечатлениями, помочь сопереживать, подд...

Конспект интегрированного занятия на тему "Зимняя сказка" для старшего дошкольного возраста

Цель:   Обобщение  и  систематизация   знаний  детей  о  зиме.Задачи:Образовательные:Актуализировать   знания  детей  о  сезонных...

Викторина для детей логопедической группы (старший дошкольный возраст) на тему «Русские народные сказки» (с ответами)

Викторина для детей логопедической группы (старший дошкольный возраст) на тему «Русские народные сказки» (с ответами). Конспект может быть использован педагогами детских садов....

Викторина с ответами для детей 5-7 лет на тему: Животные. Викторина с ответами для детей старшего дошкольного возраста.

Данная викторина предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Материал может быть полезен как педагогам дошкольного учреждения, так и родителям. Его можно включить в занятие по лексическим т...

Литературная викторина "Калейдоскоп сказок" для детей старшего дошкольного возраста

     Развивать речь, воспитывать интерес к чтению художественной литературы, приобщить детей к участию в литературных конкурсах и викторинах....

Игра-викторина по русским народным сказкам (для старшего дошкольного возраста)

Игра-викторина по русским народным сказкам (для старшего дошкольного возраста)...