План самообразования
методическая разработка (старшая группа) на тему

Шаткова Людмила Владимировна

Повышение своего профессионального уровня, обогащение и углубление знаний в развитии детей через игры занимательной математики и логики в старшем дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx31.38 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 124 комбинированного вида»

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Шатковой Людмилы Владимировны

(Ф.И.О.)

воспитатель

(Должность)

«Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у детей 5-6 лет».  

(Название темы)

2018

(Начало изучения темы)

2019

(Окончание изучения темы)

Саранск 2018-19 г.


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

Цель: повышение своего профессионального уровня, обогащение и углубление знаний в развитии детей через игры занимательной математики и логики в старшем дошкольном возрасте.

Задачи: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Разработать систему использования игр, развивающих логическое мышление детей старшего дошкольного возраста.

3. Провести анализ эффективности проделанной работы

Этапы разработки:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной      проблеме.
  2. Разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
  3. Исследовать эффективность использования игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
  4. Анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей.
  5. Продолжать изучать педагогический опыт других педагогов.
  6. Разработать картотеку игр по формированию элементарных математических представлений.

Предполагаемый результат:

• Оформить в группе уголок «Математический сундучок»;

• расширение математических знаний, умений и представлений при помощи дидактических игр.

Форма отчета по проделанной работе: презентация.

Форма самообразования: индивидуальная.

Литература по теме:

  1. Арапова-Пискарева Н.А., «Формирование элементарных математических представлений в детском саду». Программа и методические рекомендации. Н.А. Арапова - Пискарева, 2010г.
  2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду – М. : «Просвещение», 2011г.
  3. Ерофеева Т. И., Программа и методические рекомендации/ Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. М.: Просвещение, 1997 г.
  4. Колесникова Е. В., Математика для детей 5- 6  лет: Методическое пособие к рабочей тетради/ Колесникова Е.В.  — М.: ТЦ Сфера, 2005г.
  5. Кузнецова Е.В., Учимся, играя. Занимательная математика для малышей, в стихах/ Кузнецова Е.В. – М.: ИРИАС, 2016. – 452 с. (Электронный вариант в формате А4, 406 с.).
  6. Лебеденко Е. Н., Формирование представлений о времени у дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ/ Лебеденко Е.Н. - Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013 г.
  7. В.П. Новикова, Л.И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г.
  8. Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М.: ВАКО, 2015 г. - 208 с.

Интернет ресурсы:

  1. http://standart.edu.ru [Сайт Федерального Государственного образовательного стандарта];
  2. www.pedakademy.ru [Сайт «Педагогическая академия»];
  3. http://videouroki.net [Портал «Видеоуроки в сети Интернет»];
  4. http://ped-kopilka.ru [сайт «Учебно-методический кабинет»];
  5. Портал «Реализация Федерального закона «Об образовании в российской Федерации» [Электронный ресурс] — URL: http://273-фз.рф/obuchenie/moduli/dopolnitelnoe-obrazovanie/7–02

ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

Этапы самообразования

Содержание работы

Сроки выполнения

Организационно-диагностический

«Форма и цвет»

1. Проведение дидактических игр:

• «Сложи предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него)

• «Помоги Золушке украсить варежки» (геометрическими фигурами)

• «Подбери ключик к замочку»

• «Помоги Незнайке найти геометрические фигуры»

• «Не ошибись» - закрепление цвета (квадраты раскрась, синим цветом, круги – красным)

• «Найди предмет такого же цвета» (Я показываю то красный, то жёлтый, то зелёный круг)

• «Составь цепочку из предметов одного цвета» (Выбрать: ёлка, кузнечик, листик и т. д.)

• «Найди свою пару» (варежку)

2. Проведение игр – путешествий, сюжетных игр с математическим содержанием:

• Игра «Не промочи ноги» - можно наступать только на те кочки, где нарисованы геометрические фигуры (Треугольник или квадрат) и т. д.

3. Проведение игр – соревнований.

• «Чья команда быстрее найдёт предметы?» (разной формы)

В течение учебного года

Количество и счёт».  

1. Сюжетно – ролевые игры с использованием дидактического материала по ФЭМП:

• «Магазин игрушек» (много, один, поровну)

• «Зоопарк» (счёт)

• «Прогулка в лес» (сколько берёзок – столько и птичек – поровну)

• «Путешествие на корабле»

2. Игровые математические знания с театрализацией:

• «Математика в сказках»- «Стоит в поле теремок»

- «Колобок ищет друзей»

«Ориентировка в пространстве».

«Ориентировка во времени».

. 1. Настольно – печатные игры:

• «Лото»

• «Парные картинки»

• «Домино»

• «Цветная мазайка»

• «Пазлы»

2. Дидактические игры:

• «Собери сказочного героя» (из частей)

• «Кто больше найдёт отличий? »( 2 паровоза, 2 собачки и т. д.)

• «Вырежи и приклей» (вырезают фигуры и приклеивают на картинку)

«Пароход», и т. д. «Дом»

• «Когда это бывает? » - игра с мячом (Спим? - ночью и т. д.)

Чтобы раскрыть  динамику формирования интегративных качеств воспитанников при изучении данного раздела,  я провела систему мониторинга  работы по этому вопросу на начало года. Цель данного мониторинга – изучить процесс достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения образовательной программы на основе выявления динамики формирования у детей интегративных качеств. По формированию каждого интегративного качества представлена таблица, отражающая индивидуальную динамику и степень формирования интегративных качеств в уровнях и баллах. Таблицы заполняются на начало и конец учебного года.

Теоретический

Доклад «Предметно-развивающая среда в ДОУ с учетом ФГОС »;  (на педсовете)

Показ открытого занятия  по формированию элементарных математических представлений по теме: «Путешествие  с Незнайкой в стране Математика» (МО  на  уровне  детского сада);  

Выставка детских работ. Создание презентаций на темы: «Первые шаги в математике».

Выводы: Изучение выбранной темы помог мне в организации по ФЭМП. Я старалась внести новшества в данные занятия, стала использовать нетрадиционные формы организации занятий. Этим я смогла заинтересовать детей, у детей появился интерес к занятиям по математике. Сложные темы по ФЭМП стали усваиваться детьми намного легче.


ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА УЧЕБНЫЙ ГОД

Месяц

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

Работа с документацией.

Изучение закона «Об образовании», других нормативных документов

Проведен анализ изученной документации.

Планирование работы  с детьми на новый учебный год.

Изучена литература по проблеме, создан план работы.

Октябрь

Подбор литературы по теме самообразования.

Проведена работа с личной библиотекой, интернетом.

Подбор и изучение литературы по теме, дидактических игр и упражнений.

Разработаны памятки для родителей по развитию основных элементарных математических представлений

Ноябрь

Изучение теории по теме: «Использование игровых приемов при формировании  элементарных математических представлений у дошкольников».

Знакомство с литературой по данной тематике.

Посещение занятий воспитателей, по ФЭМП .

Обмен опытом по проблеме.

Декабрь

Работа над модернизацией игровой комнаты.

Оформлен уголок группы «Математический сундучок».

Работа над созданием методических папок.

Подобран материала по темам.

Январь

 Игровая деятельность математической направленности в группе, на прогулке.

Разработана картотека игр, используемые во время самостоятельной и совместной деятельности в группе и на прогулках.

Консультация для родителей «Математика вокруг нас».

Разработана пака- передвижка.

Февраль

Отражение и закрепление полученных знаний в творческой деятельности детей.

Разработана картотека «Математика в изобразительной деятельности (лепке, аппликации, рисовании)»

Подбор математических сказок.

Разработан сборник сказок по разделам.

Март

Открытый показ образовательной ситуации для родителей.

День открытых дверей.

Игровая деятельность с использованием математических заданий.

Развлечение «Веселая математика».

Апрель

Методическая разработка НОД с использованием игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

Показ открытого занятия  по формированию элементарных математических представлений по теме: «Путешествие  с Незнайкой в стране Математика».  

Выставка детских работ.

Создана презентация на тему: «Первые шаги в математике».

Май

Написание отчёта о проделанной работе за учебный год

Выступление с ним на педсовете.

Разработка плана по самообразованию на новый учебный год.

Подбор методической литературы.

МДОУ «Детский сад №124 комбинированного вида»

Отчет по самообразованию на тему:

«Использование игровых приемов при

формировании элементарных математических

представлений у детей 5-6 лет».

Составила: Шаткова Л.В. 

Саранск 2019 г.

В 2018-2019 учебном году я взяла тему по самообразованию: «Использование игровых приемов при формирование элементарных математических представлений у детей 5-6 лет». Формирование элементарных математических представлений является наиболее важной темой во всестороннем развитие детей 5-6 лет. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Формирование элементарных математических представлений является наиболее математических представлений у детей 5-6 лет подходящей формой обучения детей раннего возраста.

Главная особенность состоит в том, что задания по ФЭМП предлагаются в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют ранее изученный материал, действия с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и взрослыми.

Анализ состояния обучения дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости обучения в играх. Иными словами, речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новы знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом

Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.

Высокая активность, эмоциональная окрашенность игры порождает и высокую степень открытости участников. Экспериментально было показано, что в ситуации некоторой рассеянности внимания иногда легче убедить человека принять новую для него точку зрения. Если чем-то незначительным отвлекать внимание человека, то эффект убеждения будет более сильным. Возможно этим, в какой-то степени, определяется высокая продуктивность обучающего воздействия игровых ситуаций.

Цель: повышение своего профессионального уровня, обогащение и углубление знаний в развитии детей через игры занимательной математики и логики в старшем дошкольном возрасте.

Задачи: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Разработать систему использования игр, развивающих логическое мышление детей старшего дошкольного возраста.

3. Провести анализ эффективности проделанной работы

4. Подготовить материал для проведения математических игр с детьми 4-5 лет в различных направлениях воспитательной работы.

В течение года изучила следующие темы:

1.«ФЭМП у детей 5-6 лет с помощью наглядности», изучила статью в книге « ФЭМП с помощью наглядности» из книги: «Занятия по математике в детском саду». В качестве наглядного материала на занятиях использую сюжетные картинки, иллюстрации и плакаты. Наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям: предметы должны быть известны детям; дидактический материал должен быть разнообразным; наглядным материал должен быть динамичным и в достаточном количестве; отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

2. «Формирование элементарных математических представлений у детей 5-6 лет через дидактическую игру». На протяжение двух месяцев изучала книгу «Математика в детском саду», мною велась работа по пополнению картотеки новыми математическими играми (Д/И.: «Собери Снеговика», «Что лишнее?», «Укрась платок»).

3.«ФЭМП у детей 5-6 лет с помощью математической сказки». Для формирования элементарных математических представлений у детей 5-6 лет целесообразно использовать на занятиях игровые ситуации, сказки, детские стихи: «Теремок», «Три медведя», «Колобок»… Стихи детских поэтов: С. Михалков «Котята», С. Маршак «Веселый счет», многие считалки и потешки.
  4.  Развитие логического мышления с помощью ФЭМП у детей 5-6 лет». Пополнила картотеку новыми дидактическими играми: «Помоги колобку найти дорогу до домика», «Соедини точки», «Цветные вкладыши», «Кто быстрее».

В течении учебного года, я с детьми использовала на занятиях и в свободное от занятий время следующие игры:

1. Дидактические игры:

• «Сложи предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него)

• «Помоги Золушке украсить варежки» (геометрическими фигурами)

• «Подбери ключик к замочку»

• «Помоги Незнайке найти геометрические фигуры»

• «Не ошибись» — закрепление цвета (квадраты раскрась, синим цветом, круги – красным)

• «Найди предмет такого же цвета» (Я показываю то красный, то жёлтый, то зелёный круг)

• «Составь цепочку из предметов одного цвета» (Выбрать: ёлка, кузнечик, листик и т. д.)

• «Найди свою пару» (варежку)

2. игры– путешествия, сюжетные игры с математическим содержанием:

• Игра «Не промочи ноги» — можно наступать только на те кочки, где нарисованы геометрические фигуры (Треугольник или квадрат) и т. д.

3. Игры – соревнования:

• «Чья команда быстрее найдёт предметы?» (разной формы)

4. Сюжетно – ролевые игры с использованием дидактического материала по ФЭМП:

• «Магазин игрушек» (много, один, поровну)

• «Зоопарк» (счёт)

• «Прогулка в лес» (сколько берёзок – столько и птичек – поровну)

• «Путешествие на корабле»

5. Игровые математические знания с театрализацией:

• «Математика в сказках»

- «Стоит в поле теремок»

- «Колобок ищет друзей»

6. Настольно – печатные игры:

• «Лото»

• «Парные картинки»

• «Домино»

• «Цветная мазайка»

• «Пазлы»

7. Дидактические игры:

• «Собери сказочного героя» (из частей)

• «Кто больше найдёт отличий?» (2 паровоза, 2 собачки и т. д.)

• «Вырежи и приклей» (вырезают фигуры и приклеивают на картинку)

«Пароход», и т. д. «Дом»

• «Когда это бывает?» — игра с мячом (Спим? — ночью и т. д.)

В результате изучения темы: «Использование игровых приемов при формировании  элементарных математических  представлений у детей 5-6 лет», сделала следующие выводы, что работа по формирование элементарных математических представлений у детей 5-6 лет должна осуществляться систематически и последовательно, включаться во все этапы жизнедеятельности детей: режимные моменты (утренний прием, одевание (раздевание), завтрак, обед и т. п.), игры (дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые и др.), занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии.

Особое внимание следует уделять индивидуальной работе с детьми по формированию элементарных математических представлений.

Следовательно, работа должна пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс.

Однако следует помнить: расширение чувствительного опыта детей должно производиться с учетом их возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования  воспитателя Мамонтовой О.И....

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»

Отчет по плану самообразования Тема самообразования:   «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»

Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...

Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...