РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТВОРЧЕСКОЙ ИГРЫ
статья на тему

Лунёва Наталья Александровна

В.А. Сухомлинский говорил, что одаренность – это «маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод» (Сухомлинский, 2003).

В настоящее время обществу нужны одаренные люди. Следовательно, задача общества заключается в развитии способностей любого человека. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТВОРЧЕСКОЙ ИГРЫ

Лунева Наталья Александровна,

воспитатель первой квалификационной категории МАДОУ "Детский сад № 342 комбинированного вида" Приволжского района г. Казани, ул. Братьев Касимовых, д.26а

E-mail автора: nata404@list.ru

В.А. Сухомлинский говорил, что одаренность – это «маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод» (Сухомлинский, 2003).

В настоящее время обществу нужны одаренные люди. Следовательно, задача общества заключается в развитии способностей любого человека. Задатки развития думающей и творческой личности закладываются в дошкольной образовательной организации. Именно в детстве показывается стремление узнавать много нового. Дошкольное детство, несомненно, наиважнейший период становления личности. В дошкольные годы у детей складывается характер, формируются определенное отношение к людям, навыки правильного поведения и творческие способности.

Творческие способности позволяют создать что-то фантастически новое, ранее не существовавшее. Творческие способности дошкольника обусловлены наличием необходимых задатков и мотивацией к какой-либо деятельности. Но решающим звеном во всем этом остаются социальные обстоятельства. Если родители или педагоги заметили творческую направленность ребенка, то необходимо с ним целенаправленно заниматься. Тогда будет больше шансов, что в будущем ребенок достигнет успехов.

Элис Пол Торренс, основоположник системы измерения творческих способностей, отмечал, что только семья и школа влияют на развитие или подавление креативных возможностей ребенка (Torrance, 1962). Одаренные дети чаще всего испытывают проблемы в общении со сверстниками по причине того, что современные дети не принимают отклонения от общего поведения или мышления.

Раскроем несколько приемов, позволяющих адаптироваться талантливым детям в коллективе:

- следует научить ребенка озвучивать свои идеи доступным языком для сверстников, чтобы они приняли их как вклад для собственных нужд;

- замечания другим талантливый ребенок должен высказывать доброжелательно;

- талантливый ребенок должен показать, что поддерживает идеи и принципы коллектива;

- следует научить ребенка концентрировать внимание на выполнении задания, а не на достижении определенного статуса.

Данные приемы учитывают интересы и талантливого ребенка, и группы, что поможет разрешить конфликты и взрослым, и детям.

В большей мере развитие творческих способностей дошкольника зависит от личности воспитателя дошкольной образовательной организации. Воспитатель, стимулируя в ребенке какое-либо качество, сам должен им обладать. Компетентная личность адекватно воспринимает неординарные идеи и испытывает радость от побед, тем самым показывая ребенку убедительный пример.

В работе с одаренными детьми необходимо придерживаться ряда условий. Психологическая атмосфера должна быть безопасной и уютной. Если дошкольник испытывает разочарование или сомнение, а данные чувства несомненно встретятся в творческом поиске, взрослый должен помочь ему, избегая негативных отзывов. Ребенку нужно внушить, что награду ищут в самом себе, а не переживают из-за непризнания достижений окружающими. Можно предложить ребенку стать «разумным авантюристом», то есть полагаться только на свою интуицию, несмотря на риск.

Творческие способности в разной степени присущи большинству детей. А то, насколько они будут развиты и принесут ли пользу ребенку в будущем, зависит от родителей и педагогов (Касперская, 2016).

В период от трех до семи лет дети очень любознательны. Задача родителей и педагогов – как можно больше на данном этапе жизни вложить в него знаний и умений. Все занятия должны проходить в игровой форме, чтобы процесс обучения стал увлекательным и интересным.

Творческие игры развивают ребенка во всех направлениях, в том числе и творческом. Для результативности творческих игр используются атрибуты и материалы. С помощью творческой игры познается окружающий мир, активизируются любознательность и мышление, пробуждается творческая инициатива. Творческая игра оказывает огромное влияние на интеллектуальное, нравственное, духовное развитие ребенка, помогает соотнести свою позицию с позицией другого человека.

Например, участие в театрализованной игре стимулирует ребенка проявлять смекалку, раскрывать свой талант, выбирать из нескольких вариантов один.

Участвуя в играх-драматизациях, играх-спектаклях, кукольных театрах, ребенок воспитывает в себе инициативность, отзывчивость, эмоциональность, самостоятельность. Ребенок понимает и передает настроение своего героя, осваивая способы выражения чувств при помощи голоса, мимики и движений. Театрализованные творческие игры объединяют детей общей идеей, побуждают дружно действовать в коллективе. Выполнение костюмов, масок, кукол – отличный способ развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Приведем примеры творческих игр, применяемых в нашем детском саду на развитие одаренности:

«Фантазёры». Цель: развитие воображения, образного мышления.

Оборудование: пластилин, зубочистки, вата, цветная бумага и т.д.

Ход игры: воспитатель предлагает первому игроку задумать какой-нибудь предмет и сделать только один элемент из предложенных материалов. Второй игрок говорит, что это может быть, и добавляет свой элемент. Следующий должен придумать что-то другое и добавить элемент в соответствии со своим замыслом. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих уже не сможет изменить поделку по-своему. Выигрывает ребёнок, который внёс последнее изменение. 

«Необычные картины». Цель: развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики.

Оборудование: поднос, пуговицы, скрепки, пробки от бутылок, флаконов, природный материал: соломка, чешуйки шишек, ракушки, мелкие камушки, засушенные цветы, листья, семена растений, лист картона.

Ход игры: на подносе разложен материал. Воспитатель предлагает создать необычные картины, а для их создания требуются не карандаши и краски, а то, что лежит на подносе.

«Волшебные кляксы». Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа выливается немного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксе или её отдельных частях.

Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.

«Веселое соревнование»

Цель: учить создавать многое из одного.

Ход игры: воспитатель раздает детям листы-матрицы, на которых изображены разные фигуры и сообщает, что с помощью карандашей или фломастеров их можно превратить в какой-нибудь предмет, животное, растение или часть их. Каждый ребенок должен дополнить все листы до разных изображений. 

Творческие игры содержат в себе потенциал, оказывающий огромное влияние на развитие одаренности у детей.

Талант – это присущая с рождения определенная способность. Воспитателю и родителям необходимо раскрыть данный дар природы для того, чтобы ребенок нашел свое место в жизни, знал на что он способен и был успешен в будущем. Это является важной задачей дошкольной образовательной организации.

Список источников

  1. Касперская О.В. Система работы с одаренными детьми. – М.: Учитель, 2016. – 456 с.
  2. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.: Школьная пресса, 2003. – 192 с.
  3. Torrance E.P. Guiding creative talent. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1962.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры

Дидактическая игра – как средство, воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста....

Развитие речи детей дошкольного возраста посредствам дидактической игры

Развитие речи детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем дошкольной педагогики. В современное время актуальность обусловлена приоритетными направлениями Национальной доктрины разв...

Доклад творческой группы по годовой задаче "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой с учётом регионального компонента"

Подвижные игры воспитывают у детей: самостоятельность, инициативу, выдержку, решительность, чувство товарищества; развитие фразовой речи, автоматизацию звуков в тексте, развитие темпа и ритма речи....

Проект «Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста посредством творческой игры в современных условиях»

Проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. Разработан при содействии учителя-логопеда и воспитателя....

Развитие одаренности детей дошкольного возраста посредством творческой игры

Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В дошкольном периоде закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Творческие способности &md...

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры «Хорошо-плохо» в рамках технологии ТРИЗ-РТВ

В данном материале описываются основные этапы игры  "Хорошо -плохо" (ТРИЗ-РТВ) и варианты её использования на занятиях по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста....

Рецензия на методическую разработку "Развитие воображения детей дошкольного возраста посредством коллективной творческой деятельности"

  Сейчас все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности, которая будет обладать способностями эффективно и нестандартно решать те или иные жизненные вопросы и проблемы. Кон...