Развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ
консультация на тему

Фонарева Оксана Викторовна

Согласно закону, инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

cutout-people.png

С 1 сентября 2013 г. принят Закон "Об образовании в РФ"

Согласно закону, инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении. При этом они должны получать специализированную помощь.

С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным. И если для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад - это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое, то для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может быть местом, где их ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни, так как построение коррекционно-развивающей программы в ДОУ обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка с ОВЗ.

Группы обучающихся с ОВЗ

• Глухие, слабослышащие, позднооглохшие, перенесшие кохлеарную имплантацию;

• Слепые, слабовидящие, имеющие функциональные нарушения зрения;

• Дети с тяжелыми нарушениями речи;

• Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

• Дети с задержанным психическим развитием;

• Дети с расстройствами аутистического спектра;

• Дети с нарушениями интеллекта;

• Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития.

• Глухие, слабослышащие, позднооглохшие, перенесшие кохлеарную имплантацию;

• Слепые, слабовидящие, имеющие функциональные нарушения зрения;

• Дети с тяжелыми нарушениями речи;

• Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

• Дети с задержанным психическим развитием;

• Дети с расстройствами аутистического спектра;

• Дети с нарушениями интеллекта;

• Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Условия инклюзивного образования детей с ОВЗ

• Создание соответствующего образовательного пространства

• Создание программно-методического обеспечения

• Создание предметно- развивающей образовательной среды

• Создание дидактического обеспечения

• Образовательное пространство для детей с ОВЗ

• Безопасная среда жизнедеятельности

• Функциональные помещения для обеспечения коррекции (кабинеты врача, учителя-дефектолога, учителя- логопеда, зал ЛФК, кабинет педагога- психолога)

• Взаимодействие с окружающим социумом (детская поликлиника, ПМПК, соцзащита, социокультурное пространство) 

Программно-методическое обеспечение для инклюзивного ребенка

• Основная образовательная программа

• Протокол ПМПК

• Индивидуальный коррекционно- развивающий маршрут

• Индивидуальная коррекционно- развивающая программа

• Система индивидуальной работы в календарном плане

Цель создания среды в инклюзивном пространстве детства

– обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности в соответствии с ее возможностями.

Развивающая среда выступает в роли

стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления

личности ребенка, она обогащает личностное развитие, компенсирует ряд несформированных функций.

Пути решение проблемы – создание адекватной среды

• Организация жизнедеятельности детей с ОВЗ и инвалидностью во многом зависит от того, насколько целесообразно создана окружающая среда, поскольку она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором корреккционного преодоления недостаточности психофизического развития детей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

• реализацию различных образовательных программ;

• в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

• учет национально-культурных, климатических условий, в которых

осуществляется образовательная деятельность;

• учет возрастных особенностей детей.

• Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Предметно-пространственная среда в инклюзивном ДОУ должна иметь:

привлекательный вид;

выступать в роли естественного фона жизни ребенка;

снимать утомляемость;

положительно влиять на эмоциональное состояние;

помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;

давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью

Требование к предметно – пространственной среде:

• Требования к предметному содержанию можно разделить на две группы: общие и специальные.

• Критерии первой группы указывают на такие качества, которые должны категорически у них отсутствовать, т. к. они оказывают негативное влияние на психическое и физическое здоровье ребёнка.

Предметно – развивающая среда для инклюзивного образования

• Обязательная зона коррекции

• Уголки уединения

• Индивидуальное авторское пространство ребенка

• Развивающая среда с учетом «зоны ближайшего развития»

Коррекция (спец условия) когнитивных нарушений средствами

Арт-терапия детей с ОВЗ

• изотерапия,

• музыкотерапия,

• библиотерапия,

• сказкотерапия,

• танцетерапия,

• театротерапия,

• псаммотерапия,

• литотерапия,

• ароматерапия,

• скультотерапия.

Совместная деятельность родителей и педагогов при создании предметно – развивающей среды:

Гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей

Обеспечивать эмоциональное благополучие детей

Способствовать профессиональному развитию педагогов

Создавать условия для развивающего вариативного дошкольного образования

Обеспечивать открытость дошкольного образования

Создавать условия для участия родителей в ОД

Комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность

Образовательная среда

Весь комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в ДОО, в том числе развивающая предметно-пространственная среда, взаимодействие между педагогами и детьми, детская игра, развивающее предметное содержание образовательных областей и другие условия перечисленные в Стандарте

Создание коррекционно-развивающей среды предусматривает:

• Ведущая роль в создании благоприятных условий для развития ребёнка с нарушениями в развитии, в коррекции и компенсации вторичных отклонений, которые возникают в течение его жизни, в их профилактике принадлежит родителям.

• От того, какую позицию будут занимать в воспитании родители, во многом зависит, вырастет ли их ребёнок самостоятельным человеком, способным не быть в тягость окружающим, найдёт ли он своё место в жизни

inkluz.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Статья «Развивающая предметно – пространственная образовательная среда как средство развития познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста»

В данной статье рассматривается роль развивающей предметно – пространственной среды в формировании познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возра...