Мастер-класс "Наполните жизнь счастьем"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Тебякина Инна Петровна
Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Результаты исследований, проведенных философами, социологами, социальными психологами и педагогами в последние годы, вызывают тревогу. Все чаще говорится о кризисе семьи, а перспективы развития этого социального института оцениваются крайне пессимистично. Всем известно о демографических проблемах, существующих в российском обществе, о том, что с каждым годом увеличивается количество не только неполных, но и неблагополучных семей. Проблема ознакомления детей дошкольного возраста со столь сложным и многогранным явлением общественной жизни, как семья, требует строгого научного обоснования, прежде всего, из-за наличия многочисленных, зачастую противоречивых, а иногда и взаимоисключающих точек зрения на определение сущности и функций семьи, ее исторического прошлого и перспектив развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл napolnite_zhizn_schastem.docx20.87 КБ

Предварительный просмотр:

«Наполните жизнь счастьем…»

Непрерывно образовательная деятельность для детей 6-7 лет

по социально-коммуникативному развитию.

Цель: заложить основы нравственно-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста через представление о русской матрешке.

Программное содержание:

• познакомить детей с Матрёшкой (история создания, материал, внешний вид, особенности росписи);

• способствовать развитию речи, внимательности, наблюдательности;

• формировать эстетическое отношение и развивать творческие способности детей в процессе интеграции различных видов деятельности;

• воспитывать самостоятельность, активность, развивать творчество.

Предварительная работа:

• рассматривание иллюстраций с изображением матрёшки,

• игры с матрёшками,

• чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки,

• разучивание стихов про матрешку:

Интегрируемые образовательные области:

Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Демонстрационный материал: Презентация (для детей и гостей мероприятия); Матрешка, состоящая из 7-ми кукол.

Раздаточный материалМатрешки, вырезанные из цветной бумаги детали для украшения матрешки.

Словарная работа:

• узелок,

• расписная,

• деревянная,

• узорчатая,

Ход НОД:

Воспитатель входит с корзиной в руках, накрытой рушником

Доброе утро, здравствуйте дорогие гости. У меня в корзинке лежит для вас сюрприз. Угадайте, что это? (гости стараются угадать и просят немного им подсказать)

-Это кукла…кукла не простая, румяная, веселая, красивая, сарафан у нее словно сад расписной, шаль, поле васильковое, очень гостеприимна, другим приют дает. Кто она? (ответы)

-Эта кукла очень счастливая, она никогда не бывает одинока.

Поет:

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может – три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская… (Матрешка)

- Посмотрите, это – Матрешка.

Воспитатель предлагает рассмотреть Матрешку.

- Опишите, какая она? (нарядная, яркая, украшенная рисунком, разрисованная, красивая)

- Художники называют матрешек расписными, т. к. они украшены рисунком (цветами, разрисованы яркими красками.

- Из какого материала сделана матрешка(из дерева)

- Если она сделана из дерева, значит, она какая? (деревянная)

- Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся такие же куклы, но поменьше.

- Посмотрите теперь на самую первую матрешку, которая появилась в России. (презентация)

- Она представляла собой детскую группу: несколько кукол изображали детей разных возрастов, от старшей с петухом до завернутого в пеленки младенца.

- Каждый художник рисовал Матрешку по-своему. Посмотрите, какие бывают матрешки.

-Чем они отличаются? (Цветом, формой, узорами, волосами)

- Посмотрите, художник Матрешке даже узелок нарисовал. Такую куклу называют Сергиевской матрешкой.

- А вот средняя матрешка совсем другая.

- Это Полховская матрёшка - самая цветастая. Чтобы была видна красивая, яркая одежда на кукле, художник спрятал руки под ней.

- Формой Полховская матрешка так же заметно отличается от своих сестер. Кажется, она даже выше и стройнее своих подружек – матрешек.

- Внимательно посмотрите на обеих матрешек, чем они еще отличаются? (цвет волос, кудри, украшенный платок)

- Посмотрите на третью Матрешку. Она появилась в тихом зеленом городке Семёнове, поэтому ее и назвали Семеновской.

- Каких вы видели матрешек(Сергиевских, Полховских, Семеновских)

- Посмотрите,  а у меня на столе стоит матрешка, как Вы думаете - сколько матрёшек в ней спряталось? А теперь посчитаем вместе? (1,2,3,4,5,6,7)

- Матрешек всего семь кукол, а семь – символ семьи«семь-Я», поэтому матрешка – это символ семьи.

Вот семь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

На столе у нас живут —

Всех Матрешками зовут!

Воспитатель:

-Послушайте слово, которое я вам сейчас произнесу… МАТРЕШКА…Вам ничего это не напоминает?

-Какое слово прячется в слове матрешка? (ответы)

 Матрёшка – она же «мать. Эта фигурка состоит из разного количества фигурок, которые похожи на детей разного возраста, а когда есть мама, папа и дети, то это и есть СЕМЬя. Матрешка кукла — это большая дружная здоровая многодетная семья.

 

Посмотрите на эти фотографии, которые я для вас принесла

- Что вы видите?  (Старинную  семью).

- Как вы думаете, на фотографии изображение современной жизни или прошлой?  (прошлой)

- Скажите пожалуйста, посмотрев на фотографию, мы можем сказать, кто кому в семье приходится?

  • Кто, что делает по дому?
  • Кто старше, кто моложе и почему?
  • Обязанности мужчин и женщин в семье?
  • Что по дому может делать мама (папа), бабушка (дедушка), дочь (сын) и почему?
  • Кого в семье мы можем назвать пожилыми и молодыми людьми и почему?
  • Кто в семье главнее мама или папа и почему?
  • Что такое семья?
  • Что значит дружба, любовь к близким, родному дому.
  • Кто бабушка для твоего папы?
  • Кто дедушка для твоего папы?
  • Кто дедушка и бабушка для твоего папы?

Итог беседы

Кто хочет  придумать интересный рассказ по этой фотографии?

Рассказы детей:

     « Это большая   русская  семья. Люди здесь родные друг другу. Самые старшие члены семьи – это дедушка и бабушка. Рядом с ними сидит отец. Он их сын. (приходится дедушке и бабушке).  Возле отца стоят его сыновья. Это внуки дедушки и бабушки. Молодые люди все здесь стоят. Так они выражают свое уважение к старшим членам семьи. В старину в семьях почитали,  уважали старших, во всем их слушались, не перебивали и не капризничали. Родители, дедушки и бабушки учили  детей и внуков всему, передавали им жизненный опыт»

Воспитатель

-  Правильно. Дети обращались к своим родителям на «Вы», с почтением, ласково. Отца величали - батюшкой, мать – матушкой. Детей- сестрицей, братцем. А также  называли – тетушка, дядюшка.  Дети во всем помогали родителям. Художник показал , как дочь помогает своей матушке готовить еду. С детства воспитывали в детях привычку к труду, трудолюбие.  А чем  в это время занята сама матушка?

- Семьи в старину  были дружными, родственники всегда помогали друг другу, люди были гостеприимными (Что это значит?), отзывчивыми, как говорили раньше – хлебосольными. Гостей встречали  хлебом-солью.  Каждого прохожего приглашали в дом, кормили, успокаивали, если он был чем-то расстроен.

 В старину люди очень хорошо знали своих предков – это наши родные, которые жили до нас, перед нами. И нам надо как можно больше узнать о своих предках, сохранять о них память.

Игра «распредели по родству»

-Дети в старину любили играть в различные игрушки, которые делали сами из дерева, соломы, тряпочек. Матрешка была одной из любимых игр в семье.

Ах, Матрешечка- матрешка.

Хороша, не рассказать!

Очень любят с тобой дети

В нашем садике играть.

Щечки яркие, платочек,

По подолу цветики.

Весело кружатся в танце

Яркие букетики! 

Социальный ролик

Ребята, а вы хотите сделать себе семью матрешек? (ответы детей)

Физкультминутка «Веселые матрешки». Игра «Матрешки»

Мы веселые матрешки,

Ладушки, ладушки (повороты туловища направо, налево).

На ногах у нас сапожки,

Ладушки, ладушки (руки перед собой, выставить левую ногу вперед на пятку, покачать носком слева направо, то же с правой ноги).

В сарафанах наших пестрых,

Ладушки, ладушки.

Мы похожи словно сестры,

Ладушки, ладушки (два хлопка слева и справа. Повторить 2–3 раза).

Пальчиковая игра «Матрешки» (видео)

наклеивают заранее приготовленные лица членов семьи на шаблоны матрешек


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая мастерская "Маленькое Счастье для мамы (Изготовление русской народной куклы на счастье)"

В настоящее время очень много игрушек у наших дошкольников и очень важно научить их самостоятельно мастерить игрушки. Начнем с игрушки всех и девочек и мальчиков, и подарком для мамы КУКОЛКА СЧАСТЬЕ....

сценарий к Международному Дню счастья "Кусочек счастья"

В 2012 году ООН провозгласила 20 марта Международным днем счастья с целью поддержать идею о том, что стремление к счастью является общим чувством для всех людей нашей планеты....

Эссе учителя - логопеда "Счастье педагогической жизни"

...обстоятельства еще «улучшили» мою мечту, и я стала учителем – логопедом в детском саду. Я обожаю свою работу, я обожаю всех своих «картавых» учеников, я обожаю своих т...

Акция «Какое счастье - просто жизнь»

Приурочена к  "Международному дню счастья"...

Презентация к тренингу для педагогов " Уроки счастья или как научиться радоваться жизни"

Презентация к тренингу для педагогов " Уроки счастья или как научиться радоваться жизни"...

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми шестого года жизни тема: «Семья – большое счастье».

Данное занятие формирует у детей доброе и бережное отношение к семье. Поддерживает у детей познавательное отношение к членам семьи, знание имен и эмоциональную отзывчивость к традициям семьи. На занят...