Статья на тему: «Речевая культура воспитателя, ее роль в развитии дошкольников»
статья на тему

В данной статье представлен материал о роли речевой культуры педагога и ее роли в развитии дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.67 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Речевая культура воспитателя, ее роль в развитии дошкольников»

Автор: воспитатель ГБДОУ детский сад №85 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Сметанина М.Е.

Культура речи —понятие, объединяющее владение языковой нормой устного и письменного языка, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения. Этим же словосочетанием обозначается лингвистическая дисциплина, занимающаяся определением границ культурного (в вышеприведённом смысле) речевого поведения, разработкой нормативных пособий, пропагандой языковой нормы и выразительных языковых средств.

Эталоном культуры речи признаётся литературный язык, понимаемый прежде всего как язык художественной литературы. Культуре речи противопоставляется влияние диалектов, просторечия, засорение речи излишними заимствованиями

Речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые – спокойно или с раздражением, громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением, и, подражая, копируют. Поэтому одной из первостепенных задач воспитателя -  подмечать собственные речевые недостатки, вслушиваться в собственную  речь, вдумчиво использовать новые слова.

Звуковая культура речи, хорошая дикция, правильное литературное произношение- это то, чем должен владеть воспитатель. Ребенку необходимо слышать каждое слово, обращенное к нему, иначе он не поймет, о чем ему говорят, а неправильное произношение может взять за эталон. Нередко недостатки речи ребенка – следствие не только небрежного речевого воспитания, но и отрицательного речевого влияния взрослых. Дефекты произношения, подкрепляемые повседневной практикой, могут закрепиться, стать привычкой в более зрелом возрасте.

В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога, выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.

К компонентам профессиональной речи педагога относятся:

  • качество языкового оформления речи (грамотность построения фраз – грамотное произношение слов из обыденной жизни, правильное ударение в словах)
  • ценностно-личностные установки педагога;
  • коммуникативная компетентность (способность педагога получать в диалоге необходимую информацию о собеседнике)
  • четкий отбор информации для создания высказывания (правильное использование специальной терминологии,  исключение лишних слов и режущих слух фразеологизмов)
  • ориентация на процесс непосредственной коммуникации (выразительность: интонация, темп речи, дикция, образность речи, словарное богатство)

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

  • Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
  • Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
  • Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
  • Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
  • Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
  • Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
  • Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

К наиболее часто встречающимся в речи воспитателя ошибкам можно отнести следующие:

  • нечёткое артикулирование звуков в процессе речи;
  • побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся («что» вместо «што»; «его» вместо «ево»);
  • произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора;
  • неправильное ударение в словах;
  • монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания;
  • ускоренный темп речи, который затрудняет понимание речи детьми;
  • многословие, наслоение лишних фраз, деталей;
  • насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;
  • использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов;
  • частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Танечка, вымой ручки!», «Катенька, убери чашечку со столика!»);
  • засоренность речи словами – паразитами (ну, вот, так сказать и т.д.);
  • копирование речи малышей, «сюсюканье»;
  • использование в речи слов, не понятных детям, без уточнения их значения и т.д.

Таким образом, воспитатель должен обратить внимание на следующее:

  1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.
  2. Иметь ясную, отчетливую речь, т.е. хорошую дикцию.
  3. Использовать в своей речи литературное произношение.
  4. Стремиться  использовать в речи интонационные средства выразительности.
  5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.
  6. Связно и доступно передавать содержание текстов в соответствии с возрастом детей.
  7. Не допускать в разговоре с детьми и окружающими повышенного тона, грубых выражений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Тема: "Народная игрушка и ее роль в развитии дошкольника"

Игрушки из глины и дерева, из соломы и бересты, из теста или бисера... Игрушки-обереги и игрушки-потешки, стригушки и козули, бирюльки и свистульки... Дымковские и каргопольские, архангельские и филим...

Тема педагогического опыта «Православная культура и её роль в развитии личности старших дошкольников»

Дошкольное детство - очень важный и сложный период жизни. Именно в этот период закладываются основы личности. То, что недодали в этом возрасте, потом очень трудно, а порой и невозможно наверстат...

Статья на тему «Дидактические игры и их роль в развитии познавательных интересов старшего дошкольного возраста» Воспитатель: Чумак Елена Вячеславовна

Статья на тему «Дидактические игры и их роль в развитии познавательных интересов старшего дошкольного возраста» Воспитатель: Чумак Елена Вячеславовна  Глубокий анализ педагогической и психол...

Статья на тему: "Метод сотворчества воспитателя с ребенком в развитии изобразительно- творческой деятельности детей двух- трех лет"

В своей работе Изобразительная деятельность младших дошкольников.- М.: Просвещение.-1980г. Казакова Т.Г. рассматривает сотворчество как необходимый элемент, применяемый воспитателем,  в развитии ...

Статья на тему: "Речевое развитие дошкольников в условиях ФГОС"

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение ро...

Консультация для педагогов на тему: "Дидактическая игра и ее роль в развитии дошкольника"

Консультация на тему: «Дидактическая игра и ее роль в развитии дошкольников»Игра возникает тогда, когда появляются нереализуемые непосредственно тенденции ребенка действовать как взрослый ...

статья Православная культура и её роль в развитии личности дошкольников.

Статья определяет влияние православной культуры на духовно-нравственное развитие личности дошкольников. В основе  данного процесса формируется нравственное здоровье ребенка....