Тренинг "Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями"
материал на тему

Тренинг "Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening.docx40.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №15 «Ромашка» общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому направлению развития детей»

Тренинг для педагогов ДОУ

«Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями»

                       

                                                       Педагог-психолог   Марьясова Г.А.

г. Шарыпово, 2015год

Древние заповеди общения:

доверяйте тому, с кем общаетесь,

уважайте того, с кем общаетесь,

                                    общаясь с человеком, делайте это наилучшим образом.

Цель: формирование у педагогов умения строить эффективное общение,  преодолевать  трудности взаимодействия с родителями и приобретение опыта совместной работы педагогического коллектива.  

Задачи:

1. Актуализировать существующие проблемы во взаимодействии с родителями;

2. Повышать у педагогов  уверенность в себе;

3. Упражнять  педагогов в построении эффективного общения с родителями;

4. Искать новые способы поведения в контактах с родителями и оптимальные пути разрешения конфликтов.

Предварительная работа: Анкетирование педагогов на выявление развития безоценочного восприятия партнера по общению (Приложение №1). Сообщение о полученных результатах анкетирования.

Общение с родителями в соответствии с ФГОС:

В центре стандарта - требования к психолого-педагогическим условиям, среди которых – сотрудничество с семьей.

Стандарт утверждает личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей.

Среди основных принципов:

1. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

2. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

3. Сотрудничество Организации с семьей;

4. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, стремление к взаимодействию.

         Воспитатели должны стремиться в общении с родителями к сотрудничеству, сотворчеству и совместным проектам для построения единого подхода в воспитании и формировании всесторонне развитой личности дошкольника.  

Практическая часть:

  1. Упражнение «Общение с родителем – это…»

Содержание: группа делится на две команды и в течении 5 мин. каждая подгруппа  выполняет следующее задание:

Первая перечисляет критерии эффективного общения с родителями, используя первые буквы первого слова словосочетания «Общение с родителем». Например: «0» - обаяние;

«б» безусловное принятие родителя таким, какой он есть и т.д.

Вторая группа перечисляет критерии, используя первые буквы второго слова – «родителем».

Затем команды по очереди зачитывают составленными ими списки критериев, а остальные участники могут по желанию дополнять предложенный перечень.

  1. Дискуссия «Я и родители моей группы» время 5-7 мин.

Вопросы к участникам:

- Каким образом на сегодняшний день складывается взаимодействие с родителями в вашей группе?

- Помогают ли они вам?

- Если у вас претензии к родителям?

- Предъявляют ли родители претензии к вам?

Для наглядности тренер записывает на доске все претензии родителей к воспитателю и воспитателя к родителям в два столбика. Например:

 «Претензии родителей к воспитателю»            «Претензии воспитателя к родителям»

  1. Предвзятость                                               Неисполнительность
  2. Требовательность                                        Равнодушие

Обсуждение: участники вместе с тренером делают совместный вывод о преимуществе позитивного способа решения всех вопросов в работе с родителями в ДОУ.

  1. Упражнение «Преврати недостаток в достоинство» время 5-7 мин.

 Рассматривание выявленных претензий в позитивном ключе. Необходимо подумать и найти позитивное зерно в выше перечисленном недостатке.

  1. Решение педагогических задач время 5-10 мин.

 Форма проведения: две рабочие группы, одна экспертная группа.

Вопросы для первой группы:

  1. Как вы понимаете, что такое работа с родителями?
  2. Перечислите формы работы с родителями.
  3. Посещение на дому. В каких случаях целесообразно посетить семью?
  4. Работа с трудными семьями. Какую семью вы считаете трудной? Есть ли у вас такие семьи? Какую работу необходимо проводить с трудными семьями?

Ситуация для анализа

Воспитатели нередко слышат от детей своей группы во время игры:

«Будешь слушаться, куплю это», «Будешь хорошо кушать, куплю мороженого», «Это тебе за то, что хорошо себя вел» и т. д.

Встречая родителей, дети сообщают, что хорошо себя вели, слушались, помогали малышам и тут же спрашивают: «А что ты мне за это купишь?»

Вопросы:

  1. Каково ваше мнение о педагогической ценности подкупа, задабривания, применяемого некоторыми родителями в воспитании.
  2. Формированию каких поступков эти методы способствуют?

Вопросы для второй группы:

  1. Какие основные задачи стоят перед дошкольным учреждением по работе с родителями?
  2. Анкетирование. Что это такое? Назовите положительные и отрицательные стороны анкетирования.
  3. Считаете ли вы эффективными такие формы работы с родителями, как День открытых дверей, открытое занятие, выпуск Газеты? Что это даёт педагогам и родителям?
  4. В каком случае плохое поведение ребёнка обсуждается:

В его присутствии

Без него

В присутствии всех членов семьи

Ситуация для анализа

Двухлетний Ванюша с усердием надевает колготы. Трудное занятие! Наконец-то после долгих усилий колготы почти надеты, но наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, «эту бесцельную возню», быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребенку колготы. Малыш поднимает крик:

- Сам, сам! Сам!

Мать строго говорит:

- Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам».

Вопросы: Правильно ли поступила мама?

       Каковы последствия поведения мамы?

       Что бы вы посоветовали маме?

 4. Упражнение «Работа с родителями» время 5-7 мин.

Содержание: Тренер делит участников на три подгруппы. Каждая подгруппа защищает интерес одной из трех категорий (ребенок, педагог, родители) участников образовательного процесса. Для наглядности и повышения уровня мотивации решения проблемы в процессе выполнения упражнения на большом листе ватмана составляется схема, на которой зафиксированы результаты выполнения.

Первая группа отвечает на вопрос: «Какие преимущества получают дети, если в образовательном учреждении систематически ведется работа с родителями?» Вторая группа объясняет, какую пользу приносит подобная работа самим родителям дошкольников и школьников.

Третья группа аргументирует положение о том, что взаимодействие с родителями необходимо педагогам.

Обсуждение: участники вместе с тренером делают совместный вывод о преимуществах и необходимости проведения систематической работы с родителями в ДОУ и в школах.

  5. Упражнение «Что я вижу на картине?» время 5-7 мин.

Содержание: Два или три педагога-добровольца просят выйти из зала, предупреждая, что их будут вызывать по одному для передачи информации. Тренер показывает участникам репродукцию какой-либо картины, желательно пейзаж, и первый педагог описывает, как можно более полно, что на ней изображено приглашенному участнику. Второй должен передать описание картины третьему участнику и т.д.  

Последний участник рассказывает всей группе, как он понял, что изображено на картине. Описание картинки последним участником сравнивается с изображением.

Обсуждение: Выясняют, в чем была искажена информация.

                      Ищется «звено», на котором произошло искажение информации.

                      Выясняется, почему это произошло.

         6. Упражнение «Испорченный телефон» время 5-7 мин.

Два или три добровольца просят выйти из зала, предупреждая, что их будут вызывать по одному для передачи информации. Тренер зачитывает первому участнику текст, его можно не передавать дословно, главное – как можно точнее выразить содержание. Первый педагог передаёт текст, как можно более полно,  приглашенному участнику. Второй должен передать текст третьему участнику и т.д.  Текст сообщения (Приложение №2)

 Информацию, которую запомнил последний участник сверяют с исходным текстом.

Обсуждение: Выясняют, в чем была искажена информация.

                      Ищется «звено», на котором произошло искажение информации.

                      Как вы думаете, почему это произошло? В чем причина?

          7. Игра «Здравствуйте, мама Петя» время 5-7 мин.

Педагоги разыгрывают две ситуации:

  1. Один участник педагог – «прокурор», хочет рассказать родителю «всю правду» о ребенке. Второй участник – тихая, спокойная, неуверенная мама.
  2. Один участник добродушный педагог – «адвокат», который хочет помочь ребёнку. Второй участник – наглая мама с установкой «все вокруг виноваты».

Подведение итогов тренинга.

     Рефлексия: время 4-5 мин. 

 

Приложение №1.

Анкета

 Развитие безоценочного восприятия партнера по общению

Методика проведения: Уважаемые  педагоги  предлагаю вам ответить на  несколько простых вопросов. Отвечать нужно быстро, однозначно. Варианты ответов «да», «нет», «иногда», ваш выбор необходимо подчеркнуть.

  1. Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?  «да», «нет», «иногда».
  2.  Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?   «да», «нет», «иногда».
  3. Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?  «да», «нет», «иногда».
  4.  Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос? «да», «нет», «иногда».
  5.  Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения? «да», «нет», «иногда».
  6. Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством? «да», «нет», «иногда».
  7. Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми? «да», «нет», «иногда».
  8.  Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы? «да», «нет», «иногда».
  9. Верите ли Вы, что существует проблема  «воспитателей и родителей» и что они разговаривают на «разных языках»?  «да», «нет», «иногда».
  10. Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?
  11.  Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе? «да», «нет», «иногда».
  12. Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор? «да», «нет», «иногда».
  13. Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями? «да», «нет», «иногда».
  14. У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете? «да», «нет», «иногда».
  15. Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей? «да», «нет», «иногда».
  16. Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию? «да», «нет», «иногда».

Подсчитайте, пожалуйста, ваши варианты ответов:

«да» -

«нет» -

«иногда» -

Оценка ответов: «да» - 2 очка, «иногда» - 1 очко, «нет» - О очков.

Полученные очки суммируются и определяется, к какой категории относится испытуемый.

  • 30-32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего, Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей - это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.
  • 25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!
  • 19-24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с "трудными" родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику "присматривания". Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.
  • 14-18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти "общий язык". Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители так же стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.
  • 9-13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.
  • 4-8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать "другом" каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь ею высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.
  • З очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.

                                   

Приложение №2

Текст сообщения:

 Заведующая ДОУ позвонила Марине Ивановне и попросила передать всем сотрудникам детского сада, что сегодня педсовета не будет, т.к.  его организаторы были срочно направлены на совещание в ИМЦ.  Сотрудникам необходимо в течение трех дней принести 200 рублей на приобретение семян цветов экзотических растений,  в связи с тем, что между ДОУ города будет проводиться конкурс на самый оригинальный дизайн участка.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для молодых специалистов ДОУ «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями»

Интерактивные мероприятия с категорией начинающих педагогов, направленные на восполнение знаний и отработку практических навыков общения и взаимодействия с родителями, способствующие также повышению у...

Тренинг для начинающих педагогов ДОУ по построению эффективного общения и взаимодействия с родителями

Одной из причин, серьезно осложняющих процесс адаптации молодого педагога к работе с дошкольниками, являются трудности, связанные с взаимодействием и общением с родителями. Непонимание своей роли в от...

Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями

Цель: способствовать преодолению трудностей начинающих педагоговв общениии взаимодействии с родителями....

Основы эффективного общения и взаимодействия с родителями с целью повышения их педагогической компетентности

Краткая презентация к семинару для педагогов ДОУ по теме "Основы эффективного общения и взаимодействия с родителями с целью повышения их педагогической компетентности". Включает в себя определение пон...

Занятие - тренинг для педагогов ДОУ «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями»

Цель: способствовать преодолению трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями.Задачи: 1.Актуализировать существующие проблемы во взаимодействиис родителями;2.Содействовать повышению ув...

Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями

В системе детский сад-семья используются трдиционные и не традиционные формы работы...