План работы по самообразованию.
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

План работы по самообразованию

Тема "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное дошкольное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №33»

(МБДОУ «Детский сад №33)

План работы по самообразованию

Тема: Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

воспитатель группы №7

Гумерова Назира Мингалиевна

г. Ачинск

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Задачи:

  • изучить научную и учебно-методическую литературу по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста;
  • пополнить дидактический  материал группы по теме самообразования;
  • повысить компетентность родителей через информационно-консультативную работу с родителями;
  • совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой

моторики.

Актуальность выбранной темы

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

         Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

         И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

       


 Значение развития тонкой моторики рук в раннем и дошкольном возрасте
       Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи.
       Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев. 
       Поэтому с самого раннего возраста взрослые стараются научить ребенка выполнять точные движения руками и пальцами. Брать в руки большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией, ложкой, вилкой, совочком и др. Открывать и закрывать коробки и сосуды, отвинчивать, завинчивать тюбики и гайки, завязывать и развязывать и т.д.
      Это важно при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
      Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

  • Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
  • Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
  • Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
  • Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
  • Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
  • У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
  • В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

План работы на 2018-2019 год

Сентябрь

1. Изучить литературу по данной теме (Т. Ю. Бардышева «Пляшут мои ручки» М. 2005 г.).

2. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук. 

3. Анкетирование на тему «Развитие мелкой моторики у малышей».

4. Пополнить образовательную среду обучающей игрой «Шнуровка».

Октябрь

1. Изучить литературу по данной теме (Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик)

2. Подготовить для родителей консультацию «Что такое мелкая моторика?»

3. Опубликовать для родителей на сайт ДОО пальчиковые гимнастики для заучивания с детьми дома.

4. Пополнить образовательную среду  настольной игрой «Найди фигуру».

Ноябрь

1. Изучить литературу по данной теме (Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007)

2. Составить картотеку пальчиковых игр.

3. Подготовить консультацию для родителей «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».

4. Пополнить образовательную среду игрой с прищепками «Маленькие помощники»

 

Декабрь

1. Изучить литературу по теме (Крупенчук О. И. Тренируем пальчики-развиваем речь. СПб, 2013)

2. Подготовить консультацию для родителей «Развитие мелкой моторики, как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста».

3. Выложить для родителей на сайт МДОУ пальчиковые гимнастики для заучивания с детьми дома.

4. Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.

Январь

1. Изучение литературы: «Энциклопедия развивалок» под.ред. Т.Решетник, Е.Анисина и др.-М.:ООО «ЭКСМО»,2011.

2. Пополнить дидактическими играми по теме «Пальчиковая гимнастика».

3. Подготовить для родителей консультацию «Пальцы помогают говорить»

4. Разнообразить образовательную среду  игрой «Озорной котенок» (сматывать нитки в клубок).

Февраль

1.Изучение литературы: Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.; Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.

2. Картотека игр «Конструирование из палочек» («Окно», «Домик», «Флажок»).

3. Опубликовать  для родителей на сайт ДОО пальчиковые гимнастики для заучивания с детьми дома.

4. Пополнение картотеки пальчиковых игр  «Снежок», «Дружат в нашей группе девочки и мальчики».

Март

1. Изучение литературы: О.А.Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»

2. Игры в «сухом бассейне» (найти заданный предмет); Настольные игры «Мозаика», «Ассоциации»

3. Опубликовать для родителей на сайт ДОО пальчиковые гимнастики для заучивания с детьми дома

4. Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок.

Апрель

1. Изучить литературу: Г.Г.Галкина «Пальцы помогают говорить»

2. Пальчиковая игра «Художник» (с помощью «волшебной палочки» или пальчиком)

3. Стендовый доклад для родителей  по теме «Пальчиковая гимнастика».

4. Разнообразить образовательную среду игрой «Конструирование из палочек» (по образцу и по желанию).

Май

  1. Изучить литературу: Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.
  2. Пополнить методический материал картотекой «Игр на развитие тактильного восприятия» («Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек»).

3. Опубликовать для родителей на сайт ДОО пальчиковые гимнастики для заучивания с детьми дома 

4. Пополнить образовательную среду Настольной игрой «Найди фигуре место».

Представление опыта работы по теме

Картотека пальчиковых игр на развитие мелкой моторики рук, артикуляционных гимнастик и дыхательных упражнений;

Картотека графических диктантов для развития ориентировки в пространстве и на плоскости;

Дидактические игры, шнуровки, пазлы, мозаика, конструкторы различной величины и различных материалов;

Нетрадиционные материалы для художественно-эстетической деятельности и счета;

Тактильные карточки;

«Чудо-сундучок» для развития чувств осязания, мелкой моторики рук;

Консультация для родителей: «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

План работы по самообразованию воспитателя по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»

материал будет полезен для воспитателей  подготовительной к школе группы коррекционных груп воспитания и обучения...

План работы по самообразованию на тему " Развитие детского творчества с использованием в работе дошкольников природного материала"

В материале описывается актуальность данной темы, определена цель, поставлены задачи, а также разработан перспективный план работы с родителями и детьми....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...