Рабочая программа (подготовительная группа)
рабочая программа (подготовительная группа) по теме

Заболотская Ольга Сергееевна

Рабочая программа 2016-2017( Подготовительная группа)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

города Москвы средняя общеобразовательная школа №305

дошкольное структурное подразделение

                        «Утверждаю»

Директор ГБОУ «Школа №305»

                                   Иванова О.В.

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

Совместная деятельность воспитателей с детьми подготовительной группы

на 2016-2017 учебный год

Составители:

Сапрыкина Е.В.

Заболотская О.С.

Москва 2016

Содержание программы.

  1. Пояснительная записка.
  1. Нормативные документы.
  2. Девиз программы «Детство».
  3. Цель и задачи обязательной части Программы.
  4. Принципы и подходы.
  5. Особенности организации образовательного процесса.
  6. Годовые задачи дошкольного структурного подразделения ГБОУ СОШ №305.
  7. Приоритетное направление деятельности.
  8. Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики:
  • особенности развития детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет);
  • контингент воспитанников группы;
  • планируемые результаты освоения Программы.
  1. Содержательный раздел Программы.
  1. Организация режима пребывания детей.
  2. Модель воспитательно-образовательного процесса.
  3. Учебный план.
  4. Двигательный режим.
  1. Приложение.
  1. Календарно-тематическое планирование:
  • перспективное планирование воспитательно-образовательной работы по образовательным областям;
  • перспективный план работы с родителями;
  • комплексы утренней гимнастики;
  • перечень развлечений, досугов, праздников и театрализованной деятельности.
  1. Список литературы.

  1. Пояснительная записка к рабочей программе

в соответствии ФГОС

  1. Нормативные документы.

Рабочая программа по развитию детей старшей группы разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» с учётом содержания и требований ООП ДОУ.

Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей старшего дошкольного возраста. Программа направлена на формирование общей и сенсорной культуры детей, развитие физических, интеллектуальных и социально-личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепления здоровья детей.

 Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. Закон «Об образовании РФ»;
  2. "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" 2.4.1.3049-13
  3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования от 30 августа 2013 №1014;
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта к структуре основной об общеобразовательной программы дошкольного образования».

  1. Девиз программы:

     «Чувствовать - Познавать – Творить»     -

определяет три взаимосвязанных линии развития ребенка,   которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность.   

Содержание программы «Детство» человекоориентированно и направлено на воспитание гуманного отношения к миру (В. И. Логинова).

Оно выстроено в соответствии с актуальными интересами современных дошкольников и направлено на их взаимодействие с разными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, миром природы, предметным и социальным миром, игровой, гигиенической, бытовой и двигательной культурой. Такое широкое культурно-образовательное содержание становится основой для развития познавательных и творческих способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов детей на разных ступенях дошкольного детства.

  1. Цели и задачи программы.

Цель программы - создать каждому ребенку группы возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и

Задачи:

  • охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие через физическое развитие, социально-коммуникативную развитие;
  • обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период старшего возраста независимо от пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) через художественно-эстетическую развитие, социально-коммуникативную развитие, речевое развитие и познавательное развитие;
  • обеспечить преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
  • создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром через социально-коммуникативное, познавательное и художественно-эстетическое развитие;

  • объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества через социально-коммуникативное и познавательное развитие;
  • формировать культуру личности ребенка:  развитие  социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности через все образовательные области.
  • обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей через работу с семьёй, проектную деятельность.

  1. Принципы и подходы к формированию программы.

  • полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество с семьёй;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества  и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • учёт этнокультурной ситуации развития детей.
  • взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы.

  1. Особенности организации образовательного процесса.

Ребенок дошкольного возраста - это, прежде всего неутомимый деятель, с удовольствием и живым интересом познающий и проявляющий себя в окружающем пространстве. Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного и разнообразного взаимодействия с миром.

Деятельностная природа дошкольника подчеркнута в девизе программы - «Чувствовать - Познавать- Творить». Эти слова определяют три взаимосвязанные линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность, проявляясь в интеграции социально- эмоционального, познавательного и созидательно-творческого отношения дошкольника к миру. Реализация программы нацелена на:

  • создание каждому ребенку условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей, так как задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития дошкольника и не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста;
  • обеспечение разнообразия детской деятельности - близкой и естественной для ребенка: игры, общения со взрослыми и сверстниками, экспериментирования, предметной, изобразительной, музыкальной. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем больше она значима для ребенка и отвечает его природе;
  • ориентацию всех условий реализации программы на ребенка, создание эмоционально-комфортной обстановки и благоприятной среды его позитивного развития.

6.Годовые задачи.

  • Формирование понятийного аппарата у дошкольников в процессе восприятия окружающего мира средствами речевых игр и упражнений.

  • Формирование у дошкольников экологического мышления и творческого воображения в процессе системно-деятельного подхода средствами опытно-исследовательской деятельности.

  1. Приоритетное направление деятельности.

С учетом годовых задач структурного подразделения в группе планируется 4 проекта:

«Моя Москва»

«Создание мультфильма»

«Путешествие по России, республика Башкирия»

«Экологическая тропинка»

Первый проект стартует 1 октября, длительность октябрь - январь.

Цель проекта: Систематизировать и углубить знания детей о Москве, её истории.

Проект «Создание мультфильма» стартует в ноябре 2016г.,

длительность ноябрь-декабрь.

Цель проекта: формирование у дошкольников взгляда на анимацию с позиции творческого человека.

Проект «Путешествие по России, республика Башкирия» стартует в декабре 2016г.,

длительность ноябрь-декабрь.

Цель проекта: воспитание толерантного отношения к другому народу.

Проект «Экологическая тропинка» стартует в марте 2017г.,

длительность ноябрь-декабрь.

Цель проекта: Создание условий для экологического воспитания детей.

  1. Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики.

Особенности развития детей 6-7 лет.

Дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Игровое пространство усложняется. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится ещё более детализированным и пропорциональным.

При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Они свободно владеют обобщёнными способами  анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им  объёмными предметами.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным.

В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей, как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Контингент воспитанников группы.

В группе 24 ребенка, из них:

8 девочек, 16 мальчиков.

Группа здоровья:

I – 5 детей ;

II – 19 детей.

Анализ социального статуса семей выявил, что в старшей группе воспитываются дети:

  • из полных семей – 22;
  • неполных- 2;
  • многодетных -7.

Основной состав родителей - среднеобеспеченные,

  • с высшим образованием- 18;
  • средне-специальным,  профессиональным – 28;
  • без образования - нет.

          Все воспитанники русскоговорящие.

          Все проживают в условиях города.

Планируемые результаты освоения программы.

К семи годам:

Игровая деятельность

  • Ребенок проявляет интерес к разным видам игр.
  • Выражены индивидуальные предпочтения к тому или иному виду игровой деятельности.  
  • Способен согласовать в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров, умеет объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру.  
  • В сюжетных и театрализованных играх активность детей проявляется по- разному.
  • Детям-сочинителям наиболее интересны игры, которые осуществляются в вербальном плане.
  • Придуманные ими сюжеты отличаются оригинальностью.
  • Они становятся носителями игрового замысла.
  • Дети-исполнители, артисты проявляют интерес к воплощению игровых образов и ролей. Используют при этом разнообразные средства - мимику, жест, речевую интонацию, комментирующую речь.
  • Для детей- режиссеров характерна высокая активность, как в инициировании игровых замыслов, так и в создании образов игровых персонажей, выполнении игровых действий. Детям- практикам интересны многоплановые игровые сюжеты, предполагающие переходы от игры к продуктивной и конструктивной деятельности и обратно.  
  • Ребенок проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами и материалами, а также к развивающим и познавательным играм.
  • Настойчиво добивается решения игровой задачи.  
  • В играх с правилами точно выполняет нормативные требования, может объяснить содержание и правила игры другим детям, в совместной игре следит за точным выполнением правил всеми участниками.

Социально-коммуникативное развитие

Мир социальных отношений

  • Поведение ребенка положительно направлено.
  • Ребенок хорошо ориентирован в правилах культуры поведения, охотно выполняет их.  
  • Ребенок доброжелательно настроен по отношению к взрослым и сверстникам, вступает в общение, в совместную деятельность, стремится к взаимопониманию, в случае затруднений апеллирует к правилам.  
  • Имеет представления о нравственных качествах людей, оценивает поступки с позиции известных правил и норм.  
  • Внимателен к эмоциональному и физическому состоянию людей, хорошо различает разные эмоции, проявляет участие и заботу о близких и сверстниках.  
  • Имеет близких друзей (друга), с удовольствием общается, участвует в общих делах, обсуждает события, делится своими мыслями, переживаниями.  
  • Имеет представления о школе, стремится к своему будущему положению  школьника, проявляет уверенность в себе, положительную самооценку, чувство собственного достоинства.

Ценностное отношение к труду

  • Ребенок проявляет познавательный интерес к профессиям, предметному миру, созданному человеком.  
  • Отражает представления о труде взрослых в играх, рисунках, конструировании.  
  • Проявляет самостоятельность и инициативу в труде, способен принять цель от  взрослого или поставить цель самостоятельно, осуществить процесс, получить результат и оценить его.  
  • Самостоятелен и ответственен в самообслуживании, охотно участвует в  совместном труде со сверстниками, заинтересован в получении хорошего результата.  
  • Добросовестно выполняет трудовые поручения в детском саду и в семье.

Основы безопасного поведения в быту, социуме, природе

  • Ребенок имеет представление о безопасном поведении, как вести себя в  потенциально опасных ситуациях в быту, на улице, в природе.  
  • Знает, как позвать на помощь, обратиться за помощью к взрослому; знает свой адрес, имена родителей, их контактную информацию.  
  • Избегает контактов с незнакомыми людьми на улице.  
  • Проявляет осторожность при встрече с незнакомыми животными, ядовитыми  растениями, грибами.  
  • Внимателен к соблюдению правил поведения на улице, умеет ориентироваться  на сигналы светофора.

Познавательное развитие

  • Ребенок отличается широтой кругозора, интересно и с увлечением делится  впечатлениями.  
  • Организует и осуществляет познавательно-исследовательскую деятельность в  соответствии с собственными замыслами.
  • Проявляет интерес к предметам окружающего мира, символам, знакам,  моделям, пытается устанавливать различные взаимосвязи; владеет системой эталонов, осуществляет сенсорный анализ, выделяя в сходных предметах отличие, в разных — сходство.  
  • Может длительно целенаправленно наблюдать за объектами, выделять их  проявления, изменения во времени.  
  • Проявляет познавательный интерес к своей семье, социальным явлениям, к  жизни людей в родной стране.
  • Задает вопросы о прошлом и настоящем жизни страны.  
  • Рассказывает о себе, некоторых чертах характера, интересах, увлечениях, личных предпочтениях и планах на будущее.  
  • Проявляет интерес к социальным явлениям, к жизни людей в разных странах и многообразию народов мира.  
  • Знает название своего города и страны, ее государственные символы, имя  действующего президента, некоторые достопримечательности города и страны.  
  • Имеет некоторые представления о жизни людей в прошлом и настоящем, об истории города, страны.

Речевое развитие

  • Ребенок ведет деловой диалог со взрослыми и сверстниками, легко знакомится,  имеет друзей, может организовать детей на совместную деятельность.  
  • Задает вопросы, интересуется мнением других, расспрашивает об их  деятельности и событиях жизни.  
  • Участвует в разгадывании кроссвордов, ребусов, предлагает словесные игры,  читает слова, может написать свое имя печатными буквами, проявляет интерес к речевому творчеству.  
  • В коллективных обсуждениях выдвигает гипотезы, использует речевые формы убеждения, владеет культурными формами выражения несогласия с мнением собеседника; умеет принять позицию собеседника.  
  • Успешен в творческой речевой деятельности: сочиняет загадки, сказки, рассказы, планирует сюжеты творческих игр.  
  • Речь чистая, грамматически правильная, выразительная, владеет звуковым  анализом слов.  
  • Проявляет устойчивый интерес к литературе, имеет предпочтения в жанрах литературы, темах произведений; понимает идею произведения, авторское отношение к героям.

Художественно-эстетическое развитие

Изобразительное искусство

  • Ребенок проявляет самостоятельность, инициативу, индивидуальность в процессе деятельности; имеет творческие увлечения.  
  • Проявляет эстетические чувства, откликается на прекрасное в окружающем  мире и в искусстве; узнает, описывает некоторые известные произведения, архитектурные и скульптурные объекты, предметы народных промыслов, задает вопросы о произведениях, поясняет некоторые отличительные особенности видов искусства.
  • Экспериментирует в создании образа, проявляет самостоятельность в процессе  выбора темы, продумывания художественного образа, выбора техник и способов создания изображения; демонстрирует высокую техническую грамотность; планирует деятельность, умело организует рабочее место, проявляет аккуратность и организованность.  
  • Адекватно оценивает собственные работы; в процессе выполнения  коллективных работ охотно и плодотворно сотрудничает с другими детьми.

Художественная литература

  • Ребенок проявляет эстетический вкус, стремление к постоянному общению с книгой, желание самому научиться читать.  
  • Обнаруживает избирательное отношение к произведениям определенной  тематики или жанра, к разным видам творческой деятельности на основе произведения.  
  • Называет любимые литературные тексты, объясняет, чем они ему нравятся.  
  • Знает фамилии 4-5 писателей, отдельные факты их биографии, называет их  произведения, с помощью взрослого рассуждает об особенностях их творчества.  
  • Воспринимает произведение в единстве его содержания и формы, высказывает  свое отношение к героям и идее.  
  • Творчески активен и самостоятелен в речевой, изобразительной и театрально-  игровой деятельности на основе художественных текстов.

Музыка

  • Развита культура слушательского восприятия.  
  • Ребенок любит посещать концерты, музыкальный театр, делится полученными  впечатлениями.  
  • Музыкально эрудирован, имеет представления о жанрах и направлениях  классической и народной музыки, творчестве разных композиторов.  
  • Проявляет себя во всех видах музыкальной исполнительской деятельности, на праздниках.  
  • Активен в театрализации, где включается в ритмо-интонационные игры,  помогающие почувствовать выразительность и ритмичность интонаций, а также стихотворных ритмов, певучие диалоги или рассказывания.  
  • Проговаривает ритмизированно стихи и импровизирует мелодии на заданную тему, участвует в инструментальных импровизациях.

Физическое развитие

  • Двигательный опыт ребенка богат; результативно, уверенно, мягко, выразительно с достаточной амплитудой и точно выполняет физические упражнения (общеразвивающие, основные движения, спортивные).  
  • В двигательной деятельности ребенок успешно проявляет быстроту, ловкость,  выносливость, силу и гибкость.  
  • Осознает зависимость между качеством выполнения упражнения и его  результатом.  
  • Проявляет элементы творчества в двигательной деятельности: самостоятельно  составляет простые варианты из освоенных физических упражнений и игр, через движения передает своеобразие конкретного образа (персонажа, животного), стремится к неповторимости (индивидуальности) в своих движениях.  
  • Проявляет постоянно самоконтроль и самооценку.
  • Стремится к лучшему  результату, к самостоятельному удовлетворению потребности в двигательной активности за счет имеющегося двигательного опыта.  Имеет начальные представления о некоторых видах спорта.  
  • Имеет представления о том, что такое здоровье, понимает, как поддержать,  укрепить и сохранить его.  
  • Владеет здоровье сберегающими умениями: навыками личной гигиены, может определять состояние своего здоровья.
  • Может оказать элементарную помощь самому себе и другому (промыть ранку,  обработать ее, приложить холод к ушибу, обратиться за помощью к взрослому).

Организация режима  пребывания  детей в ГБОУ СОШ № 305/3

Подготовительная  группа №5

 

Режим дня соответствует возрастным особенностям детей подготовительной группы  и способствует их гармоничному развитию.

Радушный приём, осмотр, весёлые игры, ежедневная утренняя гимнастика, дежурство.

8.00-8.35

Подготовка к завтраку, вкусный завтрак

8.35-9.00

Самостоятельная деятельность, игры

8.50 – 9.00

Непосредственная образовательная

деятельность

9.00 –10.35

Второй завтрак

10.35 – 10.40

Самостоятельная длеятельность, игры, подготовка к прогулке

10.40 – 11.00

Прогулка (игры – наблюдения, труд, подвижные игры)

11.00 – 12.30

Возвращение с прогулки, игры

12.30 – 12.40

Подготовка к обеду, вкусный обед

12.40- 13.10

Подготовка ко сну, дневной сон

13.10 – 15.10

Постепенный подъём, воздушные, водные процедуры

15.10 – 15.30

Подготовка к полднику, вкусный полдник

15.30 – 15.50

Игры, самостоятельная деятельность детей

15.50 -16.00

Чтение художественной литературы

16.25 – 16.45

Подготовка к прогулке

16.45 – 17.00

Прогулка (игры- наблюдения, подвижные игры)

17.00- 18.00

Уход домой

До 18.00

 



Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

города Москвы средняя общеобразовательная школа №305

дошкольное структурное подразделение

                        «Утверждаю»

Директор ГБОУ «Школа №305»

                                   Иванова О.В.

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

Совместная деятельность воспитателей с детьми младшей группы

на 2017-2018 учебный год

Составители:

Сапрыкина Е.В.

Заболотская О.С.

Москва 2017

Содержание программы.

  1. Пояснительная записка.
  1. Нормативные документы.
  2. Девиз программы «Детство».
  3. Цель и задачи обязательной части Программы.
  4. Принципы и подходы.
  5. Особенности организации образовательного процесса.
  6. Годовые задачи дошкольного структурного подразделения ГБОУ СОШ №305.
  7. Приоритетное направление деятельности.
  8. Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики:
  • особенности развития детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет);
  • контингент воспитанников группы;
  • планируемые результаты освоения Программы.
  1. Содержательный раздел Программы.
  1. Организация режима пребывания детей.
  2. Модель воспитательно-образовательного процесса.
  3. Учебный план.
  4. Двигательный режим.
  1. Приложение.
  1. Календарно-тематическое планирование:
  • перспективное планирование воспитательно-образовательной работы по образовательным областям;
  • перспективный план работы с родителями;
  • комплексы утренней гимнастики;
  • перечень развлечений, досугов, праздников и театрализованной деятельности.
  1. Список литературы.

  1. Пояснительная записка к рабочей программе

в соответствии ФГОС

  1. Нормативные документы.

Рабочая программа по развитию детей старшей группы разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» с учётом содержания и требований ООП ДОУ.

Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей старшего дошкольного возраста. Программа направлена на формирование общей и сенсорной культуры детей, развитие физических, интеллектуальных и социально-личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепления здоровья детей.

 Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. Закон «Об образовании РФ»;
  2. "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" 2.4.1.3049-13
  3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования от 30 августа 2013 №1014;
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта к структуре основной об общеобразовательной программы дошкольного образования».

  1. Девиз программы:

     «Чувствовать - Познавать – Творить»     -

определяет три взаимосвязанных линии развития ребенка,   которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность.   

Содержание программы «Детство» человекоориентированно и направлено на воспитание гуманного отношения к миру (В. И. Логинова).

Оно выстроено в соответствии с актуальными интересами современных дошкольников и направлено на их взаимодействие с разными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, миром природы, предметным и социальным миром, игровой, гигиенической, бытовой и двигательной культурой. Такое широкое культурно-образовательное содержание становится основой для развития познавательных и творческих способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов детей на разных ступенях дошкольного детства.

  1. Цели и задачи программы.

Цель программы - создать каждому ребенку группы возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и

Задачи:

  • охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие через физическое развитие, социально-коммуникативную развитие;
  • обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период старшего возраста независимо от пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) через художественно-эстетическую развитие, социально-коммуникативную развитие, речевое развитие и познавательное развитие;
  • обеспечить преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
  • создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром через социально-коммуникативное, познавательное и художественно-эстетическое развитие;

  • объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества через социально-коммуникативное и познавательное развитие;
  • формировать культуру личности ребенка:  развитие  социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности через все образовательные области.
  • обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей через работу с семьёй, проектную деятельность.

  1. Принципы и подходы к формированию программы.

  • полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество с семьёй;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества  и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • учёт этнокультурной ситуации развития детей.
  • взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы.

  1. Особенности организации образовательного процесса.

Ребенок дошкольного возраста - это, прежде всего неутомимый деятель, с удовольствием и живым интересом познающий и проявляющий себя в окружающем пространстве. Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного и разнообразного взаимодействия с миром.

Деятельностная природа дошкольника подчеркнута в девизе программы - «Чувствовать - Познавать- Творить». Эти слова определяют три взаимосвязанные линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность, проявляясь в интеграции социально- эмоционального, познавательного и созидательно-творческого отношения дошкольника к миру. Реализация программы нацелена на:

  • создание каждому ребенку условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей, так как задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития дошкольника и не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста;
  • обеспечение разнообразия детской деятельности - близкой и естественной для ребенка: игры, общения со взрослыми и сверстниками, экспериментирования, предметной, изобразительной, музыкальной. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем больше она значима для ребенка и отвечает его природе;
  • ориентацию всех условий реализации программы на ребенка, создание эмоционально-комфортной обстановки и благоприятной среды его позитивного развития.

  1. Годовые задачи.

  • Совершенствование познавательного развития у детей дошкольного возраста средствами творческо-поисковой деятельности в процессе организации проектной и досуговой  деятельности.

  • Формирование толерантности у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурой разных народов России  средствами игровой деятельности.

  1. Приоритетное направление деятельности.

Адаптация

  1. Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики.

Особенности развития детей 3-4 лет.

Три года – это возраст, когда ребенок вступает в период дошкольного возраста. Четвертый год жизни характеризуется двумя качественно новыми чертами. Одна связана с формированием личности, другая - с формированием его деятельности, У ребенка начинает формироваться самооценка и связанное с ней стремление соответствовать требованием взрослых, быть хорошим.

Элементы самосознания у ребенка трех- четырех лет проявляются в не всегда удачном противопоставлении себя окружающим. Поэтому конец третьего и частично четвертый год жизни называют «кризисным» возрастом, которому свойственны вспышки негативизма, упрямства, неустойчивость настроения.

Изменения в деятельности появляются в том, что действия детей в игре, рисовании, конструировании приобретают намеренный характер, что позволяет ребенку создавать какой-то конкретный образ, возводить постройки, выполнять определенную роль в игре. Произвольность действий, преднамеренность, т.е подчинение действий определенному образцу, на четвертом году жизни только начинают формироваться. Поэтому деятельность носит неустойчивый характер: еще велика отвлекаемость, неумение планировать свои действия.

Основным содержанием игр в этом возрасте являются действия с предметами и игрушками. Продолжительность игр небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами.

Самой выраженной особенностью детей начала 4 года жизни является их стремление к самостоятельности. Удовлетворение цели. Которую ставит перед собой ребенок, лежит в первую очередь в сфере признания и одобрения его достижений взрослыми. Поддержка и одобрение взрослых порождают у детей радостные ощущения своей компетентности, представления о себе как о могущем и умеющем. Потребность в общении, признании, уважении является ведущей потребностью ребенка в этом возрасте.

Развитие психических процессов.

 Восприятие. Создает фундаменты для развития мышления, памяти, внимания, воображения, речи. Хорошо развитое восприятие проявляется в виде наблюдательности ребенка, его способность подмечать особенности предметов и явлений, детали, черточки, которые не заметит взрослый.

Внимание. Способность управлять своим вниманием невелика. Ребенок в этом возрасте удерживает внимание 7-8 минут. Внимание носит непроизвольный характер.

Память. Процессы памяти остаются непроизвольными. Дети данного возраста в начале года удерживают в памяти 2 объекта, к концу 4 года – до 4-х объектов.

Мышление. Младшие дошкольники сравнивают, анализируют в наглядно- действенном плане. Дети могут сравнивать предметы по форме, цвету, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы (все красные), чаще пользуются родовыми понятиями: игрушки, посуда, животные, фрукты, овощи.

Воображение. Развито слабо. У детей замысел обычно рождается после того, как выполнено действие, а если и формируется до начала деятельности, то очень неустойчиво.

Речь. Продолжает оставаться ситуативной и диалогической. Словарный запас увеличивается за год в среднем до 1500 слов. Индивидуальные различие колеблются от 600 до 2300 слов. Изменяется словарный состав речи: возрастает доля глаголов, прилагательных и других частей речи. В речи детей 4 года есть еще одна особенность: дети часто сопровождают свои действия “приборматыванием’’. Эти “разговоры с собой” имеют огромное значение для развития детей. С их помощью ребенок удерживает в памяти поставленные им перед собой цели, строит новые планы, обдумывает пути их достижения, наконец, выполняет на словах действия, которые опускает в реальность. 

Контингент воспитанников группы.

В группе 25 ребенка, из них:

17 девочек, 8 мальчиков.

Группа здоровья:

I –     детей ;

II –    детей.

Анализ социального статуса семей выявил, что в старшей группе воспитываются дети:

  • из полных семей –24
  • неполных - 1
  • многодетных - 5

Основной состав родителей - среднеобеспеченные,

  • с высшим образованием-  36;
  • со средне-специальным,  профессиональным –  7 ;
  • без образования -  нет  .

          Все воспитанники русскоговорящие.

          Все проживают в условиях города.

Планируемые результаты освоения программы.

К четырем годам:

Игровая деятельность

  • Ребенок отражает в играх разные сюжеты.
  • Активно осваивает способы ролевого поведения: называет свою роль и  обращается к сверстнику по имени игрового персонажа.  
  • Охотно вступает в ролевой диалог с воспитателем и со сверстником.
  • У ребенка есть любимые игры и роли, которые он охотнее всего выполняет.
  • Использует разнообразные игровые действия, называет их в ответ на вопрос  воспитателя.  
  • В дидактических играх принимает игровую задачу и действует в соответствии с ней.  
  • Проявляет интерес к игровому общению со сверстниками.

Социально-коммуникативное развитие

Мир социальных отношений 

  • Ребенок приветлив с окружающими, проявляет интерес к словам и действиям взрослых, охотно посещает детский сад.
  • По показу и побуждению взрослых эмоционально откликается на ярко выраженное состояние близких и сверстников.
  • Ребенок дружелюбно настроен, спокойно играет рядом с детьми, вступает в общение по поводу игрушек, игровых действий.
  • Сохраняет преобладающее эмоционально-положительноенастроение, быстро преодолевает негативные состояния, стремится к одобрению своих действий.
  • Говорит о себе в первом лице, положительно оценивает себя, проявляет доверие к миру.

Ценностное отношение к труду

  • Ребенок с интересом наблюдает за трудовыми действиями взрослых по созданию или преобразованию предметов, связывает цель и результат труда; называет трудовые действия, инструменты, некоторые материалы, из которых сделаны предметы и вещи.  
  • По примеру воспитателя бережно относится к результатам труда взрослых, подражает трудовым действиям.  
  • Проявляет самостоятельность в самообслуживании, самостоятельно умывается, ест, одевается при небольшой помощи взрослого.

Основы безопасного поведения в быту, социуме, природе 

  • Ребенок проявляет интерес к правилам безопасного поведения.
  • С интересом слушает стихи и потешки о правилах поведения в окружающей среде и пр.  
  • Осваивает безопасные способы обращения со знакомыми предметами  ближайшего окружения.

Познавательное развитие

  • Ребенок любопытен, задает вопросы «Что такое?», «Кто такой?», «Что делает?», «Как называется?»
  • Самостоятельно находит объект по указанным признакам, различает форму, цвет, размер предметов и объектов, владеет несколькими действиями обследования.  
  • С удовольствием включается в деятельность экспериментирования, организованную взрослым.  
  • Проявляет эмоции радостного удивления и словесную активность в процессе  познания свойств и качеств предметов.  
  • Задает вопросы о людях, их действиях.
  • Различает людей по полу, возрасту  (детей, взрослых, пожилых людей) как в реальной жизни, так и на иллюстрациях.  
  • Знает свои имя, фамилию, пол, возраст

Речевое развитие 

  • Ребенок с удовольствием вступает в речевое общение со знакомыми  взрослыми: понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, используя простые распространенные предложения.  
  • Проявляет речевую активность в общении со сверстником; здоровается и  прощается с воспитателем и детьми, благодарит за обед, выражает просьбу.  
  • По вопросам составляет по картинке рассказ из 3—4 простых предложений.  
  • Называет предметы и объекты ближайшего окружения.
  • Речь эмоциональна, сопровождается правильным речевым дыханием.  
  • Ребенок узнает содержание прослушанных произведений по иллюстрациям,  эмоционально откликается на него.  
  • Совместно со взрослым пересказывает знакомые сказки, читает короткие  стихи.

Художественно-эстетическое развитие

Изобразительное искусство

  • Ребенок охотно участвует в ситуациях эстетической направленности.
  • Есть  любимые книги, изобразительные материалы.  
  • Эмоционально откликается на интересные образы, радуется красивому  предмету, рисунку; с увлечением рассматривает предметы народных промыслов, игрушки, иллюстрации.  
  • Создает простейшие изображения на основе простых форм; передает сходство  с реальными предметами.  
  • Принимает участие в создании совместных композиций, испытывает  совместные эмоциональные переживания.

Художественная литература 

  • Ребенок охотно отзывается на предложение прослушать литературный текст, сам просит взрослого прочесть стихи, сказку.  
  • Узнает содержание прослушанных произведений по иллюстрациям и  обложкам знакомых книг.  
  • Активно сопереживает героям произведения, эмоционально откликается на  содержание прочитанного.  
  • Активно и с желанием участвует в разных видах творческой деятельности на  основе литературного текста (рисует, участвует в словесных играх, в играх- драматизациях).

Музыка 

  • Ребенок с интересом вслушивается в музыку, запоминает и узнает знакомые произведения.  Проявляет эмоциональную отзывчивость, появляются первоначальные суждения о настроении музыки.  
  • Различает танцевальный, песенный, маршевый метроритм, передает их в  движении.  Эмоционально откликается на характер песни, пляски.  
  • Активен в играх на исследование звука, элементарном музицировании.

Физическое развитие 

  • Ребенок с желанием двигается, его двигательный опыт достаточно  многообразен.  
  • При выполнении упражнений демонстрирует достаточную в соответствии с  возрастными возможностями координацию движений, подвижность в суставах, быстро реагирует на сигналы, переключается с одного движения на другое.  
  • Уверенно выполняет задания, действует в общем для всех темпе; легко  находит свое место при совместных построениях и в играх.  
  • Проявляет инициативность, с большим удовольствием участвует в подвижных  играх, строго соблюдает правила, стремится к выполнению ведущих ролей в игре.  
  • С удовольствием применяет культурно-гигиенические навыки, радуется своей  самостоятельности и результату.  
  • С интересом слушает стихи и потешки о процессах умывания, купания.

  1. Содержательный раздел Программы.

  1. Организация режима  пребывания  детей в ГБОУ СОШ № 305/3

Младшая  группа №5

 

Режим дня соответствует возрастным особенностям детей младшей группы  и способствует их гармоничному развитию. 

Радушный приём, осмотр, весёлые игры, ежедневная утренняя гимнастика, дежурство.

8.00 – 8.35

Подготовка к завтраку, вкусный завтрак

8.35 – 9.00

Самостоятельная деятельность, игры

8.50 – 9.00

Непосредственная образовательная

деятельность

9.00 –10.00

Самостоятельная длеятельность, игры, второй завтрак, подготовка к прогулке

10.00 – 10.30

Прогулка (игры – наблюдения, труд, подвижные игры)

10.30 – 11.45

Возвращение с прогулки, игры

11.45 – 12.00

Подготовка к обеду, вкусный обед

12.00 – 12.30

Подготовка ко сну, дневной сон

12.30 – 15.00

Постепенный подъём, воздушные, водные процедуры

15.00 – 15.25

Подготовка к полднику, вкусный полдник

15.25 – 15.40

Игры, самостоятельная

деятельность детей

15.50 -16.00

Чтение художественной

литературы

16.25 – 16.45

Подготовка к прогулке

16.45 – 17.00

Прогулка (игры-наблюдения, подвижные игры), ужин, уход домой.

17.00 – 19.00


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа подготовительной группы по программе "От рождения до школы" ФГОС

Разработа по ФГОС. Содержит планирование по 5 образовательным областям....

Рабочая программа подготовительной группы в соответствии с программой «От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, В.В.Гербовой.

Ведущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и ф...

Рабочая программа подготовительной группы (6-7лет) срок реализации программы 2017-2018 уч. г.

Эта медадическая разработка, поможет р работе с детьми подготовительной к школе группы, работающих по программе "От рождения до школы"......

Рабочая программа подготовительная группа составленная на основе программы "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы

Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы разработана в соответствии с основной примерной общеобразовательной программой, в соответствии с Федеральным государственным образовательным...

Рабочая программа подготовительной группы по программе "Радуга"

Рабочая программа разработана в соответствии   с пунктом 6 части 1 статьи Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».Данная рабочая...