"Организация предметно-пространственной среды в ДОО, как одно из условий качества дошкольного образования"
материал на тему

Митяева Инна Евгеньевна

Оценка качества дошкольного образования в ДОО рассматривается как многоуровневая система, где каждый уровень имеет свой объект оценки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchaya_sreda.docx29.72 КБ

Предварительный просмотр:

   Оценка качества Дошкольного образования  в ДОО рассматривается как многоуровневая система, каждый уровень имеет свой объект оценки.
  Развивающая среда один из параметров оценки качества Дошкольного образования.
    Современный детский сад-это место, где совершается развитие ребенка в процессе обучения и воспитания, и основной задачей является совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации развивающей образовательной среды.

Развивающая предметно-пространственная среда рассматривается как система условий обеспечивающих всю полноту развития деятельности ребенка и его личности.

Включает обстановку, объекты и материалы различного функционального значения.
Позволяет педагогу решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений обеспечивая максимальный психологический комфорт для каждого ребенка.

Функции развивающей  предметно-пространственной среды

Информационная: каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта

Развивающая:  Развивающая функция среды является ведущей. Только тогда среда может претендовать на высокое звание развивающей, когда она содержит материал, посильный каждому ребенку. Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявлять любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного.

Стимулирования активности: в её организации необходимо учитывать возрастные, индивидуальные особенности , его потребности, стремления и способности

Воспитывающая: сама среда является тем самым центром, где зарождаются узы сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. При любых обстоятельствах предметный мир окружающей ребенка, необходимо пополнять и обновлять. Среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся. При таких условиях педагог может решить задачу формирования активной, самостоятельной и творческой личности ребенка

Принципы организации предметно-пространственной среды

Развивающая предметно пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

 Организация образовательного пространства и разнообразие материалов должны обеспечивать:

  • Игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступным детям материалами ( в том числе с песком и водой),
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражение детей;

Трансформируемость  пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

Полифункциональность материалов предполагает:

  • Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды.
    Вариативность материалов предполагает:
  • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующую игровую, двигательную, познавательную, исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает:

  • Свободный доступ воспитанников, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Педагоги ДОО организовали предметно-пространственную среду так, чтобы каждый ребенок мог заниматься любимым делом. Размещение оборудования по центрам позволяет детям объединиться подгруппами
по общим интересам: конструирование, рисование, экспериментирование и другие виды деятельности. С целью обучения детей безопасному поведению на дороге создан центр «Мы пешеходы». Воспитанники закрепляют правила пожарной безопасности в центре «Юный пожарник». Они оснащены необходимыми атрибутами, дидактическими и настольными играми, для закрепления правил дорожного движения и пожарной безопасности.

 В детском саду имеется компьютерный класс. Наличие мультимедийного оборудования в комплект которого входит: компьютер, интерактивная доска, проектор и экран –дают возможность воспитателям и специалистам создавать такую образовательную среду, которая интересна и познавательна детям. Работа с использованием мультимедийного оборудования ведется на занятиях по дополнительной общеразвивающей интерактивной программе «Мультикид». Одновременное использование программного обеспечения и дидактических материалов даёт возможность детям более эффективно усваивать абстрактные понятия.

У нас оборудовано помещение под цифровую лабораторию в которой дети обучаются  по дополнительной программе «Наураша в стане Наурандии», которая носит опытно-экспериментальную направленность. Главная цель этой программы знакомство с миром физики, химии, биологии. Дети знакомятся с такими понятиями как температура, свет,звук, электричество, кислотность, пульс, магнетизм. В комплект входит датчик «Божья коровка», набор предметов для измерения, компьютерная программа.

Территория и участок –является частью эколого-развивающей среды ДОО. На участке дети знакомятся С сезонными изменениями в природе, педагоги организуют длительные наблюдения за ростом растений. Около здания детского сада разбиты цветочные клумбы Детей возле клумб встречает «Хранительница Лукоморья» (белочка). Она вместе с педагогами сопровождает детей по всем экологическим объектам. А их у нас 15.
1 Хранительница Лукоморья, гнездование птиц, Пень, Сельский дворик, объект грибы и ягоды, Муравейник, Привал, Цветник, Кустарники, Аптека доктора Айболита ,Огород, Водоем, Альпийская горка, Птичий город, Метеостанция.

Развивающая среда студии изобразительного искусства

Кабинет оснащен детскими столами, мольбертами, учебно-методической литературой по изодеятельности, имеются пособия по народно-прикладному искусству. В кабинете ИЗО  организована постоянная мини-выставка детских работ которая периодично обновляется. Ведется работа по дополнительной программе «Акварелька»

В каждой возрастной группе созданы мини центры по  ИЗО где дети проявляют свои способности занимаясь творчеством.

У нас большой просторный музыкальный зал где проводится непосредственная-образовательная деятельность, праздники, развлечения. Ведется работа по дополнительной программе «Домисолька».
Созданная предметно-пространственная развивающая среда в музыкальном зале помогает в развитии творческих способностей детей, воспитанию эстетического отношения к миру музыки.

 Развивающая среда кабинета педагога-психолога.

Педагогом психологом ведется работа диагностическая, консультативная, просветительская, коррекционно-развивающая работа. В кабинете организованы зоны для индивидуального консультирования, групповой  и индивидуальной работы. Организовано пространство по сенсорному развитию используется в работе игровой набор «Дары Фребеля». Собрана коллекция пальчиковых игрушек и игрушек для тетрализованной деятельности, применяемой в сказкотерапии. Подобраны наглядные пособия, психологические карты для проведения коррекционных и развивающих занятий. Организована работа по песочной терапии, приобретены индивидуальные песочницы, кинетический и кварцевый песок. Проводится работа по дополнительной программе «Волшебная шкатулка», «Волшебные ладошки» по сенсорному развитию.  Разработана и активно используется в работе авторская модель-практика по сенсорному развитию включающая в себя «Сенсорный коврик» который используется для работы с детьми раннего возраста.

 Логопед

Кабинет логопеда оснащён дидактическим и наглядным материалом, обеспечивающим благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков. Каждая подборка игр имеет свое назначение в процессе коррекции речи. В каждой группе создан мини-центр по речевому развитию В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие: артикуляционной моторики ),

пособия для развития дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и т.д.), пособия для развития мелкой моторики (сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв),

материал по звукоподражанию (шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков);

индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова)

игры и пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова)

игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам)

игры по развитию связной речи (серии сюжетных картинок; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.)

Социально-коммуникативное развитие

Основным видом самостоятельной деятельности дошкольника является сюжетная игра. Атрибуты к играм подобраны так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Подобранный   сюжеты, новые игровые образы.

В большом и светлым физкультурном  зале проходят занятия по физической культуре,  спортивные досуги, проводится работа с нестандартным оборудованием.  Проходит работа по дополнительной программе «Детский фитнес»

В каждой возрастной группе создан мини-центр по физическому развитию. Где дети могут реализовать свои потребности в двигательной активности.

 Бассейн обеспечен необходимым спортивным, игровым и обучающим оборудованием, способствующих успешному  формированию навыков плавания.  Дети с удовольствием занимаются в бассейне, где реализуется задача оздоровления и закаливания. Занимаясь плаванием дети получают массу положительных эмоций, что благоприятно влияет на эмоциональную сферу ребенка.(плавательные доски, нарукавники, гимнастические палки, обручи.)

 Мини-музеи

В нашей ДОО ведется активная работа по внедрению музейной педагоги. В каждой группе созданы мини –музеи. Они различной тематики и направленности. «Советской игрушки»,  «Деревянной игрушки», «Сапожок», «Миниатюрной игрушки», «Обрядовой куклы», «Космоса», «Матрешки»,«Гжельской росписи», «Боевой славы», «Мяча», «Мордовские сувениры». В группах созданы мини-музеи «Русская изба» где педагоги знакомят детей  с русской и мордовской культурой»

 Региональный компонент

В реакреации мы создали комнату  старинного быта, где дети знакомятся с такими понятиями,  «Печь», «Люлька», «прялка». С мордовским костюмом и культурой мордовского народа.

Пушкинский уголок

Здесь вместе с педагогами дети вспоминают сказки А.С. Пушкина,
рассматривают иллюстрации, выставку работ по сказкам А.С. Пушкина.
Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности.
Мы надеемся, что созданная в нашем детском саду предметно - пространственная среда будет способствовать интеллектуальному, творческому и личностному развитию наших воспитанников, поможет обогатить, их знания и впечатления, а также вызывать положительное отношение родителей к нашей работе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации: «Организация предметно – пространственной развивающей среды в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется  актуализацией проблем и задач дошкольного образования.  Дошкольный возраст рассматривается как фундаме...

Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды по программе дошкольного образования

Пишите olgashulga.87@mail.ru1. Какой характер носит предметная среда ДОО по отношению к ребёнку? *  а) воспитательный; б) развивающий; в) коррекционный.2. “Концепция построени...

Предметно-пространственная развивающая среда в старшей группе в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Создавать атмосферу эмоционального комфортаСоздавать условия для физического развитияСоздавать условия для творческого самовыраженияСоздавать условия для проявления познавательной активности детейСозд...

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНВТВЕННАЯ СРЕДА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Межрегиональная научно-практическая конференция «Психолого-педагогический, социальный и управленческий аспекты реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного обр...

Организация предметно-пространственной развивающей среды в группе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре...

Организация предметно-пространственной развивающей среды, как условие развития интереса детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности.

Организация предметно-пространственной развивающей среды, как условие развития интереса детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности.   Организация предметно-пространствен...

«Организация предметно-пространственной развивающей среды, образовательной области «Познание» (РМП), в условиях реализации ФГОС».

При проектировании предметно-развивающей среды, связанной с математическим развитием дошкольников, необходимо уделять внимание таким компонентам как пространство, время, предметное окружение. Каждый э...