РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНВТВЕННАЯ СРЕДА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья по теме

Попова Наталья Анатольевна

Межрегиональная научно-практическая конференция «Психолого-педагогический, социальный и управленческий аспекты реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Попова Н.А.

г.Мичуринск,

МБДОУ «Детский сад №4 «Радуга»

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНВТВЕННАЯ СРЕДА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

         В настоящее время, в связи с введением Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), особо
важным условием для успешной реализации образовательной программы
является организация развивающей предметно-пространственной среды
(РППС). В системе дошкольного образования в связи с принятием ФГОС ДО, а также меняющихся нормативно-правовых, административных, экономических, социокультурных условий, дошкольные организации могут вполне реально осуществлять реформу своей деятельности. Это касается и изменений развивающей среды ребенка. Здесь крайне необходимо произвести новые изменения при сохранении лучших традиций системы. Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации. Изучению среды (игровой, предметной, творческой) в психолого-педагогической литературе большое внимание уделяли: М.Я.Басов, П.П.Блонский, А.Б.Залкин, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин. Ученые доказывают, что среда – это окружающие социально-бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка. Предметная среда выполняет ответную функцию – она побуждает к игре, формирует воображение. Вопросами создания и организации предметно-пространственной развивающей среды в детском саду занимались Е.В.Зворыгина, С.Л.Новоселова.

      В рамках современных тенденций развития российского дошкольного образования возможны разные варианты создания развивающей предметно-пространственной среды при условии, что учитывается возрастная и гендерная специфика для реализации общеобразовательной программы. Гендерная специфика  реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами. Необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам – с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам требуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т.п.; мальчикам – детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Принцип этапности и учета возрастных особенностей ребенка отражает те образовательные задачи, которые поэтапно усложняются с его психологическим возрастом и ориентируется на зону «ближайшего развития». Для правильной организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать развивающую предметно-пространственную среду, которая предполагает наличие:

- игровых зон;

- зон уединения;

- современных игрушек;

- развивающих игр;

- дидактического и демонстрационного материала;

- материала для продуктивной деятельности;

- атрибутики для творческой деятельности;

- уголков экспериментирования;

 -уголка природы;

- логопедического уголка;

- фонотеки, видеотеки;

 -спортивного инвентаря, оборудования и т.д.

      В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:

- содержательно- насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей.

- трансформируемой–обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;

- полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;

- доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

-  безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надѐжности и безопасности их использования, такими как санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами и правилами пожарной безопасности.

      При проектировании предметной развивающей среды необходимо
учитывать и
 всячески ограждать детей от отрицательного влияния
игрушек, которые:
• провоцируют ребенка на агрессивные действия;
• вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игры
людям и животным ), роли которых исполняют играющие партнеры
(сверстник  и взрослый);
• вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игр, в
качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и
др.);
• провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и
насилием;
• вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим
за компетенцию детского возраста.

      Развивающая предметно-пространственная среда состоит из характеристик, необходимых для выполнения требований ФГОС ДО в целом, и организации РППС, в частности. Полноценное функционирование РППС позволит создать целостную системообразующую развивающую среду ДОО с учетом принципа взаимосвязанной деятельности всех субъектов образовательного процесса – педагогов, родителей, детей. Данный принцип предполагает организацию совместных мероприятий со стороны ДОО, в лице педагога с семьей воспитанника, для обеспечения преемственности РППС в домашних условиях. Например,  совместные игровые мероприятия, организованные в рамках общеобразовательной программы (обмен опытом семейного воспитания, проектная деятельность, участие в различных конкурсах, фестивалях, ярмарках и др.). Стоит отметить, что данный аспект немаловажен, поскольку РППС, организованные в ДОО и в условиях семьи должны иметь единые принципы для обеспечения комфортного пребывания и развития ребенка. Организация РППС должным образом позволит содействовать реализации индивидуального образовательного маршрута каждого воспитанника ДОО.

      Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда является тонкой гранью образовательной среды для ребенка дошкольного возраста. Задачей педагога на современном этапе является создание такой предметно-развивающей среды, которая бы вызывала у ребенка чувство эмоционального комфорта и психологической защищенности. Обновленная предметно-пространственная среда позволит каждому ребенку найти «свой путь» через игру, вызвать желание к познанию нового, способствовать умственному и личностному развитию. Создавая предметно-развивающую  среду, педагоги ДОУ должны стремиться, не только функционально оснастить её, создать свой неповторимый современный дизайн, но и побуждать ребенка к активной творческой деятельности, к интеллектуальному развитию.

Список использованной литературы:

  1. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.
  2. Полякова М. Н. Организация развивающей среды в возрастных группах

детского сада / М. Н. Полякова. – М. : Детство – Пресс, 2010.

  1. Смирнова Е.О. Детский сад. Оценка предметно-развивающей среды. //Дошкольное воспитание.- №4, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов с мультимедийным сопровождением на тему «Формирование развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования» Подготовили: Зуева Л.В. Рыжова Л.Ф. Печёнкина О.В. Ласькова Н.Б.

Консультация для педагогов с мультимедийным сопровождением на тему «Формирование развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования»   Подгот...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

При организации образовательного процесса в дошкольной организации выступает ориентация не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личност...

Консультация для воспитателей ДОУ «Некоторые подходы к построению развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с ФГОС дошкольного образования»

Образовательная среда – совокупность образовательного процесса, особенностей его организации, а также его программно-методического, учебно-материального, материально-технического, психолог...

Семинар-практикум «Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования»

«Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования»...

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга»         РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК ОДНО ИЗ У...

"Организация предметно-пространственной среды в ДОО, как одно из условий качества дошкольного образования"

Оценка качества дошкольного образования в ДОО рассматривается как многоуровневая система, где каждый уровень имеет свой объект оценки....

Организация развивающей предметно-пространственной среды как одно из условий успешной социализации дошкольника.

Организация развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, его склонности, инте...