Проектная деятельность в средней группе "Путешествие в страну Вежливости", 2017 г.
проект (средняя группа) на тему

Тестова Ирина Валентиновна

 

Вид: практико-ориентированный, долгосрочный.

Воспитатель: Тестова И.В.

Цель: Формировать представление детей о хороших манерах и правилах поведения в обществе;

повышение уровня коммуникативной компетентности детей.

 

Задачи:

1. формировать навыки этического поведения;

2. развивать познавательный интерес к этическим правилам и нормам;

3. закреплять знания детей о речевом этикете в определённых бытовых ситуациях;

4. воспитывать уважение к окружающим людям.

Участники проекта:

1.       дети средней группы;

2.       воспитатели;

3.     родители.

 

Материально-технические ресурсы:

1.       Методическая и художественная литература;

2.       Атрибуты к играм;

3.       Иллюстрационный материал;

4.       ТСО (аудио и видео аппаратура).

 

Этапы проекта:

1.       Поисковый – выявление проблемы;

2.       Аналитический – подбор и анализ литературы;

3.       Практический – реализация мероприятий;

4.       Презентационный - презентация с участием детей

5.       Контрольный – подведение итогов.

 

Срок проведения:

09 января 2017 г. – 20 мая 2017 г.

 

Ожидаемый результат: овладение детьми среднего дошкольного возраста разными формами и способами культурного поведения, умение применять их в различных жизненных ситуациях.

 

Пути реализации проекта:

1. Изучение методической литературы по теме.

2. Составление перспективного плана проектной деятельности.

3. Создание атмосферы общей культуры и красоты в группе.

4. Совершенствование необходимой материально-технической базы и развивающей предметной среды (оборудование центра этикета в группе (сервировка стола в игровой зоне); фотоматериалы, дидактические игры; настольная кукла- фея Вежливости; подборка художественной литературы; сюжетно-ролевые игры, дидактические игры; конспекты занятий).

5. Работа с родителями (консультации для родителей; подготовка пособий и совместная работа родителей с детьми).

 

Этапы овладения детьми правилами этикета:

1. Знакомство с правилами этикета, закрепление и расширение имеющихся знаний (беседы, тематические занятия, чтение художественной литературы).

2. Закрепление знаний через совместную деятельность в уголке этикета (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, беседы, тематические занятия, досуги и развлечения, обыгрывание ситуаций, игры-драматизации)

3. Самостоятельное выполнение правил этикета в соответствии с конкретной ситуацией.

 

Работа с родителями.

Успешное решение многих задач ДОУ невозможно без тесного контакта с семьёй. Для того чтобы у родителей возникло желание сотрудничать с детским садом по вопросам воспитания культуры поведения, необходимо увлечь их этой проблемой.

1. Выставки литературы, фотоматериалов.
2. «Неделя открытых дверей».
3. Мини-консультации (устные, письменные).
4. Групповые родительские собрания (круглый стол, игротека).
5. Праздник и развлечения по теме.
6. Проведение родительских пятиминуток в вечернее и утреннее время.

7. НОД

 

Актуальность

Культура поведения предполагает различные аспекты поведения человека в обществе: это поведение в семье, в коллективе, в общественных местах и на улице. Через игру, в процессе общения с окружающими, участвуя в любых видах деятельности, ребенок получает первые уроки культурного поведения в обществе.

Сегодня в условиях стремительно меняющегося мира, назрела необходимость в активизации художественно-эстетического воспитания. Переход на стандарты нового поколения придает особое значение многим процессам и явлениям социокультурной жизни, по-новому освещает их, выявляя их более глубинные сущности основания.  Эстетическое воспитание является неотъемлемой частью в формировании всесторонне развитой гармоничной личности. Начавшись в раннем возрасте, оно в дальнейшем содействует человеку в развитии его способностей: замечать прекрасное в окружающих предметах и явлениях, постигать посредством собственной изобразительной деятельности их сущность, выражать свои чувства от общения с искусством, а иногда и самому создавать художественные произведения. Художественно-эстетическое воспитание, осуществляемое систематически на всех этапах дошкольного возраста, позволяет предупредить и устранить появление недостатков такого рода, а в дальнейшем оптимальными средствами формировать личность ребенка. Являясь частью всей воспитательной работы, проводимой с детьми в семье и в детском саду, художественно-эстетическое воспитание развивает не какое-то отдельно взятое качество в личности ребенка, а формирует ее в целом. 
Немаловажным аспектом данной проблемы является воспитание культуры поведения, общения, то есть привития ребенку определенных этикетных навыков.
Наша задача - воспитать ребенка так, чтобы он в дальнейшем чувствовал себя комфортно в любых жизненных ситуациях, т.е., привить ему определенные этикетные нормы. Воспитанность человека полно и ярко проявляется в том, как он удовлетворяет свои обыденные, бытовые потребности. Правила и нормы бытовой культуры во многом определяются эстетическими воззрениями общества, поэтому формирование развитого вкуса и эстетического отношения к предметам и явлениям повседневной жизни составляет важную задачу воспитания. 
Работая не один год над этой проблемой в группе, я стараюсь выполнять ряд основных задач воспитания этикетных норм:

  Воспитательные
- способствовать воспитанию интереса к окружающим людям; 
- помочь воспитать чувства взаимоуважения, взаимодоверия, взаимопонимания;
- способствовать воспитанию коммуникабельности и чувства коллективизма.

Развивающие:
- развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания;
- развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
- развивать навыки самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.

Образовательные: 
- познакомить детей с азами этических норм,

-учить использовать «специальные слова» в речевом общении, 
-помочь освоить нормы этикета.
За основу своей работы я беру три основных раздела: культура еды, культура быта и культура общения.
Стержнем основой истинной культуры общения является гуманное отношение человека к человеку. Поэтому формирование у детей позиции открытости, доверия, дружелюбия - непременное условие воспитания культуры общения. Доброе отношение к людям должно проявляться в понятной для всех форме. Такой формой, качеством общения человека с человеком является вежливость. В обществе существуют принятые формы приветствия, обращение друг к другу, оказание некоторых услуг, формулы благодарности и извинений. Культура общения не исчерпывается только одной лишь вежливостью. Её непременный атрибут - тактичность, одно из самых симпатичных и привлекательных человеческих качеств, которое состоит в умении понять чувства и настроение окружающих, поставить себя на их место, представить, какую эмоциональную реакцию вызывают у других те или иные поступки.
Главным средством общения является язык, речь, слово. Потому как владеет человек этим средством коммуникации, нередко судят о его культуре и воспитанности. Воспитание культуры речи органически входит в формирование культуры общения. От того, какую речь слышит ребёнок, во многом зависит его речевое развитие. Ведь первоначальное овладение человеческой речью основано на подражательности. Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые и, подражая, копируют услышанное. 
Говоря о соотношении этикетного, этического и эстетического в поведении можно выделить три основных поведенческих критерия: как вести себя правильно, т.е. в соответствии с принятым в обществе порядком поведения; как вести себя хорошо, т.е. в соответствии с нравственными нормами; как вести себя красиво, т.е. получая от своего поведения и эстетическое наслаждение.
Одной из профессиональных обязанностей воспитателя является обучение ребенка правилам поведения за столом. Ведь умение вести себя за столом - одна из характерных черт культурного человека. Не владея навыками культуры еды, никогда не сумеешь красиво выглядеть за столом. Овладение ими следует начать как можно раньше. Ребенку постепенно внушают разумность этих правил, а с пяти-шести лет преступают к их осознанному обучению, постепенно, в игровой форме с помощью различных методов доводят их до сознания дошкольников. И если к двум годам для детей  «высшим пилотажем» считается научиться правильно держать ложку, то с возрастом еда становится более «утонченной». Малыш начинает пользоваться вилкой, есть с бокового края ложки, есть-пить с закрытым ртом и беззвучно, пользоваться салфеткой по правилам, дети учатся сами сервировать стол. И к пяти-шести годам основные правила культуры еды должны быть усвоены.
Мы используем следующие методы и приемы воспитания этикетных норм у дошкольников:

Общение со сказочным персонажем (подсказать, найти ошибки, научить чему-либо.)

Словесные приемы (рассказ взрослого и ребенка из личного опыта, вопросы, беседа.)

Игровые приемы (занятие-игра, игровые упражнения, игры-путешествия, игры-соревнования, путаница кроссворды.)

Наглядные приемы (картинки, видеоматериалы, иллюстрации, схемы.)

Использование театрализации (кукольного, настольного, этюды, сцены.)

Художественное слово (стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы, басни.)

Музыка

Практические действия (сервировка стола, разбор ситуаций из жизни.)

Наблюдение (за действием взрослого и ребенка, любование красотой эстетического оформления: стола, букета, подарка, салфетки.)

Метод проектов («Украшение стола на мамин праздник»; «Скатерти и салфетки -наши помощники»)

 

 

Используемая  литература.

1.     Егорова А.С. «Этикет для детей» 2010г.

2.     Васильева-Гангнус «Азбука вежливости» 1993г.

3.     Е.Черенкова Уроки этикета и вежливости для детей».

     5   С.В. Ихсанова «Учимся этикету вместе с Машей и Мишей»

     6. Беседы на этические темы – « Дошкольное воспитание» №4 1988г.

     7. В.И.Петрова, Т.Д.Стульник «Этические беседы с дошкольниками»

8.     «Речевой этикет и вежливость» - « Дошкольное воспитание» № 4 1988г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективное планирование

неделя

тема

Содержание работы

Методы и приёмы

Работа с родителями

    

Тема: «Учимся играть и дружить».

 

  1 НЕДЕЛЯ

(9-13. 01)

 

«Мои друзья»

 

 

- Знакомство с феей Вежливости; приглашение Добрых Волшебников. (М. стр. 18)

 

- Беседа «Почему нужно уметь уступать?».

 

- Беседа «Все воспитанные дети знают правила приветствия»

 

 

1.Чтение художественной литературы:

- «Мойдодыр» К. Чуковский

- «Федорино горе».

2. Дидактическая игра:

- «Как правильно себя вести»,

3. Рассматривание иллюстраций:

- «Здоровый малыш»

- «О правилах этикета».

4. Конкурсы: «Сервировка стола» (между дежурными), «Накроем стол к празднику», «Культура поведения за столом»

5. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «В гостях».

6. Игровое занятие «Всё мы делим

пополам!» (Стр. 19)

Консультация «Учим ребенка общаться».

 

 

      2 НЕДЕЛЯ

(16-20. 01)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Дружные ребята»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа «Как жить дружно, без ссор»

 

Викторина «Если с другом вышел в путь»

 

Знакомство с правилами дружбы

 

Беседа «Правила дружной игры»

 

 

 

1. Чтение художественной литературы: Кузнецов «Мы поссорились с подружкой»,

Г. Цыферов» Когда не хватает игрушек».

2. Разучивание и пение песен о дружбе « Если с другом вышел в путь», « Улыбка.

3. Разбор проблемных ситуаций.

4. Дидактические игры:

«Хорошие и плохие поступки», «Как поступают друзья».

5. Игровое занятие «Мы не в ссоре никогда!» (стр.22)

Консультация «Учим ребенка общаться».

 

 

       3 НЕДЕЛЯ

(23-27.01)

 

«Вежливые ребята»

Беседа «Как правильно приветствовать друг друга», 

 

Продолжить знакомство с правилами дружбы

 

Беседа «К чему ведут ссоры в игре»

1.Чтение художественной литературы.

Ю. Кушак, «Давайте хорошему вместе учиться!» 

2.Обсуждение смысла произведений– «До чего же хороши вежливые 

малыши!» 

3. Игровое занятие «Если добрый ты! (стр.15)

4. Заучивание потешек

5. Использование потешек в режимных моментах (во время умывания, перед обедом и т.д.).

6. Игровые упражнения: «Учим Хрюшу общаться друг с другом»

Консультация «Учим ребенка общаться».

 

 

Тема: «Первые шаги в мир хороших манер».

 

       4 НЕДЕЛЯ

(30.01-3.02)

«Фея Вежливости»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомство с феей Вежливости и куклой Незнайкой, приглашение его в страну «Вежливости» с целью исправления Незнайки.

 

Беседа «Правила общения» (з.№1)

 

 

1. Чтение художественной литературы: С.Прокофьева «Сказка о невоспитанном мышонке»

 2. Дидактические игры:

«Что ждёт неряху», «Что правильно, а что нет».

3. Разбор проблемных ситуаций.

4. Сервировка стола по схеме.

5. Игровое занятие «Я - воспитанный ребёнок» (стр. 61)

6. Поручение – «Помоги товарищу».

папка – раскладушка советы родителям «Как вырастить культурного ребёнка»

      5

НЕДЕЛЯ

(6-10.02)

«Будь вежливым!»

 

Беседа «Вежливость. Вежливые слова» (М.стр.38)»,

 

Беседа

« Путешествие в страну «Нравственности» и город «Добрых поступков».

(З.№2, №3)

 

 

 

1. Чтение художественной литературы: С. Михалков «Ежели вы вежливы», Осеева «Волшебное слово».

 2. Дидактические игры: «Умеешь ли ты знакомиться», «Волшебный клубочек».

3. Загадки о вежливости.

4. Разбор ситуаций по картинкам.

5. Сюжетно – ролевые игры   «Семья», « Магазин», « Салон красоты».

6. Игровое занятие «Уходи печаль и грусть!» (стр. 45)

совместная деятельность родителей и детей – сочинение сказки «Доброе дело»;

 

      6

НЕДЕЛЯ

(13-17.02)

«Волшебные слова»

Беседа «Волшебные слова», 

( З. № 4, 5; м.стр. 40))

 

Беседа «Зачем говорят «Здравствуй»

 

 

1. Чтение художественной литературы: С. Прокофьева

«Маша и Ойка», «Когда можно плакать».

2. Загадывание загадок о вежливости.

3. Рассматривание иллюстраций «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Знакомство».

4. Игровое упражнение: «Комплименты».

5. Дидактические игры –«Доскажи словечко».

6. Игровое занятие «Буду «Здравствуй» говорить!» (стр.10)

консультация «Правила этикета»

 

Тема: «Этикет общения и культуры речи».

 

      7

НЕДЕЛЯ

(20-24.02)

 

 «Как научиться правильному общению?»

 

- Беседа «Разговор по телефону»

 

- Беседа «Вежливый собеседник» и «Вежливый слушатель».

 

-Игровое занятие «В страну вежливых слов» (М.стр. 34)

1. Чтение художественной литературы:

- «Телефон» К. Чуковский.

- Чтение стих-ия С. Маршака «Ежели вы вежливы»

2. Дидактические игры:

- «Кто знает больше вежливых слов».

3. Сюжетно-ролевые игры:

«Магазин», «Салон красоты», Семья»

4. Речевая игра «Семья» (стр. 79).

5. Игра с мячом «Назови слово» (стр. 79).

6. Игровое занятие «Я виноват. Мне стыдно.» (стр. 78)

консультация

«Правила поведения и этикета для самых маленьких»

(М. стр.27)

     8

НЕДЕЛЯ

(27.02-3.03)

 

«Волшебные слова»

Беседа

« Путешествие в страну «Нравственности» и город «Добрых поступков».

 

Беседа « Добрые дела»

1. Чтение художественной литературы: С. Маршака «Ежели вы вежливы», Осеева «Волшебное слово».

2. Дидактические игры: «Умеешь ли ты знакомиться», «Волшебный клубочек».

3. Загадки о вежливости.

4. Разбор ситуаций по картинкам.

5. Сюжетно – ролевые игры   «Семья», « Магазин», « Салон красоты».

6. Игровое занятие «Уходи, обида!» (стр. 29)

консультация

«Воспитание этикета общения и культуры речи детей дошкольного возраста»

 

 

     9

НЕДЕЛЯ

(6-10.03)

 

«Правила общения»

 

 

Беседа « Страна волшебных слов»;

 

Беседа «Давайте познакомимся»

 

Беседа по серии картин «Эмоции и чувства»

 

 

1. Чтение художественной литературы: Э. Мошковская «Митя –сам», «Жадина» .

2. Просмотр мультфильма «Просто так».

3. Речевая игра «Всё мы знаем» (стр.34)

4. НОД «К нам в гости пришла кукла Маша» (М. стр. 12)

5. Игровое занятие «Ужасно интересно всё то, что неизвестно!» (стр.34)

Консультация «правила общения»

 

 

Тема: «Играем – в гости приглашаем».

 

    10

НЕДЕЛЯ

(13-17.03)

 

 

 

 

 

 

 

 

«К нам гости пришли»

Беседа «Как вести себя в гостях»

 

Уроки этикета «У тебя в гостях подруга»

 

1. Чтение художественной литературы: С. Иващенко «Артём в гостях», «Подарки на день рождение», Маша идёт на день рождение к Ире». А Барто «День рождения» «Игра в гостей»

2. Дидактические игры:

- «Гости», «Правильно или нет»

3.Ситуации на карточках

 «Чтобы гости не скучали»

4. Рисование «Подарок для друга»

5. Сюжетно – ролевые игры «День рождение куклы Даши», «Гости».

6. Игровое занятие «Не грусти» (стр.39)

совместная работа родителей и детей « Подарок для друга»

     11

НЕДЕЛЯ

(20-24. 03)

«Играем в гости и приглашаем гостей»

 

Игровая ситуация  «Принимаем гостей».

1. Чтение художественной литературы:

- «День рождения вредного кота» перевод А. Кочарова;

- «Умнее всех» Д. Мамин-Сибиряк.

- Чтение стих-ия «В гости».

2. Ситуации: «Что делать в гостях, если….», «Гости у тебя дома»

3. Игровое занятие «Наша Маша громко плачет!» (Стр. 48)

4. Дидактические игры: «Гости», «Правильно или нет» (ситуации по картинкам), «Чтобы гости не скучали», «Вежливый кролик»

5. Сюжетно-ролевая игра: «Чаепитие».

6. НОД «Что такое этикет?» (М, стр.23)

совместная работа родителей и детей « Подарок для друга»

 

Родительское собрание

«Этикет с малых лет»

      12

НЕДЕЛЯ

(27- 31.03)

«Как быть вежливым хозяином»

Беседы: «Как правильно приветствовать друг друга», «Волшебные слова», «Как можно понять настроение человека»

1. Чтение художественной литературы: «Подружки».

2. Повторить «Правила приёма гостей».

3. Дидактическая игра «Вежливая просьба»,

 «Что сначала, что потом», «Мишка-именник ждёт гостей».

4.Сюжетно-ролевая игра:

«К нам пришли гости»

5. Игровое занятие «Не боимся мы его, великана твоего!» (стр.52)

 

консультация «Вежливый ли вы хозяин»

 

                         Тема: «Как вести себя за столом?»

    13

НЕДЕЛЯ

( 3-7.04)

«Раз, два – ложка, три, четыре – вилка»

 

Беседа «А знаешь ли ты как пользоваться ложкой и вилкой» 

 

НОД (открытое для родителей) «День вежливых ребят»

1. Чтение художественной литературы:

В. Степанов, «Я мою руки» М. Яснов; «Я сам» 

2.  Сюжетно-ролевая игра: «Чаепитие».

3. Рассматривание картины «Поведение за столом». 

4. Дидактические игры:

«Гости»;  «Правильно или нет».

5. Игровые упражнения – «Моем руки», «Мы уже большие», «Расскажем Хрюше,как правильно кушать».

6. Игровое занятие «»Лучшие на свете – послушные дети» (стр.67)

Папка для родителей «Советы родителям».

 

Неделя открытых дверей.

    14

НЕДЕЛЯ

(10–14.04)

«Едим красиво»

Беседа «Культура поведения за столом».

 

1. Чтение художественной литературы (отрывок из сказки А.Лингренд «Пеппи длинный чулок»), «Пеппи в гостях»

2.Дидактическая игра; «Чтобы гости не скучали»

3. Сюжетно-ролевая игра: «Чаепитие».

4. Рассматривание иллюстрации «Праздничный стол».

5. Игровое занятие «Слушаем тишину» (стр.71)

- консультации: «Формирование культуры трапезы»

    15

НЕДЕЛЯ

(17-21.04)

«Наши помощники за столом»

Игровая ситуация «Медвежонок ужинает»

1. Пальчиковая гимнастика «Помощники»

2. Загадки о вежливых словах.

3. Презентация «Мама учит зайчонка правильно вести себя за столом»

4. Рассматривание серии картин: «Учимся правильно пользоваться столовыми приборами»

5. Игровое занятие «Лучшие на свете – радостные дети!» (стр. 74)

6. НОД «Как вести себя за столом» (М. 14)

Изготовлении салфетки – своими руками

Тема: «Культура поведения в общественном месте»

 

     16

НЕДЕЛЯ

(24-28.04)

«Как вести себя в гостях?»

Игровая ситуация «Мы в гости пришли»

1. Чтение стихотворения «В гости».

2. Дидактические игра: «Гости»,

3. Сюжетно-ролевая игра:

 «Магазин», «Идём в гости».

4.Рассматривание ситуации «Как поддержать одежду в чистоте?».

5. Игровое занятие «Лучшие на свете – опрятные дети!» (стр.58)

Консультация:

"Правила этикета в гостях, общественном месте."

      17

НЕДЕЛЯ

(2-8.05)

 

 

 

 

 

 

«Культура поведения в общественных местах»

 

- Беседа «Правила поведения в общественном транспорте».

 

 1.Чтение художественной литературы:

«Как подружки ходили в магазин»

2. Дидактические игры:

- «Отгадай загадки и нарисуй отгадки»,

- «Лото».

3. Разбор ситуаций.

4. Рассматривание иллюстраций: «Поведение в магазине»

5. Сюжетно-ролевая игра:  «Магазин», «Мы едем в транспорте».

6. Игровое занятие «»Лучшие на свете – аккуратные дети» (стр. 83)

Консультация:

"Правила этикета в гостях, общественном месте."

     18

НЕДЕЛЯ

(10-17.05)

 

19.05 – итоговое мероприятие

«Будем вежливыми»

Беседа «Как правильно вести себя в общественных местах».

 

Игровая ситуация «Хрюша в гостях у Степашки»

1. Чтение художественной литературы: Богданович «Вежливый трамвайчик», «Стасик идёт в кино», «Кавардак на улице»,

С. Маршак « Светофор».

2. Дидактические игры:

«Азбука пешехода»

3. Разбор ситуаций, изображённых на карточках

« Как избежать неприятностей».

4. Сюжетно – ролевые игры «Магазин», «Больница», «Парикмахерская»

5. Игровое занятие

«Лучшие на свете – скромные дети» (стр.88)

6. ИТОГ: Развлечение «День дружбы, добра и вежливости»

Участие в развлечении

« Путешествие в страну Вежливости»

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на тему "Путешествие в страну вежливости"

Проектная деятельность по формированию культуры поведения и речевого этикета дошкольников....

Консультация для воспитателей «Проектная деятельность, как метод взаимодействия педагогов и родителей» 2017 год

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остаётся актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени нео...

Проектная деятельность в средней группе «В стране геометрических фигур»

Актуальность: Тема  проекта была выбрана не случайно. Наступил новый учебный год, к нам перешли дети с младшей группы. Во время прогулок, занятий, режимных моментов, мы стали замечать, что многие...

Конспект открытого занятия по проектной деятельности в средней группе тема: "В стране магистралии"

Задачи:Образовательные:Познакомить детей с правилами дорожного движения.Показать детям - важные дорожные знаки, рассказать об автобусе, как о транспортном средстве.Напомнить детям о главном помощнике ...

Проектная деятельность в средней группе «Одуванчик» «В стране геометрических фигур»

Цель проекта Систематизация знаний воспитанников о геометрических фигурах.Создание условий для развития  математических и творческих способностей детей в процессе реализации проекта «В...