Отчет по самообразованию воспитателя ГКП. Тема: "Адаптация детей к условиям детского сада в рамках группы кратковременного пребывания"
материал на тему

Федорова Марианна Сергеевна

Отчет включает в себя актульность выбранной темы, цели, а также рассматривается проделанная работа по трем направлениям - работа с детьми, работа с родителями, работа с педагогами ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu_vospitatelya_gkp_fedorovoy_m.docx18.55 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию воспитателя ГКП

Федоровой М.С.

2017-2018 уч. год

Тема: Адаптация детей к условиям детского сада в рамках группы кратковременного пребывания.

Актуальность: Адаптация — это процесс эффективного взаимодействия организма со средой, который может осуществляться на разных уровнях (биологическом, психологическом, социальном). Первые социальные формы поведения ребенок приобретает под непосредственным влиянием окружающей микросоциальной среды, главным образом семейной, во взаимоотношениях со взрослыми, организующими всю его жизнь. Однако следует учитывать, что среда детских учреждений
имеет свою специфику. Особенностями ДО является одновременное длительное пребывание вместе довольно значительного числа детей, а также определенные стандарты в подходах к детям. Для того чтобы предотвратить нежелательное поведение, нарушения в состоянии здоровья и всестороннего развития ребенка, надо проявлять постоянную заботу о совершенствовании работы, использовать и научный подход к организации жизни и
воспитания детей. Особенного внимания требуют дети раннего возраста.

    Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; обеспечение максимально комфортных условий для быстрой и благоприятной адаптации детей, посещающих ГКП.

Работа по самообразованию была начата с изучения и анализа методической литературы:

1. Организация и содержание работы по адаптации детей

в ДОУ: практ. пособие / Н. В. Кирюхина. — 2-е изд. — М.:

Айрис-пресс, 2006.

2. Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада/ - М.: Просвещение, 2003.

3. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006

4. Ребенок третьего года жизни. Для занятий с детьми 2-3 лет. Методическое пособие. ФГОС. Под ред. Теплюк С.Н.  – М.: Мозаика-синтез, 2016

5. Теплюк С.Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. – М.: Мозаика-синтез, 2010

6. Абрамова Л. В., Слепцова И. Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Вторая группа раннего возраста (2-3 года). – М.: Мозаика-синтез, 2016

На следующем этапе было проведено родительское собрание на тему «Адаптация к ДОО», анкетирование родителей воспитанников с целью выявления индивидуальных особенностей, а также уровня подготовки к посещению ДО, наблюдение за детьми по следующим параметрам: приход в группу, эмоциональное состояние, контакт с детьми, игровая и речевая активность, взаимодействие с воспитателем. Ежедневно данная информация вносилась в индивидуальные листы адаптации.

На основании полученных данных был разработан план организации учебного и воспитательного процесса с учетом современных требований и методик для обеспечения условий благоприятной адаптации воспитанников.

Работа велась в двух направлениях: создание максимально комфортных условий для легкой адаптации детей внутри группы, а также обеспечение взаимодействия между детским садом и родителями воспитанников.

        Работа с детьми: изменение обычного образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния ребенка. Для
адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство различной степени выраженности или,
напротив, заторможенность. В связи с этим на протяжении всего года велась работа по организации комфортной предметно-пространственной-развивающей среды (использовались аудиозаписи, проводились экскурсии по групповым помещениям, адаптационные индивидуальные игры с детьми (рассматривание и манипуляции с игрушками). Также систематически проводились игры-ситуации, направленные, на развития умения детей контактировать друг с другом: «Солнышко встает», «Стоит в поле теремок», «Мама согревает», «Котик простудился», «Хлопья снежные летят», «Катание на санках», «Метели зашумели», «Капают капели», «Веселый автобус», «В лесу», «Солнечные зайчики». Игры и игровые упражнения, направленные на развитие навыков самообслуживания: «Кукла Катя идет в гости», «Кукла Катя умывается», «Напоим куклу чаем», «Уложим куклу спать», «Научим куклу Катю правильно одеваться на прогулку», использовались потешки: «Водичка, водичка», «Знаем, знаем, да-да-да, где ты прячешься вода!» «Осторожно – пузыри…»

        Работа с родителями: был оформлен стенд для родителей на тему «Особенности детей раннего возраста», «Как помочь малышу адаптироваться», проводились индивидуальные беседы о задачах работы группы, о режиме дня и расписании образовательной деятельности в группе, давались разъяснения значения режима дня, ритмов сна, активного бодрствования, прогулок, уточнялись пожеланий родителей по вопросам формирования навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков. Был организован совместный досуг для детей и их родителей «День мамы», а также проведены праздники с приглашением родителей – «Осень золотая в гости к нам пришла», «Новогодний праздник», «8 марта – женский день».

        Работа с педагогами ДО: проведена консультация на тему «Особенности адаптации детей к условиям ДО». Составлены в помощь педагогам памятки для родителей – «Мой ребенок идет в детский сад».

        Анализ работы показал, что у 80% воспитанников группы адаптация прошла в легкой форме, у 20% в средней. Цель адаптации ребенка к коллективу детского учреждения вовсе не заключается в нарушении связей с родителями, давно образовавшихся и закрепившихся в те первые месяцы
жизни, которые ребенок при нормальных семейных условиях
проводит исключительно в семье. Речь идет о временной раз
луке с близкими взрослыми и о формировании новых связей. Выполнение требований, стоящих перед ребенком с момента знакомства с новыми условиями среды, безусловно, является для него трудной задачей. Степень трудности зависит от индивидуальных особенностей имевших место ранее жизненных ситуаций, уровня развития и состояния здоровья ребенка. Уделяя внимание детям раннего возраста, необходимо четко дифференцировать специфические особенности возраста:

- морфологическую и функциональную незавершенность
всех систем организма и чрезвычайно быстрый темп их
последующего созревания и развития;

- взаимозависимость физического и нервно-психического
развития и состояния здоровья;

-  роль взрослого в первые годы жизни ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: Адаптации детей к условиям детского сада в рамках проекта «Водичка – водичка»

Игры с водой – это эффективный способ самотерапии. Вода способна «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с детьми раннего возраста. Она обладает психотерапевтическими свойст...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ: Адаптации детей к условиям детского сада в рамках проекта «Водичка – водичка"

С поступлением ребенка 2-х летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со све...

План самообразования по теме: "Гендерное воспитание детей в условиях детского сада"

Цель работы по теме самообразования:   повысить свой профессиональный уровень по теме, систематизировать  работу гендерного подхода в воспитании детей в ДОУ и семье.Задачи:- повысить со...

Ранняя адаптация к детскому саду через посещение группы кратковременного пребывания.

Представьте себе мир маленького ребёнка. Любимые мама и папа, знакомые игрушки, тёплая кроватка, привычные обстановка и режим дня.И вдруг в один день всё меняется. Мама отводит его в незнакомое место ...

План самообразования по теме: "Гендерное воспитание детей в условиях детского сада"

План самообразования по теме "Гендерное воспитание детей в условиях детского сада"...

План самообразования по теме: "Гендерное воспитание детей в условиях детского сада"

Актуальность темы.Проблема воспитания и обучения дошкольника в соответствии с его полом в настоящее время очень актуальна. Социальные изменения, происходящие в нашем обществе, привели к разрушению тра...