Ранняя адаптация к детскому саду через посещение группы кратковременного пребывания.
материал (младшая группа)

Анастасия Сергеевна Фетисова

Представьте себе мир маленького ребёнка. Любимые мама и папа, знакомые игрушки, тёплая кроватка, привычные обстановка и режим дня.

И вдруг в один день всё меняется. Мама отводит его в незнакомое место и оставляет с чужой тётей. В этом месте всё чужое – и игрушки, и кроватка, и еда не такая, как дома. А главное – там много незнакомых детей, которые часто плачут, а некоторые могут даже и обидеть. В этом месте нужно слушать воспитательницу и делать всё, что она скажет. Это место называется детский сад….

Вопросы адаптации ребенка к детскому саду поднимаются и решаются уже ни один десяток лет.  Но актуальность их не ослабевает. Это связано со многими аспектами нашей жизни, изменился детский сад, меняются дети и их родители. Проблема адаптации к детскому саду вращается вокруг ребенка. Именно на него устремлены обеспокоенность родителей м профессиональный взгляд педагогов. Детям любого возраста очень непросто начать посещать детский сад. В их жизни все меняется кардинальным образом. В привычный сложившийся жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются следующие изменения:

•        Четкий режим дня

•        Отсутствие родных рядом

•        Длительный контакт со сверстниками

•        Необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому

•        Резкое уменьшение персонального внимания именно к нему

•        Особенности нового пространства и предметного окружения

И мы задумались, как помочь малышу, как сделать так, чтобы адаптация к детскому саду для него проходила наиболее безболезненно. И решили, что в этом нам поможет посещение ребенком группы кратковременного пребывания.

В нашем детском саду такая группа работает с 2009 года на бесплатной основе. Эта группа предназначена для детей от 1,5 до 2-3х лет, которые стоят на очереди в наш детский сад.

 Основная цель группы кратковременного пребывания – это содействие всестороннему развитию детей, их ранней со­циализации, позволяющей обеспечить успешную адаптацию ребенка к ус­ловиям дошкольного учреждения.

Специфика работы группы кратковременного пребывания заключается в том, что малыши приходят в дошкольное учреждение пять раз в неделю на три часа. В этом году таких групп у нас две.

Режим дня группы кратковременного пребывания является здоровьесберегающим.

Работу с детьми осуществляют постоянные воспитатели, так как это вселяет в ребенка чувство уверенности и защищенности.

От педагогического коллектива требуется большая и кропотливая работа. Наш коллектив воспитателей и специалистов делают все возможное, чтобы с первых дней жизнь малышей в саду была наполнена теплом, заботой и любовью. Стараемся постепенно адаптировать малышей к новым условиям. Самое главное, чтоб ребенок понял, что после увлекательных занятий мама обязательно вернется и заберет его.

Первые две недели пребывания в группе совместная деятельность взрослого и ребенка направлена на освоение нового пространства, знакомства с обстановкой, с педагогом и детьми.

Постепенно начинаем вводить занятия. Музыкальное занятие проводит музыкальный руководитель, физо – инструктор по физической культуре, два раза в неделю. Сначала эти занятия проводятся в группе, позднее, когда дети привыкнут к педагогам, занятия проводятся в физкультурном и музыкальном залах.

Коммуникативная деятельность или развитие речи, проводится воспитателем, продуктивная детальность (лепка, рисование). Так же в течении пребывания малышей в группе воспитатель проводит игры развивающего характера, гимнастики, подвижные игры, проводит индивидуальную работу с детьми.

Таким образом, благодаря гибкой организации данной формы работы с детьми, в условиях группы ГКП, ребенок, придя уже в группу полного пребывания, адаптируется гораздо быстрее, легче и безболезненно.

 Итак, каким же образом стоится работа в группе кратковременного пребывания для более успешной адаптации малыша к детскому саду. Приходя в такую группу, ребенок получает возможность расширить свои представления, выйти за рамки квартиры и игры с мамой во дворе. Он знакомится с новыми людьми (воспитателями, муз руководителями, инструктором по физо).

Основными формами работы воспитателя в такой группе являются больше индивидуальная и подгрупповая. Специалисты проводят групповые (фронтальные) занятия. Сначала все занятия проходят в групповом помещении группы кратковременного пребывания. Позже, когда малыши привыкают к новым людям и новому помещению отправляются на знакомство с музыкальным и спортивным залом и уже на каждое музыкальное и физкультурное занятие занимаются в залах.

В группе кратковременного пребывания проводятся следующие занятия:

Развитие речи

Сенсорное развитие

Рисование

Лепка

Музыкальное развитие

Физическое развитие

Занятия с психологом

Прием детей начинается с приветствия. Обязательно присутствует какой-либо герой, который вовлекает детей в интересную игру и веселит. Отвлекает от расставания с мамой. В течении всего дня воспитатель сопровождает игры детей, собирает их на занятие, вовлекает в рисование или лепку. Развитие речи – это в основном рассказывание сказок, чтение потешек, показ и рассказ о простых предметах и игры с ними. Обязательно в течении дня проводиться воспитателем различного вида гимнастики (артикуляционные, пальчиковые, физминутки)

Музыкальное развитие с детьми проводиться через музыкально-игровую деятельность. Всегда на музыкальном занятии у них гость (матрешка, зайка, мишка) которые проводят с малышами различные музыкальные игры (игра на колокольчиках, ложках, поют вместе песенки – дети подпивают – ля-ля-ля, музыкально-подвижные игры и прочее).

Развитие физического здоровья строится по такому же принципу. На занятиях дети играют и выполняют движение в соответствии с возрастом.

Самое главное для детей понять, что после веселых игр, придет мама и заберет их домой. Поэтому не очень большая продолжительность нахождения детей в группе в течении всего учебного года создает предпосылки успешном прохождении адаптации в группах полного дня пребывания.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация детей 1,5 – 2 лет к детскому саду в условиях группы кратковременного пребывания «Кроха»

Создание групп кратковременно пребывания детей разного возраста является в настоящее время организацией новых, экономически целесообразных форм дошкольного образования. Это позволит сделать услуги...

Мастер-класс: " МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА В НОВЫХ ФОРМАХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – группа кратковременного пребывания (ГКП)".

Успешность музыкального развития ребенка раннего возраста зависит от того, в какой среде он воспитывается, какое внимание уделяется родителями музыке в жизни малыша. Особенно важно, с какой инт...

Социализация детей раннего возраста, не посещающих детский сад, через организацию групп кратковременного пребывания.

Социализация детей раннего возраста, не посещающих детский сад, через организацию групп кратковременного пребывания....

Отчет по самообразованию воспитателя ГКП. Тема: "Адаптация детей к условиям детского сада в рамках группы кратковременного пребывания"

Отчет включает в себя актульность выбранной темы, цели, а также рассматривается проделанная работа по трем направлениям - работа с детьми, работа с родителями, работа с педагогами ДО....

Буклет "Правила посещения группы кратковременного пребывания"

quot;Правила посещения группы кратковременного пребывания"...

КОНСПЕКТ ИГРОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ПАР В ГРУППЕ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ « ПУТЕШЕСТВИЕ В ШКОЛЬНУЮ СТРАНУ ЗНАНИЙ»

Семья и детский сад- два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Игра-универсальный способ жизнедеятельности ребенка,его жизненная потребность,главное средст...