Рабочая программа кружка дополнительного образования по лепке из соленого теста «Тяп - ляп» В первой младшей группе «Малышок» 2018-2019 г.г.
методическая разработка (младшая группа)

Программа кружка «Фантазия из соленого теста»

1.Пояснительная записка.

Лепка из солёного теста, экологически чистого материала, очень нравится детям и подходит для работы с дошкольниками. Этот старинный материал имеет широкий спектр применения и позволяет делать сувениры, настенные украшения, панно, разные интересные фигурки. Работа с тестом увлекательна и полезна, так как развивает у ребёнка моторику, усидчивость, терпение и фантазию.

Лепка из теста способствует развитию художественного творчества у детей, развивает умение лепить с натуры и по представлению персонажей литературных произведений, животных, человека. Развивается мелкая моторика, так как дети моделируют форму кончиками пальцев, сглаживают места соединения, украшают созданные изображения с помощью рельефных наляпав. В ходе работы с тестом развивается воображение детей, так как дети стремятся к созданию оригинального изображения, придумывают разные варианты одной и той же темы, следуют определённому замыслу, внося некоторые коррективы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа кружка дополнительного образования

по лепке из соленого теста

«Тяп - ляп»

В первой младшей группе «Малышок»

2018-2019г.г.

                                                               

                                                    Руководители: Лосева Наталья Викторовна

                                                                                   Лубнина Анна Алексеевна

Содержание программы:

1.Пояснительная записка.        3

2.  Цели и задачи программы        4

3. Принципы программы        4

4.  Содержание программы        5

4.1 Этапы реализации программы        5

4.2 Календарно – тематическое планирование        6

5. Планируемые результаты        9

6 Список литературы:        10

                                  Программа кружка «Фантазия из соленого теста»

1.Пояснительная записка.

Лепка из солёного теста, экологически чистого материала, очень нравится детям и подходит для работы с дошкольниками. Этот старинный материал имеет широкий спектр применения и позволяет делать сувениры, настенные украшения, панно, разные интересные фигурки. Работа с тестом увлекательна и полезна, так как развивает у ребёнка моторику, усидчивость, терпение и фантазию.

Лепка из теста способствует развитию художественного творчества у детей, развивает умение лепить с натуры и по представлению персонажей литературных произведений, животных, человека. Развивается мелкая моторика, так как дети моделируют форму кончиками пальцев, сглаживают места соединения, украшают созданные изображения с помощью рельефных наляпав. В ходе работы с тестом развивается воображение детей, так как дети стремятся к созданию оригинального изображения, придумывают разные варианты одной и той же темы, следуют определённому замыслу, внося некоторые коррективы.

Актуальность образования:

Лепка из соленого теста - древняя забава, дошедшая сквозь века до наших дней. Может благодаря простоте и дешевизне изготовления, а может из-за пластичности материала. Игрушки, картины, подсвечники, рамки - что только не выходит из податливого теста. Да и к тому же порой совместное творчество, а вовсе не очередная купленная игрушка сближает нас с ребенком, оставляя в душах обоих неизгладимое впечатление о детстве.

У маленьких детей развитие речи напрямую зависит от мелкой моторики рук. Вот и выходит, что лепка - это не только интересно, но и полезно. Кроме того, после подобных занятий ребенку будет проще совладать с ручкой или карандашом, а значит можно избежать лишних слез и переживаний при подготовке к школе.

Формирование предпосылок к изобразительной деятельности начинается с первых лет жизни. Познавая окружающий мир предметов, ребенок, учится точно и расчленёно их воспринимать. Действовать ими, узнаёт о разнообразии их свойств и отношений о цвете, форме, величине.

Ребенок третьего года жизни рисует. Лепит без всякого замысла. Начертив линии или скатав в ладонях комок пластилина или глины, он внезапно находит сходство с предметами и явлениями. При этом проявляет речевую активность, он называет предмет, который у него получился, восклицает, жестикулирует.

Во время лепки у детей развиваются мелкую моторику пальцев рук, воображение, формируются навыки ручного труда, формы, веса. Наиболее подходящими материалами для работы с детьми раннего возраста являются тесто и пластилин.

В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с тестом ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым.

Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям:

 Лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты, повышает сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, цвета, веса, пластики.

Развивается воображение, пространственное мышление, общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа обеих рук

Лепка является одним из средств релаксации, что имеет важное значение для психологического благополучия малыша.

Отличительные особенности программы. 

 1.Комплексность подхода при реализации учебно-воспитательных задач, предполагающих, в первую очередь, развивающую направленность программы. Данная комплексность основывается на следующих принципах:

-Формирование у детей устойчивого интереса к использованию в своей деятельности техники работы с тестом и продуктов, полученных в результате этой деятельности.

- Учить детей находить оригинальные способы для создания художественного образа.

- Учить детей свободно экспериментировать с художественными материалами и инструментами.

-Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, композиции.

- Развивать мелкую моторику, координацию рук.

-Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.

2.Доступность материалов и оборудования для реализации программы.

3. Постепенное усложнение программного материала.

4.Групповой характер освоения программного материала.

5. Дети должны научиться зрительному и мускульному восприятию формы предмета, использовать в лепке различные выразительные средства, а также овладеть изобразительными и техническими приемами. Необходимо развивать творческую инициативу, предоставлять им возможность выбирать темы, выразительные средства и способы изображения. В поделках использовать природные материалы: сушеные листья, скорлупу орехов, семечки, крупы и т.д.

Адресат программы. Данная программа адресована детям от 2 до 3 лет

2.  Цели и задачи программы

Цель программы: развивать изобразительные умения в лепке из солёного теста у детей второй младшей группы в процессе кружковой работы.

 Задачи:

Обучающие:

- закреплять умение видеть основные формы предметов, выделять их яркие и наиболее характерные признаки;

- закреплять умение создавать простейшие формы (шар сплющивать в диск, цилиндр замыкать в кольцо), создавая при этом выразительные образы (мячики, яблоки, пряники, конфеты, бублики, баранки);

- учить лепить пальцами (не только ладонями) – соединять детали, не прижимая, а тщательно примазывая, их друг к другу; защипывать край формы; вытягивать или оттягивать небольшое количество теста для формирования деталей (хвостиков, крылышек, клювиков);

- учить детей создавать оригинальные образы из 2–3 деталей, передавая пропорции и взаимное размещение частей, правильно соединяя и аккуратно скрепляя детали (грибок, неваляшка, птенчик в гнездышке).

Развивающие:

- развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер;

- синхронизировать работу обеих рук; координировать работу глаз и рук (формировать зрительный контроль за движением своих рук); соизмерять нажим ладоней на комок теста;

- развивать опыт в творческой деятельности, в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;

- развивать интерес к процессу и результатам работы;

- развивать интерес к коллективной работе.

Воспитательные:

- воспитывать навыки аккуратной работы, ответственность при выполнении работ, подготовке к выставкам;

- воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий;

- воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

3. Принципы программы

-Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

-Наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

-Демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанника в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

-«От простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребёнок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ);

-Учёт возрастных и индивидуальных возможностей детей.

4.  Содержание программы

Содержание занятий кружка «Фантазия из соленого теста» составлено с учётом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения от простого к сложному. Обучение проводится на коллективных занятиях и по подгруппам 6 -8 человек.

4.1 Этапы реализации программы

Формы организации обучения.

1. по образцу (Форма организации заключается в том, что детям предлагают образцы поделок из соленого теста, как правило, показывают способы их воспроизведения.)

2. по замыслу (Форма организации обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь ребенок сам решает, что он будет лепить. Чтобы это деятельность протекала как поисковый и творческий процесс, дети должны иметь обобщенные представления о объекте, владеть обобщенными способами лепки и искать новые способы. Эти знания и умения формируются в процессе других форм лепки - по образцу и по теме.)

3. по теме (Детям предлагают общую тематику лепки, и они сами создают замысел конкретных поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Основная цель организации лепки по заданной теме - актуализация и закрепление знаний и умений.)

Каждая из рассмотренных форм организации обучения по лепке может оказать развивающее влияние на те или иные способности детей, которые в совокупности составляют основу формирования их творчества.

Индивидуальная работа с детьми.

Развитие у детей творческих способностей.

Самым ближайшим социальным окружением для ребенка является семья и детский сад. В детском саду у ребенка впервые формируется правильное отношение к трудовой и эстетической деятельности. Основными источниками детских эстетического содержания является игрушки, предметы быта, книжные иллюстрации, кинофильмы, спектакли кукольного театра, общественные и семейные праздники, детские утренники и развлечения. Эти впечатления и связанные с ним переживания ребенок стремиться отразить в играх, рисунках, поделках. Чем полнее и содержательнее ведется эстетическая воспитательная работа на занятиях кружка, тем ярче и интереснее ребенок проявляет себя в индивидуальной творческой деятельности. В условиях детского сада руководитель кружка устанавливает контакт с каждым ребенком, учитывая индивидуальные склонности, интересы и возможности. В детском саду ребенок должен чувствовать себя членом близкого ему коллектива, должен знать, что его труд - это частица большого интересного дела, которое приносит радость всем. При выполнении индивидуальных заданий ребенок принимает от педагога советы в выборе сюжета, и в раскрытии творческого замысла. Сам ребенок, должен уметь помогать сверстникам или малышам, в осуществлении их замыслов.

Интеграция тесто пластики с другими видами деятельности детей: развитием речи; художественной литературой; экологией; ознакомлением с окружающем миром.

Сроки реализации программы: 1 год

Структура занятия:

1. Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры).

2. Объяснение, показ приемов лепки.

3. Лепка детьми.

4. Физическая пауза.

5. Доработка изделия из дополнительного материала.

6. Рассматривание готовых работ.

Способы лепки:

  1. Конструктивный – лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе).

2. Скульптурный – из целого куска. Превращая его в фигуру.

3. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.

4. Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.

5. Лепка на форме – использование готовых форм под основу.

Приемы лепки:

Скатывание круговыми движениями рук, раскатывание прямыми движениями рук, надавливание шариков пальцем сверху, сглаживание, сплющивание, прищипывание. Методические приемы:

- показ технологических приемов;

- рассматривание игрушек, скульптуры и т.д.;

- рассматривание иллюстраций из книг, фотографий, картин и т.д.;

- игровые приемы (приход героя и др.);

- упражнение детей навыках использования инструментов для лепки (стеки, печатки и т.д.).

Оборудование:

- дополнительный материал для создания выразительного образа (бисер, бусинки, леска, пайетки, крупы, природный материал).

- инструменты для лепки (стеки, печатки, скалки, формочки для теста колпачки от фломастеров и др.).

Форма работы: совместная деятельность педагога с детьми.

Новизна данной программы заключается в том, что тестопластика является одним из малоизученных видов деятельности по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста

4.2 Календарно – тематическое планирование

месяц

№ занятия

тема

цель

оборудование

октябрь

1

Что такое тесто?

Познакомить детей с тестом; научить разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику. Показ приёмов лепки: раскатывания, сплющивания

Тесто, подкладные доски,   влажные тряпочки.

2

«Тесто –шлеп-шлеп!»

Продолжить знакомить детей с тестом, его свойствами; учить шлепать ладонями обеих рук по тесту; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику. Показ приёма лепки: раздавлевание.

Тесто, разделочная доска или поднос,   влажные тряпочки.

3

Цветные конфетки для друзей.

Продолжать знакомить детей с тестом, его свойствами; научить разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику. Показ приёмов лепки: раскатывания, сплющивания.

Тесто,  маленькие пластмассовые или стеклянные шарики с  гладкой  поверхностью,  влажные тряпочки

4

Зелёный огуречик.

Продолжать знакомить детей с тестом и его свойствами; научить разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику. Показ приёмов лепки: раскатывание столбика между ладонями.

Оборудование: соленое тесто, муляж огурца, доски для лепки,

ноябрь

1

«Покормим птиц»

Продолжать знакомить детей с тестом и его свойствами; научить отщипывать маленькие кусочки теста от большого куска; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику. Показ  приём лепки: отщипывание

Тесто,  подкладная доска,   влажные тряпочки, игрушечные птицы.

2

Покатился колобок…

Продолжать знакомить детей с тестом и его свойствами; научить разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук. Показ приёмов лепки: раскатывания, сплющивания. Учить облеплять яйцо киндер сюрприз , делать ему глазки и рот из крупы, создавая образ колобка.

Оборудование: соленое тесто, окрашенное в желтый цвет, крупа, яйцо  киндер сюрприз

3

«Блинчики»

Продолжать детей знакомить с тестом и его свойствами; учить сплющивать шарики из теста при помощи всех пальцев руки; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику.  Показ приёма лепки: сплющивание

Тесто, пластмассовые тарелки, куклы

4

Готовим «котлеты»

Продолжать знакомить детей с тестом и его свойствами; учить сплющивать шарики из теста при помощи придавливания ладонями к плоской поверхности; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику.  показ приёма лепки: сплющивание

Тесто, подкладные доски, пластмассовые тарелки, куклы

декабрь

1

Покормим курочку

Продолжать знакомить детей с тестом и его свойствами; научить надавливать указательным пальцем на шарик из теста, прикрепляя его к основе; располагать шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику. Показ приёма лепки: надавливание

Листы  картона  зеленого цвета по количеству   детей (формат А4); тесто, скатанный в маленькие  шарики  диаметром около 5 мм, из  расчета  10-20 шариков  на  ребенка; пластмассовая или резиновая курочка

2

Конфеты  на тарелке

Продолжать знакомить детей с тестом и его свойствами; учить надавливать указательным пальцем на шарик из теста, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику рук. Показ приема лепки:  надавливание

Листы картона белого  цвета  фор-мата А4 по количеству детей; шарики из  теста  диаметром  около  7-8  мм(10-15 шариков на каждого  ребенка); 2-3  резиновые  игрушки

3

Снег идет

Продолжать учить детей надавливать указательным пальцем на шарик,

прикрепляя его к основе; располагать шарики на равном расстоянии друг

от друга; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику. Показ приема лепки: надавливание

Листы   картона

формата А4 по количеству   детей;

шарики из теста

диаметром около 7 мм (10 - 20 шариков на каждого ребенка)

4

Украсим   ёлочку  к празднику.

1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

2.Показ приёмов лепки: раскатывание, сплющивания. Упражнять в умении вырезать фигурки формочками, украшать с помощью дополнительного материала (бусины, бисер, блестки, крупа).

соленое тесто, окрашенное в разные цвета, формочки для выпечки, бусины, бисер, крупа, блестки, тесьма для петелек, доски для лепки

январь

3

Снеговик

1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

2.Показ приёмов лепки: раскатывания шаров разной величины, использовать дополнительный материал (глазки – крупа).

соленое тесто, окрашенное в голубой цвет, доски для лепки.

4

Зимняя сказка (коллективная работа)

1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

2.Показ приёмов лепки: раскатывание столбика. Упражнять в умении аккуратно выкладывать в форме деревьев. Вызывать желание создавать коллективную работу.

картон А-3  голубого цвета с аппликацией  деревьев, соленое тесто, доски для лепки.

февраль

1

Самолёт построим сами…

1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

2.Показ приёмов лепки: раскатывания и налеплять их друг на друга.

соленое тесто, доски для лепки

2

Рыбка

1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

2.Показ приёмов лепки: раскатывания овала (тела) между ладонями, оттягивание и сплющивание (голова, хвост), использовать дополнительный материал (глазки – крупа).

соленое тесто, доски для лепки, игрушка рыбки, крупа.

3- 4

Снежная  крепость (коллективная работа)

1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

2.Показ приёмов лепки: раскатывание, сплющивания. Упражнять в умении с помощью воды соединять детали из теста.

соленое тесто, окрашенное в голубой цвет, стаканчики с водой, кисточки для рисования, доски для лепки,

март

1,2.

 Веточка мимозы для любимой мамы

1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

2.Показ приёмов лепки: раскатывание, сплющивания. Учить лепить предмет из нескольких частей.

картон А-3,соленое тесто, окрашенное в желтый и зеленый цвета, доски для лепки.

3-4

Весёлые неваляшки

1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

2.Показ приёмов лепки: раскатывания двух шаров разной величины, использовать дополнительный материал (глазки – крупа).

3.Учить разукрашивать  матрёшку  гуашью.

соленое тесто розового цвета, доски для лепки, игрушка матрёшки, крупа, гуашь, кисть.

апрель

1

Напечем   мы с  бабушкой…

1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

2.Показ приёмов лепки: раскатывание, сплющивания. Учить  лепить разные мучные изделия: печенье, пирожок, вареник.

соленое тесто, противни из чёрного картона, колпачки от фломастеров, доски для лепки.

2

Мы идём  гулять

1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

2.Показ приёмов лепки: раскатывания овала (тела человека) между ладонями. Учить лепить предмет из нескольких частей (руки, ноги, голова), используя дополнительные материалы (глазки – бусинки).

соленое тесто розового цвета, доски для лепки, бусинки.

№ 3,4

Лепим барельефы: бусы, шарики

1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

2.Показ приёмов лепки: раскатывания и налеплять их рядом, по кругу.

3.Учить разукрашивать изделие гуашью.

соленое тесто, доски для лепки, гуашь, кист

май

1

Зелёная гусеница по листикам ползет…

1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

2.Показ приёмов лепки: раскатывания нескольких шаров разной величины, использовать дополнительный материал (глазки – бусины).

3.Учить разукрашивать гусеницу гуашью.

соленое тесто зелёного цвета, картон зелёного цвета в виде листика, доски для лепки, бусинки.

2,3

Золотой подсолнух

1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

2.Показ приёмов лепки: раскатывания, сплющивания, использовать дополнительный материал (семечки).

3.Учить разукрашивать изделие гуашью.

соленое тесто оранжевого и белого цвета, картон голубого цвета, доски для лепки, гуашь, кисти, семечки подсолнечные и тыквенные.

5. Планируемые результаты

В результате внедрения данного проекта мы ожидаем: Расширение детского кругозора, развитие мышления, памяти, мелкой моторики руки.

Что должен уметь ребенок первой младшей группы на конец года в результате работы кружка:

  • отделять от большого куска небольшие комочки
  • раскатывать комок теста прямыми движениями;
  • раскатывать комок теста круговыми движениями;
  • сворачивать скатанные прямыми движениями столбики в виде кольца;
  • соединять концы;
  • сплющивать между ладонями комок теста;
  • соединять 2-3 знакомые формы;
  • защипывание краев формы кончиками пальцев.

6 Список литературы:

  1. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду (Ранний возраст) М. 2007 Г. «Карапуз – Дидактика»).
  2. Ш. А. Лыкова «Из солёного теста» (Лепим с мамой).
  3. Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду, под ред. М.Б. Халезовой-Зацепиной, 2008 г.;
  4. Рубцова Е. В. Фантазии из соленого теста, 2008 г.;
  5. Чаянова Г. Н. Соленое тесто, М. , 2005 г.
  6. О.В. Корчинова «Детское прикладное творчество» (Ростов – на Дону: «Феникс», 2005г.).
  7. Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» программа и методические рекомендации, для занятий с детьми 2 -7 лет, И.: «Мозаика – Синтез», М. 2006г

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа педагога дополнительного образования по направлению «Общеразвивающей направленности Кроха» для детей первой младшей группы 2-3 года на 2018-2019 учебный год.

Развитие  детского творчества является  актуальной проблемой, так как творчество – это  деятельность  человека, преобразующая природный и  социальный мир в соответствии ...

Перспективное планирование работы с родителями первой младшей группы на 2018-2019 гг. ( В рамках реализации программы " Мозаичный парк"

Цель: создать в детском саду необходимые условия для развития ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повысить компетентность род...

Программа по дополнительному образованию лепка из соленого теста «Чудесное тесто»

Жизнь в эпоху научно – технического прогрессастановится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека нешаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления,быстрой ориентаци...

Конспект НОД по лепке из соленого теста "Угощение для медвежат", вторая младшая группа

Задачи:Дать представление о том, из чего делается тесто для баранок.Учить детей лепить баранку: раскатывать кусочки прямыми движениями рук, соединять концы глиняной палочки путем прижимания.Развивать ...

Рабочая программа Первая младшая группа на 2018-2019 учебный год

Рабочая программаПервая младшая группана 2018-2019 учебный год...

Конспект занятия по лепке из соленого теста "Тарелочка для Мишутки" в младшей группе

Конспект занятия по лепке из соленого теста в младшей группе тема : "Тарелочка для Мишутки"...

Рабочая программа первой младшей группы на 2018-2019 у. г.

Рабочая программа  разработана в соответствии с основной образовательной программой НРМДОБУ «Детский сад «Солнышко» и отражает особенности содержания и организации образовательн...