Социальный мир - беседы.
план-конспект занятия на тему

Колесникова Анна Сергеевна

беседы с детьми 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon besedy_sotsialnyy_mir.doc178.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Наш детский сад».

Задачи. Дать представления о ближайшем окружении детского сада, развивать познавательные интересы детей, воспитывать любовь к своему детскому саду.

Вопросы:

- Как называется наш детский сад?

- Хорошо ли вам живется в детском саду?

- Есть ли у вас друзья в детском саду?

- Чем любите заниматься?

Физкультми нутка.

Дети хором произносят слова, сопровождая их движениями.

Мы по городу идем (маршируют),

Звонко песню мы поем (покачивания головой вправо-влево, напевазя; ля-ля-ля).

Мы по  улице шагаем (маршируют

Ноги ровно поднимаем (оттягивают носочки каждой ноги).

Делай  шаг - раз, два,

Взмах  руками - три, четыре.

Повернулась голова (в любую сторону),

Руки ваверх и ноги шире.

Прыгнем вместе высоко

И побегаем легко.

НА ЧЕМ МЫ ЕЗДИМ

Задачи: формировать у детей представления о назначении некоторых транспортных средств (грузовая машина, автобус, троллейбус) и о профессии водителя; развивать познавательный интерес детей (что привозит  машина в детский сад?); уточнить знания детей о правилах поведения в общественном транспорте и элементарных правилах дорожного движения.

1.Загадки о транспортных средствах.

Мощный транспорт,

тяжести возить привык.

Что же это?.. (Грузовик.)

По дороге едет дом,

Окна светлые кругом,

Носит обувь из резины

И питается бензином.   (Автобус.)

Я мчусь, держась за провода!

Не заблужусь я никогда. (Троллейбус.)

2. Беседа о транспортных средствах.

Вопросы:

- Для чего нужен автобус, троллейбус?

- Кто управляет ими?

- Чем они похожи? Чем отличаются?

3.  Сюрпризный игровой момет: в группу к детям приезжает грузовая машина.

Беседа по вопросам:

- Какая машина к нам в гости пожаловала,? (Грузовая.)

- Какого она цвета? Какая по размеру? Какой формы? (Обследовательские действия.)

- Что в ее внешнем виде особенного?

- Что привезла машина в детский сад?

Дети по очереди достают продукты, называют их, рассказывают, для чего нужны овощи, крупы, молочные продукты, сахар и др.

ВО ЧТО Я ЛЮБЛЮ ИГРАТЬ (игрушки)

Задачи: формировать представления дошкольников об игрушках (мяч, машины, куклы, мозаика, строительный материал), их назначении, существенных признаках (цвет, форма, величина), о материалах, из которых они сделаны; показать детям историю развития мяча; познакомить с правилами обращения с металлическими игрушками, мелкими .игрушками и деталями; воспитывать бережное отношение к игрушкам, изготовленными взрослыми для игр детей.

Сюрпризный игровой момент.

В группу к детям приходит Незнайка (игрушка, картинки или подготовленный ребенок), здоровается с детьми. На столе лежат игрушки: мячи (разного размера), машины (самосвал, скорая помощь), кукла, мозаика, строительный материал (разного  цвета,

формы, величины).

Незнайка. Что это у вас на столе разложено? (Игрушки.). Ребята, покажите мне их, пожалуйста. А что с ними можно делать?

Незнайка берет в руки мяч и ведет с детьми беседу по вопросам:

- Что это за предмет?

- Какого он цвета, формы?

- Да здесь еще есть мячи! Чем они похожи? Чем отличаются?

- Какие на ощупь? (Обследовательские действия.)

- Как вы с ними играете? (Дети показывают движения с мячом.) Незнайка. Ой! А он не разобьется?

Дети . Не беспокойся, он резиновый.

 Беседа о машинах.

Незнайка берет машину (самосвал) в руки, рассматривает, показывает и задает детям вопросы:

- Как называется машина?

- Как она выглядит?

- Из каких элементов, запасных частей состоит машина? (Обследовательские действия.)

- Из чего она сделала?

- Что машина перевозит?

Незнайка. Да здесь еще есть какая-то интересная машина! (Достает модель машины «скорой помощи».)

- Как называется эта красивая машина с мигалкой?

- Для чего она нужна? Что это за красный фонарик у нее сверху, чтобы дорогу подсвечивать? (Нет, сигнальный фонарь включает водитель для того, чтобы другие машины уступали ей дорогу, когда она везет тяжелобольного в больницу.)

- А из чего сделаны ваши машины? (Из пластмассы.) Незнайка. У меня дома есть металлические машины. Я однажды ими играл и поранил себе руку. Было очень больно. До сих пор не понимаю, как такое могло случиться.

Воспитатель. Ребята, подскажите Незнайке, как нужно обращаться с острыми металлическими игрушками. (Дети рассказывают.)

 Беседа о кукле.

Незнайка (берет куклу). Какая странная девочка у вас есть, я ее спрашиваю, а она ничего не отвечает. Ее не научили говорить?

Дети. Это не девочка, а кукла.

Незнайка. Как зовут вашу куклу? Раз у нее есть имя, наверное, она живая? Чем же отличается девочка от куклы? Кто больше любит играть с куклами? (Ответы детей.)

Беседа о мозаике

Незнайка (берет мозаику). Что это такое - удивительно красочное, разнообразной необычной формы, с ножками? (Дети рассказывают о мозаике.)

Незнайка. Друзья, я видел в передаче «Служба спасения -01» сюжет об одном умном и находчивом мальчике. Он мне подсказал, что мозаикой можно не только играть, но и в носу поковырять, ухо почистить.

Воспитатель. Что ты такое говоришь, Незнайка! Я тоже смотрела этот сюжет. Ведь с этим мальчиком после таких его «находок» беда произошла - мозаичные фигурки застряли и в носу, и в ухе. Ему было больно, трудно дышать. Извлечь эти мелкие мозаичные предметы было очень сложно и пришлось службу спасения вызывать дети нашей группы тоже очень смекалистые, умеют выполнять из мозаики оригинальные узоры, но они знают правила обращения с  играми, состоящими из мелких деталей. Послушай, Незнайка и запомни эти правила. (Дети рассказывают.)

А теперь они покажут тебе, какие рисунки можно выполнить из мозаичного материала. (Дети самостоятельно работают с мозаикой)

 Беседа о строительном материале.

Дети под руководством воспитателя рассматривают строительный материал.

- Что есть в строительном наборе? (Называют фигуры.)

- Какой они формы, цвета, величины? Что с ними можно делать?

- Из чего они сделаны? (Из пластмассы, дерева.)

- А можно их бросать, как мячики? Почему?

ВО ЧТО Я ЛЮБЛЮ ОДЕВАТЬСЯ (одежда)

Задачи: формировать представления детей об одежде (шапка, пальто, куртка, сапоги, ботинки и др.), ее связи с сезоном, возрастом, о материалах, из которых она изготовлена, и их качестве; показать детям зависимость здоровья ребенка от одежды и времени года; воспитывать бережное, аккуратное отношение к своей одежде и одежде других.

Приходив в группу к детям грустная кукла Катя, одетая в летнюю одежду.

Воспитатель (обращает внимание детей на внешний вид куклы). Что случилось с Катей, как вы думаете? (Ответы детей.)

А теперь послушайте Катю. Да она вся дрожит... (обращается к Кате). Катюша, чем ты опечалена, не заболела ли?

К а т я. Я гуляла на улице и очень замерзла, увидела детский сад и решила зайти к вам погреться.

Воспитатель. Почему замерзла Катя? Какое сейчас время года? Что на ней надето? (Шелковое платье, туфли, шляпа.)

Катя. А какую одежду вы носите сейчас? (Дети рассказывают.)

ТРУД ВЗРОСЛЫХ – ПРАЧКА

Задачи: формировать у детей представления о содержании и структуре труда прачки, рассказать об опасности бытовых электрических приборов и бережном с ними обращении; воспитывать уважительное отношение к труду прачки.

Б е с е д а «Кто стирает нам белье?».

Воспитатель. Кто заботится о том, чтобы у детей была чистая постель? (Прачка.)

- Что делает прачка в детском саду? (Стирает, гладит.)

- Кому и для чего нужно чистое белье?

ЧТО Я ЕМ?

 Задачи: формировать у детей представления о продуктах питания, их назначении, существенных признаках, ценности для здоровья; развивать умения обследовательских действий, умения определять некоторые продукты по внешним признакам (на ощупь), вкусу, запаху.

Сюрпризный игровой момент.

В группу к детям приходит зайчик и приносит корзину с продуктами: овощи, фрукты, вермишель, сахар, молоко в коробке, яйца (игрушечные), зеленый лук, шиповник и др.

Зайчик. Я отдыхаю на туристической базе за городом. Мне со склада выдали продукты, но я не знаю, как они называются и что с ними делать, ведь мне известны только морковка, капуста и веточки. Помогите мне, ребята.

Я ТАКОЙ

Задачи: формировать представления детей о разных ступенях развития человека (младенец, ребенок-дошкольник, взрослый человек); о том, что каждый человек имеет имя; о сходстве и различии в строении тела, фигуры и др. человека; развивать интерес, доброжелательное отношение к сверстникам, навыки самообследования.

Работа с предметными картинками.

Детям предлагаются для рассмотрения картинки или фотографии: младенец, ребенок-дошкольник, взрослый человек.

Воспитатель. Как вы думаете, могут ли эти фотографии быть изображением одного и того же человека? (Дети обсуждают и доказывают.)

 «Твои игры».

-  В какую игру ты чаще всего играешь?

-  Какие игрушки тебе нужны в этой игре?

-  Какие игры ты любишь? Кто тебя познакомил с ними, научил правилам этих игр?

-  Какая игра у тебя самая любимая?

-  С кем вместе ты любишь играть?

-  В какую игру ты бы хотел научить играть своих друзей? Давай поиграем прямо сейчас в твою любимую игру! (Дети по желанию проводят игры; воспитатель может провести любимую всеми детьми группы игру.)

НАША ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ

 Задачи: формировать представление детей о семье и ее членах, о доброжелательных отношениях родных людей, об эмоциональном состоянии членов семьи, зависимость этого состояния от сложившейся ситуации; воспитывать любовь и уважение к своим родным.

Б е с е д а «Как вы думаете, кто эти люди?».

Воспитатель предлагает детям рассмотреть фотографию или картинку с изображением семьи.

-  Как можно назвать этих людей одним словом? (Семья.) Почему вы так решили?

-  Кто живет в этой семье?

-  С кем ты живешь?

-  Кем ты доводишься маме (папе, дедушке, бабушке)?

-  Если в одной семье живут дети, родители, дедушка и бабушка, то говорят, что это большая семья. А вы как думаете?

-  Кто живет в большой семье?

-  У кого есть братики, сестрички? Они старше или младше вас?  

-  С кем из членов своей семьи ты любишь играть? Почему? Чем и с кем ты еще занимаешься дома?

Воспитатель (читает стихотворение).

Есть в доме любом семейный альбом.

Как в зеркале, мы отражаемся в нем.

Пускай не всегда мы красивы –

Зато эти фото - правдивы.

Хранится альбом в нашем доме,

Семейные снимки хранятся в альбоме.

Этюд «Утреннее фото».

Ход этюда. Дети сидят на стульчиках. Педагог читает стихотворение А. Костецкого. Дети вместе с педагогом сопровождают чтение жестами и движениями.

Встань, как только солнце встанет. (Тянут руки вверх.)

И тихонечко к окошку

Руку луч к тебе протянет -(Тянут руки вперед.)

Ты подставь скорей ладошку, (Подставляют ладошки солнышку.)

Пусть тебя увидит мама и умытым, и обутым. (Проводят ладонями по лицу, наклоняются и дотрагиваются до обуви.)

Все прибрав, иди к ней прямо

 И скажи ей: «С добрым утром!» (Дети повторяют вместе с педагогом: «С добрым утром».)

А потом с улыбкой, с песней

Выйди к травам, людям,

Птицам... (Широко разводят руки в стороны.)

И веселым, интересным

День твой должен получиться! (Улыбаются друг другу.)

КТО ЛЕЧИТ НАМ ЗУБЫ?

Задачи: формировать представление о профессии врача-стоматолога, его обязанностях; воспитывать желание заботиться о здоровье своих зубов, бережное обращение с лекарствами.

Сюрпризный игровой момент.

В группу к детям приходит Незнайка с перевязанной припухшей щекой.

Воспитатель. Незнайка, что случилось?

Незнайка. Ой-ой-ой!

Воспитатель. Ребята, не знаете ли вы, что случилось с Незнайкой? (Ответы детей.)

Незнайка. Съел вчера коробку конфет, и почему-то вдруг у меня разболелся зуб. Что только не делал, а боль не проходит.

Воспитатель. Кто может помочь Незнайке? (Врач-стоматолог.)

Незнайка. Но я очень боюсь врачей.

Воспитатель. Нужно ли бояться врачей? Почему? В каких случаях нужно обращаться к доктору?

 Беседа с детьми о работе врача-стоматолога.

- Кто такой врач-стоматолог?

- Зачем люди ходят к стоматологу?

- Нужно ли ходить к стоматологу на осмотр? Зачем?

- Что необходимо стоматологу для работы?

- Кто ходил к стоматологу лечить зубы? (Рассказы детей.) Воспитатель. Незнайка, убедили тебя наши ребята, что зубы нужно лечить?

Незнайка соглашается посетить врача и уходит.

 Анализ ситуаций «Обращение с лекарствами».

Приходит Незнайка без повязки и рассказывает, как ему стоматолог лечил зуб.

Воспитатель. Ребята, есть ли у вас дома аптечки с лекарственными препаратами? Вы знаете, где они хранятся, что в них находится? Можно ли принимать лекарства самостоятельно?

- Лекарства разбросаны по столу, в шкафу с продуктами. Правильно ли это?

- Ребята играют с лекарствами во дворе. Правильно ли они поступают?

КТО ГОТОВИТ НАМ ЕДУ?

Задачи: формировать у детей представления о труде повара, о бережном отношении со столовыми предметами (нож, вилка) и предметами бытовой техники повара; познакомить детей с предметами бытовой техники, облегчающими труд повара; воспитывать уважение к труду повара.

Кто готовит очень вкусно

Для ребят еду в саду? (Повар.)

Б е с ед а «Что нужно повару?».

Воспитатель. Что необходимо для того, чтобы приготовить еду? (Плита, посуда, продукты и др.)

- Что должен уметь повар?

ОБЖ.

1)  Правила обращения со столовыми предметами (нож, вилка) и предметами бытовой техники повара (плита, электрический чайник, мясорубка и др.).

2) Анализ ситуаций «Так можно или нельзя?».

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ (радость, грусть, злость и др.)

Задачи: формировать представления детей о различных   эмоциональных состояниях детей  и взрослых, умения  общаться с взрослыми и сверстниками; воспитывать желание дарить радость и хорошее настроение близким людям.

Слушание стихотворения (читает воспитатель).

Мне приснился грустный сон,

Но я его забыл.

 Только помню, что во сне

Я без мамы был.

Мне не хочется играть

 И мультфильм смотреть,

 Даже битву рисовать,

Даже песни петь.

Ничему-то я не рад,

Может, дождик виноват?

Беседа с детьми о грусти, о плохом настроении.

- Какое настроение у героя стихотворения?

- Что вы почувствовали, слушая это стихотворение?

- Вспомните, было ли у вас плохое настроение, почему?

- Какое сейчас у вас настроение?

Творческая работа.

Воспитатель предлагает детям нарисовать дождик за окном чтобы мальчику из стихотворения не было так грустно и одиноко.

Слушание стихотворения.

Я не знаю, что со мной,

Разве лучше быть одной?

 Всех друзей обидела,

Плохое в них увидела.

Посмотри, вон у Ирки

Не глаза, а просто дырки!

 Вовка жадный!

Сашка глупый!

Ленка супом любит хлюпать!

Вместе мы с утра играли –

Не с кем поиграть сейчас.

Нет, ребята, я не злая, -

Злинка мне попала в глаз.

 Беседа по вопросам.

- Хорошо ли поступила девочка? Почему?

- Как выглядит человек, когда он злится, сердится? Воспитатель предлагает детям изобразить злое или сердитое лицо и посмотреть на себя в зеркало.

- Понравилось ли вам выражение вашего лица?

- Почему злых людей никто не любит?

ВОДИТЕЛЬ АВТОБУСА, ТРОЛЛЕЙБУСА

Задачи: уточнить представления детей о назначении транспорта (автобус, троллейбус); формировать представления о профессии водителя, его действиях и обязанностях (старательно ухаживает за машиной, умело ею управляет, добросовестно выполняет правила дорожного движения, умет перевозить пассажиров); дать представления о правилах Дорожного движения, поведении в общественном транспорте.

Введение в тему занятия.

Дом по улице идет,

На работу всех везет.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках. (Автобус.)

2. Беседа по вопросам.

- Кто такой водитель?

- Где находится водитель в автобусе, троллейбусе? (В кабине.)

- Чем оборудована кабина?

-  Какие действия выполняет водитель? (Умело управляет, перевозит пассажиров, объявляет остановки, останавливает транспортное средство на остановках, выполняет правила дорожного движения...)

Основы дорожной азбуки.

Воспитатель загадывает загадки.

Красный: ясно, путь опасный.

Желтый: то же что и красный.

А зеленый - не зевай,

 Проходи и не мешай. (Светофор.)

- Для чего нужен светофор?

- Где устанавливают светофоры?

- На каких участках дороги есть светофоры в вашем микрорайоне? Что они регулируют?

Обобщающая беседа.

- Что понравилось (запомнилось) в поездке?

- На какой сигнал светофора можно переходить улицу?

ПОСУДА

Задачи: формировать представления детей о разновидности посуды (чайная, кухонная), ее назначении, качествах и свойствах, материалах для изготовления посуды (пластмасса, стекло, керамика, метал), о связи материала с назначением посуды; воспитывать осторожное, бережное обращение с предметами посуды.

Игровой сюрпризный момент.

Приходит грустная кукла Катя и рассказывает, что пригласила гостей на чай, но не знает, как сервировать стол, какая посуда для этого нужна, просит помощи у детей.

Обследовательские действия.

Катя принесла в коробке посуду, по очереди достает предметы посуды и показывает детям.

Воспитатель. Дети, назовите предметы посуды, расскажите, для чего нужен тот или иной предмет, из какого материала он сделан. Отберите отдельно чайную и кухонную посуду.

МОИ ПОРУЧЕНИЯ

Задачи: сформировать представления о том, за что может отвечать человек 4-5 лет, какие поручения он может выполнять; развивать умение оценивать выполненное действие; воспитывать чувство ответственности за начатое дело.

Игровой сюрпризный момент.

В группу приходит грустная кукла Катя и рассказывает детям, что мама дала ей поручения: накрыть стол к обеду, убрать игрушки, полить цветы и др., но это все нужно сделать очень аккуратно, красиво, а она не умеет и не знает, как это сделать.

Катя. Мне моя подружка говорила, что вы, ребята, все это умеете делать. Очень вас прошу, научите и меня.

Беседа по вопросам.

- К какой возрастной группе мы относимся?

- Сколько кому лет из вас?

- Выполняете ли вы дома какие-нибудь поручения?

- Какие поручения мы выполняем в группе?

Дети обещают Кате помочь, научить ее всему, что умеют сами.

Трудовые действия.

Воспитатель предлагает нескольким детям показать, как они накрывают стол к обеду. Остальные дети и Катя наблюдают, проверяют   правильность   выполненного   поручения,   комментируют трудовые действия товарищей.

Обсуждение по вопросам.

- Как дети выполнили поручение?

- Все ли они делали без напоминания?

- Поставили на стол все, что нужно, или что-то забыли?

- Аккуратно или нет выполнена работа?

- Красиво ли сервирован стол?

- Правильно ли расставлены приборы?

-  Как вы думаете, удобно ли будет обедать за столом, подготовленным нашими ребятами?

Воспитатель. Кто какие любит выполнять поручения: убрать игрушки, полить цветы, покормить рыбок, собрать опавшую листву?

Дети делятся на подгруппы и выполняют поручения, а Катя ходит и беседует с детьми: что делаете? Как правильно сделать? Нравится ли вам это делать и почему?

Воспитатель просит детей закончить работу и посмотреть, кто, что выполнил и как.

Воспитатель. Дайте оценку самим себе: как вы справились с поручениями? Как вы думаете, если человек умеет выполнять разные поручения, делает это быстро, аккуратно, как его называют? (Аккуратный, умелый, трудолюбивый, помощник.)

УКРАШАЕМ ЕЛКУ

Задачи: сформировать у детей представление о празднике Нового года, назначении елочных игрушек; развивать умение выделять существенные признаки игрушек - цвет, форму, величину, материалы, из которых они сделаны, их качества и свойства, используя обследовательские  действия;   воспитывать  бережное  обращение  с елочными игрушками и украшениями.

Сюрпризный игровой момент.

Почтальон Печкин приносит в группу и вручает воспитателю посылку с елочными игрушками и мишурой.

Беседа.

Воспитатель. Что это за ящик? Он тяжелый. Давайте рассмотрим, что в нем находится. Для чего нужны игрушки? На какой праздник наряжаем елку? В какое время года встречаем Новый год? Кто к нам приходит в гости на праздник? Как вы думаете, от кого эта посылка?

Рассматривание игрушек.

Обследовательские действия: различная форма, мягкие и твердые, яркие, бьющиеся, стеклянные, пластмассовые, бумажные, из фольги и т. п.

Составление рассказа об игрушке.

Задание. Составить рассказ о каждой игрушке по плану: что это за игрушка? На что похожа? Какого цвета, формы, величины? Какая на ощупь (гладкая, шероховатая, ровная и т. д.)? Из чего сделана (стекло, пластмасса, резина и т. п.)?

ЧТО МНЕ НРАВИТСЯ?

Задачи: формировать у детей представления о любимых блюдах, игрушках, состоянии погоды, телепередачах; развивать умение составлять описательный рассказ по картинке или предмету, передавать состояние погоды с помощью картинок-схем; воспитывать уважительное отношение к интересам и любимым предметам других детей и взрослых.

Игровой сюрпризный момент.

В гости к детям приходит зайчик Степа и приносит морковку и кочан капусты.

Степа. Я шел к вам в детский сад, по пути продавали овощи, не удержался и купил капусту и морковку. Я их так люблю есть, это моя самая любимая еда. А у вас, ребята, есть любимая еда? Вот даю вам листочки, нарисуйте, пожалуйста, что вы любите кушать, а потом мне расскажете об этом. (Детирисуют.)

 Беседа «Моя любимая еда».

Дети рассказывают, показывая свои рисунки, а Степа с любопытством расспрашивает их:

- Чем нравится тот или иной продукт?

- Какой он на вкус?

- Как выглядит? Какой по цвету, форме? Что это за продукт -овощ, фрукт, молочный (мороженое), мясной и т. п.?

- Чем полезна данная пища?

- Какие интересные блюда и продукты вы представили на своих рисунках?

Степа. Вы так интересно рассказали о своей любимой еде, что и мне захотелось попробовать еще что-нибудь вкусное.

Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, что будет, если Степа наестся мороженого, конфет? (Ответы детей.)

Вывод: каждый должен употреблять свою пищу (люди, звери, птицы, рыбы).

Беседа-рассказ «Любимые игры».

Степа. А вы любите играть? Есть у вас любимые игрушки? Расскажите о них.

Дети описывают любимую игрушку по картинке или самому предмету. Во время рассказа Степа по-прежнему с интересом расспрашивает детей:

- Как вы играете?

- Лучше играть одному или с друзьями?

- В какие игры можно играть одному, а в какие коллективно?

- Где лучше играть - в комнате или во дворе?

 

ВО ЧТО Я ОБУВАЮСЬ?

Задачи: сформировать у детей представления об обуви и ее необходимости для жизни человека, ее назначении и функциях в зависимости от времени года и погодных явлений; познакомить детей с историческим прошлым возникновения обуви; закрепить умение узнавать дерево, глину, кожу и определять их признаки (прочность, твердость, шершавость).

Игровой сюрпризный момент.

В гости к детям приходит кукла, у нее на одной ноге туфелька, а на другой сапог (валенок).

Воспитатель обращает внимание детей на странную обувь куклы, спрашивает, почему она так обулась.

Рассказ-путешествие в прошлое обуви.

Кукла рассказывает детям историю:

«Когда-то давным-давно на Земле всегда стояло лето, было тепло, и люди ходили босиком. Но ходить босиком было неудобно.

- Почему? Как вы думаете? (Ответы детей.) И вот тогда люди решили сделать себе обувь из дерева. Показывает картинку деревянной обуви и полено. Дети рассматривают предметы, пробуют, какое полено по весу, на ощупь.

- Как вы думаете, можно ходить в таких башмаках? Охарактеризуйте дерево. Какой это материал?- (Оно тяжелое, шершавое, твердое.)

Затем обувь стали делать из глины.

Показывает сапожки из глины. Дети рассматривают.

- Можно ли в них ходить по лужам? Почему нет? (Непрочные, размокнут.)

Потом люди стали делать обувь из коры деревьев, которую называли «лапти».

Показывает картинку или сами лапти.

-  Потрогайте лапти, скажите, какие они в носке. (Они легкие, удобные.)

- А можно ли в них ходить зимой?

- Я у мамы в шкафу нашла такую обувь, поместила в нее свои ножки и пришла к вам.

Воспитатель. Можно ли так обуваться? Почему? Какое сейчас время года? Можно ли по снегу гулять в туфлях? Почему нет?

Кукла. А как вы обуваетесь зимой? (Дети перечисляют обувь.) Что вы обуваете летом? А когда на улице лужи?

Воспитатель. Ребята, можно ли обувать одновременно разную обувь?

ХОЧУ БЫТЬ ПОХОЖИМ НА ПАПУ

Задачи:уточнить представления детей о профессии пап и дедушек; о профессии военного; воспитывать у детей желание доставлять папе (дедушке) радость, делать подарки.

Беседа о папе и дедушке.

- Как зовут папу, дедушку? (Имя, отчество.)

- Кем они работают?

 «Что нужно военному?».

Воспитатель показывает картинку с изображением военного.

- Кто это изображен на картинке? Зачем нужна эта профессия? Задание. Отобрать картинки с изображением военной техники, служебных собак. Рассказать, что отобрали, кому это нужно.

ЧЕМУ Я УДИВЛЯЮСЬ И ЧТО Я ЛЮБЛЮ?

Задачи: формировать представления о различных эмоциональных состояниях взрослых и детей (удивление), о том, что у каждого ребенка есть свои любимые занятия, связанные с временем года; развивать умение передавать с помощью мимики удивление и сопоставлять с разнообразными жизненными ситуациями.

Беседа по картинке «Удивление».

Воспитатель показывает разные картинки, на которых изображены выпачканные грязью дети и удивленная этим женщина, мальчик, увидевший инопланетянина, и т. п.

Воспитатель читает стихотворение:

И чему тут удивляться?

Не хотим мы умываться! .  

Ох, и грязные, Безобразные...

Захотели - и умылись,

И опять все удивились.

Глазки - ясные,

 Щеки - красные.

- Чему удивились взрослые и дети?

Как по позе человека и выражению лица можно понять, что он удивлен? Найдите на картинках, кто удивляется и чему.

.

ХОЧУ БЫТЬ ПОХОЖЕЙ НА МАМУ

Задачи: формировать представления детей о труде и профессиях своих мам и женщин детского сада; воспитывать желание оказывать посильную помощь маме, заботиться, доставлять радость своими поступками, действиями.

Беседа о маме.

- Как зовут твою маму?

- Кем она работает?

- Чем ты похож на свою маму?

 Как ты дома ей помогаешь?

Часто ли ты ее расстраиваешь и какими действиями, поступками?

 Обсуждение с детьми жизненных ситуаций.

1)  Ты нечаянно разбил вазу. Как мама отреагирует на это? Что предпримешь ты?

2)  Мама возвратилась с работы, сразу начала готовить ужин. Что будешь делать ты?

3) Мама огорчена: неприятности на работе или неудачи у старшего сына. Как ты поступишь?

НА ЧЕМ МЫ ПУТЕШЕСТВУЕМ?

Задачи: формировать представления детей о назначении разных видов транспорта, особенностях конструкции и движения; воспитывать умение и желание помогать друг другу; поднять эмоциональное настроение детей.

Беседа по картинкам «Транспорт».

Детям предлагаются картинки с изображением различных видов транспорта или игрушки.

Задание. Возьмите картинку или игрушку, назовите цель поездки.

-  Расскажите об особенностях путешествия на разных видах транспорта.

- На чем удобнее передвигаться, как вы думаете? А на чем быстрее?

Итоговая беседа.

- На чем мы сегодня путешествовали?

- Что вам понравилось?

МЫ НЕ БУДЕМ ССОРИТЬСЯ

Задачи: формировать представления детей о дружбе, друге; воспитывать умения и навыки общения со сверстниками: не обижать, прощать, сочувствовать.

 «Добрые слова».

Дети сидят по кругу. Воспитатель предлагает детям сказать, доброе слово рядом сидящему ребенку. Начинает сам воспитатель, дети продолжают.

Б е с е д а «Мои друзья».

- Зачем нужны друзья?

- Скучаете ли вы без друзей?

 - Что вы любите делать с друзьями?

- А вы ссоритесь со своими друзьями? Из-за чего?

- Как вы миритесь?

МИР ПРЕДМЕТОВ: ПРЕДМЕТЫ БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ

Задачи: сформировать представления о предметах бытовой техники, широко используемой дома и в детском саду (пылесос, мясорубка, стиральная машина и др.); о значимости их использовании для ускорения получения результата, улучшения его качества, облегчения труда человека; воспитывать бережное обращение с  бытовой техникой.

сюрпризный момент

В группу приходит Незнайка и говорит детям, что ему на деньрожденья подарили очень интересные предметы, но читать он не умеет поэтому как они называются и как ими пользоваться. Просит помощи у детей. Открывает коробку с игрушечными предметами бытовой техники  (пылесос,  мясорубка,  стиральная машина и др.) или картинки-фотографии.

Дети по очереди рассматривают и рассказывают: как называется предмет, что им делает человек, как облегчает труд человеку его использование. Незнайка создает проблемные ситуации: «A  мусор я и руками б собрал или веником, можно и ножом мясо порезать» и т. п. Дети доказывают, что все эти предметы ускоряют получение результата, улучшают его качество, облегчают труд человека.

ПРО ПЫЛЕСОС

Во многих семьях пользуются при уборке пылесосом.

Почему лучше пользоваться пылесосом, а не пыльной тряпкой и щеткой? Пылесос очищает воздух. Во время работы он прогоняет через ряд фильтров, в том числе и через микрофильтры, десятки кубометров воздуха, задерживая мельчайшие пылинки.

Пылесос извлекает из воздуха не только пыль, но и разные бактерии. Специальные исследования показали, что после получасовой работы пылесоса число бактерий в воздухе уменьшается вдвое.

А работать с пылесосом легко и приятно. Множество всяких приспособлений прилагается к нему.

Есть щетки, которыми чистят ковры, половики, диваны. Специальным наконечником хорошо высасывать пыль из узких щелей в полу, из-под плинтусов - вообще из мест, не доступных для обычной половой щетки.

А большой овальной щеткой очень удобно подметать полы.

ОБЖ.

Беседа «Осторожное обращение с бытовой техникой».

- Как вы думаете, могут ли бытовые приборы быть опасными? В каких случаях?

-  Почему иногда при пользовании электрическими бытовыми приборами возникают пожары?

-  Можно ли самостоятельно включать электрический чайник, пылесос? Почему?

КТО НАС ЛЕЧИТ (ВРАЧ И МЕДСЕСТРА)

Задачи. Сформировать представления детей о труде врача и медицинской сестры, уметь различать их труд; развивать умение  подражать их совместной работе; воспитывать заботливое отношение к  больным.

Игровой сюрпризный момент.

В группу к детям приходят игрушки (куклы,  зверюшки) с перевязанным горлом, лапкой, ухом, у кого-то болит живот, у кого-то голова. Воспитатель вместе с детьми вьшсняет, что случилось с игрушками, и предлагает детям полечить игрушки.

 «Врач и медсестра».

"- Что делает врач? (Беседует с больным о том, что его беспо-коиту осматривает больного и назначает лечение.)

~ Что делает медсестра? (Выполняет назначения врача: выпи-сыва$>т рецепты, делает уколы, закапывает в глаза капли, выдает таблетки, ставит горчичники.)

Творческая работа «Письмо больному другу».

Игрушки спрашивают у ребят, болеет ли кто-то из детей в их группе, и предлагают написать ему письмо, подбодрить его.

Воспитатель. Нарисуйте веселые открытки больному другу, а потом мы вместе подпишем на ней несколько слов, которые помогут ему выздороветь и набраться сил.

ДЕРЕВО УМЕЕТ ПЛАВАТЬ

Задачи: формировать представления детей о дереве, его качествах и свойствах; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования через игры-эксперименты.

Игровой сюрпризный момент.

В группу к детям приходит кукла Даша и рассказывает грустную историю.

Даша. У меня есть подружка Маша, мы с ней очень дружны. Пригласила подруга меня к себе на день рождения. Живет она на другой улице. Разделяет наши улицы маленькая речка, через которую проложен мостик, по нему мы и ходили друг к другу. Но мне сказали, что злой мальчик разломал мост, и я теперь не знаю, как перебраться на ту сторону реки, на чем переплыть. У меня есть некоторые предметы, только смогу ли я на них переплыть речку (деревянная и железная пластины, кусок ткани, салфетка). Я прежде решила посоветоваться с вами.

Воспитатель. И правильно сделала, Даша, что пришла к нам, мы тебе с ребятами поможем.

Рассматривают предметы, сравнивают на ощупь, называют, из чего они сделаны.

Игра-эксперимент «Тонет - плавает».

Предлагаются емкости с водой на каждого ребенка и предметы (деревянные, бумажные, из ткани и металлические). Дети кладут все предметы в воду и смотрят вместе с Дашей, что с ними происходит. Выясняют, что бумага, ткань, металл тонут, а деревянные предметы плавают.

Даша. Я теперь знаю, что мне нужна деревянная лодка или дощечка, чтобы переплыть речку. Но теперь я хочу еще больше узнать об этом замечательном материале. Вы мне не расскажете?

- Из чего делают деревянные предметы? (Из деревьев, которые растут в лесу.) А у вас в группе еще есть деревянные предметы? (Дети называют и показывают Даше.)

- Что представляет собой дерево? Какое оно?

Даша по кругу передает детям деревянную палочку, у кого оказалась палочка, должен назвать какое-нибудь качество или свойство дерева (легкое, не тонет, плавает, прочное, гладкое, шершавое, горит и т. д.). Если дети затрудняются, воспитатель помогает наводящими вопросами.

ПОСЫЛКА ИЗ ДЕРЕВНИ

 Задачи: формировать представления детей о деревне: дома, чем занимаются сельские труженики, взаимосвязь города и деревни; воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к продуктам питания.

Игровой сюрпризный момент.

В группу к детям приходит почтальон Печкин и вручает посылку с письмом.

Воспитатель читает: «Дорогие ребята! Я посылаю вам посылку, но вы сможете открыть ее, если отгадаете, откуда она, и расскажете все, что изображено на картине, которую я для вас нарисовал. Кот Матроскин».

Беседа по картине «В деревне».

Дети рассматривают картину и отвечают на вопросы:

- Что изображено на картине?

- Какие дома вы видите? Из чего они построены?

- Что делают люди?

- Как мы их можем назвать? (Овощеводы, садоводы, хлеборобы.)

- Какую технику используют люди в работе?

- Где производят сельскохозяйственную технику?

- Куда определяют урожай? Как его хранят зимой? Почтальон Печкин сообщает, что теперь дети могут открыть

посылку.

Воспитатель. Матроскин нам прислал подарки, давайте их достанем.

ЧТО ЛУЧШЕ: БУМАГА ИЛИ ТКАНЬ

Задачи: формировать представления детей о бумаге и ткани, их свойствах и качествах; развивать обследовательские действия; развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и его использованием.

Игровой сюрпризный момент.

В гости к детям приходят две куклы - Маша и Даша. У Маши платье сделано из бумаги, а у Даши из ткани. Куклы поссорились из-за того, чье платье лучше.

Воспитатель предлагает детям рассказать все, что им известно о ткани и бумаге, и помирить кукол.

 «Что какое?».

Детям раздаются куски ткани и бумаги, лупы.

Воспитатель предлагает взять в одну руку ткань, а в другую -бумагу.

Воспитатель. Обследуйте ткань и бумагу пальчиками, запомните, какая на ощупь ткань (мягкая, ворсистая и т. п.) и какая бумага (твердая). Расскажите, что вы уже знаете о бумаге и ткани.

Дети рассматривают в лупы бумагу и ткань, сравнивают их: из чего состоит (ткань - из ниток, бумага гладкая, не состоит из ниток).

- Помните их и скажите, что мнется легче. Какое платье мнется пип.нее? Можно ли его разгладить и чем?

Беседа «Разные платья».

Какое платье прочнее? (Доказывают с помощью опыта.) Воспитатель.   Ткань  можно  аккуратно   разрезать.   Представьте, что кукольное платье из ткани порвалось. Что предпримете? (Сошьем.) А если платье из бумаги порвалось, что нужно сделать? (Склеить.)

Куклы благодарят детей и делают вывод: ткань и бумага -очень интересные, полезные и важные материалы, но назначение у них разное.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ (радость, горе, удивление)

Задачи: развивать у детей умения различать по мимике, жестам разные эмоциональные состояния (радость, горе, удивление); приучать детей вслушиваться в интонацию речи, ее содержание и на этой основе делать вывод о настроении и чувствах детей; воспитывать у детей чувство взаимопомощи, чем и как можно порадовать другого в случае огорчения.

 Игра-этюд «Хорошая погода».

Звучит в записи песенка о лете.

Воспитатель предлагает детям представить себе теплый солнечный день, зеленую лужайку с яркими цветами, над которыми весело порхают бабочки.

- Какое сейчас у вас настроение? Почему?

Дети выбирают соответствующую пиктограмму настроения.

Игра-этюд «Плохая погода».

Звучит в записи мелодия осенней песенки «Хмурая, дождливая осень наступила» (слова М. Ивенсена, музыка М. Красева).

Детям предлагается представить пасмурное небо, дождь, холодный ветер, взъерошенных воробьев, которые забились под крышу.

-  Какое у вас настроение? Почему? Дети выбирают пиктограмму.)

Игра-этюд «Погода изменилась».

Звучит в записи песня «Греет солнышко теплее» (муз. Т. Вилькорейской, ел. О. Высотской.)

Воспитатель. Представьте себе, как вдруг неожиданно для всех закончился дождь и выглянуло яркое солнышко. И это произошло так быстро, что даже воробьи удивились.

- Что с вами произошло, когда вы себе представили такие неожиданные перемены в погоде? Найдите пиктограмму.

В МИРЕ ПЛАСТМАССЫ

Задачи: познакомить детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы (гладкие, легкие, цветные); воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность.

Игровой сюрпризный момент.

Детям приходит посылка. Чтобы узнать, что в ней находится, необходимо отгадать загадку:

Из меня предметов масса,

А зовусь я так: ... (пластмасса).

Воспитатель открывает посылку, и каждый ребенок достает себе предмет, изготовленный из пластмассы. Дети рассматривают предметы и рассказывают, у кого что оказалось, из чего сделан предмет, какой он на ощупь, какого цвета.

Воспитатель. Одинакового ли цвета предметы?

Вывод: пластмассовые предметы бывают разного цвета.

ПРОДАВЕЦ

Задачи: формировать представления детей о профессии продавца; совершенствовать представления детей о способах классификации предметов по типовым признакам; воспитывать вежливое, доброжелательное общение продавцов и покупателей.

 «Распредели и доставь товар в магазины».

По группе выставлены большие карточки с символическим изображением магазинов или отделов (хлебный, обувной, игрушек, овощной и др.), вывески магазинов, полки и столы.

Воспитатель. Кто-то перепутал все товары. Теперь трудно определить, какой товар в какой магазин следует распределить.

Предлагает разобрать товары и развести их по магазинам.

Воспитатель показывает поочередно товары (игрушечные предметы или картинки), ребенок, правильно назвавший товар и соответствующий ему магазин, отвозит товар на место. Так заполняются все прилавки магазинов.

 Б е с е д а «Продавец».

- Кто такой продавец? -Что он делает?

- Где он трудится?

- Кто такой покупатель?

- Как должны общаться продавец и покупатель?

ПУТЕШЕСТВИЕ В МНОГООБРАЗИЕ РУКОТВОРНОГО МИРА

Задачи: закрепить представления детей о богатстве предметно го мира и материалов, из которых они изготовлены, способы применения предмета и его функции; формировать умение при описании предметов выделять некоторые особенности (части, размер, цвет, форму); развивать познавательный интерес детей;

Игра-загадка.

Воспитатель достает «волшебную шкатулку», в которой спрятаны различные предметы. Предмет появится только тогда, когда дети отгадают его.

Например: мяч (это игрушка, она круглая, может быть разного цвета, резиновая, можно перебрасывать друг другу, отбивать рукой). Дети рассматривают мяч, еще раз уточняют какого он цвета, формы, величины, из какого материала изготовлен. Аналогично загадываются загадки о других предметах: матрешка, предметы обуви, одежды, посуды, мебели, инструменты.

ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ

Задачи: дать детям представление о процессе выращивания и изготовления хлебобулочных изделий, их разнообразии; развивать умение составлять рассказ с помощью схемы-модели; формировать представления о труде хлебороба, сельскохозяйственной технике, облегчающей его труд, о взаимосвязи села и города; воспитывать уважение к труду взрослых (хлеборобов, пекарей, водителей и др.), бережное отношение к хлебу.

Игровой сюрпризный момент.

В группу приходит посылка, в которой находятся хлебобулочные изделия. Для того чтобы узнать, что находится в посылке, необходимо отгадать за г а д к у:

Бьют меня палками,

Жмут меня камнями,

Держат меня в огненной пещере,

Режут меня ножами.

За что меня так губят?

За то, что любят. (Хлеб.)

Воспитатель. А вы хотите узнать, как хлеб к нам на стол попал?

- Может, он на дереве вырос?

- Может на грядке? {Варианты ответов детей.)

Рассказ детей по схеме «Откуда хлеб пришел?».

Воспитатель предлагает рассмотреть схему «Откуда хлеб пришел»: сеют зерно, убирают комбайном выращенное зерно, отвозят на мельницу, полученную муку везут на пекарню, где пекут хлебобулочные изделия. Дети по схеме составляют рассказ. По ходу рассказа воспитатель задает детям уточняющие и проблемные вопросы:

- Кто сеет хлеб?

- Труден ли труд хлебопашца?

- Как получают муку?

Не гром грохочет, не пальба -            

  Шумят, гудят грузовики,

Гремит-грохочет молотьба.                  

Стучат на мельнице валки,

Гора зерна растет до неба...                

 Гора муки растет до неба...

Ты видишь, сколько будет хлеба?      

  Ты видишь, сколько будет хлеба?

Мне говорят, что спать пора,

Но не усну я до утра:

Мне поглядеть бы хоть немножко,

Как мама будет печь лепешки.

Я. Дегутите

 «Кто больше назовет?».

Дети по кругу называют хлебобулочные изделия; кто не назвал, выбывает из игры.

 Анализ ситуаций «Как обращаться с хлебом».

Воспитатель описывает детям ситуации различного обращения с хлебом. Дети предлагают варианты их решения и приходят к выводу, хорошо или плохо поступил тот или иной человек.

. Творческая работа «Изделиям из теста на столе всегда найдется место».

- Отгадайте загадку:

Вырос в поле дом,          

  Ставни заколочены.

Полон дом зерном,        

   Ходит дом ходуном

Стены позолочены,        

  Не стебле золотом. (Колос.)

Рассматривание колосков пшеницы и зерен, используя обследовательские действия: цвет, форма, величина, твердый - мягкий и др.

НАЗЕМНЫЙ ТРАНСПОРТ

Задачи: формировать представления детей о видах пассажирского и грузового транспорта, его назначении, профессии водителя; познакомить с историей развития транспорта; воспитывать у детей правила поведения и общения в общественном транспорте.

Беседа о транспорте.

- Что называют транспортом?

- Для чего нужен транспорт? (Ответы детей.)

-  Танспортом называют обычно то, что перемещается в пространстве: ездит, плавает, летает и при этом перевозит людей и грузы. Автомобили, автобусы, троллейбусы, трамваи, поезда, велосипеды, мотоциклы, повозки с лошадьми движутся по земле.

- Как называется такой транспорт? (Наземный.)

Воспитатель читает стихотворение.

С самых первых детских лет

Служит мне ... (велосипед).

Лучше он любой машины,

Не нуждается в бензине!

Дети находят картинку или игрушку велосипеда.

Рассказывают о велосипеде: что представляет собой его конструкция (железная рама, два колеса, две педали, руль и т. п.).

Правила велосипедиста.

 Дети вместе с воспитателем составляют правила  велосипедиста:

■   Кататься нужно по тротуару, во дворе, в парке, не выезжать на проезжую часть.

■   Нельзя пересекать на велосипеде проезжую часть;

■   Если перед вами идет пешеход, который вас не видит, позвоните в звонок на руле...

Ребенок читает стихотворение:

Мотоцикл - железный конь,

В животе его огонь.

Если конь бензин попьет,

То помчится он вперед,

А раскатистое ржанье

 Слышно и на расстоянье!

- О каком транспорте говорится в стихотворении? Дети выставляют картинку.

- Как выглядит мотоцикл?

- Что служит топливом для его двигателя?

- Отгадайте загадку:

Не летит, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька. (Машина.)

Дети находят картинки различных автомобилей: легковые и грузовые.

-  На каких машинах удобнее перевозить людей, а на каких -грузы?

-  Как называются машины, которые перевозят людей? (Легковые.)

Дети отбирают легковые автомобили (игрушки) или картинки с их изображением.

 - А как называются машины, которые перевозят грузы? (Грузовые.)

Беседа «На чем мы ездим».

1) Отгадайте загадку.

По дороге едет дом,

Окна светлые кругом,

Носит обувь из резины

И питается бензином. (Автобус.)

- Для чего нужен автобус?

- Как выглядит автобус?

- Какие бывают автобусы?

- Как работает автобус?

 Игра-имитация «Мы шоферы».

Дети берут рули и по сигналу «Автобусы отправляются» заводят двигатели и отправляются в поездку, не наталкиваясь друг на друга.

 Отгадайте загадку.

Я мчусь, держась за провода!

Не заблужусь я никогда. (Троллейбус.)

- Как выглядит троллейбус?

- Чем похожи и чем отличаются автобус и троллейбус?

Отгадайте загадку.

Я зашел в зеленый дом,

Но не долго пробыл в нем.

Оказался этот дом

Быстро в городе другом! (Пассажирский поезд.)

- Как выглядит железнодорожный поезд?

- Какие бывают поезда? Для чего нужны железнодорожные вокзалы?

-  Как вы думаете, что служило древнему человеку вместо транспорта? (Собственные ноги, жизнь его зависела от умения быстро бегать.)

- Для чего человек приручил лошадь?

- Для чего человек придумал колесо? (Чтобы изобрести телегу, карету, автомобиль.)

Анализ ситуаций «Какими могут быть последствия, если...?».

Варианты условий: что произойдет, если прислониться к двери, высунуться из окна, ходить по автобусу во время движения и др.

ЧТО ТАКОЕ СТРАХ?

Задачи: познакомить детей с эмоцией - страх; развивать умение различать эмоции по схематическим изображениям; передавать эмоциональное состояние с помощью различных выразительных средств; учить понимать свои чувства и чувства других и рассказывать о них; воспитывать чувства доброты, милосердия, взаимопонимания, сострадания.

Игра «Гуси-лебеди».

Дети гуляют по группе, представляя, что они находятся на цветущей полянке. Когда воспитатель подает сигнал тревоги, дети прячутся за стульчики.

 Упражнение «Найди пиктограмму».

Дети выбирают пиктограмму страха среди остальных, рассматривают, обращают внимание на положение бровей, глаз, рта.

- Что вы чувствовали, когда прятались от гусей?

Обсуждение с детьми поговорки «У страха глаза велики».

-  Пугались ли вы когда-нибудь так, что причина страха казалась вам значительно страшнее, чем это было на самом деле? Расскажите, пожалуйста.

Чтение отрывка из сказки С. Михалкова «Три поросенка».

Воспитатель рассказывает (или читает) эпизод, в котором описывается, как поросята убегают от волка и дрожат от страха.

- Почему Наф-Наф не боялся страшного волка?

ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ

Задачи: формировать представления детей о водном транспорте, его назначении, разновидностях, профессиях на водном транспорте; развивать познавательный интерес детей; воспитывать уважение к труду взрослых.

Отгадывание загадок.

К лежебоке у реки

Притащил я две руки;

По руке к бокам приладил

И поплыл по водной глади.  (Лодка.)

Дети отгадывают загадки и выставляют картинки.

Паровоз без колес –

Вот так чудо паровоз!

 Не с ума ли он сошел?

-Прямо по морю пошел!

(Пароход.)

 Беседа о водном транспорте.

- Как отгадки назвать одним словом? (Водный транспорт.)

- Для чего он нужен?

Воспитатель выставляет картинки с изображением различных видов кораблей, бревна и плота.

-  Как вы думаете, что использовали древние люди для того, чтобы переплыть реку? (Ответы детей. Находят картинку бревна.)

Воспитатель. Да, бревно было первым водным транспортом. Потом человек взял несколько бревен и связал их вместе - что получилось? (Плот.)

Воспитатель читает стихотворение:

Трудно плавать по волне       

   Если много бревен взять,

Только на одном бревне.         

   Очень крепко их связать,

Чтобы легче стало плыть,       

   Плот получится надежный,

Надо плот соорудить.               

 А на нем и плавать можно!

Так бы плавали древние люди на плотах, но одному из них пришла в голову мысль выдолбить каменным топором середину ствола дерева и пустить по воде. Так возникла первая лодка. Чтобы управлять такой лодкой, человек смастерил весло - палку с плоским концом.

- Как вы думаете, чем лодка удобнее плота?

- Какие сейчас есть лодки? (Моторная, резиновая, байдарка.)

- Кто из вас катался на лодке?

-  Что относится еще к водному транспорту? (Пассажирские суда, грузовые, рыболовецкие, ледоколы, военные корабли.)

- Рассмотрите картинки. Для чего предназначен каждый вид судна?

Я ОБЩАЮСЬ ПО ТЕЛЕФОНУ

Задачи: формировать представление детей о телефоне как средстве связи, о правилах общения по телефону с различными людьми; познакомить с историей развития телефона.

 Игра-путешествие в прошлое телефона.

Воспитатель показывает детям картинки различных телефонных аппаратов, изготовленных в разные периоды существования телефонной связи.

- Как вы думаете, что это?

- Все ли, что изображено на картинках, можно отнести к телефонам?

-  Как вы думаете, как общались между собой древние люди, жившие в разных деревнях? (Выходили на гору и громко кричали, посылали человека с сообщениями и т. п.)

- Удобно ли было так общаться? И вот человек, чтобы удобнее было общаться, изобрел телефон. Первый телефон представлял собой две трубки: в одну говорили, а другую прикладывали к уху.

Дети находят картинку и выставляют.

-  Потом появился ручной телефон, по которому нужно было вызвать телефонную станцию, а уже телефонистки соединяли человека с тем, с кем ему нужно было поговорить. Позднее придумали телефонный аппарат с диском, потом кнопочный, сотовый телефон, видеотелефон...

Дети находят картинки каждого телефона и выставляют их.

- Какой телефон самый удобный? Почему?

2. Беседа «Умеете ли вы вести телефонные переговоры?».

- Как правильно пользоваться телефоном?

- Что нужно сказать в начале разговора?

- Каким тоном нужно говорить по телефону?

Игровое задание «У меня зазвонил телефон».

Дети сидят по кругу,- воспитатель передает телефонную трубку ребенку и формулирует задание: тебе позвонил незнакомый человек или тебе позвонил друг. (Можно дать двоим детям телефоны.)

Я тебе позвонила. (Разговор воспитателя и ребенка по телефону.)

Тебе позвонила мама с работы. (Воспитатель может взять на себя роль мамы.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-нравственное воспитание детей. Беседа «Хорошие и плохие поступки».

Социально-нравственное воспитание детей. Беседа «Хорошие и плохие поступки»....

Использование алгоритмов построения бесед для решения познавательных и социально коммуникативных задач

«Умение ставить вопросы есть необходимый признак ума или проницательности».И. Кант«...мы можем открыть новый для себя мир, когда научимся задавать верные вопросы»К. Эриксон «Беседы лишь то...

Беседы по социально-нравственному воспитанию «Моя семья»

Нравственное воспитание – одна из актуальных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и наше...

Профилактическая беседа с воспитанниками школьного возраста социально-реабилитационного центра. Тема: «Преступление и подросток»

Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступ...

Конспект занятия. Социально-коммуникативное развитие.Беседа «Весенние заботы птиц»

Задачи:Систематизировать знания детей об изменениях в жизни птиц весной.Формировать гуманное отношение к птицам,познакомить с тем, как птицы устраивают свои гнезда, как заботятся о свотих птенцах....

Социальная безопасность. Беседы по картинкам

Каждая беседа направлена на осмысление детьми причин событий и их последствий, связанных с общением и культурой поведения. Почему посуда убежала от Федоры? Как Мойдодыр помог мальчику-грязнуле? Что пр...