Эколого - психологический тренинг
материал на тему

Климкина Анастасия Анатольевна

Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах экологии, повысить профессиональное мастерство, установить тесное сотрудничество между педагогами дошкольного образования.      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologichekiy_trening_mo.docx86.51 КБ

Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №57 ОАО «РЖД»

Подготовила и провела:

Климкина А.А.

г. Смоленск

«Не то, что мните вы, — природа.
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф. Тютчев

Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах экологии, повысить профессиональное мастерство, установить тесное сотрудничество между педагогами дошкольного образования.

 Задачи тренинга:

Познакомить педагогов с понятием эколого-психологического тренинга как направления экологического просвещения педагогов с методами, применяемыми в данном направлении работы;

Развитие чувства близости (эмпатии) человека с природой; закрепление навыков идентификации себя с природными объектами;

Формирование установки на соблюдение чистоты в природе и многоразовом использовании отслуживших свое первичное предназначение предметов;

Актуализация навыков умения совместной креативной работы, выдвижения идей; развитие воображения и навыков фантазирования;

Снятие психоэмоционального напряжения с использованием в работе природных материалов; закрепление стремления беречь и любить природу;

Воспитывать чувство близости и неразрывной связанности человека и природы.

Формы и методы работы: социально-экологический тренинг. В ходе тренинга используются приемы арт-терапии, песочной терапии, техники визуализации и идентификации, мозговой штурм.

Необходимые материалы: листы бумаги, карандаши цветные, проигрыватель с музыкой «Голоса природы», «Шум моря», подготовленный мусор с крючками, удочки для мусора, световые кубы с песком и набором природных материалов, заготовка «Дерево ожиданий», памятка «Эколого-психологический тренинг и его приемы», список съедобных и несъедобных растений.

Ожидаемые результаты: а) Расширение психологических знаний педагогов по данному вопросу, б) расширение репертуара методов и приемов работы педагогов по экологическому воспитанию, в) закрепление у педагогов интереса и положительного настроя на работу по экологическому воспитанию дошкольников.

Продолжительность семинара: 20-30 минут

Количество участников: 8-10 человек.

Ход тренинга:

Вступление. Актуальность проведения тренинга. Мотивационный настрой на работу. Упражнение «Дерево ожиданий». (10 минут)

Основная часть. (30 минут)

А) Теоретический блок. Ознакомление педагогов с понятием Эколого-психологический тренинг, его методами. (5 минут)

Б) Практический блок. Большая игра «Остров Робинзонов». Включает в себя упражнения: «Какая я?» (идентификация с природным явлением), «Собираем мусор» (снятие напряжения, формирование понимания необходимости вторичной переработки), «Многоразовое использование» (развитие воображения, навыков совместной творческой работы), «Съедобное-несъедобное» (развитие навыков групповой дискуссии), «SOS» (снятие напряжения), «Прощальный подарок» (релаксация с природными материалами). (25 минут)

Заключение. Подведение итогов, рефлексия. Упражнение «Дерево ожиданий». (10 минут).

Содержание тренинга.

Вступление.

Уважаемые коллеги! 2017 год объявлен президентом РФ годом экологии. Актуальность поднимаемой темы заключается в том, что экологическое воспитание и образование дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас.

Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдения. Но не менее важно уделить внимание тому, кто непосредственно обучает и воспитывает дошкольников, тех, кто прививает экологическую культуру нашим детям. Методом экологического воспитания в этом случае может являться эколого-психологический тренинг.

Эколого-психологический тренинг – новый формат работы, поэтому в начале нашего тренинга я предлагаю оформить вот такое «дерево ожиданий» (вносится лист с нарисованным деревом). Я вам раздам вот такие зеленые листочки, а вы напишете на них то, что вы ожидаете от данного тренинга? Что вы хотели бы на нем узнать? Каковы ваши ожидания? И прикрепите ваши листочки на наше дерево. Оно останется у нас до конца тренинга. Спасибо!

Основная часть. Теоретический блок.

Эколого-психологический тренинг - одна из новых технологий экологического образования и просвещения, находящийся на стыке педагогики, экологии и психологии. Несмотря на внешнюю простоту, тренинг представляет собой систему коррекционно-педагогических приемов, которые помогают развить субъективное, личностное отношение к природе.

В коррекции субъективного отношения к природе используются такие методы:

Метод экологических ассоциаций (от лат .- соединение) – установление определенной аналогии, ассоциативных связей между образами природных объектов и образами социальной жизни.

Метод экологической лабилизации (от лат. – неустойчивый) - такое воздействие на личность, в результате которого возникает психологический дискомфорт от понимания неэффективности сложившихся стратегий индивидуальной экологической деятельности.

Метод художественной репрезентации природных объектов (от франц.- представительство) – актуализация художественных компонентов восприятия мира природы с помощью литературных произведений, изобразительного искусства, музыки.

Метод экологической идентификации (от лат.- отождествлять) - постановка личностью себя на место того или иного природного объекта, погружение в ситуацию, пространство, обстоятельства, в которых объект находится, психологическое моделирование состояния природного объекта.

Метод экологической эмпатии – (от греч. - сопереживание) - сопереживание личностью состояния природного объекта, сочувствия ему через отождествление с ним, а также переживание собственных чувств и эмоций по поводу природных объектов.

Метод экологической рефлексии (от лат. - обращение назад)- анализ личностью своих действий и поступков, направленных на мир природы с точки зрения их экологической целесообразности, осознание личностью того, как ее поведение могло бы «выглядеть» с точки зрения тех природных объектов, «интересы» которых оно затрагивает.

Метод экологической экспектаций (от англ. – ожидание) - актуализация эмоциональных ожиданий будущих контактов личности с миром природы.

Метод ритуализации экологической деятельности - организация ритуалов и традиций, связанных с деятельностью, направленной на мир природы.

Метод экологической заботы - актуализация экологической активности личности, направленной на оказание помощи и содействия благу природных объектов, проявление сострадания, соучастия, поддержки, попечения, т.е. деятельного участия в жизненной ситуации природных объектов.

Практический блок. Большая игра «Остров Робинзонов».

Представьте себе, что вы выиграли в лотерею путевку на отдых на острове в Тихом океане. Вас ожидают белоснежные пляжи, жаркое солнце, соленый запах моря, крики чаек, спокойный отдых. Вы собрались в отпуск и купили билет на самолет. Пройдя все таможенные испытания и оставив позади аэропорт города Москвы, вы наконец оказались в кресле самолета. Ваше место рядом с иллюминатором. Полет предстоит долгий, но вы от волнения или от любопытства наблюдаете пейзажи, проплывающие за иллюминатором.

Перед вами проплывают поля (видеопрезентация, слайды 2-31) - темно-зеленые, светло-зеленые, коричневые, похожие на лоскутные одеяла; высятся мощные горы – одинокие и целые горные массивы, также можно наблюдать реки – большие и маленькие – и озера, моря и океаны. Полет достаточно длительный, поэтому вы можете наблюдать и рассвет, и закат, а также просто облака и чудесное небо самых разнообразных окрасок.

И вот сидя в кресле самолеты вы задумались, а каким бы природным объектом или явлением вы могли бы быть, какое из них наиболее точно передает ваш характер, ваши жизненные приоритеты. Представьте себе это (объект или явление), возьмите карандаши и бумагу и нарисуйте. (звучит музыка природы, на рисунок дается 5 минут). А теперь давайте представимся, познакомимся друг с другом как с природными объектами (явлениями). Расскажите, кто вы и почему? Так много разнообразных природных явлений, каждый человек может найти что-то свое.

Вот мы с вами и познакомились поближе. Но что это? (слайд 32) Самолет попал в зону турбулентности, нас ожидает трудная посадка на воду, потому что мы с вами находимся посреди Тихого океана. К сожалению, во время посадки самолет получил серьезные повреждения и развалился, но мы все живы, в спасательных жилетах нам удалось доплыть до небольшого тропического островка. Мы твердо уверены, что нас скоро спасут, так как пилот успел передать сигнал SOS и наши координаты, но какое-то время нам все же придется пожить на этом самом острове. (слайд 33)

Все что у нас с вами есть – это то, что одето на нас и то, что волнами прибивает к берегу острова, обломки самолета, какой-то мусор. Сделав удочки из палок мы сейчас с вами попытаемся достать как можно больше: что-то нам обязательно сможет пригодится для пребывания на этом острове. Удочек только 2, поэтому мы будем по очереди вылавливать предметы, передавая удочку по кругу. (игра «Собираем мусор». На пол в круг вываливается куча мусора (с крючками), каждый участник вылавливает один предмет при помощи удочки и оставляет его себе, передает удочку следующему участнику, и т.д., пока не выловят все предметы).

Посмотрите, какие мы молодцы! Мы очистили море от мусора и приобрели целую кучу предметов, которые могут нам пригодится. У меня в коробочке есть несколько предметов, я предлагаю вам выбрать каждому по одному. (В коробочке находятся 2 камушка, 2 веточки, 2 ракушки, 2 орешка). А теперь разобьёмся парами (по принципу одинаково вытянутых предметов), вместе со своим мусором и в парах постараемся придумать, каким же образом можно использовать то, что вы насобирали из моря. Постарайтесь придумать как можно больше вариантов использования этих вещей, так как вы не знаете сколько времени вам придется провести на острове. У вас есть листы и карандаши. (Звучит шум моря, на выполнение упражнения дается 5 минут). А теперь давайте обсудим, что у нас получилось. В обычных условиях это обычный мусор, но сколько же можно придумать идей, как его еще использовать!

Несколько дней на острове нам надо чем-то питаться. На острове много растений, но какие же из них можно есть? Благодаря чьим-то заботам возле многих растений есть таблички с названиями. Посмотрите, что удалось найти. Как вы думаете, что из этого можно употреблять в пищу, а что категорически нельзя? Вам предстоит коллективно решить этот вопрос. Необходимо рассмотреть все позиции названий растений в списке и единогласным решением выбрать, что можно есть, а что нельзя. (Коллективное обсуждение).

Что ж, как выжить несколько дней на острове мы с вами придумали. Но нам надо придумать еще и способ, каким мы с вами сможем подать сигнал о нашем местонахождении проплывающим кораблям. Предлагаю устроить шумовую волну, чтоб нас услышали. Мы будем с вами повторять за мной хлопки, сначала тихо, затем громче и еще громче. Чтоб нас наверняка заметили, мы должны действовать дружно и слаженно. Начали! (хлопки от тихого к громкому)

Ура! Нас заметили! (слайд 34). К нам приближается корабль. И скоро, совсем скоро мы покинем этот остров. И нам немного грустно, так как несмотря на определенные обстоятельства, нам было хорошо на этом маленьком приветливом острове, мы успели к нему немного привязаться. В нашей душе и в нашем сердце останется приятное воспоминание о нем. Поэтому мы свами сейчас сидим на пляже, перебираем песок руками. И очень хочется оставить острову частичку себя. Давайте постараемся передать острову частичку себя через картину, используя песок и природные материалы. (Звучит шум моря, на упражнение дается 5 минут, хотя время четко не регламентируется).

Заключение. Ну вот и подошло к концу наше путешествие на остров Робинзонов (слайд 35) – так называлась наша игра. Как вам понравилось в нашем путешествии? Совпали ли ваши ожидания относительно тренинга? И если совпали, то я порошу вас забрать свой листик с дерева ожиданий.

Спасибо за игру!

План семинара-практикума:

1. Теоретическая часть:

— Доклад «Экологическое воспитание в условиях детско—подростковых клубов» (Искиндирова Г. Б.)

— Доклад «Экологическое воспитание на примере ДПК «Балдырған».

2. Практическая часть

2.1. Экологический тренинг для педагогов.
2.2. Игра «Ассоциации».
2.3. Песня «Дорогою добра».
2.4. Решение педагогических ситуаций.
2.5. Экологическая притча.
2.6. Экологическая сказка «Айболит и все — все — все...».
2.7. Решение экологической задачи.
2.8. Игра «Сидячий круг среды обитания».
2.9. Песня «Раненная птица».
2.10. Блиц-конкурс «Как растения и животные погоду предсказывают»
2.11. Игра «Угадай фрукты по запаху с закрытыми глазами».
2.12. Игра «Угадай чья веточка».
2.13. Фрагмент игры «Тайны природы».
2.14. Песня «Прекрасное далеко».
2.15. Творческая мастерская «Должны розы зацвести».
2.16. Песня «Изгиб гитары жёлтой».

3. Итог.

Ход семинара:

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу для вас семинар-практикум на тему: «Творческий подход в решении задач экологического воспитания».

Сегодняшний семинар позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её; поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме. Наконец, установить более тесный контакт между педагогами дополнительного образования.

Практическая часть:

В начале практической части нашего семинара я предлагаю вам разделиться на четыре команды с помощью изображений четырех стихий (вода, огонь, земля, воздух).
(Педагоги выбирают листочки с изображениями и делятся на четыре команды).

— Экологический тренинг (под звуки леса)

Закройте глаза и представьте себе, что вы сейчас находитесь в лесу. Ярко светит солнце. Дует легкий ветерок. Вы вдыхаете его чистый, свежий воздух. Колышутся травы луга. Надо вами гордо кружатся птицы. Вам хорошо и приятно. Вы очень рады, что встретились с удивительным миром природы. Вы хотите жить в мире с природой. Тишина, слышно только пение птиц, шелест листьев, журчание реки. Покой и умиротворение в природе и вашей душе. Красота! Откроем глаза и мы снова в нашем клубе.

Песня «Дорогою добра».

Игра «Ассоциации».

Предлагаю поиграть в игру «Ассоциации» (вхождение в тему), люди ассоциируют себя и окружающих с различными природными явлениями, животными или предметами, употребляя выражения «цветёт как роза», «работает как лошадь», «устал как собака» и т. д. Но всегда ли самооценка соответствует тому, как нас воспринимают окружающие? (приложение № 1)

Попробуйте подобрать ассоциации эко¬логического содержания к кому-либо из коллег, не называя его.

Ассоциации экологического содержания:

Внешность, характер, манера поведения того человека ассоциируются у вас:

  •  со стихией (огонь, воздух, вода, земля);
  •  с природным явлением;
  •  с животным (зверь, птица, насекомое);
  •  с растением (дерево, кустарник, цветок);
  •  с минералом.

Пять-шесть педагогов составляют рассказы, остальные участники пытаются догадаться, о ком идёт речь.

Решение педагогических ситуаций.

Сегодня мы поговорим о том, как педагоги могут повысить свою компетентность в вопросах экологического воспитания детей.

Каждая команда должна решить следующую педагогическую ситуацию. (Раздается каждой команде по 2 ситуации приложение № 2)

Педагоги выполняют задание. Дается время на обсуждение мнений.

Экология. «Экология — это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и с окружающей средой».
Чтобы перейти к следующему блоку нашего семинара мне хотелось бы вам зачитать притчу:

«Человек увидел, как злой серый волк напал на маленького беззащитного ягненка. Он убил волка и спас ягненка. Потом он увидел, что прожорливый, ненасытный ягненок уничтожает красивую изумрудную траву. Он убил ягненка и спас траву. Потом он вырвал эту сорную траву за то, что она сосет соки из земли. Затем он поразился тому, как уродует пейзаж грязная черная земля без травы, и все заасфальтировал. А потом задумался: чтобы еще сегодня сделать такого доброго и хорошего».

Данная притча показывает силу антропогенного вмешательства в природу.

Педагог профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки? Поэтому в своей работе мы часто используем экологические сказки, одну из них предлагаю посмотреть.

— Экологическая сказка «Айболит и все-все-все». (Видео)

По данной сказке мы видим, что глобальные экологические проблемы: Чернобыльская катастрофа, гибель Арала, отравленные ядами химических предприятий реки, загрязненный воздух, исчезающие леса не произошли сами по себе. И здесь антропогенное воздействие на природу. Я предлагаю участникам решить экологическую задачу:

Экологическая задача: По переписи населения за 2012 год в нашем городе проживает 205 тысяч человек. Если каждый выкидывает в день 1 кг мусора, сколько мусора выкидывается в день в городе? В месяц? В год?

http://azbyka.kz/images/144/1.jpg

(Решение: 205000 в день, 205000* 30= 6.150.000 за месяц, 6150000* 12= 73.800.000 кг за год).

Для правильного понимания проблем экологии важно рассматривать ок¬ружающий мир с точки зрения взаимосвязи живых организмов между собой и с окружа¬ющей средой. Лучше всего это делать во время проведения экскурсии на природу. Прежде всего, необходимо обратить вни¬мание детей на условия, без которых дан¬ный вид не может существовать, на его связь с окружающей средой и её обитателями. На¬пример, простой пример цепи питания в природе мы можем проследить по игре «Сидячий круг среды обитания».

Игра «Сидячий круг среды обитания».

Участники получают карточки: «Заяц», «Пища», «Вода», «Жилище». Заяц берет за руку человека с карточкой «Пища», вместе они находят «Воду» и затем «Убежище». Все участники плотно встают в круг плечом к плечу, затем поворачиваются, чтобы видеть затылок впереди стоящего. По команде все садятся на колени друг друга и, подняв руки вверх, начинают передвигать сначала все левую ногу, затем все правую и так круг движется как одно целое. Но вот произошла катастрофа — загрязнилась вода! Вся вода покидает круг. Что случилось со средой обитания?

Песня «Раненная птица».

Блиц-конкурс «Как растения и животные погоду предсказывают»

Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей.

И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития их творческих способностей; наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.

Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.

Предлагаю вам небольшой блиц-конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду».

Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.

  •  Паук усиленно плетет паутину — (к сухой погоде).
  •  Стрижи, ласточки низко летают — (дождь предвещают).
  •  Собака катается по земле, мало ест и много спит — (к вьюге).
  •  Если утром трава сухая — (к вечеру ожидай дождя).
  •  С утра лютики распустились и остались раскрытыми весь день — (к хорошей погоде).
  •  Аромат цветов усилился — перед дождем.
  •  Кошка свернулась клубочком — (к похолоданию).
  •  Ворона кричит зимой — (к метели).
  •  Лягушки квакают — (к дождю).
  •  Воробьи в пыли купаются — (к дождю).

Может кто-нибудь из вас напомнит другие приметы?

Игра «Угадай фрукты по запаху с закрытыми глазами».

Яблоко, апельсин, банан, киви, груша. Участник с закрытыми глазами угадывают на запах.

Игра «Угадай чья веточка».

Участники берут пронумерованные веточки, ощупывают, нюхают, пробуют на вкус и определяют название растения.

Фрагмент экологического мероприятия «Тайны природы» проведем с применением интерактивной доски. Станция «Эколог». Задания на слайде, а участникам нужно выбрать категорию и назвать номер вопроса, указывающий количество баллов. Категории: «Знатоки родной природы», «Их нужно спасти», «Маленькие тайны природы», «Лесная аптека».

Категория «Маленькие тайны природы»

1. Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его? (Нет, только в ответ на боль, даже слабую.)
2. Куда исчезают лягушки, жабы зимой? (Спят.)
3. Назовите самого прожорливого хищника планеты. (Стрекоза, она съедает пищи за день в несколько раз больше, чем весит сама.)
4. Какой зверь самый чистоплотный? (кошка.)
5. На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны, посидел некоторое время, для чего? (Принимая «муравьиную ванну», птица освобождается от паразитов, муравьи опрыскивают тело птицы пахнущей муравьиной кислотой.)

Категория «Лесная аптека»

1. Ты натер ногу в пути, как облегчить боль? (Приложить лист подорожника.)
2. Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Черной смородины, шиповника.)
3. Какая лесная ягода может заменить лимон? (Клюква, она содержит лимонную кислоту.)
4. Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает людям? (Валериана. Капли и настои валерианы употребляют при бессоннице).
5. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Мох сфагнум, или торфяной мох. Мох хорошо впитывает и содержит дезинфицирующее вещество.)

Категория «Знатоки родной природы»

1. В древней Руси этого зверька называли векша. Он грациозен и красив. Его детёныши рождаются голыми, зато потом щеголяют в рыжих пушистых нарядах. Зверек очень доверчив. (Белка)
2. Почему, особенно весной, в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать музыку, жечь костры? (Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверей — искать укромные места.)
3. Этого жучка издавна называли «солнышко». Он красненький и кругленький, очень безобидный, никому не опасен, кроме тли. На сгибах ножек у него появляется жидкость, похожая на молочко, что и натолкнуло людей на мысль о названии этого жучка. (Божья коровка)
4. Какую роль играет ива для берега реки, водохранилища? (Своими корнями ива укрепляет берега, защищает от излишнего испарения воды.)
5. Кто не удивляется их трудолюбию и терпению! Ежегодно они могут приносить в свой дом килограмм всякой добычи, около 1000 000 насекомых. Этим они полезны лесному хозяйству. Но они разводят как пастухи массу тлей — в этом их вред, который, однако, мал по сравнению с пользой. (Муравьи)

Категория «Их нужно спасти»

1. Довольно крупная птица, массой 23-33 гр., с коротким толстым клювом на голове черная шапочка, у самца грудь и часть брюшка красного цвета. (Снегирь)
2. Эта птица массой от 300 до 350 гр., размером с грача. Черного цвета с красной шапочкой на голове. Клюв прямой, крепкий, приспособленный к дроблению древесины. (Дятел).
3. Блестяще — черная сверху, с ярко — белой поясницей, низ тела полностью белый. Поселяются колониями. Гнезда лепные крепят к зданиям в виде неполного полушария. (Ласточка)
4. Дневная птица. Населяет степи, полупустыни, пустыни. Крупная (масса от 1 до 18 кг.), плотного телосложения. Окрас пестрый, присутствует рыжий, серый и белый цвет. А голове хохолок. Клюв длинный, крепкий, заостренный на конце. Хорошо летает, бегает и много ходит, почти безголосая. (Дрофа).
5. В Казахстане гнездится в лесостепной зоне. Величиной с воробья масса 18 — 26 граммов. У самца оперение многоцветное, голова серо — стальная, спина коричневая, поясница желто — зеленая, грудь вишневого цвета. Поют громко. Первые трели выводят четко — зябь, зябь. (Зяблик)

Песня «Изгиб гитары жёлтой».

Вот и подошёл к концу наш семинар-практикум. Я надеюсь, что вопросы, затронутые на семинаре-практикуме, не оставили никого из вас равнодушным и способствовали повышению вашей компетентности в вопросах экологии.


Список используемой литературы

  1. Александрова Ю. Н., Ласкина Л. Д., Николаева Н. В. /Юный эколог. [Текст]. — Волгоград: Учитель, 2010. — 331 с.
  2. Ганичкин А. /Любимые домашние цветы [Текст]. — Москва: Оникс, 2006. — 80 с.
  3. Калецкий А. А. /Калейдоскоп натуралиста [Текст]. — Москва: Оникс, 2011. — 54 с.
  4. Коробцова З. /Лекарственная аптека [Текст]. — Москва: Панорама, 2009. — 98 с.
  5. Лучич М. В. /Детям о природе [Текст].- Москва,1998. — 130 с.
  6. Молодова Л. М. /Игровые экологические занятия с детьми [Текст]- Минск: Асар, 1996. — 128 с.
  7. Никитина Б. А. /Развивающие экологические игры в школе и не только [Текст]- Самара,1996. — 240 с.
  8. Саломахина Г. И. /Наблюдения за сезонными изменениями в природе детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Зима. [Текст]. — Волгоград, 2005. — 49с.
  9. Глобальный экологический кризис — мифы и реальность [Текст]// Қосымша бiлiм және тәрбие. — 2006. — № 4 — 101 с.

Эколого-психологический тренинг - комплексная форма экологического образования, основанная на общей методологии социально-психологических тренингов и направленная на коррекцию и развитие отношений дошкольника к себе (в первую очередь, к своему духовному и физическому здоровью) и к окружающей социоприродной среде. Экологический тренинг позволяет решать следующие задачи:

-формирование позитивного взгляда на себя и окружающий мир в целом;

-коррекцию и формирование целей взаимодействия человека с природными объектами.

-формирование, развитие экологических установок у детей (например, нет «вредных» и «полезных» насекомых), преодоление прагматического отношения к природным объектам;

- обучение умениям и навыкам взаимодействия с природой (например, не кричу в лесу, потому что это чужой дом);

- развитие восприятия ребенка при контакте с природой (например, обследуя ракушки, воздействуем на все сенсорные анализаторы ребенка; трогаем, смотрим, нюхаем, слушаем, взвешиваем);

- расширение индивидуального экологического пространства ребенка (например, живые не только я, и мама, папа, но и подорожник, жужелица, сорока).

 Четко организованная, целенаправленная  работа с использованием эколого-психологических тренингов позволяет использовать дополнительный материал, расширяющий природоохранительный кругозор и конкретизирующий  знания. Дети имеют возможность чаще вступать в контакты с природой, участвовать в общественно полезном труде.

 Говоря популярно, экология - это наука о взаимодействиях в природе между живыми организмами и их взаимодействии со средой обитания. Другими словами, это наука об окружающем нас мире  и о нашем взаимодействии на него. По мнению Е.А.Гринёвой целью экотренинга является формирование у детей «экологического чувства», чувства сопричастности всему живому, осознание планеты Земля «общим домом», создание определённой «блокировки» совершения экологических ошибок, как в будущей их социальной деятельности, так и в быту, прививать детям этическую и моральную ответственность перед каждым живым существом, будь то растение или животное. Кроме того, занятия экотренингом дают заметный оздоровительный эффект, снимают психологическую напряжённость и настраивают на доброжелательное отношение ко всему живому. Положительный эмоциональный фон занятий помогает снимать у детей стрессы и агрессивность, вызванные оторванностью  от естественной среды  и вынужденным проживанием в «каменных джунглях». Хочется обратить внимание на то, что к экотренингу необходимо отнестись именно как к тренингу, а не как к объяснению каких - либо правил. И тренинг детей необходимо проводить постоянно, не делая перерывов. Тогда и только тогда обеспечен успех. Занятия экотренингом не требуют каких - либо специальных условий. Для детей достаточно прогулки в парк или во двор. Внимательный педагог всегда сможет найти куст, облюбованный крикливыми воробьями, воронье гнездо или кузницу дятла. Можно понаблюдать, как объедают рябину свиристели или как хлопотливо строят гнёзда воробьи под вывеской ближайшего магазина.

В настоящее время тренинг очень часто используется в психокоррекции, в психотерапии и в обучении. Такая широта охвата влечёт за собой  трудности в определении данного понятия. В отечественной науке тренинг понимают и как группу методов развития способностей к обучению, и как средство развития компетентности в общении, и как метод группового консультирования.

 Само понятие «тренинг (от англ. Training - воспитание, обучение, подготовка) вошло в русский язык лишь в последние десятилетия. До этого примерно в этом же значении у нас использовался термин тренировка. И сегодня между этими двумя тесно связанными понятиями не всегда проводят различие, употребляют их как синонимы. Однако в психологии и ряде других областей науки и практической деятельности термин «тренинг» приобрел свою специфику и обычно связывается не с любыми упражнениями (тренировкой), а лишь с комплексом упражнений, осуществляемых по специальной методике, разработанной на научной основе. Тренинг представляет собой планомерно осуществляемую программу разнообразных упражнений с целью формирования и совершенствования умений и навыков, повышения эффективности трудовой (и иной) деятельности природы.

 Эколого-психологический тренинг, как отмечает Дерябо С.Д., Ясвин  В.А., базируется на методологии социально-психологического тренинга.

 Эколого-психологический тренинг может проводиться в группах из 8-18 человек под руководством ведущего-тренера. Он является достаточно универсальным в отношении социально-возрастного состава группы.

 Система тренинга принципиально построена таким образом, что от участников не требуется каких-либо специальных знаний о природе. Безусловно, исходный уровень сформированности отношения к природе в определенной степени оказывает влияние на выбор тренером стратегии и тактики работы с конкретной группой. Группы могут комплектоваться из дошкольников, начиная с пяти лет. Особенно эффективно проведение тренингов в группах, состоящих из нескольких семей (3-4), где дети и родители вместе выполняют упражнения, так как в этом случае кроме специфических задач эколого-психологического тренинга, параллельно решаются и общие социально-психологические проблемы семьи.

 Ведущий должен обладать не только общебиологическими знаниями и конкретными натуралистическими умениями, но и быть подготовленным в области практической психологии, иметь опыт ведения групп социально-психологического тренинга.

 Большинство упражнений (техник) не требует специального обеспечения и может, в принципе, проводится в самых обычных условиях, хотя эффект от тренинга существенно выше, если он проводится на базе зоопарка, экологического клуба, экологического кафе и т. п., соответствующим образом оформленных.

 Эколого-психологический тренинг органично вписывается в воспитательную  работу  в  детских садах, а так же в семейном воспитании.

Тренинговые упражнения применяются в зависимости от конкретной ситуации, сложившейся в группе. Обычно используется следующая стратегия. В начале предлагаются упражнения, направленные на расширение перцептивного опыта взаимодействия с природой. Затем на формирование экологической эмпатии, стимулировании идентификации с природными объектами. Это создает психологическую основу и готовность к освоению компетентных технологий взаимодействия с природными объектами, чему посвящен следующий этап тренинга. В заключительной части используются упражнения обобщающего характера, которые направлены на коррекцию стратегии взаимодействия с природными объектами, экологизацию мировоззрения личности, расширения субъективного экологического пространства - зоной персональной  ответственности за природу.

 Эколого-психологический тренинг сконструирован как система коррекционно-педагогических приемов, каждый из которых инициирует, актуализирует действие определенного психологического механизма развития субъективного отношения к природе. Эколого-психологический тренинг представляет собой конкретную модель "педагогической кальки", налагаемой на "психологическую матрицу", моделирующую систему психологических механизмов развития субъективного отношения к природе.

Вот примеры тренингов для детей.

 МЫ  -  ГУСИНИЦЫ.

Для этого упражнения необходимо приготовить: детские гольфы разных цветов (по одному на каждого участника); питьевую воду в стаканах или блюдцах; кусочки капусты на подносе; небольшие покрывала или полотенца.

Каждый участник, надев гольф на руку, «превращается в гусеницу», которые знакомятся друг с другом: «Я зеленая гусеница. Я желтая гусеница. Я полосатая гусеница. Я пестрая…» (в зависимости от цвета гольфа). Воспитатель сопровождает игру комментариями, при этом он сам выполняет различные действия: «Гусеницы сидят на дереве, ползают по веткам, едят листья, они очень вкусные (участники игры пытаются съесть капустные листья без помощи рук). А вот капли воды на ветках, их можно пить, очень вкусно! (дети должны выпить воду из блюдец без помощи рук). Хорошо дышать гусеницам свежим воздухом.  Но вот спустилась ночь, нужно найти дом для ночлега. Забрались гусеницы на листья и заснули, (дети прячутся под покрывалами по 2-3 человека).  Пришло утро и наши гусеницы проснулись. Приятно погреться на солнце. Наконец, наступает пора превращаться в бабочку. Гусеница делает кокон-домик (дети заворачиваются в покрывала), спят, а через некоторое время кокон раскрывается,  и появляется бабочка. Бабочка улетает».

 ЖУК ВВЕРХ НОГАМИ.

   Для этой игры необходимо приготовить изображение жуков размером 1-2 см. (впоследствии их размер можно уменьшить, усложняя, таким образом, задания); картонные круги, овалы, на одной стороне которых нарисованы разные жуки (возможный вариант – гусеницы).
Воспитатель раскладывает «перевернутых» жуков по всей группе. Затем предлагает детям превратиться в различных насекомых и поползать: «Вдруг жуки упали на спину, дергают ножками, брыкаются (дети, лежа на спине, имитируют движения), хотят перевернуться, но никак не могут. Как же плохо лежать вверх ногами – неудобно, страшно! Неужели они так и будут мучиться?  Я помогу им.  Возьму листок  бумаги или листок дерева, лежащий на земле, и переверну насекомых, пусть бегут своей дорогой (воспитатель берет листок и помогает  воспитанникам перевернуться).  Как обрадовались жуки помощи! Побежали по траве к своим детям, к маме, папе. Молодцы, ребята, превращайтесь обратно в людей! Посмотрите перед вами лежат перевернутые жуки (картонные).  Поищите их по всей комнате,  помогите им  перевернуться, а затем отнесите в «траву, кусты» (например, на  подоконник,  где стоят комнатные цветы, или на  зеленый лист бумаги – «поляну».)

ЛЮДИ  БОЖЬИ  КОРОВКИ.

Воспитатель и дети  разрисовывают заранее приготовленные эмблемы с контурным изображением божьих коровок,  закрепляют их на своей одежде. Взрослый предлагает поиграть в игру «Привет, божья коровка!» Все обнимаются друг с другом,  «шевелят» усиками (пальцами, приставленными ко лбу) и говорят «Привет, божья коровка Лариса! Привет божья коровка Саша!» Дети делятся на две команды, например: девочки и мальчики.  Воспитатель руководит игрой, давая задания, и сам демонстрирует игровые действия: «Сейчас божьи коровки – девочки присядут на куст (ковер, траву…). А божьи коровки-мальчики  превратятся в людей. Божьи коровки-девочки ползают по веткам, едят тлю, пьют росу с листьев, греются на солнце, наслаждаются свежим воздухом. Вот проехала машина, оставив после себя выхлопные газы. Божьим коровкам стало трудно дышать, и они вновь почувствовали себя хорошо!  Всем захотелось спать: заползли под листочки (под покрывала, большие платки), поспим, отдохнем.  А вот гуляют люди-мальчики. Вдруг они заметили на ветках куста божьих коровок, подошли к ним поближе. А божьи коровки-девочки испугались: «Кто это такой большой к нам приближается? Страшно!  Это люди». А люди говорят:  «Не бойтесь, божьи коровки, мы вас не тронем, только посмотрим, какие вы, и пойдем по своим делам, а вы занимайтесь своими!» (пусть дети повторяют эти слова) И люди ушли, а жуки почувствовали себя весело и спокойно. А теперь девочки превращаются в людей, а мальчики - в божьих коровок  (игра повторяется со сменой ролей). Можно провести аналогичную игру «Люди и дождевые черви», «Люди и воробьи».

  «ПРИРОДНЫЕ»  ЧЕЛОВЕЧКИ.

  Понадобится разнообразный природный материал: семена, плоды, камни, палочки, сучки, листья и т п.; небольшие банки или коробки (для каждого участника); кусочки пластилина.

Воспитатель предлагает детям выложить на полу или на стене человечка из любого природного материала.  Его части тела можно соединить при помощи пластилина.  Вариант задания: использовать только один вид плодов. (получается Каштановый человечек, Тыквенный, Арбузный). Далее педагог спрашивает:  «А как зовут человечков? Сообщите им ваше имя. Что бы вы сделали, если бы превратились в такое маленькое существо?  Как вы думаете, что ему нравится? (не нравится) в людях?  Попробуйте дать жизнь Травяному человечку, человечку из коры, Песочному, Каменному человечку».  Пусть дети поселят человечка в любое место природного или животного уголка, в ландшафтном садике.

Эколого-психологический тренинг для педагогов:

1. Упражнение «Дерево».

Цель упражнения — выявить настроение участников группы.

Инструкция: «Закройте глаза и представьте себя каким-нибудь деревом. Подумайте, какое оно, какая погода, как себя чувствует ваше дерево?»

Анализ: участники группы по кругу рассказывают о своих впечатлениях.

Упражнение занимает 15 минут.

2. Упражнение.

Цель упражнения — усиление доминантности отношения к природе, сосредоточение внимания.

Материалы: мяч.

Инструкция: «Сейчас мы будем бросать друг другу мяч. Тот, кто бросает мяч, говорит, одно из трех слов: «вода», «воздух», «земля». Тот, кто ловит мяч, говорит, если прозвучало слово «воздух» — название птицы, во втором случае «земля» — животное, если было сказано «вода» — название рыбы. Реагировать нужно как можно быстрее

Анализ: Группа рассказывает, какие сложности возникли в ходе упражнения?

Упражнение рассчитано на 15 минут.

3. Упражнение «Природа в моей жизни».

Цель — узнать отношения участников тренинга к окружающей их природе.

Материалы: лист бумаги и ручка.

Инструкция: каждому участнику предлагается написать в столбик цифры от 1 до 10 и десять раз письменно закончить высказывание: «Природа для меня…», («Природа в моей жизни…»).

Анализ: после того, как участники напишут свои высказывания, им предлагается рассказать группе о своем опыте общения с природой, о своих мыслях по этому поводу. Рассказать насколько легко или трудно было каждому участнику справиться с этим заданием.

Упражнение занимает 30 минут.

4. Упражнение.

Цель — возможность обратиться к миру с важным посланием или просьбой. При этом учащиеся могут потренироваться в формулировании экологических требований и в сотрудничестве друг с другом.

Материалы: бумага и карандаши, большие листы бумаги, цветные мелки или фломастеры — по количеству группы.

Инструкция: объединитесь в группы по четыре человека и выберите тему, которая вам нравиться, например: Как можно сберечь воду?

·Как можно сохранить лес?

·Каким образом можно защитить права животных? и т.д.

Затем приготовьте все вместе речь, которую потом произнесет один из вас. Если хотите, вы можете произнести свою речь все вместе. Вы можете написать и нарисовать плакат, в котором сообщите миру о своих требованиях, или же все вместе сочините пьесу, которая привлечет внимание к выбранной вами теме. У вас есть 20 мин. на подготовку.

Дайте возможность каждой четверке представить свое послание.

Анализ: Как протекала работа в твоей группе?

Трудно ли было найти общую тему?

·Доволен ли ты результатами работы группы?

·Почему важно, чтобы дети интересовались мировыми проблемами?

·Был ли ты когда-нибудь на демонстрации?

· Принимал ли кто-нибудь из твоей семьи хоть раз участие в той или иной гражданской инициативе?

Упражнение рассчитано на 40 минут.

5. Упражнение.

Цель — развитие эмпатии к объектам окружающей природы. Основные технологии взаимодействия с природой, усиление эмоционального и практического компонентов личностного отношения к природе.

Материалы: бумага, ручка.

Инструкция: «Давайте поговорим о том, что каждый из вас должен делать, для улучшения состояния окружающей среды. Чем вы можете помочь природе? Подумайте и запишите. На это вам дается 5 минут». После того, как участники расскажут о своих обязанностях, они должны сделать общий вывод.

Анализ: участники рассказывают, за что чаще всего были ответственны члены группы? Кому, было трудно определить, какого рода ответственность он должен нести? Если было трудно прийти к общему выводу, то почему? и т. д.

Упражнение рассчитано на 35 минут.

6.Упражнение "Чистописание"

Основные цели: Развитие эмпатии, усиление доминантности отношения к природе, стимулирование воображения.

Материал и подготовка: Бумага, цветные карандаши, фломастеры.

Процедура: Участникам предлагается задумать нескольких животных, которые бы максимально отличались друг от друга. Затем нужно написать названия каждого животного подбирая размер, цвет, форму, толщину, частоту букв таким образом, чтобы эта надпись соответствовала внешности и характеру данного животного. При этом "надо стараться, чтобы надпись понравилась самому животному, если бы попалась ему на глаза". Упражнение заканчивается обсуждением.

Выполнение данного упражнения "включает" работу психомоторики участников, расширяя этим диапазон психолого-педагогического воздействия.

Ориентировочное время: 20 минут.

7.Упражнение "Ателье мод"

Цель: развитие эмпатии, воображения, повышение доминантности отношения к природе, идентификация.

Материалы и подготовка: бумага, цветные карандаши.

Ход: участникам предлагается двух максимально различных животных (маленький - большой, пушистый - гладкий и т.д.), затем необходимо разработать для них комплект одежды. Надо постараться, чтобы эта одежда подходила к внешнему виду животного, подчеркивала его достоинства, соответствовало характеру и духу животного. Упражнение заканчивается показом мод и обсуждением в кругу.

Ориентировочное время: 30-40 минут

8.Упражнение: "Зоологический балет"

Цель: идентификация с животными и растениями

Ход: участникам предлагается выбрать любое животное или растение, затем на 20 минут нужно стать им. О своем выборе не объявляется, участников следует ориентировать на выражение не только внешних черт, но и "внутреннего мира" избранного животного или растения. При выполнении задания можно шуметь, активно выражая чувства, будь то страх, гнев, любовь. Целесообразно поделиться своими чувствами.

Ориентировочное время: 30минут

9.Упражнение "Внуки Карла Линнея"

Цель: развитие эмпатии, воображения

Материал: бумага, ручки

Ход: необходимо представить, что вы Карл Линней, или вы были в экспедиции и нашли новые животные и растения, неизвестные науки, их надо назвать. Участники придумывают видовые названия животным и растениям, то есть добавляют прилагательные к названию природного объекта, как например: " уж молочный, заяц беззащитный, еж игривый, мышь хохотушка, пырей стойкий, ландыш хрупкий, одуванчик радостный и т.д."

Ориентировочное время: 20минут

10.Упражнение «Предупредительные знаки»

Основные цели: Развитие эмпатии,  стимулирование воображения, интеллектуализация эмоций.

Материалы и подготовка: Бумага, цветные карандаши, фломастеры.

Процедура: Участники получают  задание придумать и нарисовать несколько предупреждающих  или запрещающих знаков, которые можно было бы установить в лесу, у реки, в парке,  на улицах города. Эти знаки должны защищать какие-то интересы и права животных и растений. Надо постараться, чтобы они  не только несли информацию, но и воздействовали на эмоциональную сферу людей.

В конце упражнения участники делятся ощущениями, которые у них вызвали знаки, представленными другими.

Ориентировочное время: 30 минут.

11.Упражнение «Экологический кодекс жителей Земли»

Основные цели: Формирование экологичности мировоззрения, коррекция целей взаимодействия с природой.

Материалы  и подготовка: Бумага, ручка.

Процедура: Участникам предлагается провести «мозговой штурм» и совместно выработать «Экологический кодекс жителя Земли». На первом этапе фиксируются все предложения, какими бы невероятными или неудачными они ни казались. Затем каждое из них оценивается участниками, выстраивается порядок положений Кодекса, шлифуются формулировки. В конце упражнения Кодекс обсуждается и дополняется участниками.

Ориентировочное время: 40 минут.

Список литературы:

Базулина И.В. Развитие экологической культуры под открытым небом / И.В. Базулина // Начальная школа. - 2005. - №12.- с. 12-17.

Большаков В.Ю. Психотренинг: социодинамика, игры, упражнения / Ю.В. Большаков - СПб., Просвещение. - 1994. - 316 с.

Вахрушева Л.Н. Организация личностно-ориентированного взаимодействия в процессе социально-психологического тренинга в детском саду и начальной школе / Л.Н. Вахрушева // Начальная школа. - 2010. - № 7. - с. 9-12.

Вачков И. В. Основные технологии группового тренинга. Психотехники: учеб.пос. / И.В. Вачков. - М.: Вента-Граф, 2005 - 256 с.

Выготский Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. - М: Детская психология, 2001. - 362с.

Горбатова Е.А. Теория и практика психологического тренинга: учеб. пос./ Е А. Горбатова. - Спб.: Речь, 2008.- 320 с.

Горбушина О. П. Психологический тренинг: секреты проведения / О.П. Горбушина. - Спб.: Питер, 2008. - 176 с.

Гринёва Е.А., Павлова Ж.И. Занимательная экология: Методическое пособие / Е.А. Гринёва, Ж.И. Павлова - Ульяновск: ИПК ПРО, 1998. - 84 с.

Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - с. 12-86.

Емельянов Ю.Н. Активное социально психологическое обучение / Ю.Н. Емельянов. - Л.: ЛГУ, 1985. - 186с.

Ердаков Е.Н. Особенности непрерывного экологического образования / Е.Н. Ердаков // Начальная школа. - 2006. - №7.

Ермаков Д.С., Петрова Г.Д. Интерактивные упражнения и игры в экологическом образовании /Д.С Ермаков, Г.Д. Петрова // Экологическое образование. - 2004. - №4.

Машарова Т.В., Ходырева Е.А. Моделирование учебных ситуаций в личностно-ориентированной среде / Т.В. Машарова, Е.А. Ходырева. - Екатеринбург, Академия, 2002. - 200 с.

Моисеева Л.В. Диагностические методики в системе экологического образования: книга для учителя / Л.В. Моисеева - Екатеренбург, 1996. - 412с.

Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми / Л.П. Молодова - Мн.: Асар, 1996. - 128 с.

Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры / Н.Т. Оганесян - М.: Академия, 2002. - 231 с.

Панов В.И. Введение в экологическую психологию / В.И. Панов. - М.: МНЗПУ, 2001. - 144 с.

Сидельковский А.П. Человек и природа / А.П. Сидельковский. - Ставрополь, 1975. - с. 41-46.

Ясвин В.А., Дерябо С.Д. Методики диагностики и коррекции отношения к природе. Серия экологическая психология и педагогика / В.А. Ясвин, С.Д. Дерябо. - М.:Просвящение,1996. - 141 с.


Дошкольный возраст характеризуется повышенной любознательностью в различных сферах, но особый интерес дети проявляют к природе. Поэтому экологическое воспитание в детском саду занимает важное место в развитии познания окружающего мира, выработке гуманного отношения ко всему живому и формировании осознанного поведения в природной среде.

Формирование гуманного отношения к природе – основная задача экологического воспитания, которая реализуется путем развития в детях сострадания, сопереживания и сочувствия ко всем живым существам на планете.

Полученные знания об окружающем мире должны подкрепляться практической деятельностью и наглядными примерами для того, чтобы дети видели положительный результат своей деятельности и имели желание совершенствовать свои достижения.

На сегодняшний день тема экологии очень актуальна, поэтому мы с И.Н. совместно разработали проект «Выходной с родителями». Как планировать выходные, чтобы они проходили с пользой для взрослых и детей?

С этой целью мною был разработан проект «Выходной с родителями».

  В настоящее время родители часто не уделяют достаточное время на развитие интересов и потребностей ребенка.  Досуг не сводится только к отдыху, ибо он может быть заполнен и такой деятельностью, которая не уменьшает, а увеличивает усталость от основной работы.

Досуг не исчерпывается и развлечениями, хотя бы потому, что он может включать и другие формы препровождения свободного времени.

Выбор формы проведения досуга в каждой семье определяется ее интересами, склонностями и возможностями. Выделяют следующие формы досуга семьи: художественная, просветительская, познавательно-развлекательная, спортивно-оздоровительная, игровая. Важной особенностью семейного досуга является совместная деятельность детей и родителей. Дети хотят играть и общаться с самыми дорогими для них людьми, делиться своими впечатлениями.

По плану воспитатели и родители совместно с детьми проводят выходной день по определенной тематике. Проект рассчитан на год (1 выходной  день в месяц).

Данный проект предполагает широкое участие родителей; совместное с педагогами и детьми посещение музеев, библиотеки, экскурсий по городу  Смоленску.

Создавая проект «Выходной с родителями», мы старались сплотить семью, чтобы дети и их родители ощутили счастье единства семьи, сформировались положительные эмоции от проведённого вместе выходного дня. Новизна проекта выстроена таким образом, что задачи обучения и воспитания дошкольников реализовывались при активном участии родителей воспитанников.

Участие в проекте помогло родителям снять эмоциональное напряжение, появилось желание проводить больше времени с ребенком, играть, общаться, родители и дети смогли обогатить семейный досуг культурными мероприятиями, благодаря которым семья укрепилась и сплотилась.

Из 22 семей активное участие в проекте приняли 16 семей, дети с большим интересом рассказывали о прошедших выходных, делились радостными впечатлениями, новыми знаниями. Родители получили большое удовольствие от времяпровождения с детьми. В итоге, дети рассказали о всех выходных днях, кто то выделил один самый интересный по их мнению день, отразив свои впечатления в рисунках. В будущем мы планируем продолжать создавать подобные проекты, привлекать к участию как можно больше семей.

Выводы
Анализируя результаты работы мы пришли к выводу, что формирование у детей знаний и умений по экологическому воспитанию наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической, проектной и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знаний полученные ранее, становятся необходимые им, так как помогают решать практическую задачу и потому усваиваются легче и быстрее.