Обучение детей с РАС используя социальные истории
консультация на тему

Надежина Наталья

Социальные истории – это своеобразные сказки, которые описывают определенные ситуации, связанные со страхами или беспокойством ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_detey_s_ras_ispolzuya_sotsialnye_istorii.docx220.21 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение детей с аутизмом

Обучение ребенка, как правило, производится на дому приходящим специалистом, либо родителями. Кроме того, в некоторых городах существуют специальные школы для детей, страдающих аутизмом. Обучение ребенка производится по особым методикам, разработанным известными психологами, педагогами или психиатрами. Мы перечислим наиболее распространенные учебные программы для детей с аутизмом:

1.    Прикладной поведенческий анализ – это учебная программа, которая помогает ребенку научиться анализировать свое поведение и делать выводы, что хорошо, а что плохо. В этом ребенку помогает психолог, который каждый раз вознаграждает его за правильное действие. Эта программа имеет множество этапов, от самого простого (научить ребенка спокойно сидеть за столом) до более продвинутых (формирование разговорной речи у ребенка и пр.)

2.    «Время на полу» - это учебная методика, которая предлагает родителям или учителю регулярно проводить несколько часов в день с ребенком на полу, играя. Игры при этом являются частью лечения и  формирования у ребенка навыков к общению.

3.    Программа ТЕАССН – Лечение и обучение детей с аутистическими и другими типами расстройств общения. Эта учебная методика основана на индивидуальном подходе, который разрабатывается в зависимости от целей обучения, потребностей и особенностей конкретного ребенка. Эта техника включает в себя другие методы обучения, такие как прикладной поведенческий анализ, обучение с помощью карточек или картинок и пр.

4.    Методика «Больше, чем слова» помогает родителям понять способы общения их ребенка с окружающими. Не всегда ребенок с аутизмом может выразить свои желания словами, но родители могут понять его, проследив за мимикой, жестами ребенка, его взглядом и т.д. Поняв средства общения ребенка, родители (или психолог) помогают ему сформировать новые методы, более понятные окружающим (например, с помощью слов, жестов или карточек).

5.    Социальные истории – это своеобразные сказки, которые описывают определенные ситуации, связанные со страхами или беспокойством ребенка. Такие истории могут быть написаны педагогом или родителями ребенка. В социальных историях описывается ситуация, объясняются мысли других людей и их эмоции, а также подсказывается желательная реакция ребенка в этой ситуации.

6.    Система общения с помощью обмена карточками применяется при тяжелых формах аутизма, когда ребенок не может разговаривать. В этом случае ребенку помогают запомнить, что означает та или иная карточка, после чего он использует карточку для общения. Эта система помогает ребенку проявлять инициативу в общении, а также облегчить процесс общения с окружающими.

4. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра с помощью социальных историй.

   Создание социальной истории

Определитесь с темой вашего рассказа. Некоторые социальные рассказы предназначены для использования в целом, в то время, как другие истории нацеливаются на определенную ситуацию, событие или деятельность.

  • Примерами социальных историй, которые могут быть использованы в целом, как правило, являются: «как мыть руки», «как подготовить стол к обеду». Примерами историй, которые нацелены на конкретную ситуацию или событие, могут быть: «поход на медосмотр» или «посадка на рейс самолета».
  • Социальные истории общего предназначения могут быть прочитаны или просмотрены один или несколько раз на день в зависимости от подготовки ребенка. Социальные рассказы, предназначенные для определенной цели, ситуации должны быть поданы ребенку непосредственно перед этим событием.
  • Например, социальную историю для посещение кабинета врача следует читать как раз перед выездом ребенка на осмотр.

Ограничьтесь одной темой в каждой социальной истории. Ребенок с аутизмом не может усвоит слишком много информации сразу. Так что следует позаботиться о том, что вы рассказываете только об одном конкретном событии, ситуации, эмоции или способе поведения. Так как детям с расстройствами аутистического спектра крайне сложно усваивать большой обьем информации сразу.

Сделайте так, чтобы главный герой социальной истории был похож на ребенка. Чтобы малыш увидел себя главным героем истории. Это можно сделать, придав главному герою какие-то общие качества с малышом: пол, внешний вид, число членов семьи, интересы или навыки.

  • Когда ребенок начинает понимать, что герой истории и он похожи, то для вас, как для рассказчика, будет намного проще передать свое сообщение. Есть надежда на то, что ребенок начнет сопоставлять себя с персонажем истории и будет делать все, что делает герой рассказа.
  • Например, когда вы будете рассказывать социальную историю мальчику Эриксону, вы можете начать так: «Жил-был мальчик по имени Эрик, он был умным, послушным, высоким, симпатичным и любил играть в баскетбол, как ты».

Позаботьтесь о том, чтобы ваш рассказ был не очень длинным. Истории могут быть прочитаны ребенку в слух или они могут быть поданы в виде простой книги, которую ребенок всегда может носить в сумке и читать всякий раз, когда чувствует потребность в этом.

  • Дети с расстройствами аутистического спектра чаще всего имеют хорошее визуальное восприятие, поэтому вы можете включать в свои социальные истории картинки, фотографии и рисунки. Этим можно лучше привлечь внимание ребенка и сделать рассказы более интересными.
  • Обучение будет более продуктивным, если ребенок добровольно участвует в нем.

Создавайте свои социальные истории всегда положительными и добрыми. Социальные истории всегда должны быть представлены таким образом, чтобы ребенок был способен связать их с позитивным поведением. Позитивные методы помогут справляться с негативными эмоциями и лучше воспринимать новые ситуации и действия.

  • В социальной истории не должно быть никакого негативного подтекста. Атмосфера, отношение и тон людей, вовлеченных в рассказ, должны быть только положительными.

Привлекайте больше людей, которые бы выступали в социальной истории в роли персонажей. Это поможет напрямую привлечь людей, которые имеют место в жизни ребенка, его воспитании и формировании: например, если история о совместной игрушки, то можете привлечь брата или друга ребенка.

  • Ребенок будет лучшее связывать себя с другими людьми, также вы увидите, как ребенок будет относиться к тому, чтобы поделиться чем-то с другими, например, своими игрушками. Также это даст возможность понаблюдать за изменениями в отношении малыша к брату или другу, когда он будет готов поделиться чем-то.
  • Это будет развивать все больше и больше положительных и полезных элементов поведения у ребенка.

Принимайте во внимание настроение вашего ребенка, когда рассказываете социальную историю. Учитывайте время, место и настроение ребенка, рассказывая ему социальною историю: ребенок должен чувствовать себе комфортно, в безопасности, быть спокойным и полностью отдохнувшим.

  • Не нужно рассказывать историю, когда ребенок голоден или устал. Суть социальной истории не может быть воспринята ребенком, когда его настроение не очень хорошее.
  • Нужно избегать мест, где есть яркие огни, громкие звуки или иные отвлекающие факторы, к которым ребенок может быть чувствителен. Потому что в таких условиях рассказывать социальную историю просто бессмысленно

Рассказывайте социальную историю об определенном поведении перед тем, как поставить ребенка в подобную ситуацию.

  • Поскольку история свежа в сознании ребенка, он будет помнить то, что произошло в этом рассказе и попытается действовать таким же образом, как это было в рассказе.
  • Например, если история о том, что нужно делиться своими игрушками будет прочитана перед перерывом, то во время перерыва история остается еще свежей в памяти и дети могут сразу применять это на практике, делиться игрушками с другими.

Создавайте разные истории для различных потребностей. Социальные истории также можно использовать, чтобы помочь ребенку справится с эмоциями и чувствами, которые в основном являются неуправляемыми.

  • Социальные истории могут научить некоторым необходимым социальным навыкам, например, общению с другими людьми таким образом, чтобы это не приводило к конфликту, а способствовало завязыванию дружбы и отношений. Это часто бывает необходимо, потому что дети с расстройствами аутистического спектра имеют проблемы с нехваткой некоторых адекватных социальных навыков.
  • Социальные истории могут также привить навыки, которые необходимы ребенку для поддержания чистоты и гигиены, например, что делать после пробуждения, как пользоваться туалетом, как мыть руки и так далее.

Попросите ребенка самому рассказать вам историю. Истории являются лучшим способом для ребенка показать свое познание происходящего. Время от времени просите рассказать вам истории самостоятельно.

  • Обычно дети рассказывают про то, что они делают каждый день или про то, что они хотели бы делать. С помощью этих историй, попытайтесь понять, думает ли ваш ребенок в правильном направлении, говорит ли о вещах, которые не подходят для его возраста. Также попытайтесь определить, есть ли у него какие-то проблемы, переживания или страхи, о которых он может рассказать вам в своих историях.
  • Например, если ребенок рассказывает следующею историю: «есть одна девочка, которая обычно бьет в школе всех детей и хочет украсть их еду». Таким образом, ваш ребенок, возможно, пытается рассказать вам о некоторых проблемах запугивания, с которыми он сталкивается в школе с «этой» девочкой

Заменяйте одну социальную историю другой, если ваш ребенок схватывает суть вашего сообщения. Социальные истории могут быть изменены в зависимости от навыков, которые приобретает ребенок. Вы можете удалить некоторые элементы из социальной истории или добавить новые, чтобы удовлетворить текущее потребности малыша.

  • Например, если у ребенка уже есть понимание, как попросить перерыв, когда он чувствует себя перегруженным, то та часть истории, в которой вы прививаете ему это поведения, может быть опущена или изменена.

5. ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИСТОРИЙ

                                                               Как здороваться

 Меня зовут _____________________________. Мне _______ лет. Я хожу в школу. У меня много друзей. Когда я приду в школу или на площадку, я встречу всех моих друзей. Если я увижу друга первый, я подойду к нему и поздороваюсь. Я посмотрю в глаза моему другу. Я улыбнусь. Я скажу: "Привет". Мой друг тоже поздоровается со мной. Мой друг посмотрит на меня, улыбнется мне и скажет: "Привет". Если мой друг увидит меня, он сам подойдет ко мне и скажет: "Привет.Я отвечу: "Привет". Когда знакомые люди видят друг друга первый раз в течение дня, они здороваются. Когда люди здороваются, они ведут себя вежливо. Моя мама здоровается с другими людьми. Моя учительница здоровается с другими людьми. Мои друзья здороваются со мной. Я хочу быть вежливым. Я хочу, чтобы у меня было много друзей. Если я не буду здороваться со своими друзьями, они будут думать, что я - невежа. Мои друзья будут думать, что я их не замечаю, и не захотят со мной дружить. Они могут обидеться на меня. Я не хочу, чтобы мои друзья обижались на меня. Я буду здороваться со своими друзьями. Если я забуду поздороваться со своим другом в школе, моя учительница напомнит мне это сделать. Если я забуду поздороваться со своим другом на площадке, моя мама напомнит мне это сделать. Я хочу, чтобы у меня было много друзей. Очень важно здороваться с друзьями. Когда я здороваюсь, я посмотрю в глаза моему другу, улыбнусь и скажу: "Привет". Теперь я знаю, как здороваться. Когда моя учительница увидит, как хорошо я здороваюсь, она скажет: "Какой ты молодец! Ты ведешь себя так вежливо!" Когда моя мама увидит, как хорошо я здороваюсь, она скажет: "Молодчина! Ты научился здороваться! Я так горжусь тобой!

                                                                Как быть послушным

Меня зовут _____________________________. Мне _______ лет. Я хожу в школу. У меня много друзей. Я умею и люблю делать многие вещи: я могу чистить зубы, я могу построить башню из кубиков. А еще я знаю буквы и цифры. Я хочу научиться быть послушным во всем. Но иногда у меня это не получается, потому что есть вещи, которые я не люблю делать. Когда мне говорят сделать то, что я не хочу, я становлюсь непослушным. Мой голос становиться громче. Я даже могу закричать: "Я не хочу это делать, я не буду это делать". Иногда я злюсь, убегаю в свою комнату, хлопаю дверью. Когда я так делаю, моя мама очень расстраивается. Она не любит, когда я кричу, убегаю или хлопаю дверью. Я не хочу расстраивать мою маму. Я люблю мою маму. Я буду ей помогать. Я буду послушным. Когда мама попросит меня что-то сделать, я глубоко вдохну, потом выдохну и скажу моей маме: "Я сейчас это сделаю". Если мама попросит меня собрать игрушки, я глубоко вдохну, потом выдохну и скажу: "Я сейчас это сделаю". Потом я соберу все игрушки и положу их на свои места. Если мама попросит меня убрать за собой после еды, я это сделаю. Я буду помогать моей маме. Если я ей помогу, у нас будет больше времени играть вместе. Все мои друзья помогают своим родителям. Моя мама помогает моей бабушке. Моя учительница помогает мне. Когда я делаю то, что просит мама, я слушаюсь маму. Когда я послушный, моя мама гордится мной. Моя мама говорит мне, что я - ее маленький помощник. Когда я закончу дела, я приду к маме и скажу: "Мама, я сделал все, что ты просила". Моя мама скажет мне: "Какой ты молодец! Теперь давай поиграем!"

                                                               Как готовиться ко сну?

 Меня зовут _____________________________. Мне _______ лет. Я хожу в школу. У меня много друзей. Каждый вечер я ложусь спать. Днем я делаю очень много интересных вещей: я хожу в школу, я играю с моими друзьями, я смотрю телевизор. Чтобы делать все эти вещи, мне надо иметь много сил. Я не хочу пропустить никакие интересные события и занятия, потому что я устал и перестал быть сильным. Чтобы не уставать, все дети и взрослые ложатся вечером спать. Когда они спят, к ним приходит много силы. На следующий день они опять могут делать то, что им интересно. Если я сплю, то моя сила приходит ко мне. Когда я проснусь, я буду бодрый, веселый и сильный, и смогу делать все, что я захочу. Очень важно ложиться в постель вовремя. Если я лягу позже, я не успею набраться силы до утра. Мои друзья хотят, чтобы у меня было много силы, и я мог с ними играть. Моя учительница хочет, чтобы у меня было много силы, и я хорошо занимался. Моя мама хочет, чтобы у меня было много силы, и я хорошо ее слушался и не плакал. Моя мама скажет мне, когда нужно ложиться спать. Когда мама скажет, что пора ложиться спать, я начну готовиться ко сну. Пора спать Я почищу зубы. Я надену пижаму. Я скажу родителям «Спокойной ночи» и лягу в кровать. Мама почитает мне книжку. Потом она уйдет делать свои дела, а я буду лежать спокойно в кровати, пока я не засну. Утром, когда я встану, моя мама скажет мне: «Ты так хорошо спал, теперь ты такой сильный!»

                                            Как использовать салфетки для носа

 Меня зовут _____________________________. Мне _______ лет. Я хожу в школу. У меня много друзей. Когда мой нос заложен или из него текут сопли, я буду использовать салфетку, чтобы высморкаться и вытереть нос. Иногда я забываю использовать салфетку для носа и использую свои руки, чтобы вытереть нос. Так делать неприлично и некрасиво. Когда я вытираю сопли руками, я делаю свои руки грязными. Я также делаю вещи, которые я трогаю, грязными. Если мои друзья видят, что я вытираю нос моими руками, а не салфеткой, они не захотят пожать мне руку или играть со мной в игрушки, потому что я потрогал их грязными руками. Когда мой нос заложен или из него текут сопли, я возьму салфетку, приложу ее к носу и подую из носа в салфетку. Затем, я выкину салфетку в помойное ведро. Если мой нос все еще заложен, чешется или мокрый, я возьму новую салфетку, приложу ее к носу и подую из носа в салфетку. Затем, я выкину эту салфетку в помойное ведро. Когда я использую салфетку, мои руки остаются чистыми. Мои друзья тоже используют салфетки для носа, чтобы вытереть нос или высморкаться. Моя мама использует салфетку, когда ее нос заложен или из него текут сопли. Если я забуду высморкать нос, моя мама или учительница напомнят мне это сделать. Теперь я знаю, как использовать салфетки для носа. Если мой нос заложен или из него текут сопли, я буду использовать салфетки для носа и высмаркиваться в них. Я не буду вытирать мой нос руками. Пусть салфетка становиться грязной, а мои руки остаются чистыми! Когда я высморкаю свой нос, моя мама скажет мне: "Молодец! Ты здорово сморкаешься. Твой нос такой чистый! Твои руки такие чистые!" Моя мама будет рада, когда я высмаркиваюсь в салфетку.

                                                       Кого я могу целовать?

Социальная история которая поможет объяснить ребенку с аутизмом, почему нельзя целовать учителей и других детей в школе, и научит проявлять свои эмоции приемлемым способом.

Социальные историиСоциальные истории для ребенка с аутизмом. Пример.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей татарскому языку, используя пиктограммы.

Яңарыш алымнарын кулланып татар теленә өйрәтү....

Для организации конструктивного взаимодействия детей использую социально- оздоровительную технологию

Для организации конструктивного взаимодействия детей использую социально- оздоровительную технологию...

Использование сюжетно-ролевой игры в обучение детей с нарушениями зрения социально-бытовой ориентировке.

Игры современных детей  все чаще уходят от реальности, поэтому целесообразно проводить занятия по социально-бытовой ориентировке в форме сюжетно-ролевой игры....

МАСТЕР – КЛАСС на тему: «Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, используя технологию ТРИЗ».

Качественно решается задача обучения составлению детьми связного текста по сюжетной картине, формируется устойчивый интерес дошкольника к созданию собственного речевого продукта....

Играем вместе. Методика обучения детей раннего возраста упражнениям и играм с мячом (как и любому физическому упражнению) имеет свои особенности, которые заключаются в том, что в обучении преимущественно используются игровые приемы.

Учимся играть вместе.Как же научить малыша ловкости и уме­лости в играх с мячом. Методика обу­чения детей раннего возраста упражнени­ям и играм с мячом (как и любому физиче­скому упраж...

Технологии «СОЦИАЛЬНЫХ ИСТОРИЙ» для развития социальной компетентности у детей дошкольного возраста с РАС

В презентации предоставлен опыт работы по составлению социальных историй для детей с РАС...

Метод социального взаимодействия детей с РАС "Социальные истории"

Дети с РАС испытывают трудности в социальном взаимодействии. Почему? В большенстве случаев эти дети - неговорящие. Теория модели описывает их проблемы, когда им нужно посмотреть на ситуацию с точки зр...