Хочу быть главным героем!
статья (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Блинова Ирина Васильевна

Актуальность социально – психологической адаптации детей дошкольного возраста в наше время, является важнейшей задачей для родителей и педагогов, которые должны помочь детям в этом возрасте научиться общаться с окружающими: сверстниками и взрослыми, природой и самим собой, и освоить сущность человеческих отношений.

Важную роль в процессе общения детей играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

Работая над этой темой, я обратила внимание на то, с каким интересом дети играют в театральном уголке, как они эмоционально раскрепощаются в игре, особенно те дети, которые отличаются некоммуникативностью, агрессивностью.

Принимая участие в театрализованной игре, ребенок учится брать на себя определенную роль, образ различных игровых персонажей, что дает ему ощущение эмоционального единства и сопричастности с ними, и позволяет ему реализовывать, выражать собственные, присущие детям чувства, тем самым, проявляя и обогащая свой эмоционально-чувственный опыт.

 Театр — один из самых зрелищных и доступных детям видов искусства, так как он, учитывая определенные особенности детей дошкольного возраста (эмоциональность, чувственное сознание, воображение, эмпатию), оказывает сильное развивающее влияние на эмоциональную сферу ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Хочу быть главным героем!

Увлекательный мир театра манит к себе ребенка своим волшебством, разнообразием и доступностью. Мир, в котором он может совершать чудеса своими руками, и в котором может быть один, а может быть вместе с друзьями. Как просто и как хорошо!

Но вся кажущаяся простота волшебного мира исчезает, как только ребёнок заходит за ширму и берет в руки такую желанную театральную игрушку! Она совсем не хочет слушаться, не может говорить и двигаться, а ребята вокруг придумывают совсем не интересную сказку! Ребёнок разочарован и расстроен своей неудачей.

Понятно, что у таких детей нет навыков владения театральными игрушками и атрибутами, но главной проблемой является несформированность коммуникативных и социально - эмоциональных навыков детей, а между тем, успешное становление отношений ребенка со сверстниками – основное условие его развития, важнейший фактор формирования личности.  

Актуальность социально – психологической адаптации детей дошкольного возраста в наше время, является важнейшей задачей для родителей и педагогов, которые должны помочь детям в этом возрасте научиться общаться с окружающими: сверстниками и взрослыми, природой и самим собой, и освоить сущность человеческих отношений. 

Важную роль в процессе общения детей играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Восприятие внешнего выражения эмоций возбуждает ответные, эмоциональные переживания и реакции. Владея собственными жестами и выразительными движениями, ребенок способен тонко понимать все оттенки и нюансы в выражении лица, жеста и движения тела другого человека. Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняет общение детей между собой и взрослыми.

Мимика, жесты, пантомимика — первые помощники в общении. Овладение языком жестов и движений помогает детям не только быть интересными в общении, но и познавать людей, обретать друзей.

Работая над этой темой, я обратила внимание на то, с каким интересом дети играют в театральном уголке, как они эмоционально раскрепощаются в игре, особенно те дети, которые отличаются некоммуникативностью, агрессивностью.

Познание детьми самих себя, лучшее понимание эмоционального состояния и поступков других людей приводит к возникновению у детей чувства симпатии, уважения и сопереживания, что является непременным условием живого общения с окружающими детьми.

Принимая участие в театрализованной игре, ребенок учится брать на себя определенную роль, образ различных игровых персонажей, что дает ему ощущение эмоционального единства и сопричастности с ними, и позволяет ему реализовывать, выражать собственные, присущие детям чувства, тем самым, проявляя и обогащая свой эмоционально-чувственный опыт. В дальнейшем, ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимися героями. Способность к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей, формировать опыт эмпатийного поведения.

 Так же происходит усвоение различных образцов действий и поступков, что дает возможность дошкольникам не только глубже понять и узнать свой внутренний мир, но и учит делать нравственный выбор. Чем интенсивнее будут переживания детей в процессе театрализованных игр, тем более глубокий след они оставят в сознании ребенка, повлияют на характер его проявлений во взаимодействии с другими детьми, повлияют на его социальное поведение.

На протяжении детства особенности эмоций (их сила, длительность, устойчивость) изменяются в связи с изменением общего характера деятельности ребенка и его мотивов, а также с усложнением отношений ребенка с окружающим миром. Наряду с переживаниями удовольствия или неудовольствия, связанными с удовлетворением или неудовлетворением непосредственных желаний, у ребенка возникают более сложные чувства, вызванные тем, насколько хорошо выполнил он свои обязанности, какое значение имеют совершаемые им действия для других людей и в какой мере соблюдаются им самим и окружающими определенные нормы и правила поведения.

Все, во что включается дошкольник — игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе и т. д., — должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не строится или быстро разрушается. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что не вызывает у него интереса.

При этом особую роль приобретают те виды деятельности, которые вызывают яркий эмоциональный отклик у ребенка, заражают его: игра, слушание музыки и восприятие литературного произведения, спектакля и т.п. Особое место среди перечисленных видов детской деятельности в развитии эмпатии у старших дошкольников занимает деятельность театрализованная.

Работая с детьми в театрализованной деятельности, я получила возможность:

  • открывать детям огромный, сложный мир эмоций,
  • воспитывать в них нравственные ценности, ценностное отношение к себе, к другим людям, к природе, к жизни;
  • формировать у детей социально-одобряемые стереотипы поведения, и помогать своим воспитанникам, научиться правильно, жить среди людей, быть эмоционально отзывчивыми, способными к сопереживанию, готовыми проявлять гуманное отношение к окружающему миру.
  • воспитывать в детях любовь к театру, художественной литературе,  музыке.

При проведении театрализованной деятельности в качестве основных методов и приемов работы используются:

  • Чтение и анализ художественных произведений;
  • Просмотр и обсуждение иллюстраций и картинок;
  • Обсуждение и проигрывание проблемных ситуаций;
  • Беседы нравственного характера;
  • Разыгрывание сказок и инсценировок;
  •   Творческие игры: игры-драматизации, импровизации;
  • Творческое рассказывание, сочинение историй;
  • Упражнения на развитие коммуникативной сферы;
  • Упражнения на развитие выразительности (вербальные и невербальные);
  •  Упражнения на развитие эмоциональной сферы детей;
  • Развивающие игры;
  • Свободное и тематическое рисование.

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социально-эмоционального опыта.

Предметно-развивающая среда не только должна обеспечить совместную деятельность детей, но и является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно-развивающей среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать:

  • индивидуально-психологические особенности ребенка;
  • особенности его эмоционально-личностного развития;
  • интересы, склонности, предпочтения и потребности;
  • любознательность, исследовательский интерес, творческие способности;
  • возрастные и полоролевые особенности.

Театр — один из самых зрелищных и доступных детям видов искусства, так как он, учитывая определенные особенности детей дошкольного возраста (эмоциональность, чувственное сознание, воображение, эмпатию), оказывает сильное развивающее влияние на эмоциональную сферу ребенка. 

Именно в театрализованной деятельности педагог организует практическую деятельность ребенка, в ходе которой он вступает в реальные взаимоотношения с окружающим миром и усваивает созданные обществом ценности. Воспитательные возможности театрализованной игры огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка.

Театр – раскрывает духовный и творческий потенциал детей и даёт им  реальный шанс адаптироваться в социальной среде, это игра в которой, и пожить, и порадоваться может каждый ребёнок. Каждый из них станет главным героем. Нужно стремиться создавать такую атмосферу, чтобы дети всегда с огромным желанием играли и постигали удивительный мир, название которому – театр!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий выпускного Путешествие на планету «Школярия» - главные герои фиксики

Сценарий выпускногоПутешествие на планету «Школярия»Музыкальный руководитель:Юлия Юрьевна Залевская Цели и задачи:Создание положительного эмоционального настроя детей;Совершенствование знаний о ш...

Конспект занятия факультатива «Кукольный театр малышам» на тему: «Драматизация сказки «Страшный зверь» (отбор главных героев сказки) во второй младшей группе

Цели: развивать актерские способности по средствам мимики, жестов, характера изображения персонажей сказки;побуждать детей объективно оценивать выбор главных героев сказки;дать понятия «актер&ra...

Анализ детской литературы «Главные герои национальных сказок народов Приамурья».

Многокрасочное полотно амурских сказок – это целая этнографическая энциклопедия, представляющая культурные и бытовые особенности коренных народов Дальнего Востока. Стоит внимательно углубиться в...

"Знакомство с программой, оборудованием и главным героем - Наурашей"

20 сентября ребята познакомились с главным героем - мальчиком Наурашей и его лабораториями....

Проект по здоровому образу жизни "ХОЧУ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ!". Тема: «Хочу быть здоровым!»

Проект по здоровому образу жизни "ХОЧУ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ!".Тема: «Хочу быть здоровым!»Тип проекта: краткосрочный, информационно-практический.Продолжительность проекта: &nda...

Конспект НОД . Тема: Рисование главного героя русской народной сказки «Царевна-лягушка»

Конспект НОД .Тема: Рисование главного героя русской народной сказки «Царевна-лягушка»Цель: развитие детской инициативы, самостоятельности, активности. Задачи: развивать творчес...