Игровые маркеры
статья на тему

Каткова Светлана Анатольевна

Статья о игровых маркерах пространства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_markery_kak_uslovie_obogashcheniya_predmetno.docx23.65 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые маркеры как условие обогащения предметно – развивающей среды дошкольного учреждения.

Одним из требований к условиям реализации (ФГОС ДО) является создание развивающей предметно–пространственной среды. Она должна быть трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.                                                          

 Педагог должен обеспечить свободу действий в условиях групповой комнаты, предусмотреть ее тематический и сюжетный поворот, найти для каждой игры только ей присущий стиль игрового интерьера и оборудования. Управление игрой при помощи игрового материала может оказать существенное влияние на развитие в игре детей.

Для проведения сюжетно-ролевых игр должны выполняться следующие условия:

  • среда должна выполнять организационную, образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функции;
  • среда должна регулярно обогащаться.

Маркеры  дают возможность рационально использовать пространство групповой комнаты, сэкономить место, создать уют и привнести "изюминку" в интерьер группы. Маркеры легко трансформируются, дети легко могут их перестроить (вариативны) в зависимости от сюжета в игре.

Таким образом, предметная среда не должна быть самоцелью, было бы наивно думать, что можно воссоздать идеальную предметно - развивающую среду. Это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей.

Методическое руководство к игровым маркерам

Все маркеры реализуют следующие задачи:

  • Обогащать содержание сюжетных игр детей на основе знакомства с явлениями социальной действительности. Развивать познавательную активность детей, осваивать средства и способы познания, обогащать опыт деятельности и представления об окружающем.
  • Обогащать сенсорный опыт детей, совершенствовать аналитическое восприятие. Содействовать гармоничному физическому развитию детей.
  • Развивать умение самостоятельно организовывать игры и упражнения; воспитывать доброжелательное отношения со сверстниками в процессе совместной деятельности.
  • - Обогащать содержание сюжетных игр детей на основе знакомства с явлениями социальной действительности.
  • Развивать познавательную активность детей, осваивать средства и способы познания, обогащать опыт деятельности и представления об окружающем.
  • Развивать умение самостоятельно организовывать игры и упражнения;
  • - Воспитывать доброжелательное отношения со сверстниками в процессе совместной деятельности.

Маркеры обладают рядом достоинств и отвечают современным требованиям:

  • Легко трансформируются;
  • Многофункциональны;
  • Вариативны;
  • Развивают детскую фантазию и воображение;
  • Активизируют двигательную активность;
  • Рассчитаны на все возрастные категории от 3 до 7 лет;
  • Отвечают гигиеническим требованиям (легко моются, безопасны);
  • Имеют эстетический вид;
  • Занимают мало места при хранении;
  • Выполнены из недорогих и доступных материалов.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом развивающая предметно- пространственная среда должна обеспечивать возможность общения совместной деятельности детей и взрослых. А также развивающая предметно- пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Немаловажным является то, что наличие игровых маркеров помогает реализовать гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста. Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе, но при этом они могут и проявить свои индивидуальные особенности. Маркер: многофункциональная ширма складывается в плоское состояние, она устойчиво стоит на полу. Ткань легко снимается и стирается, ширма предназначена для сюжетно-ролевых и режиссерских игр, таблички можно прикреплять к маркерам с помощью липучек и прищепок, рамки оформляют картинками распечатанные на цветном принтере и за ламинированные, атрибуты подбирают от назначения в контейнерах. Маркер: Книга – панорам изготовлена из 3 –х картонных листов, обклеена клеющей бумагой, где нужно вырезается дверь, и окно.

При помощи этого многофункционального маркера можно обыграть огромное количество сюжетов«Семья»«Многоквартирный дом»«Новоселье»«Аптека»«Автозаправка»«Автомойка»«Шиномонтажка» они удобны в совместной деятельности педагога с детьми эти «книги – панорамы» служат прекрасным дополнением для проведения НОД и дидактических игр.

 Игровой материал хранится в коробках, на которых есть надпись для узнавания игры, дети самостоятельно могут определить, какую игру им выбрать.

Кроме того игровые пособия могут быть использованы для создания уголка уединения – при помощи, которых, ребенок может отгородиться от общего пространства и отдохнуть. Данные пособия надолго увлекают ребенка, ставят перед ним много различных задач, требующих внимательности, усидчивости и настойчивости, развивают творческое мышление.

Требования к созданию предметно- развивающей среды:

  1. Материалы и оборудование должны создавать оптимальную насыщенную, целостную, многофункциональную, трансформируемую среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
  2. Традиционные материалы и материалы нового поколения должны подбираться сбалансированно: среда должна быть созвучна времени, но и традиционные материалы, показавшие свою развивающую ценность, не должны полностью вытесняться в угоду новому.

3. Следует руководствоваться следующими принципами:

  • Полифункциональность среды, предусматривающая обеспечение всех составляющих воспитательно- образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно- развивающей среды.
  • Трансформируемость, обеспечивающая возможность изменений предметно- развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.
  • Вариативность, определяющаяся видом дошкольного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями.

4. Необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду как общим, так и специфическим материалом для девочек и мальчиков.

5.В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.

6.Подбор осуществляется для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач, а также для активизации двигательной активности.

7. Материалы и оборудование должны отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

8. Материал для игры классифицируется исходя из его сюжетообразующей функции и должен включать предметы оперирования, игрушки персонажи и маркеры игрового пространства.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые маркеры как условие совершенствования предметно – развивающей среды дошкольного учреждения

В статье описан опыт работы по реализации одного из условий ФГОС До создание предметно- развивающей среды...

Игры в средней группе с использованием игровых маркеров

Чтобы разнообразит игры детей, сделать более доступным материал, мною были изготовлены из полипропилена несколько игровых маркеров. Это напольные крупные машина и домик. Самые востребованные в младшей...

План-конспект занятия по развитию речи с использованием игровых маркеров « Аквариумные рыбки».

Это занятие я проводила на Городском методическом объединении воспитателей младших и средних групп....

Конспект сюжетно-ролевой игры « Едем в гости к бабушке» с использованием игровых маркеров во второй младшей группе

Этот материал очень интересен своим разнообразием и сменой деятельности ребятишек, что создает особый настрой и не позволяет детям уставать и скучать....

Игры в средней группе с использованием игровых маркеров

В этом материале я хочу поделиться, как с помощью несложных конструкций можно получить занимательные предметы для игр детей....

Конспект сюжетно-ролевой игры во второй младшей группе "Путешествие на автобусе" с использованием игровых маркеров.

Способствовать обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.Формировать положительное взаимоотношение между детьми; развивать диалогическую речь; ...

Игровой маркер для сюжетно-ролевых игр

Для изготовления многозначного маркера игрового пространства мы использовали строительные листы «Пеноплекс» и самоклеющуюся пленку.Опробовав маркер в работе с детьми(2 месяц...